Курсовая работа на тему: Художественная обработка древесины



Курсовая работа на тему:
Художественная обработка древесины



















Волгоград


СОДЕРЖАНИЕ

Введение3
Глава I. Методика обучения школьников основам художественной обработки древесины
Краткая история художественной обработки древесины..4
Тематические планы..7
Пояснительная записка..24
План конспект урока на тему: Пиление древесины.32
Заключение 39
Литература.40













ВВЕДЕНИЕ
Художественная обработка древесины у многих народов самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрыли и неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX XV вв., украшенную резьбой и росписью.
Искусство это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение.
Поскольку в изучение обработки древесины входят изучение есть необходимость в изучении основ художественной обработки древесины, исходя из этого - выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Объектом работы является обучение основ художественной обработки древесины.
Предметом работы является изучение технологии художественной обработки древесины.
Целью является разработка методического пособия для обучения основам художественной обработки древесины.
Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если:
В содержание обучения будут введены изучение технологии основ художественной обработки древесины.
Для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться учебно-методические стенды.
ГЛАВА I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.
Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств [1].
Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи».
До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.
В Поволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании с подкраской. На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов [4].
Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний.
В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца.
В крестьянском искусстве XVIII XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором народ помнил заключенный в нем глубокий смысл.
Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции.
Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика [8].

1.2. Тематический план
работы кружка «Художественная обработка древесины»
1 – й год обучения

п/п.

Темы

Количество часов



Теория
Практика
Всего

Выпиливание лобзиком
28
120
148


1.
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

2


2

2.
Основы материаловедения.
2

2

3.
Виды резьбы по дереву.
4

4


4.
Выпиливание лобзиком как разновидность
оформления изделия.

1

5

6

5.
Материалы, инструменты и приспособления.
1
3
4

6.
Технические приёмы выпиливания орнамента.
2
10
12

7.
Сборочные и отделочные работы.
2
10
12


8.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

3


3

9.
Работа над конструкцией изделия.
3
15
18

10.
Построение орнамента.
3
15
18

11.
Конструирование различных изделий.
1
3
4

12.
Техника выполнеия различных изделий.
2
10
12

13.
Отделка изделия.
2
9
11

14.
Изготовление изделия.

40
40

Художественное выжиганиае
10
58
68

1.
Декорирование изделий выжиганием.
2
4
6


2.
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

2

4

6

3.
Основы композиции.
2
4
6

4.
Подготовка заготовок к работе.
1
3
4


5.
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

1

3

4

6.
Основные приёмы выжигания.
1
4
5

7.
Техника выполнения приёмов выжигания

4
4

8.
Отделка изделия.
1
3
4


9.
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.



29

29

2 – й год обучения

п/п.

Темы

Количество часов



Теория
Практика
Всего

Резьба по дереву
29
115
144

1.
Вводное занятие.
2

2

2.
Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.
6
3
9

3.
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
2

2

4.
Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.
2
6
8

5.
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

6
6

6.
Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву.
2
4
6

7.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
2
10
12

8.
Отделка изделия.
1
3
4

9.
Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка.
2
8
10

10.
Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента.
2
8
10

11.
Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.
2
8
10

12.
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
2
19
21

13.
Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
2
18
20

14.
Изготовление набора из двух разделочных досок.
1
21
22

15.
Итоговое занятие.
1
1
2

3 – й год обучения

п/п.

Темы

Количество часов



Теория
Практика
Всего

Резьба по дереву
18
126
144

1.
Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских.
2

2

2.
Народные художественные промыслы ХМАО-Югры. Экскурсия в музей села Русскинские.
2
10
12

3.
Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой.
2
16
18

4.
Мозаика по дереву (интарсия).
4
16
20

5.
Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора.
2
14
16

6.
Отделка изделия.

2
2

7.
Технология изготовления художественных изделий токарным способом.
2
4
6

8.
Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой.
2
10
12

9.
Изготовление подсвечника с одной стойкой.
1
13
14

10.
Изготовление подсвечника с тремя стойками.

18
18

11.
Изготовление подсвечника на пять свечей.

22
22

12.
Итоговое занятие
1
1
2


4 – й год обучения

п/п.

