Малый уголок великой России



Республиканский конкурс «Моя малая Родина»
Исследовательская работа









«МАЛЫЙ УГОЛОК ВЕЛИКОЙ РОССИИ»

Буданова Разия Салиховна













Казань, 2006
СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

I. Балтаси районный центр...4
§1. История происхождения топонима Балтаси.. ..4
§2. Природа Балтасинского края..5
§3. Население Балтасей, дружба с народами других национальностей..6
§4. Сельское хозяйство.6
§5. Культура Балтасинского народа и его знаменитые люди ..7

II. Деревня Чутай .10
§1. История происхождения топонима Чутай ..10
§2. Чутайская природа 10
§3. Люди Чутая ....11
§4. Культура Чутая, ее особенности...12
§5. Знаменитые уроженцы деревниЧутай .....14

Заключение18

Список использованной литературы...19



ВВЕДЕНИЕ


Знаю ли я историю родного края, его природу, свою родословную? На первый взгляд этот вопрос может показаться странным. А ведь прошлое каждой семьи, каждой деревни это и есть история.
В данной работе были поставлены следующие цели:
1. Дать информацию новому поколению о происхождении и истории Балтаси, о жизни его населения и выдающихся людях.
2. Собрать материал, который мог бы послужить основой для возрождения традиций. Праздники, традиционные обряды, проводимые сельчанами, занимавшимися хлеборобством и животноводством, служили формированию чувства духовного единства. Мы должны вернуть историю, духовные ценности родного края; все это богатство татарского народа.
Данная работа мною велась в течение трех месяцев. За это время мне удалось ознакомиться с различными материалами Национальной библиотеки Республики Татарстан.
В своей работе я хочу рассказать о крае, где родились и выросли мои пращуры о Балтасинском районе Республики Татарстан.
Балтаси это тот уголок, с которым неразрывно связана история рода моего деда, а в деревне Чутай Балтасинского района родилась моя бабушка.

I. БАЛТАСИ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР

§1. История происхождения топонима Балтаси

В основе топонима Балтаси лежит имя собственное, имеющее значение мастера-плотника, которое образовалось путем прибавления к слову «балта» (топор) частицы -ач. Многовековая традиция наречения детей именами, имеющими в своем составе слово «балта» (либо другое слово со значением твердости и силы), связана с тем, что детям желали расти крепкими, неподдающимися болезням и темным силам. Люди верили в то, что металлические предметы, такие как топор, подкова, меч и другие, отпугивают злые силы. Поэтому мальчиков нарекали именами, с соответствующим компонентом «балта» «топор» (Балтач, Балтай, Бишбалта).
Археологические исследования дают основание предполагать, что Балтаси было основано в начале XIV в., т.е. в эпоху Золотой Орды. По словам Р.Г.Фахретдинова, об этом достаточно убедительно свидетельствует джучидская монета, найденная в местности между Арском и Балтаси. Так же и в письменных сведениях историка Аль-Муслими 1396 год указавается как дата основания Балтаси.
Через территорию района пролегает знаменитый Сибирский тракт. По нему проезжал во время путешествия по России выдающийся русский писатель А.Радищев. В своих путевых заметках он упоминает деревни Янгулово, Карилено, Арбаш, тепло отзывается о жизни и быте их жителей.
Балтаси является районным центром с 30 августа 1930 года. Территория его составляет 1094 квадратных метра, население более 30 тыс. человек.


