презентация по пьесе М.Горького На дне


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

А.М.Горький «На дне»Презентация учителя русского языка и литературы МБОУСОШ №17 г. ТулыФедотовой Е.Ю. История создания«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию. История 1 постановки Большую помощь оказал Горький. К будущему спектаклю им была прислана большая партия фотографий, специально заказанная и выполненная другом писателя известным фотографом М. П. Дмитриевым. Это были многочисленные виды нижегородских ночлежных домов, снимки босяков, странников, нищих, сидящих на земле, стоящих подле ночлежных домов, крючников в лаптях. Весь этот обширный материал был тщательно отобран писателем. Многие фотографии были снабжены пометками Горького. Так, на одном из групповых снимков, изображающих ночлежников, Горьким сделана приписка: «Грим для Сатина. Высокий, худой, прямой». На другой фотографии писатель делает пометку, указывая на одного из нищих: «Грим для Луки. Не забывать — Лука лысый». В.И. Качалову, игравшему Барона, Горький прислал фотографии барона Бухгольца, спившегося босяка, попавшего в нижегородскую ночлежку. Эти фотографии послужили артисту превосходным материалом для создания сценического образа, костюма и грима Барона. История 1 постановкиЧерез несколько дней после посещения Хитровки Станиславский вместе с Симовым и его помощником К. Сапуновым принялись за изготовление макетов. Все, что увидели Симов и Станиславский на Хитровке, своеобразно претворялось в макетах. Художник не стремился буквально воспроизвести «казенно прямолинейные помещения ночлежек», они были не интересны. Симов и Станиславский создавали в макете обобщенно-типический образ «дна». ]   История 1 постановки В 1902году Станислав-ский, Немирович-Данченко и художник Симов приходили изучать быт «низов» на Хитровку для постановки этой пьесы в Московском художественном театре. Станиславский вспоминал: «Все эти милые ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и начался пир. Когда мы объяснили им цель нашего прихода, заключающуюся в изучении жизни бывших людей для пьесы Горького, босяки растрогались до слёз. «Какой чести удостоились!» — воскликнул один из них. Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы "На дне". Наверху надпись Горького: "Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха". 1902 Хитровский рынокдом Утюг (перестроен) "Сухой овраг" ...у знакомых на Покровском бульваре... (дом Телешова) дом генерал-майора Хитрово дом Орлова (не сохранился) дом Ромейко (потом Кулакова) он же Свиной дом (не сохранился) Отмечено на карте: Хитров рынок дом Ярошенко (он же дом Степанова) -- трактир "Каторга" ...в доме Румянцева были два трактира -- "Пересыльный" и "Сибирь"... 3-й участок Мясницкой части дом Буниных Хитровка В самом центре большой ночлежк находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актеров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив свое состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел."Пройтись бы в таком мундире по Хитрову рынку!" — мелькнула у него как-то мысль.Но он скоро забыл об этой глупой мечте... А она снова вернулась... ещё... ещё... И вот во время одной из служебных командировок в Москву он прошелся по Хитрову рынку, поразил всех и... навсегда остался там, без всякой надежды когда-нибудь выбраться оттуда. ХитровкаИз воспоминаний В.А.Гиляровского Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берёт свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму . ХитровкаИз воспоминаний В.А.ГиляровскогоМрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны. Конфликт в пьесе Социальный ЛюбовныйКостылёв и Медведев ( власть)Бесправные ночлежникиПепелКостылёв - ВасилисаВасилиса – Наташа Своеобразие пьесы Предмет изображения – сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни. Любовный конфликт – грань социального (показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии. В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех: и рабов, и хозяев). Основной конфликт – внутренний ( в сознании людей «дна»). Сюжет внесобытийный, в диалогах героев. Жанр – социально-философская драма.Новаторство – в многоголосии (говорящие слышат друг друга и отвечают , не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам ночлежников. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь). «Отверженные» в драмеАнализ афиши:авторские пояснения скупы (возраст, профессия);мир «дна» многолик, социально определён(бывший барон, бывший актёр, бывший слесарь, бывший крючник);список отражает и последовательность появления действующих лиц, и иерархию этого трагического мира «Отверженные» в драме 3 группы обитателей ночлежкиПримирившиесяБубновТатаринНастяАннаБаронКлещСтрадающие, желающие начать новую жизньАктёрПепелНаташаЦентральные героиЛукаСатин «Отверженные» в драме Бубнов – картузник, 45 лет . Значение имени: мастер, делающий ударный инструментболтун, который беспрерывно болтает, бубнит; промотавшийся или проигравшийся в карты; глупец, лентяй, прихлебатель (бубны в голове – без царя в голове). Отличительные черты: лень, равнодушие, много пьёт, на людей смотрит со стороны, чаще всех говорит о правде.«Все люди на земле — лишние».«Шум — смерти не помеха».«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?»«Все хотят порядка, да разума нехватка».«А кто пьян да умён — два угодья в нём…»«Вовремя уйти всегда лучше».«На что мне совесть? я – небогатый!»«Люди все живут…как щепки по реке плывут».«Всё сказки».





