Доклад Развитие творческих способностей средствами ручного труда


Развитие творческих способностей младших школьников средствами ручного труда.
1.Творческие способности в психолого-педагогической литературе.
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева, Ю.Н. Кудюткин и др.). Исследователи (Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин, И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: «Творчество – это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением… Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности».
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений.
В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме – это не творчество, а варварство);
в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
г) наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
д) новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что «неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры».
По мнению И.П. Волкова единственно правильного объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, т.к. проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.
Волков в своей книге «Учим творчеству» дает очень много полезных советов для учителей как правильно обучать творчеству. Он пишет, что школьник не может создать оригинальный конкретный продукт, если учитель не будет опираться на уже имеющиеся у него знания. Работы должны выполняться грамотно потому, что грамотность – это правила. Именно они дают на практике мастерство. А мастерство – это квалификация. Творчеству надо учить постепенно, т.е. выполнять работу с элементами творчества. Без самостоятельности, когда ученик сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы, серьезно говорить о творчестве нельзя.
Способность к творчеству может в полной мере проявиться только в том случае, если дело, которым он занимается, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям. Тогда он может реализоваться полностью и, следовательно, проявить себя как творческая личность. Постигая и преобразуя окружающий мир, человек может выступать в трех видах творческой деятельности. Первый – исследование объективно существующих закономерностей, свойств и явлений окружающего мира. Это удел ученых, и итогом их деятельности являются открытия. Второй вид творческой деятельности связан с решением задач, повседневно возникающих в различных областях хозяйственной деятельности. Наиболее оригинальные решения становятся изобретениями. Третий вид творческой деятельности – рационализация.
Развитию творческих способностей также содействует доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и ученика.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий - необходимое условие психологического уровня организации творчества. Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама по себе творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для проявления творческих способностей.
Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
2.Условия развития творческих способностей. Выделим условия развития творческих способностей, обратившись к исследованиям Никитина:
«раннее начало развития творческих способностей»
« …заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться»…
«максимальное напряжение сил ребенка»
«надо предоставлять ребенку большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.»
«оказание ребенку ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых» (Никитин 1991:5)
Рассмотрим, что же относится к педагогическим условиям развития творческой деятельности младших школьников на уроке:
- осознание учителем творческой деятельности младших школьников как цели обучения;
- включение творческой деятельности в содержание начального образования как его особого компонента;
- соединение свободы творческой деятельности младших школьников с ее педагогической организацией и руководством со стороны педагога;
- методы проблемного обучения как ведущие способы организации творческой деятельности
- диагностика результатов творческой деятельности младших школьников;
-коррекция творческой деятельности младших школьников (Пидкасистый 2006:26)
Указанные педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников являются необходимыми и достаточными, так как включают в себя основные элементы целостного учебного-воспитатеьного процесса: дидактическое целеполагание, отбор содержания и методов обучения, диагностический педагогический анализ, коррекцию.
Помимо этого, важным условием развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей».
Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.
В целом, успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
физическое и интеллектуальное развитие детей;
создание обстановки, определяющей развитие младшего школьника;
самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
предоставление ученику свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.;
умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей;
На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера;
Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей;
Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей;
Работа с родителями.
Уровни творческой деятельности, освоенные учащимися, становятся устойчивыми новообразованиями личности только при целенаправленном, систематическом и длительном применении педагогических условий развития творческой деятельности младших школьников.
3.Методы развития творческих способностей.
Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания учебного предмета, мастерства педагога и другие.
Отбор и композиция методов и приемов обучения и воспитания должны максимально способствовать художественно-эстетическому развитию – формированию творческих способностей, творческой деятельности и отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы.
Некоторые из методов по формированию творческих способностей детей:
*Решение творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, – побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.
Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.
*Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.
В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
*Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. Творческий проект на уроках – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.
*Конструирование – основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.
Существует большое разнообразие методов и способов развития творческих способностей через кружковую деятельность. Данные методы обучения классифицируются по типу познавательной деятельности:
– репродуктивный;
– воспроизводящий метод - это метод закрепления знаний, умений и навыков, формирования универсальных учебных действий. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма;
– проблемное изложение;
– частично поисковый (эвристический);
– исследовательский .
Использование каждого из данных методов благотворно влияют на развитие творческих способностей.
4. Значение развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта.
      Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Искусство и другие виды детского творчества помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.
Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.
Виды детского ручного труда.
Ручной труд многообразен и подразделяется на виды по материалу из которого что-либо делают. Например, по делению по материалу ручной труд предполагает следующие направления работы:
1)технология работы с бумагой (оригами, аппликация, бумажной моделирование и др.);
2)технология работы из природного материала;
3)технология обработки ниток (плетение, макраме, вязание и др.);
4)технология обработки ткани;
5)технология обработки кожи;
6)декоративно-прикладное искусство;
7)технология работы с тестом для лепки.
Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания:
• активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
• соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта рукоделия, количество создаваемых предметов);
• активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
• позволяют формировать и закреплять умения и навыки (владение разнообразии способов работы, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);
• предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
• способствуют всестороннему развитию;
• имеют практическое и общественное значение;
• доставляют радость и чувство удовлетворения.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Основополагающая задача ручной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.
Также в процессе формирования творческих способностей у детей со сниженным интеллектом решаются следующие задачи:
- коррекция познавательной сферы ребенка;
- развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;- знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;
- воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;
- развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.
Для развития творческих способностей необходимо:
 -формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой;
- создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало;
 - развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности;
 - развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк в работе;
-воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:- выдерживать общую направленность занятий;
- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;
- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;- подчинять все виды внеурочных работ общим учебно-воспитательным задачам.
Основная цель развития творческого мышления на занятиях по ручному труду – это личная, социальная и профессиональная компетентность, умение жить и работать в быстро меняющемся мире.

Приложенные файлы


Добавить комментарий