Темы

Количество часов



Теория
Практика
Всего

Резьба по дереву
17
127
144

1.
Вводное занятие. Организация рабочего места. Охрана труда, пожарная и электробезопасность при изготовлении художественных изделий из дерева в мастерских.
2

2

2.
Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой.
4
16
20

3.
Экономика и организация производства.
4

4

4.
Изготовление панно с геометрической резьбой.
1
9
10

5.
Изготовление панно с накладной резьбой.
1
11
12

6.
Изготовление шкатулки.
2
18
20

7.
Изготовление шкатулки формы «бочёнок».
1
15
16

8.
Изготовление шкатулки формы «чугунок».
1
19
20

9.
Выполнение художественного изделия (итоговая квалификационная работа).

38
38

10.
Итоговое занятие.
1
1
2


Приложение 2

Календарно – тематическое планирование занятий
1-й год обучения.

п/п.

Тема раздела
Запланировано часов
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля

Выпиливание лобзиком 148 часов



1.
Вводное занятие
Охрана труда при производстве художественых изделий.


2
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии и личной гигиены;
- задачи на год.


Инструктирование.
Беседа.



2.


Основы материаловедения.


2
Древесина:
- основные свойства и пороки;
- характеристика пород;
- фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».


3.

Виды резьбы по дереву.

4
- народные художественные традиции;
- виды и особенности резьбы;
- источники орнаментальных узоров.

Беседа.
Демонстрации.


4.
Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия.

6
- Особенности работы лобзиком;
- источники и осбенности узоров для выпиливания.
Беседа.
Демонстрации.
Практическая работа.


5.

Материалы, инструменты
и приспособления.

4

- Основные свойства материалов;
- характеристики инструмента и приспособлений.
Беседа.
Практическая работа
«Знакомство с видами материалов и инструментом».


6.

Технические приёмы выпиливания орнамнета.

12
- Подготовка материалов, рисунков;
- перевод рисунка на заготовку;
- приёмы выпиливания;
- способы соединения деталей.
Практическая работа
«Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».



7.

Сборочные и отделочные работы.


12
-Облицовывание шпоном;
- циклевание и шливование;
- устранение дефектов;
- сборка изделия;
- прозрачная отделка.

Практическая работа
«Сборка и отделка изделий».



8.
Художественно-эстетические
Основы выпиливания лобзиком.


3
- Конструкция, форма изделия;
- фурнитура;
- виды орнамента применяемые в работах лобзиком.


Беседа.






9.



Работа над конструкцией изделия.



18

- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия;
- работа над проектом;
- фурнитура, её изготовление, установка.
Практическая работа:
«Построение композиции. Разработка формы. Изготовление и установка.


10.

Построение орнамента.

18
- Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаметальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Практическая работа:
«Важнейшие средства и приёмы композиции орнамета».


11.
Конструирование различных изделий.

4
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа:


12.
Техника выполнения различных конструкций изделий.

12
- Плоские изделия;
- объёмные изделия.

Практическая работа:



13.


Отделка изделия


11
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.


Практическая работа:
«Отделка изделия».

14.
Изготовление изделия.
40

Практическая работа:

Художественное выжигание 68 часов



1.


Вводное занятие.


1
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.


Инструктирование.
Беседа.



2

Основы материаловедения для художественных работ из дерева.


1

- Основные свойства и пороки древесины;
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».


3.
Декорирование художественных изделий выжиганием.

4
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Практическая работа:
«Подготовка материалов. Приёмы выжигания».


4.
Инструменты, приспособления для выполнения работ.

6
- Инструменты и приспособления для выжигания.
Практическая работа:
«Подготовка инструмента».


5.

Основы композиции.

6

- Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Беседа
Практическая работа:
«Построение композиции. Разработка формы».


6.
Подготовка инструмента к работе.

4
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом.
Практическая работа.



7.

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.


4
- Подготовка материалов;
- первеод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Подготовка материалов. Приёмы выжигания.
Способы соединения деталей.
Сборка и отделка изделий».

8.
Основные приёмы выжигания.
5
- Освоение приёмов выжигания.
Практическая работа.


9.
Техника выполнения выжигания различных изделий.

4
- Совершенствование приёмов выжигания.

Практическая работа.


10.

Отделка изделия.

4
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

Практическая работа:
«Отделка изделий».


11.
Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием.

29
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаметом.

Практическая работа:
«Изготовление изделия».

2-й год обучения.

п/п.

Тема раздела
Запланировано часов
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля

Резьба по дереву 144 часа.



1.

Вводное занятие.


2
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год.


Инструктирование.
Беседа.

2.
Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.
9
Технико-технологические сведения:
- возникновение и развитие;
- роль художественной традиции;
- основные сведения о предприятиях;
- перспективы развития;
- организация творческого процесса;
- ассортимент изделий.
Беседа.
Экскурсия в
п. Русскинские.