«Отверженные» в драме Татарин - крючник. Ночлежники называют его Асаном,иногда князем (распространенная в то время обидная для татар кличка). Отличительные черты: проповедует необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона, слепо подчиняется закону. «Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон терял — пропал!.. Не обижай человека — вот закон!»

«Отверженные» в драмеНастя («воскресшая»)-«девица, 24-х лет», сожительница Барона.Отличительные черты: добрая, живёт в воображаемом мире бульварных романов, которые она читает, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. В реальной жизни Настя не видит ничего светлого. «Надоело мне... лишняя я здесь».

«Отверженные» в драмеБарон – бывший барин, 33 лет теряет имя (Debil – немощный, хилый, тщедушный) Отличительные черты: нечестный, много пьёт, ничего нет за душой, живёт прошлым, слишком поздно осознаёт, как прошла жизнь«Я, брат, боюсь… иногда. Понимаешь? Трушу… Потому – что же дальше?А… ведь зачем-нибудь я родился?

«Отверженные» в драмеКлещ – бывший слесарь, 40 лет, оказался в ночлежке из-за потери работы и болезни жены. Значение имени – насекомое-кровосос.Отличительные черты: презирает всех окружающих («Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди…умрёт жена), чёрств и суров по отношению к жене. После смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает других ночлежников как товарищей по несчастью.«…Какая тут правда? И без неё – дышать нечем…»


«Отверженные» в драмеАнна – жена Клеща - ощущает свою ненужность, обездолена«Не помню - когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь… За что?Ну… ещё немножко пожить… пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть… можно!

«Отверженные» в драмеАктёр – «лет 40», на «дно» попал из-за нужды, отсутствия работы. «Провинциальные актёры имели работу лишь в течение сезона – 6-7 месяцев, да и в то время получали жалование, когда заблагорассудится антрепренёру. Положение провинциального актёра и в моральном смысле было незавидным: переезды из города в город, поиски работы, зависимость от полицейских властей, пренебрежение со стороны общества, унижения… Сколько бы ни заработал актёр, он всё проживал за первые 7 недель, в течение которых не было работы, закладывал свой гардероб, продавал вещи. Антрепренёры сознательно затягивали переговоры контрактов, которые заключались в конце концов на самых невыгодных для актёра условиях». «Отверженные» в драме Актёр переживает потерю имени (сценический псевдоним – Сверчков-Заволжский: 1 часть сценического имени указывает на незаметность, 2 часть – широту натуры), добр, ищет правды (не случайно любимое стихотворение – французского поэта Беранже:Господа! Если к правде святойМир дорогу найти не умеет,-Честь безумцу, который навеетЧеловечеству сон золотой! Речь по-актёрски витиевата.«Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...» «Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички...» «Без имени - нет человека...»«Я – уезжаю, ухожу… Понимаешь – есть лечебница для организмов… для пьяниц… Я её найду, вылечусь… Я на пути к возрождению…»




«Отверженные» в драмеВаська Пепел («царственный») - 28 лет, вор, «аристократ» в среде ночлежников (у него отдельная комната). Отличительные черты: широта натуры, удаль, у него водятся деньги, и он дает ночлежникам по их просьбе на выпивку. Такой образ жизни не приносит ему удовлетворения. «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть». «Я сказал – брошу воровство!.. Я грамотный... буду работать... Ты думаешь – моя жизнь не претит мне?.. Я - не каюсь… в совесть я не верю… Но я одно чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» «…Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня...»«Несладко живу... волчья жизнь - мало радует... за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит»


«Хозяева жизни»Костылёв – хозяин ночлежкиОтличительные черты: ханжа, «божьими словами» прикрывает хищничество, злобу, жестокость, елейные речи сочетает с грубой бранью, скупает краденое, не гнушается обобрать до последней нитки ночлежников, тем самым толкая их на воровство.«А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»

«Хозяева жизни»Василиса – жена КостылёваОтличительные черты: «лютая баба», «гадюка», «зверь-баба», избивает сестру, подговаривает Пепла на убийство мужа, предаёт Ваську.«Освободи меня… от мужа!.. Ты – не сам… через товарищей! Деньги будут… уедешь куда-нибудь… меня навек освободишь… Видеть мне её – трудно… бью. И – буду бить!»«Убили! Мужа моего… вот кто убил! Васька убил! Я – видела!..»


