Статья Экология и нравственность


Автор: Березина Римма Ивановна
Аннотация: В этой статье экологические проблемы рассматриваются с позиции нравственности и духовности.
Название статьи: “Экология и нравственность”
«В холодной и пустынной сини
Как и когда оборвалась
Непостижимая отныне
С Землей таинственная связь? »
В. Сидоров.
Все меньше на нашей драгоценной земле остается плодородной почвы, чистого воздуха, незагрязненной воды. Я говорю драгоценной потому, что наша Земля- такая крошечная и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет, бесконечно мне дорога. А ведь еще в ХVII веке во время боевых походов напиться и напоить коня из реки противника было делом чести для русского воина. Я думаю, что это происходит потому, что нарушено единение человека и природы.
Человек занял главенствующее положение по отношению ко всему окружающему его на Земле. Но он не живет отдельно от природы, не противостоит ей – он сам неотделимая ее часть. Из миллионов разновидностей живых существ на Земле только человек может говорить и обладает разумом. Для меня стали открытием высказывания академика
Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Человек не только нравственно отвечает за всех живых и за все мертвое, лишенное осмысленной, «умной» речи, но морально обязан за них говорить, защищать их права, их интересы. Человек – носитель самосознания вселенной». Д.С. Лихачев рассматривает проблемы экологии с точки зрения духовности и нравственности.
Человек должен возделывать землю, служить земле, стать творцом прекрасного на земле. Именно так относились к ней русские потомственные крестьяне. Образ земли жил в душе русского человека, и он способен был за видимостью вещей ощущать их духовный смысл. Об этом Николай Бердяев сказал: «Пейзаж русской души соответствовал пейзажу русской Земли»
В Екатерининскую эпоху, когда развернулась огромная работа по перепланировке всех русских городов, эта связь была нарушена. На Русь пришла западноевропейская культура.
Феликс Разумовский пишет об этом времени: «Опасность растраты духовных сил не сразу удалось заметить и опознать. Еще менее очевидной была угроза экологического кризиса».
В IХХ веке в эпоху развития техники быстрое развитие получают различные виды промышленного производства, строятся и растут города, устанавливается и новое отношение человека к природе, формируется идея технической власти над природой. После социалистической революции природа считается не храмом, а мастерской, объявляется полная индустриализация всей страны. Урбанизация усугубила возникший экологический кризис, как в сфере природы, так и в сфере культуры. Выбросы вредных веществ в атмосферу, кислотные дожди – отрицательно воздействуют на человека и природу, вызывают разрушение памятников архитектуры и искусства. А ведь роль культурного наследия прошлого огромна. Приведу цитату из книги Д.С. Лихачева: «Заметки о русском»: «Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становится неразрывным для него… Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего».
Люди отделили себя от природы металлом и пластиком и не слышат ее голоса, ее боли. Их окружают красивые вещи, но приходит завтра, и эти вещи уже не кажутся модными и оригинальными, на смену им приходят другие. Жизнь человека проходит в погоне за мнимыми ценностями, а в душе – пустота.
Моя бабушка рассказывала, что ее детство прошло в небольшой русской деревне Матвеевка, что около Вятки (теперь город Киров). В доме всегда витал запах свежего хлеба из русской печи, а летом – запах свежего сена: дыши – не надышишься! В доме было все просто, простые занавески на окнах, было много трудностей, но было много и счастья. Эти минуты счастья давала Земля.
Дальневосточные писатели – Всеволод Петрович Сысоев, Александр Матвеевич Грачев, Сергей Петрович Кучеренко и другие в своих книгах показывают кровную связь человека с миром природы. Я прочитала рассказ В.П. Сысоева «Снежок» и переживала вместе с дочкой лесника Леной за судьбу белой птицы, как - будто «Снежок» мне тоже стал родным. Хабаровский поэт и писатель Лозиков на встрече со студентами нашего техникума рассказывал о том, с какой трепетностью нанайцы относятся к деревьям и, если им приходится срубить дерево, они это считают трагедией и просят у Бога прощения.
Причину разорения природы дальневосточные писатели видят в безнравственности поступков, человеческом равнодушии, жестокости, а главное в том, что люди не думают, о том, что будет завтра. Они стремятся, как можно больше взять от природы, ничего не давая ей взамен. Наши дальневосточные леса беспощадно вырубаются, реки большие и малые несут в себе губительные отравляющие соединения, воздух насыщается вредными аэрозолями. Все это ставит под угрозу выживание малых коренных народов (ненцев, нанайцев, эвенков). Разрушение их среды обитания привело к разрушению их духовных ценностей. Молодежь не занимается охотой и рыбным промыслом, а уезжает в город, забывая обычаи предков. «А без этой мудрости… они не станут сильными, ветер будет носить их, куда захочет…, их дети забудут родной язык, и они уже не станут эвенками» так пишет Григорий Анисимович Федосеев в повести «Злой дух Ямбуя».
Страдают не только человек, но и звери, рыбы, птицы, насекомые…
Д.С. Лихачев пишет: «По какому праву мы приговариваем их к смерти или вырождению? Не означает ли это, что в решении экологических проблем человек пока еще заботится только о себе?»
Трудно определить, когда и почему умерли в людских душах совесть и любовь к природе. Все меньше в людях сострадания; я замечаю, что и в студенческой среде часто на первое место выходит холодный практицизм.
Мы сможем справиться с экологическим кризисом, если каждый начнет с себя – задумается и пересмотрит систему жизненных приоритетов. Экологическая проблема – это проблема нравственная. Я говорю о нравственности, потому что именно она определяет поступки людей в повседневной жизни.
Учитесь доброте и дарите доброту другим, жалейте слабых и беззащитных, будьте внимательны к своим родителям – откройте свое сердце окружающему вас миру.
Автор: Березина Римма Ивановна, преподаватель Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Солнечного промышленного техникума”
Адрес: 682711, Хабаровский край, поселок Солнечный, улица Ленина 11.

Приложенные файлы


Добавить комментарий