§2. Природа Балтасинского края

Балтаси расположены в природно-географически благоприятном месте. Балтасинский район дальний край воспетого великим Тукаем поэтического Заказанья. Он расположен на самом севере нашей республики, граничит с Кировской областью, Республикой Марий-Эл. Наши соседи Арский, Кукморский, Сабинский районы. Через Балтаси пролегает большой путь Казань-Малмыж-Киров. Балтаси располагается в стороне от железнодорожного и речного путей. Пассажирские и грузовые перевозки осуществляются в основном автомобильным транспортом.
Каждый, кто приезжает к нам, восхищается природой нашего края. В любое время года прекрасны его обширные луга и поля, пестрые леса и перелески, журчащие родники и речки, покрытые кустами можжевельника плоскогорья. Не даром, прославляя этот удивительный край, слогали песни о балтасинской земле поэты Фаннур Сафин, Мидхат Миншин, Роберт Миннуллин, Госман Садэ, Самат Шакир, композиторы Сара Садыкова, Анвар Бакиров, Риф Гатауллин, Рамиль Курамшин. Разве не прекрасны такие живописные места как Шушма, Арборка, Кушкетка, Кугуборка, таинственное озеро Кара-Куль?! А как загадочно название этого озера! В будущем мне очень хотелось бы получить образование и заняться исследованием этого гидронима.
Рядом с Балтасями находится лесное хозяйство. Основная растительность это сосны, ели, осины, березы, дубы. Радуют также заросли шиповника, орешника, калины. Из грибов много маслят, груздей подосиновиков и боровиков. В лесах водятся кабаны, лоси, барсуки, волки, лисицы, зайцы и ежи. Как говорил Тукай: «В лесу том малина и земляника красная, не успеешь моргнуть и глазом как наполнится ведро». В Балтасях также занимаются пчеловодством. Мед в сотах возят на ярморочную продажу в Казань. Славится наш край и яблоневыми садами.

§3. Население Балтасей, дружба с народами других национальностей

Гордость нашего района это его прекрасные люди. Они трудолюбивы, целеустремленны. У них умелые руки. Они открыты душой и гостеприимны.
Многие годы Балтасинский район среди передовиков республики. В чем здесь секрет? В людях. Где еще встретишь таких мажорных, оптимистичных, принимающих и ценящих жизнь во всех ее проявлениях людей; тружеников, не ждущих манны небесной, а своими руками творящих свое сегодня. Живут и трудятся они на своей родной земле, доставшейся в наследство от предков. Да и сами Балтаси как единый музей: на каждом шагу можно наткнуться на свидетельство славного и трагического прошлого.
Здесь в дружбе и братстве живут и трудятся представители более десяти национальностей. Кроме татар, составляющих большинство населения, значительна численность удмуртов, мари, русских.

§4. Сельское хозяйство

Основное занятие балтасинцев сельскохозяйственное производство. 25 колхозов, совхозов, ассоциаций крестьянских хозяйств производят зерно, картофель, мясо, молоко, шерсть и занимают ведущее место в родной республике. И на бедных подзолистых, кислых почвах балтасинцы ежегодно получают высокие урожаи зерновых и кормовых культур, картофеля. «И на утесах каменных способен вырастить цветущий сад трудолюбивый балтасинский хлебороб» пишет поэт Мидхат Миншин в одном из своих стихотворений.
В районе имеется 80163 гектара сельхозугодий, в их числе 75216 гектаров пашни. В хозяйствах района 28 тысяч голов крупного рогатого скота, 25 тысяч голов свиней, 14 тысяч голов овец. Район ежегодно в среднем производит 125 тысяч тонн зерна, 40 тысяч тонн молока, 63 тысячи тонн мяса.
В Балтасинском районе имеется фабрика по производству современной мебели и плетеных изделий, фабрика, производящая теплые шубы и другие меховые изделия, кирпичный завод, карьеры по производству щебня и известковой муки, маслодельно-молочный комбинат, производящий широкий ассортимент молочных продуктов, комбинат по производству хлебо-булочных изделий, безалкогольных напитков и колбасы, другие производственные предприятия. Кроме них имеются объединения Сельхозтехники и Сельхозхимии, девять строительных организаций. В новых экономических условиях они работают устойчиво и производительно.

