Открытый урок по предмету Хоровой ансамбль с учащимися 1-3 классы


Открытый урок по предмету хоровой ансамбль
с учащимися 1-3 классы
ТЕМА
«Воспитание вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения»
Преподаватель: Смирнова Наталья Геннадьевна
Концертмейстер: Ким Татьяна ИнхвановнаОткрытый урок по хору
Цели:Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в унисон.Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.
Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.
Задачи:1.    Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой слитности.2.    Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других голосов.3.    Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.4.    Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
План урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся – 0,5 мин.
Певческая позиция – 2 мин.
Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.
Музыкальный словарь – 2 мин.
Дыхательная гимнастика – 3 мин.
Артикуляционная гимнастика – 2 мин.
Скороговорки – 2 мин.
«Штро-бас» (скрип) – 2 мин.
Работа по алгоритму (использование наглядных схем) – 8 мин.
Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа – 5 мин.
Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с помощью фонопедических приемов) – 6 мин.
Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул – 6 мин.
Исполнение, повторение песен – 4 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Задание на дом  - 0,5 мин.
Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.
Ход урока- Здравствуйте ребята!- Здравствуйте учитель. - Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к другу лицом (попарно).Пожелание добра
Я желаю себе добра,Я желаю тебе добра,Я желаю всем добра!
Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы услышите песню.Задание:1.    Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).2.    Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые – однородные, смешанные)3.    Что такое хор?Хор – это коллектив, исполняющий вокальную музыку.Вокал – это пение.Как исполняют – в «унисон». Что такое унисон?Показать ладонь – перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну. «Унисон» можно увидеть.Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания.

Дыхательные упражнения.Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.1.    Поднимая голову вверх – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).2.    Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (8 раз).3.    Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений, делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» - вдох, «так» - отдых, а не выдох.4.    Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный, чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).5.    Погладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).6.    Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.7.    Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши. Улучшает зрение и слух.8.    Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
Артикуляционная гимнастикаЦель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.1.    Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)2.    Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.3.    Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.4.    Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.5.    Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.6.    Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).7.    Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.8.    Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).
Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала1.    внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь (благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать младенцу; как кот солнцу).2.    Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная собака; обезьяна, изображающая вас.
СкороговоркиЧеткая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.Примеры скороговорок:1.    От топота копыт пыль по полю летит.2.    Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.3.    Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.
«Штро-бас» (скрип) В.В. ЕмельяновЯзык расслаблен на нижней губе – артикуляция только движением губ – а, ао, ау, аы.Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук. Упражнение по алгоритму.1.    «Сидит ворон на дубу  Он играет во трубу»2.    «Филин сидит в темном лесу»
Использование наглядных схем – алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест – родные братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и многие другие качества.Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.Упражнение на выравнивание гласных.Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда, предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.1.    Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!2.    Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном. Завершать упражнение в фальцетном регистре
Вырабатывать навык чтения с листа, добиваться чистого интонирования. Все упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на гласные звуки).Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с ясным пониманием исполняемого.«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».Проработка художественных произведений с помощью фонопедических приемов:1.    Губной вибрации2.    «ууу» - продувание на глиссандо3.    На слоги «уо»Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность, чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель использует интонационные формулы.
В конце урока звучат три песни1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова3. «Зебры» с шумовыми инструментами
Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую конфету.Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.Домашнее задание: петь гамму с ручными знаками.Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих прекрасных птичек.Урок окончен, до свидания.
Список литературы1.    Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М.: 1980.2.    Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. – вып. 1.3.    Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.4.    Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.5.    Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.6.    Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.7.    Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.8.    Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.9.    Смолина Е.А. Современный урок музыки. – М.: Академия Развития, 2007.10.    Струве Г.А. Школьный хор. – М.: Просвещение, 1981.11.    Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.12.    Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. – Челяби

Приложенные файлы


Добавить комментарий