3.
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
2
Технико-технологические сведения:
- требования ОТ и ТБ при работе;
- причины травматизма;
- производственная санитария;
- причины пожаров;
- правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Инструктирование.
Беседа.

4.
Основы материаловедения. Ручная обработка дерева.
8
Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами, инструментами».

5.
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
6
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа:
«Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе.

6.
Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы.
6
Технико-технологические сведения:
- виды столярных соединений;
- технологическая карта;
- способы раскроя материала по заданным размерам;
- сборка изделия;
- подготовка поверхности изделия для резьбы;
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с видами столярных соединений.
Технологическая последовательность выполнения резьбы.
Требования к качеству выполнения резьбы».

7.
Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
12
Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Беседа.
Практическая работа:
«Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.

8.
Отделка изделия.
4
Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа:
«Отделка изделий».

9.
Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания.
10
Технико-технологические сведения:
- нанесение элементов резьбы;
- составление сложных элементов;
- способы вычерчивания;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки». Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда.

10.
Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента.
10
Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы».

11.
Основы композиции. Резание.
10
Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- способы вычерчивания;
- нанесение ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение композиции. Способы резания. Выполнение резьбы».

12.
Изготовление изделия столярным способом.
21
Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Составление и нанесение композиции. Выполнение резьбы».

13.
Изготовление доски разделочной.
20
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Изготовление разделочной доски».

14.
Изготовление набора из двух разделочных досок.
22
Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее назаготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа:
«Изготовление разделочных досок».

15.
Итоговое занятие.
2

Обсуждение проделанной работы за год.
Летнее задание.

3-й год обучения.

п/п.

Тема раздела
Запланировано часов
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля

Резьба по дереву 144 часа.



1.

Вводное занятие.


2
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- техника пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии;
- основные направления работы;
- задачи на год.


Инструктирование.
Беседа.

2.
Народные художественные промыслы ХМАО-Югры.
Экскурсия в музей села Русскинские.

Технико-технологические сведения:
- традиционные виды народных промыслов;
- народный традиционный орнамент;
- характерные особенности;
-традиционные приемы обработки и декорирования изделий из дерева.
Экскурсия.
Беседа по итогам экскурсии.

3.
Контурная резьба.
18
Технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа:
«Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда».

4.
Мозаика по дереву (интарсия).
20
Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда.
Практическая работа:
«Приемы и способы выполнения мозаичных наборов. Технология облицовки. Отделка изделия».

5.
Основы композиции. Выполнение композиции.
16
Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Беседа.
Практическая работа:
«Составление эскиза изделия с контурной резьбой. Составление эскиза фриза с геометрическиморнаментом для мозаики».

6.
Отделка изделия.
2
Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда.
Беседа.
Практическая работа:
«Отработка приемов отделки мозаичных изделий».

7.
Технология изготовления художественных изделий токарным способом.
6
Технико-технологические сведения:
- виды и назначение станков;
- устройство станков;
- инструменты и приспособления;
- организация рабочего места;
- безопасные приемы работы.
Практическая работа:
«Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».

8.
Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление конфетницы.
12
Технико-технологические сведения:
- точение фасонных поверхностей;
- точение внутренних поверхностей;
- технологическая последовательность изготовления изделий.
Практическая работа:
«Изготовление конфетницы на токарном станке. Декорирование ее резьбой».

9.
Изготовление подсвечника с одной стойкой.
14
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стойки;
- нанесение рисунка и резание;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».

10.
Изготовление подсвечника с тремя стойками.
18
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки;
- точение стоек и шариков;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».

11.
Изготовление подсвечника на пять свечей.
22
Технико-технологические сведения:
- последовательность изготовления изделия;
- составление рисунка;
- точение подставки, стоек;
- изготовление крепежа;
- нанесение рисунка и резание его;
- сборка и отделка изделия;
- безопасность труда при работе.
Практическая работа:
«Изготовление изделия на токарном станке. Декорирование его резьбой».

12.
Итоговое занятие.
2

Выставка работ воспитанников, их обсуждение.
Летнее задание.

4-й год обучения.

п/п.

Тема раздела
Запланировано часов
Основные вопросы
рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля

Резьба по дереву 144 часа.



1.

Вводное занятие.


2
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- техника пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии;
- основные направления работы;
- задачи на год.


Инструктирование.
Беседа.