§5. Культура Балтасинского народа и его знаменитые люди

В настоящее время в Балтаси проживает более 7000 человек. Имеется средняя школа, школа-гимназия, 7 детских садов, центральная больница, дом культуры, библиотека, спортивная школа, школа искусств, дворец спорта, большая мечеть, сеть магазинов, предприятия производства и обслуживания населения.
В деревушке Починок Сосна в детские годы жил Габдулла Тукай. Здесь похоронена его мать Мамдуда абыстай, оставившая своей ранней смертью будущего поэта круглой сиротой. Ежегодно к могиле матери поэта приезжают деятели татарской литературы и культуры, собирается население района. Память поэта и его матери священна. Местная ассоциация крестьянских хозяйств носит имя Габдуллы Тукая.
В деревне Шуда, где жил и писал свои известные пьесы драматург Мирхайдар Файзи, имеется его музей-усадьба. Имя музея Дружбы народов в селе Ципья известно далеко за пределами Татарстана. В деревне Карадуван имеется музей, рассказывающий об истории знаменитого Сибирского тракта. Все три музея являются филиалами Государственного музея Республики Татарстан.
В Балтасинском районе родились, работали, начали свой творческий путь такие известные деятели удмуртской культуры, как Григорий Медведев, Ошальчи Оки, Кузебай Герд, Николай Кузнецов, Николай Никифоров, Петр Кубашев и другие.
Балтасинский район является родиной многих, прославивших татарский народ, личностей. Известный писатель лауреат Тукаевской премии Ибрагим Салахов, рано погибшие в борьбе за свободу Родины поэты Хабра Рахман и Сулейман Мулюков, известный в стране певец Альберт Асадуллин, народные артисты Римма Ибрагимова, Рашит Мустафин, Кашифа Тумашева, заслуженная артистка Республики Татарстан Джавахира Салахова, первый адмирал из татар Марс Искандаров, академик Ахмад Мазгаров наши земляки. За мужество и отвагу при защите Родины шесть наших земляков удостоины высокого звания Героя Советского Союза.
Население района активно занимается спортом. Слава борцов, лыжников, хоккеистов известна в Республике. Альфия Зиатдинова международный мастер, а Ралиф Аскаров и Гульфания Гарифуллина мастера спорта СССР, Васил Гарифуллин, Фарид Ахмадиев, Рафис Насибуллин, Хамит Каримуллин и другие мастера спорта России. Айдар Хайрутдинов мастер спорта России в национальной борьбе дважды завоевывал звание батыра России. Абсолютный батыр Балтасинского Сабантуя.
Когда речь идет о Балтасях, нельзя не вспомнить янгульского парня Фарида Ахмадиева. Многое он сделал для развития в районе такого вида спорта как борьба
Родился в 1947 году старшим из пяти сыновей борца Габделбар абый и Раисы апа. Жители Балтасей считают Ахмадиевых из крепкого рода. Отец Габдельбар абый был человеком с храбрым сердцем; не достигши 17-ти лет, он ушел на Великую Отечественную, был ранен, однако продолжал заниматься борьбой.
Сыновья Фарид, Фаиль, Марат, Наиль, Ренат, глядя на отца, старались походить на него. Они закончили механико-математический факультет университета. В чемпионате РСФСР по классической борьбе и Фарит и Фаиль заняли 2-е место. Вернувшийся в Балтаси после окончания Казанского университета Фарид Ахмадиев за большой вклад в развитие спорта был удостоен звания «Отличник народного просвещения РФ» и награжден орденом дружбы «Дуслык». Наиль спортсмен 1-го разряда по самбо и татарскому куряш в настоящее время является начальником треста. Ренат, занявший 2 место в районе, один из основателей в Татарстане восточных единоборств. Сегодня, в XXI веке, если увидите на майдане парня в полосатой тельняшке и услышите: «Борется победитель первенства России татаро-башкирской национальной спортивной борьбы Ахмадиев», не удивляйтесь. Это Фарид сын Фаиля, братишки Фарида, Марата, Наиля, Рената
Мой отец Рустем Гибадуллин родился в Балтасях в 1948 году. С детских лет принимавший участие в борьбе Куряш на праздниках Сабантуя, он закончил Альметьевский техникум физкультуры, затем Омский государственный институт физкультуры и биолого-географический факультет Казанского педуниверситета. Он Заслуженный учитель Республики Татарстан, отличник народного просвещения Российской Федерации. В качестве спортивного судьи республиканской категории активно участвует в организации и проведении соревнований по татарской борьбе куряш. Участвуя в борьбе во взрослой категории на Российском чемпионате, завоевал 2-е место, а в 2001 г. в играх «Аргамак» 1-е место. С 1991 года является директором гимназии №42 г.Казани.


