Презентация по теме “Гоголевские ремарки” в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Руководитель: Савельева Т.А.Выполнили: Курзюкова Ю.Фозилова Ш. ВСТУПЛЕНИЕ Гоголь пришел в литературу как талантливый прозаик, но он не менее талантлив и как драматург. Читая Гоголя, восхищаешься его даром живописца, сатирика, юмориста и удивляешься способности писателя видеть мир через волшебное стекло. Это стекло не просто увеличивало общественное явление или человеческий порок, оно гротескно искажало его до безобразия.Работу над пьесой "Ревизор" Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным.На выполнение творческого замысла у Гоголя ушло всего два месяца (октябрь–ноябрь 1835 года), но работа над комедией продолжалась. Существенные изменения в текст комедии были внесены в 1836 году, в период постановки «Ревизора» на сцене Александринского театра в Петербурге. Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года.Окончательная редакция комедии относится к 1842 году. «Ревизор», поставленный на сцене и опубликованный в печати, вызвал многочисленные и противоречивые отклики.В июне 1836 года Гоголь уехал за границу, жил в Баден-Бадене, Женеве, Веве (Швейцария), в Париже, где познакомился с А. Мицкевичем; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А.С. Пушкина. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ: 1. Изучить литературоведческие материалы, дающие определение ремарки, её типам и функциям в драматургическом произведении;2. Исследовать текст комедии“Ревизор” на предмет использования в нём ремарок;3. Сделать выводы о роли гоголевских ремарок в создании художественного образа героя и развития драматургического конфликта. АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие интереса к гоголевскому слову, к исследовательской деятельности. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Частично – поисковый метод.Систематизация исследуемого материала.Обобщение. ПРОБЛЕМА Какую роль играют ремарки в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"? ГИПОТЕЗА Если:-Исследовать текст комедии “Ревизор”;-Выявить основные типы гоголевских ремарок на примере комедии “Ревизор”,то можно сделать вывод - о роли гоголевских ремарок в создании художественных образов и развитии действия в комедии РЕМАРКИ Ремарка – это пояснение автора к драматическому тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц. Ремарка (в литер.) — (от франц. remarque — замечание, примечание).Они в нашей комедии подчёркивают созданные на сцене образы плутов, мошенников, взяточников, казнокрадов, прячущихся за спасительными чиновничьими мундирами. ФУНКЦИИ РЕМАРОК В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей) ; обозначается место действия (комната в доме городничего) , указывается, что делает герой пьесы и как он произносит слова роли («оглядываясь» , «в сторону») .  Роль в создании художественных образов. Роль в развитии драматургического действия. ВИДЫ РЕМАРОК Ремарки Технические Психологические Водевильные Обличительно-сатирические Односложные Распространенные Авторские ремарки(Немая сцена,«Замечания для господ актеров», эпиграф ) ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕМАРКИ Технические ремарки придают действию динамику, указывают, что чиновники «усаживаются», «садятся», «трясутся от страха». Земляника «говорит в сторону», затем – «вслух», городничий «говорит про себя» ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕМАРКИ Городничий Хлестаков Поднося бумажки;  Отдает фуражку и тросточку; Написав, отдает Добчинскому;  Насвистывает сначала из "Роберта", потом "Не шей ты мне, матушка", а наконец ни се ни то; Делая Бобчинскому укорительный знак, Хлестакову;  Вытягиваясь и представляя лакея; Пропускает вперед Хлестакова и следует за ним, не оборотившись, говорит с укоризной Бобчинскому; Потирает руки и подшаркивает ножкой; Входит на цыпочках;  Наливает суп и ест; Задумывается;  Защищая рукой кушанье; Отворяет дверь и говорит;  Продолжает есть; Поднимается на цыпочки;  Режет курицу; Обращаясь к Осипу;  Режет жаркое; ВЫВОД: Вывод: Страх руководит поступками героев. Хлестакова он заставляет быть активным, а городничий от страха просто замирает на месте. Психологические Ремарки В психологических ремарках уточняется психология действующих лиц: городничий говорит «в страхе», Анна Андреевна - «с пренебрежением-), Хлестаков - «рисуясь», судья - «потерявшись», Марья Антоновна - «сквозь слезы» и т. д. Иногда Гоголь несколькими рядом поставленными ремарками рисует психологическую эволюцию персонажей.  