«Хозяева жизни»ПолицейскийМедведев -дядя Василисы, хозяйки ночлежки, защитник «хозяев жизни». Считает, что «вся земля в околотке помещается». О человеке судит по паспорту.
Размышления о правде и человеке Лука – странник, скорее всего из крестьянского сословия, о себе ничего не сообщает, кроме: «Мяли много. Оттого и мягок…»Отличительные черты: деятелен, заботлив, участлив, быстро находит подход к ночлежникам («Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!..»), непритязателен, мягок, но не безгрешен, не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы. В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев и вселяет веру в лучшее будущее.
Размышления о правде и человеке Имя героя восходит:- евангелист Лука («lux» - светоносный, «при восходе солнца родившийся»), дано по ассоциации– «лукавый» , бес (критик Долженков). «Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью… Мне хочется солнышка пустить на сцену, весёлого солнышка, русского эдакого… не очень яркого, но любящего всё, всё обнимающего». (М.Горький.) «Старик у вас – несимпатичный, в доброту его – не веришь». (Л.Толстой.) Размышления о правде и человеке Взгляды Луки:«Христос-от всех жалел и нам так велел», на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…»«Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то».«Старику – где тепло, там и родина».«Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Деткам –то жить не мешайте… Деток уважьте! ( в Евангелии: «Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им; ибо таковых есть царствие Божие»)Верит в силу мечты, добра, пользу жалости.«Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али ещё что…А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…да! Человек – может добру научить… очень просто! Размышления о правде и человеке Взаимоотношения с ночлежниками Лука – Анна Лука – Настя Лука – Наташа Лука – Актёр Лука – Васька ПепелУхаживает за ней, утешает («Смерть – она всё успокаивает… она для нас ласковая»)«Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она».советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек».Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Воздержись!.. Возьми себя в руки и – терпи… А потом – вылечишься… и начнёшь жить снова… Человек всё может… лишь бы захотел…«Там ты себе можешь путь найти… Там таких – надобно!»«А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!» Размышления о правде и человекеСатин - лет под 40, «много читал книг», «был образованным человеком». Отличительные черты: Шулер, пьяница, отрицает труд, презирает нравственные ценности, бравирует этим, но ему не чуждо сострадание, ночлежники относятся к нему с симпатией (Лука: «Веселый ты, Костянтин... приятный»).

Размышления о правде и человекеЗначение имени: Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры – боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, задиристы, наглы, любят вино).Эту фамилию связывают с именем «князя тьмы» - Сатаны. Сатин – Сатана (точка зрения критика Долженкова:Сатин – разрушитель(внушает Пеплу мысль об убийстве Костылёва: «И чего ты не пришибёшь его, Василий? …ты умненько. Потом – женись на Василисе… хозяином нашим будешь…»; Актёру: «Это всё старик… навинтил Актёра»; «Никуда ты не пойдёшь…всё это чертовщина!»)Имя связано с первоначальным заголовком «Без солнца» (солнце и человек – творение Бога)3) Сатина зовут Константином. Это значит «постоянный», от слова «константа». Размышления о правде и человекеВзгляды Сатина:«Характер — вещь полезная».«Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются».«Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».«Дважды убить нельзя».«В карете прошлого никуда не уедешь».«Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» «Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно!Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» ««Жалеть людей надо».«…вовремя человека пожалеть…хорошо бывает».«Не всегда правдой душу вылечишь».«…человек должен уважать себя».«Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека».«Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо».Размышления о правде и человеке Лука СатинНадежда,состраданиеистина«Человек – вот правда!»«Надо уважать человека» и «человек должен уважать себя» Размышления о правде и человеке Позиция М.Горького Размышления о правде и человеке Позиция М.Горького Человек «медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба, и человеку нет конца пути! Так шествует мятежный человек – вперёд! И – выше! Всё вперёд! И – выше!» (Из очерка «Человек».)

Приложенные файлы

Добавить комментарий