II. ДЕРЕВНЯ ЧУТАЙ

§1. История происхождения топонима Чутай

В Балтасинском районе 77 населенных пунктов. В их числе родная деревня моей матери Чутай. Расположена она северной границе Балтасинского района (до Октябрьской революции входила в Малмыжский район Вятской губернии). От деревни Чутай до Балтаси 29 км, до ближайшей железнодорожной станции Шамардан 42 км, до ближайшей пристани Малмыж 19 км.
По словам академика Г.Саттарова, Чутай имеет значение луча, имя личное, широко распространенное у древних тюрко-татар. Ученым известно, что в надписях на могильных камнях волжско-камских булгар встречается имя Чутай. Доктор филологических наук, академик М.Закиев считает, что в основе имени Чутай-Чутый лежат слова жау+тый и они означают «затмивший взор». Среди балкар-карачай людей с именем Чотай можно встретить и сегодня. Следовательно, один добрый человек из болгар-балкар по имени Чутай (Чотай), построивший на этой земле дом одним из первых, и был основателем деревни Чутай, а мы, чутайцы, его потомки.

§2. Чутайская природа

В деревне Чутай три улицы: Нижняя окраина, Верхняя окраина, переулок Носла. Чутай располагается у подножья возвышенности, называемой Бакыр тау (Медная гора). Рядом есть и небольшая речка. Река огибает Красный яр и, сливаясь с водами Шешмы, впадает в Вятку. Деревню окружают три горы: Бакыр, Балтай, Кубор. На склонах этих гор заросли можжевельника.
На этих же склонах проворные хозяйки деревни ведрами набирают землянику. На зиму варят варенья, сушат ягоды, собирают душицу. Удивляет обилие орехов и грибов.
В деревне есть два родника. Первый родник Нижней окраины. Его вода красного цвета и очень холодная. Но если ее пить даже холодной, горло болеть не будет. Есть у нее лечебное свойство.
Население Чутая редко обращается к стоматологам. Несмотря на то, что другой родник несколько уступает по вкусу первому, и к нему людей ходит не мало, так как он близок к селу. С недавнего времени родниковая вода Нижней окраины по трубам подается прямо в деревню.
Недалеко от деревни есть лощина (низина) Киремет. В детстве бабушки нам не разрешали собирать там ягоды. Сейчас на этом месте располагается летний лагерь для коров. Там трава густая и очень холодный родник. Если идти в сторону Ципьи, выйдешь к горе Байтирак, где много орехов и грибов.

§3. Люди Чутая

В Чутае 300 дворов. Население насчитывается до 1200 человек.
Здесь дома добротные, люди живут трудолюбивые, в достатке.
В этих местах к людям младшим по возрасту, как правило, обращаются «матурым». А к старшим Оркыя аппай, Мунавара аппай, Закир абый, Шайхетдин абзый. Когда мы приезжаем в гости, к нам заходят соседи и, подав обе руки, здороваются: «Как дела? Живы-здоровы?» Приезжающие привозят гостинцы родным и соседям, а вручив их, садятся и читают молитву.