2.
Плоскорельефная резьба.
20
Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
Беседа.
Практическая работа:
«Приемы и способы плоскорельефной резьбы. Изготовление изделия».

3.
Экономика и организация производства.
4
Технико-технологические сведения:
- основные направления организации труда;
- качество продукции;
- экономическая эффективность производства;
- нормирование труда;
- заработная плата.
Беседа.
Практическая работа:
«Расчет себестоимости и цены изделия изготовленного на предприятии».

4.
Изготовление панно с геометрической резьбой.
10
Технико-технологические сведения:
- точение тарелки;
- составление и перенос рисунка на заготовку;
- резание рисунка;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».

5.
Изготовление панно с накладной резьбой.
12
Технико-технологические сведения:
- точение тарелки;
- выпиливание листиков и веточек;
- вытачивание ягодок;
- нанесение и резание рисунка;
- сборка изделия;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».

6.
Изготовление шкатулки.
20
Технико-технологические сведения:
- технология изготовления;
- составление технического рисунка;
- разметка и выпиливание заготовок;
- подгонка деталей и сборка изделия;
- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».

7.
Изготовление шкатулки формы «бочёнок».
16
Технико-технологические сведения:
- технология изготовления;
- составление технического рисунка;
- точение корпуса;
- точение крышки;
- подгонка деталей и сборка изделия;
- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».

8.
Изготовление шкатулки формы «чугунок».
20
Технико-технологические сведения:
- технология изготовления;
- составление технического рисунка;
- точение корпуса;
- точение крышки;
- подгонка деталей и сборка изделия;
- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;
- отделка изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».

9.
Изготовление художественного изделия (по выбору).
Итоговая работа.
38
Технико-технологические сведения:
- консультации по выбору и изготовлению изделия.
Практическая работа:
«Изготовление изделия».

10.
Итоговое занятие.
2

Выставка работ, их обсуждение.
Подведение итогов.








1.3. Пояснительная записка.
Данная программа расчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предпологает решение следующих задач:
раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
Программа включает:
пояснительную записку;
перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
тематический план (по годам обучения);
календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, расрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее села Русскинские.
Теоретический метериал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
Программой предусмотренно изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполения резьбы по дереву программой предусмотривается применеие разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитаннками не ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школного курса, образовательной области "Технология":
материаловедение;
технология обработки древесины;
элементы машиноведения;
графика;
техническое творчество;
введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.
В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Продолжительность изучения курса, за 4 года обучения, в среднем составляет около 1080 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны -
Знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
выполнять постейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.


1.4. ПЛАН–КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
на тему
пиление древесины.
ТИП УРОКА
комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
ЦЕЛИ УРОКА
вспомнить приемы разметки заготовок из древесины;
познакомить учащихся с разметкой заготовок из древесины и процессом пиления столярной ножовкой;
привить навыки рационального использования материалов;
способствовать развитию технического мышления.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
устный опрос;
рассказ;
демонстрация наглядных пособий;
практическая работа.
ХОД УРОКА
Повторение пройденного материала
1. Беседа по вопросам
Какие инструменты применяются при разметке?
Как правильно разметить круг?
2. Выполнение практических заданий
Покажите приемы разметки деталей прямоугольной формы.
Произведите разметку по шаблону.
3. Сообщение темы и цели урока
Изложение программного материала
1. Иллюстративный рассказ
Человек пользовался пилой с незапамятных времен. Изображение пиления металлической пилой обнаружено в одной из погребальных камер (датируется 1700 г. до н. э.).
Пиление – операция по разделению древесины на части при помощи пилы.
Пила – многорезцовый режущий инструмент с зубъями-резцами, которые образуют пропил.
По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:
поперечное (поперек волокон);
продольное (вдоль волокон);
смешанное (под углом к направлению волокон).
Зуб – основной элемент пилы. Он имеет три режущие кромки: одну переднюю и две боковые. У зуба есть основание и вершина, расстояние между которыми составляет его высоту. Расстояние между двумя вершинами составляет шаг зуба.
Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил.
Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.
Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки.
Зубья пил

Для поперечного пиления

Зубья имеют форму равнобедренного треугольника и двустороннюю заточку

Для продольного пиления

Зубья имеют острый угол и прямую заточку

Для смешанного пиления

Зубья имеют форму равнобедренного треугольника с прямым углом в сторону пиления

Перед пилением особое внимание следует уделить креплению заготовки.
Принято и регламентированое положение рук при пилении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции.
Прежде чем начать пиление, надо сделать запил. Для этого пилу прижимают к упору и делают несколько плавных движений к себе. Хватка пилы и рабочая поза


При поперечном пилении
Ручку ножовки плотно обхватите правой рукой, ступню левой ноги поставьте перпендикулярно к верстаку и на 1/3 под ним, правой – под углом 70о к левой ноге.
Корпус тела должен быть неподвижным, чуть наклоненным вперед.