Хлестаков Городничий Ходит и разнообразно сжимает свои губы; наконец говорит грозным и решительным голосом Немного оправившись и протянув реки по швам Защищая рукою кушанье Робея Прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле Вытянувшись и дрожа всем телом Голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе Дрожа Потирает руки и пошаркивает ножкой Пишет и в тоже время говорит про себя Испугавшись Делая Бобчинскому укорительный знак Сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко Входит на цыпочках Бодрится Дразни тего Храбрясь Потираетглаза Вскрикивает, подпрыгивая от радости Заливается и помирает со смеху Психологические Ремарки ВЫВОД: Вывод: Если проследить психологические ремарки, сопровождающие этих двух героев по всему произведению, то можно убедиться в том, что Городничий испытывает страх намного больше, чем Хлестаков. Это и понятно: ведь ему, в отличие от Хлестакова, есть что терять. АВТОРСКИЕ РЕМАРКИ Авторские ремарки в комедии играют необычную роль:  они словно заменяют режиссёра при постановке пьесы: «комната в доме городничего», «маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги, платяная щётка и прочее», «та же комната в доме городничего» - эти ремарки «рисуют» интерьер. В «меню» действующих лиц – «говорящие имена и фамилии: судья Ляпкин-Тяпкин», уездный лекарь Гибнер, частный пристав Уховёртов и т. д. НЕМАЯ СЦЕНА НЕМАЯ СЦЕНА Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Н.В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии.В.Г. Белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и законаВ. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». М. Храпченко видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку – в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»Ю. Манн считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. «Замечания для господ актёров»  - это тоже авторские ремарки, вносящие свой вклад в «режиссуру». Гоголь представляет нам городничего, «уже постаревшего на службе и очень неглупого, по-своему, человека…», Хлестакова, «худенького, несколько преглуповатого и, как говорят, без царя в голове», почтмейстера, «простодушного до наивности человека»… ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ ГОСПОД АКТЕРОВ ЭПИГРАФ Следует обратить внимание на ещё одну авторскую ремарку – эпиграф комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Вот оно, то самое волшебное стекло, которое не просто увеличивает, но и гротескно искажает отражение. Эпиграф к комедии Гоголь дал через несколько лет после её постановки, когда критика яростно обвинила писателя в клевете на Россию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предметом нашего исследования были ремарки в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Говоря об особенностях драмы как литературного рода, мы пришли к выводу, что ремарки участвуют в создании художественного образа героя и помогают читателю понять авторский замысел. Новаторство Гоголя-драматурга заключается прежде всего в особом последовательном и целеустремленном использовании ремарок.Жестовые, эмоциональные, паузные ремарки имеют большое значение для раскрытия психологического облика героев. Цель технических ремарок: а)сообщить, где и когда происходят события пьесыб) создать общую атмосферу действияКомедия Н.В.Гоголя обладает психологическим подтекстом, сложным течением внутренней темы. Существенную роль в подобной организации произведения играют ремарки. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Н.В. Гоголь «Ревизор», «Русская драматургия», Лениздат, 1969 Падюкова Л.Ю. "Роль ремарок в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»."Социальная энциклопедия "Википедия"Школьные Знания http://znanija.com/task/1395815Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок[ Электронный ресурс ]http://cl.rushkolnik.ru/docs/279/index19063.html?page=17http://www.examens.ru/otvet/1/9/33.html

Приложенные файлы


Добавить комментарий