§4. Культура Чутая, ее особенности

Жители Чутая всегда отличались от соседей своим традиционным ремесленным мастерством. Во все времена славились местные плотники, печники, рамщики, стекольщики, валяльщики валенок, каменщики (каменщики из Чутая когда-то возвели казармы военного училища, что находилось на арском поле в Казани). Известны так же и ученые выходцы из Чутая.
Люди Чутая всегда все работы выполняют вместе. Например, каз мсе помочь по обработке заколотых гусей устраивают осенью, когда гуси выростают, а дни холодают. Гусей всех в один день закалывают и общипывают. На протяжении веков на это мероприятие приглашались девушки особенно ловкие, старательные, проворные и благочестивые. Поэтому участие в помочи для девушек считалось большой честью. Из числа собравшихся девушек выбирали одну самую шуструю и ловкую старшей. Когда были закончены все подготовительные работы, с песнями приступали к работе. Общипав и выпотрошив тушки гусей вешали на коромысла парами и спускались к роднику, где тушки промывали в холодной воде.
К девушкам обязательно приходят и парни. Они встречают и провожают девушек пением под гармонь. Хозяйка дома встречает девушек ароматным чаем, подается кабартма и бялеш. Работы приобретают праздничный характер. Расходятся с песнями. Уходя, девушки стараются унести с собой гусиное крыло. По поверью, если так сделать, то на будущий год гусей будет много.
В Чутае раньше было распространено много видов помочей. Например, помочь по возведению дома, помочь по изготовлению войлока. Они играли большую роль в сохранении и передаче из поколения в поколение старинных обычаев и обрядов, национального самосознания и чувства единства. В Чутае организовывались еще и аулак йлр (дом без взрослых). Когда заканчивались летние полевые работы, одна из более опытных девушек выбирала дом, в котором устраивали вечер. Между молодежью распределяли, кто и что несет в дом: кто-то яйца, масло, кто-то муку, картошку, мясо. Сначала собирались девушки. Они принимались стряпать: суп, каша, алба (сладкая мучная каша на масле), перемячи и другие национальные блюда. Все это сопровождалось песнями, танцами, частушками.
Приготовив еду и поев, девушки снимали носок и кидали его через порог на улицу, подавая знак парням о том, что в этом доме собрались девушки. Парни приходили с гармонью и пели под окнами, но в дом заходить не разрешалось.
Наши деды играли еще и в такие игры: «Кошки-мышки», «Хромая лиса», «Хромая кошка», «Волк-медведь», «Продавец красок», «Кисынька», «Прятки», «Лил-лилле» и др.
Отмечали также праздник «березовой листвы». За денелю до праздника молодежь отправлялась в лес, там наряжали березу, вешая на нее различные ленты, играли, перекидывая через березу яйцо. В день праздника просили разрешения у березы: «Березка, березка, можно ли нам тебя срубить?» Если береза качнется от ветра, значит можно. В день праздника эту березу проносили по всем улицам деревни, перед каждым домом останавливаясь с песнями, а ветви березы относили на ржаное поле (чтобы хлеба уродились). Вечером вся деревенская молодежь водила хоровод, там, восхваляя березу, пели различные песни.
Такие же обряды совершались и в соседней деревне Носла, где живут татары-кряшены. В этот день женщины, что постарше, поднявшись на гору, исполняли особые песни. Эти песни, исполняемые вставшими в два ряда лицом друг к другу, считались священными их передавали из поколения в поколение не изменив ни слова. Песни существовали под разными названиями «Жембяки», «Жимчячяк». «Жимчячяк» цветок, который в дар водяной клали на воду, так как до праздника «листвы» нельзя было рвать цветы, ломать ветви деревьев, а также не разрешалось купаться, тем самым деревенские жители во имя благополучия земли старались сохранить спокойствие и целостность природы. И лишь только после праздника «березы», после задабривания духов земли и воды, разрешалось рвать растения, то есть пользоваться природными богатствами. Этот праздник в настоящее время сохранился лишь в соседней деревне Носла.
В нашей деревне были еще и игры «Проводов льда». Одевшись по праздничному, парни и девушки пели песни под гармонь. Парни разводили костер на льду.
В числе 77 населенных пунктов Балтасинского района есть особенные деревни: Тюнтерь, известная своей знаменитой мэдрэсэ, Смаиль, славящаяся своими мастерами и умельцами, Кугунур и Шишинер, отличающиеся своей национально-народной архитектурой, Ципья, воспитавшая многих деятелей литературы и искусства братского удмуртского народа