При продольном пилении
Лучковую пилу удерживайте за стойку, по возможности ближе к ручке, ступня левой ноги параллельна верстаку, правой – под углом 70о к ней.
Положение корпуса тела такое же, как и при поперечном пилении.

Основные правила при пилении:
делают надрез по черте;
убирают брусок и отпиливают деталь;
в конце пиления нажим на пилу ослабляют.

Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем перезакрепите и отпилите с другой стороны.

Пилить надо не по линии разметки, а рядом с ней на расстоянии около 5 мм. Линия разметки всегда должна оставаться на будущей детали.
Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло.
Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами.
Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда.
Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

Для точного пиления под углом 45о и 90о используется стусло – распиловочный ящик. Закрепите его клиньями на крышке верстака или прижмите к боковой кромке.

2. Инструктирование по правилам безопасности при пилении
Пиление проводите исправной, хорошо разведенной и остро заточенной пилой, пользуйтесь приспособлениями (упором, стуслом и др.)
Обеспечьте надежное закрепление заготовки
Пилите лучковой пилой зубьями «от себя»
Не допускайте резких движений в процессе работы, не держите левую руку близко к полотну пилы
После окончания пиления кладите пилу на верстак зубьями от себя
Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой, а пользуйтесь щеткой-смёткой
Не пробуйте остроту заточки зубьев пальцами рук
3. Первичное закрепление знаний
Что можно использовать для надежного закрепления заготовки?
Какой пилой следует пилить?
Где держать левую руку при пилении?
Как класть пилу в промежутках работы с ней?
Как и чем проводить уборку верстака?
Практическая работа
Выполнение заданий:
Выпилить деревянную заготовку по разметке.
Распилить заготовку в стусле.
Итог урока
Оценка результатов работы учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших.
Прием–сдача рабочего места.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПИЛЕНИИ
Пиление проводите исправной, хорошо разведенной и остро заточенной пилой, пользуйтесь приспособлениями (упором, стуслом и др.)
Обеспечьте надежное закрепление заготовки
Пилите лучковой пилой зубьями «от себя»
Не допускайте резких движений в процессе работы, не держите левую руку близко к полотну пилы
После окончания пиления кладите пилу на верстак зубьями от себя
Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой, а пользуйтесь щеткой-смёткой
Не пробуйте остроту заточки зубьев пальцами рук
Хватка пилы и рабочая поза


При поперечном пилении
Ручку ножовки плотно обхватите правой рукой, ступню левой ноги поставьте перпендикулярно к верстаку и на 1/3 под ним, правой – под углом 70о к левой ноге.
Корпус тела должен быть неподвижным, чуть наклоненным вперед.


При продольном пилении
Лучковую пилу удерживайте за стойку, по возможности ближе к ручке, ступня левой ноги параллельна верстаку, правой – под углом 70о к ней.
Положение корпуса тела такое же, как и при поперечном пилении.

Основные правила при пилении

Начинайте пиление с запила «на себя». Для удобства пользуйтесь упором или бруском. При поперечном пилении отрезаемый материал должен свисать с верстака. При продольном – заготовку разрежьте примерно до середины, а затем перезакрепите и отпилите с другой стороны.


Для точного пиления под углом 45о и 90о используйте стусло – распиловочный ящик. Закрепите его клиньями на крышке верстака или прижмите к боковой кромке.




Заключение
Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.
















ЛИТЕРАТУРА

Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.
Ахияров К.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов. – М., 2000.
Барадулин В.А. «Основы художественного ремесла» М.: Просвещение, 1979 г.
Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 2001.
Занятия по трудовому обучению: 6 – 7 кл.: Пособие для учителя / Г.Б. Волошин и др.; Под ред. Д.А.Тхоржевского. – М., 2000.
Кириллова Г.Д. Теория и практика развивающего обучения. – М., 2002.
Кочетов А.И. Трудовое воспитание школьников. – Минск, 1991.
Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. – Курск, 1998.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим, 1998.
Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006.
Самородский П. С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - Стр. 256.











13PAGE 15


13PAGE 143915




Рисунок 2Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 1215

Приложенные файлы


Добавить комментарий