§5. Знаменитые уроженцы деревниЧутай

В воспоминаниях «первого вступившего на путь исламского просвещения» из татар хазрата Ш.Марджани есть строчки о Давыт абзый из Чутая и его сыне Мостафе.
«Мелла Давыт сын Жагфара, известный как Чутай Давыт, был весьма благородным, смышленным и находчивым человеком. Мне, покорному слуге, оказал много милости. 29 числа месяца джумадуль-ауаль 1277 (1860) года скончался. Заупокойную читал я. Ему было 56 лет. Захоронен он в северной части нового кладбища Сын его Мостафа (Чутай Мостафа) образованный, прогрессивно мыслящий, занимался просвещением, изучал персидский язык. Есть у него стихи на персидском и турецком языках, а также объемное произведение касыйда, где восхваляется «Назуртел-хак.». Написано красиво, знания глубоки» (Ш.М. «Мостафа ал-ахбар фи ахвали». С. 329).
«Чутай Мостафа учился в медресе хазрата Ш.Марджани и официально окончил ее. Некоторые стихи были напечатаны и в «Мостафа ал-ахбар фи ахвали Три года давал уроки красивого письма в медресе «Мухаммадия». В окрестностях Казани немало надписей, в том числе и на могильных камнях, принадлежащих его перу В 1328 (1910) г. скончался.» (Сборник, посвященный Ш.Марджани. Казань: Рухият, 1998. С.110.)
В конце XIX века 1890 гг. в Чутае была построена мечеть и начала действовать медресе на улице «Югары оч» (Верхняя окраина). А уже в 1898 году вступила в действие построенная из камня мечеть «Т бн оч» (Нижней окраины).
Работу в этих мечетях и медресе возглавили джадидисты Салихжан и Нурзада хазраты. Здесь наряду с религиозными предметами преподавались география, медицина, арифметика. После октябрьского переворота 1917 года религия была объявлена «опиумом для народа», вследствие чего, были снесены минареты Верхней мечети в июне 1933 г., а в октябре 1935 г. и Нижней. Организаторами этого варварства стали Галимжан председатель сельсовета и Хакимулла председатель колхоза.
В 1933-35 гг. в Чутае было построено здание семилетней школы. Здесь учились дети и из соседних сел. Гордость школы учителя физики Талгат абый, географии Файзрахман Гарипов, математик Газиз Ганиев, русского языка Михайлов, татарского языка Гайша Ганиева и Нафиса Левашова.
В числе прославленных земляков, родившихся и выросших в Чутае, Нургаяз Салихзянович Гарифьянов один из самых известных людей. Вспоминается то, как о нем отзывалась заведующая кафедрой оптики и спектроскопии Казанского университета И.Поминова: «Всей душой и телом отдавшись физике, вел научные поиски со свойственной только ему целеустремленностью он один в короткое время сделал открытия, достойные всемирного внимания. Это Нургаяз Салихович.»
Н.Гарифьянов с 1965 г. доктор физико-математических наук. «Благодаря его открытиям в области электронной парамагнитной релаксации он был признан выдающимся ученым не только в СССР, но и физиками всего мира», пишет член-корр. АН СССР академик Б.Козырев. В июне 1969 года в Казань на научную конференцию «Электронный парамагнитный резонанс самое большое открытие ХХ века» приехали известные физики со всей планеты. Здесь с основным докладом выступил Гарифьянов. Его выступление вызвало изумление у всех слушателей. 14 марта 1973 г. в возрасте 49 лет Нургаяз Гарифьянов скончался от инсульта. Одна из улиц Казани названа его именем улица Гарифьянова.
В Чутае дом, где жили дед и отец Нургаяза, стоял в самом центре села. Принадлежащая их семье и оставшаяся в наследство колхозу шерстечесальная машина до 1960 г. послужила не только чутайцам, но и жителям других окрестных сел. В годы коллективизации, как и многие другие, семьи Джалалетдин абзый и его двоюродного брата Галляметдин абзый были изгнаны из села. У Галлям абзый был сын Габдуллажан, который вошел в историю как Васил Галлямович Булатов. Их называли «пулатовские». В.Булатов в 1924 году родился в Чутае. О том, как он в юности спас мальчика, тонущего в реке, и замерзающего деда, заблудившегося на сельской пашне, еще помнят старожилы.
В 1939 г. Васыйл из Читинской области пишет письма с намерением вернуться в Чутай. Однако в 1942 году уходит на фронт. В 1944 г. в боях за освобождение Белоруссии за проявленное мужество при форсировании реки Друть ему было присвоено Звание Героя Советского Союза. В.Булатов после войны долгие годы работал заместителем начальника Отдела милиции железной дороги в г.Казани.
Таких как Чутай Давыт, Чутай Мостафа, Гарифьянов, В.Булатов, принесших славу нашей деревне, не мало. Всем известны и имена героя В.О.В. полковника Ислама Хабибуллина, до 1938 года в Казани работавшего на руководящих должностях районного и областного комитетов партии Ильяса Алкина, в годы культа личности замученного до смерти на Колыме.
И по сей день продолжаются добрые дела героев и ученых из Чутая. Один из них профессор Илдар Харисович Салихов работает в области электромагнитической радиоспектроскопии и ведет практические исследования в Ганноверском медицинском центре (США). В Казани кандидат математических наук Анис Фуатович Галимзянов человек получивший признание ученых точных наук. Фаил Габделбарович Ахмадиев (Ахмади абзый и его сын Габделбар из Чутая) профессор, доктор технических наук. Сегодня он является заместителем главы администрации города Казани. В настоящее время они трудятся не покладая рук во благо развития нашего общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе собран материал о происхождении топонимов, истории, природе Балтасинского района и деревни Чутай, а также о хозяйстве и культуре их населения. Надеюсь, эта работа будет удостоена внимания на родине моих предков. Желаю родному краю цвести, становиться все краше и краше! Добро пожаловать в Балтаси, в Чутай!

«Не будь таких показателей работы тружеников Балтасинского района, трудно было бы говорить о достижениях в области сельского хозяйства в течение ряда лет по республике в целом.» М.Ш.Шаймиев


Список использованной литературы

На татарском языке:
Баязитова Ф.С. Татар халкыны бйрм м к нк реш йолалары. Казан: ТКН, 1995.
Гарипова Ф. Кенр авылы // Мирас. 1993. №12. С.134-135.
Гарипова Ф. Салавыч // Татар календаре. Казан: ТКН, 1995. 29 авг.
Гарипова Ф.Г. Авыллар м калалар тарихыннан. Казан, 1997. 560 б.
Гарипова Ф.Г. Вятка (Нократ иделе) // Вечерняя Казань. – 15 янв. 1992.
Гарипова Ф.Г. Мктплрд ирле халык топонимнарын йрн // Народная педагогика и ее место в современном учебно-воспитательном процессе: Тезисы выступлений на респ.научно-практ. конференции. Ч.1. Казань, 1992, 4-5.
Гарипова Ф.Г. Татарстан гидронимнары с злеге. 2 китапка / Фнни ред. Г.Ф.Саттаров. 1 нче китап. Казан: ТКН, 1984. 224 б.; 2нче китап. Казан: ТКН, 1990. 339 б.
Гарипова Ф.Г. Татарстан микротопонимнары с злеге. 2 китапта / Фнни ред. М.З.Зкиев. 1нче китап. Казан: ТКН, 1992. 147 б.; 2нче китап. Казан: ТКН, 1993. 140 б.

На русском языке:
Гарипова Ф. Родной край. Реки родного Татарстана [Вятка, Яик, Ик, Свияга] // Независимость. 1993. №3,6.
Саттаров Г.Ф. Татарская ономастика и вопросы этногенеза // ЯДКИТ, 88.
Скворцова А.Ш. Роль изучения топонимического материала в развитии познавательной активности учащихся // туган телне укыту мсьллре. Казан, 1981. С.73-81.










13PAGE 14115


13PAGE 141915




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий