Реферат на тему Ш. А. Амонашвили


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: « Гуманно – личностная педагогическая система Ш. А. Амонашвили »
ВЫПОЛНИЛ:
Ф Нихаева___________________
И Татьяна___________________
О Николаевна_______________

2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография автора – основателя образовательной системы Ш. А. Амонашвили……………………………….
Особенности авторского подхода к построению образовательного процесса (обучение и воспитание)…...........................................................................
Описание наиболее характерных методов и приемов обучения и воспитания в авторской школе…………….
Изложение собственного мнения об авторской школе: что наиболее понравилось, что хотелось бы позаимствовать у педагога – новатора и внедрить в собственной будущей педагогической деятельности………………………………………………….
Список использованных источников…………………………… стр. 3
стр. 5
стр. 12
стр. 19
стр. 31

Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями.  Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.
Биография автора – основателя образовательной системы Ш. А. Амонашвили.
Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.
С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.
В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.
Уже в 1961 г. началось экспериментальное внедрение его методик в тбилисской «Школе радости» с 6-летними детьми. Целью эксперимента было в воспитание гармоничных людей. С 1964 г. с Шалва стал участником, а затем руководителем эксперимента во многих грузинских школах по внедрению новой педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании».
В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.
С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).
В 1988 – 1989 гг. Шалва Александрович сотрудничает с Леонтьевым во ВНИК «Школа», а с 1993 г. он активно работает в проекте «Школа 2100». Здесь идет разработка и апробирование методологии его системы для внедрения в сфере образования. Вскоре ВНИК, закрыли, разработки остались не у дел, но основа будущих перемен в образовании была положена.
 С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете.  С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.[4]
Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:
д-р психологических наук (1973)
профессор Московского педуниверситета (1980)
ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
п. ч. РАО (1993 – 2001)
д. ч. РАО (2001)
иностранный ч. АПН Украины (2006)
почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).
Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шалва Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.[3]
Особенности авторского подхода к построению образовательного процесса (обучения и воспитания).
Шалва Александрович Амонашвили - один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Личностно-ориентированный подход к детям в образовательном процессе».
Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики - К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.[4]
Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:
1. Ребенок - это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно. Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.
2. У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.
3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме - весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.[1]
Личностно-ориентированный подход к детям осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:
- страсть к развитию;
- страсть к взрослению;
- страсть к свободе.
Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы - самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.[10]
Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.[3]
Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке - это страсть к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок - взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает - это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе». Это очень важный аспект.
С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.[10]
Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:
погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…
направим его взор на свой внутренний, духовный мир…
пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;
разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;
возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность».
Как и в традиционной педагогике, гуманная педагогика опирается на основные базовые понятия такие как: Школа, Образование, Воспитание, Учитель, Урок. Но в гуманной педагогике предлагается их рассматривать с философской точки зрения, исходя из семантики слов, их первичного смыслового значения.[1]
Так, например, понятие «Школа» предлагается рассматривать не столько как здание, в котором происходит учебно-воспитательный процесс, но как «СКАЛЕ», что в переводе с латинского языка означает «скалистая лестница», поднимающаяся вверх, на вершину скалы. Это понятие школы очень древнее, оно связано с духовным содержанием, в нем идет речь о духовном восхождении человека, его нравственном и культурном совершенствовании в процессе обучения. Гуманная педагогика предлагает рассматривать школу как отрезок жизненного пути, проходя который ребенок не только получает знания, умения, навыки, но, что самое главное, на котором происходит нравственное и культурное становление его личности. В гуманной педагогике качество знаний определяется не только их усвоением, но, главное - отношением человека к ним. Например, развитие навыков чтения определяется не скоростью чтения, а тем, что понял ребенок из прочитанного, что ему понравилось или не понравилось, на кого бы из героев он хотел быть похожим и т.д. Важно, чтобы ребенок смог почувствовать красоту и силу слова, и чтобы прочитанный текст пробудил в нем чувства сопереживания, сострадания, сорадости и т.п. Так постепенно вырабатывается интерес к книге и пробуждается насущная потребность в самостоятельном чтении. В настоящее время многие взрослые утверждают, что современные дети не хотят читать художественную литературу потому, что книгу заменил компьютер и телевизор. А может быть, причина кроется еще и в том, что детей не научили правильно читать, не взрастили любовь к чтению? Ведь можно овладеть скоростью чтения, но при этом не вникать в суть прочитанного. Чтение ради получения хороших показателей не может заставить полюбить книгу, в то время как отвратить от нее может надолго.
Воспитание и Образование.
Шалва Александрович, опираясь на смысловое значение слов, предлагает такой взгляд на явление воспитания: Воспитание: В-ось-питание. То есть он предлагает нам осмыслить процесс воспитания, как питание духовной оси человека - его нравственного стержня. Украинское слово «Виховання» также очень интересно в смысловом выражении: «Ви - (что-то) ховаєте (прячете - русск.)». Что мы «сховаємо», то и получим. Что надо «спрятать» в души детей, чем питать их чувства, чтобы сделать их благородными людьми? Великий украинский педагог В.А. Сухомлинский считал, что есть важный путь достижения цели воспитания: «Через Красоту к человечности». Красота - вот главное условие воспитания. Красота многогранна: это и красота речи учителя, и красота действий, красота взаимоотношений взрослого с ребенком, то есть красота тех образов, которые создают жизненную среду вокруг ребенка. Именно взрослые - родители и учителя - создают те ОБРАЗЫ, которые образовывают наших детей. Воспитание в гуманной педагогике не только сопутствует предметному обучению, оно неразрывно с ним и опережает образование. Именно на его платформе совершается образование детей. Информация сама по себе не воспитывает человека, а информация, которая, кроме основных знаний, несет в себе моральные составляющие, проходя через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка, легко запоминается, и что очень важно, воспитывает его. Такие знания дольше сохраняются в памяти, чем те, которые ребенок просто заучивает.[6]
Подъем вверх по «Скале» требует от ребенка наличие целого ряда разных качеств: терпения и настойчивости, желания преодолевать трудности, умения самостоятельно мыслить, размышлять, анализировать, делать выводы. Все эти качества взращиваются в процессе гуманно-личностного подхода к детям, и это происходит в классе во время урока. Ш.А. Амонашвили предлагает понятие урока также осмыслить с философской позиции. УРОК: У-Рок. Рок - это судьба. То есть - урок является важнейшей формой процесса создания судьбы ребенка. В уроке аккумулируется жизнь ребенка и именно в нем обогащается ребенок знанием и духовностью. (Говоря о развитии духовности, мы имеем в виду взращивание в процессе обучения лучших качеств духа ребенка, таких как: доброжелательность, сострадание, искренность, преданность, мужество, справедливость, добромыслие, доброречие, ответственность за свои поступки, мысли и слова). Урок в гуманной педагогике предназначен развивать познавательную страсть, прививать любовь к преодолению трудностей в познании. Учитель в гуманной педагогике не только передает знания детям, но он устремлен к тому, чтобы его предмет помог детям стать лучшими людьми. «Учение - СВЕТ»,- любим мы повторять. Значит, настоящий учитель призван быть носителем духовного света. Зашел в класс… и в сердцах детей зажегся свет радости ожиданием новых чудесных исследований и совместных открытий. Не страх должно вызывать появление учителя в классе, а радость - вот отличие гуманного педагога от авторитарного. Много ли таких учителей встречаются детям на школьном пути? Конечно, нет. Быть носителем Света не просто. Надо более внимательно наблюдать за собой, как бы со стороны оценивать свою речь и поведение, строже контролировать свой внешний вид, быть в творческом поиске, постоянно стремиться к самосовершенствованию. В педагогике нет мелочей - утверждает Шалва Александрович. Дети очень наблюдательные и чувствительные. Они все замечают: и наше настроение, и небрежность в одежде, даже то, какой от нас запах. Образ любимого учителя станет для них примером, образцом для подражания на всю жизнь.
Итак, давая свой урок, Учитель призван вносить Свет в судьбы своих учеников. Такова миссия учителя. А если он этого не делает? Если он подходит к уроку формально: «Мне не платят за то, чтобы я нес свет. Моя задача - научить детей так, чтобы они благополучно сдали тесты и все!» Но беда в том, что не все.[4]
Нужна такая педагогика, которая имела бы свой философский взгляд на человека и ставила бы перед собой конкретную цель по воспитанию этого человека. Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили является именно такой, так как:
педагоги, работающие по этой системе, имеют целостное видение ребенка, принимают каждого ребенка таким, какой он есть, верят в его безграничные возможности;
личностно-ориентированный подход к детям в образовательном процессе ставит своей главной целью - воспитание благородного человека в процессе обучения;
гуманная педагогика утверждает, что каждый педагог является для своих учеников примером для подражания. Это понимание устремляет учителей к самосовершенствованию и к вырабатыванию в себе качеств, способствующих развитию творчества в обучающем процессе.[4]

Описание наиболее характерных методов и приемов обучения и воспитания в авторской школе.
В технологии создания проблемных ситуаций Амонашвили принципиальное значение имеет выбор методов и приемов, которые реализуют различные инициативы учащихся.
1. Методы и приемы, стимулирующие познавательные инициативы:
·        неожиданное решение задачи, противоречащее имеющемуся опыту детей;
·        насыщение заданий социально значимым содержанием;
·        включение детей в интеллектуально и эмоционально значимую ситуацию, когда они вынуждены задавать вопросы типа «почему»;
·        предоставление заданий с неопределенным окончанием (заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации);
·        демонстрации перспектив использования полученных знаний на практике (например, задачи, решаемые на математике, полезны на уроках труда);
·        моделирование реальных практических ситуаций;
·        непривычные задания, приводящие в движение накопленный опыт, придающий заданиям содержательный смысл.
При реализации инициатив на стимуляцию познавательного развития детей, педагог обращает особое внимание на логику суждений детей с опорой на факты и допущения. Деятельность детей при таком подходе приобретает поисково-исследовательский характер, способствуя воспитанию продуктивного самостоятельного творческого мышления.[8]
2. Методы и приемы стимулирования самостоятельного (творческого) проявления инициативы:
·        самостоятельное творческое составление задачи (придумайте сложные примеры сами); 
·        свобода выбора задач различного уровня сложности, предоставление детям возможности решать их на собственное усмотрение самостоятельно или группами;
·        микропреподавание (учитель дает возможность детям самостоятельно провести часть урока, семинара – «Кому сегодня быть учителем»);
·        составление аналогичных задач на новом содержании, интегрирование знаний из разных образовательных областей;
·        поиск аналогов в повседневной жизни;
·        перенос содержания урока во все внеурочные формы работы с детьми, в том числе и на домашнее обсуждение с родителями, совместный поиск правильных решений;
·        методы опережающего обучения (чтение материала новых уроков, проявление интереса к «взрослым» энциклопедиями и т.п.)
3. Методы и приемы стимулирования инициатив детей, возникающих в ходе осуществления деятельности:
·         вербальные и невербальные приемы поддержки и помощи детям (жестикулирование, нашептывание ответов, хоровые ответы и разрешенные подсказки, одобрительные прикосновения к детям);
·        создание эмоционально привлекательных ситуаций (решение задач с закрытыми глазами, решение за занавеской, нашептывание ответов на ухо, таинственные позы, секреты, раскрытия которых нужно еще подождать);
·        индивидуальная предварительная работа с детьми заведомо неуспешными, обращение к детям с «секретной» просьбой поддержать и похвалить товарища;
·        прием намеренной ошибки педагога, унижение собственного авторитета («А я этого и не знал»);
·        «интеллектуальные бои» (знания, которые необходимо «отнять», «добыть», проявив находчивость и изобретательность в процессе поиска);
·        прием совместного поиска решения, когда педагог намеренно выбирает неверный путь: (дается проблемная задача, дети самостоятельно размышляют, затем доказывают и опровергают варианты, учитель предлагает свой алогичный вариант, который дети опровергают);
·        прием лабиринта (одновременно выдвигается 5-6 готовых решений);
·        прием решения практических задач в социально значимой ситуации (проявить инициативу, направленную на подготовку к предстоящей деятельности).
4. Методы и приемы стимулирования коллективных инициатив учащихся:
·        создание соревновательной  ситуации;
·        создание нравственных ситуаций, требующих проявления коллективной помощи;
·        создание ситуаций для проявления критических инициатив со стороны самих учеников (учитель намеренно не замечает социально неприемлемых форм поведения, давая детям возможность самим проявить неодобрение);
·        ситуации, в которых учащиеся сами предлагают себя в качестве исполнителей новых задач аналогичного содержания;
·        методы коллективного поиска истины, возможность объединиться в группы по собственному выбору с целью поиска истины.
5. Стимулирование самопознания и самоопределения детей:
·        создание ситуаций переживания и осмысления отношений людей (групповые разговоры с элементами дискуссии);
·        обращение ребенка к нравственным образцам («Уроки разговора с самим собой»: дети записывают в тетрадь свои размышления по определенной теме);
·        использование реальных жизненных ситуаций (педагог ориентируется на норму регуляции взаимоотношений в детской субкультуре: соблюдение очередности в игре, правила взаимопомощи и взаимовыручки, признание особого положения ведущего).
Все вышеперечисленные методы и приемы организации педагогической работы с детьми направлены на поддержание позиции сотрудничества с ребенком в процессе собственного развития и обучения. Педагог в специально организованных ситуациях создает ощущение переживания педагогического процесса ребенком не как принуждение, а как им же выбранного.  Считаясь с чувством свободного выбора –  психологическим состоянием, доминирующем  у детей во время игры, взрослый занимает позицию искусного актера, когда зрители – дети забывают об условности происходящего и переживают все как реальность, действительность.
Очевидно, что каждая педагогическая (проблемная) ситуация в технологии Амонашвили укрепляет доверие между педагогом и воспитанниками. Предлагая ребенку тот или иной элемент содержания воспитания и обучения, талантливый педагог направляет его не только и не столько на реализацию этого содержания, сколько на соотнесение последнего  со своим социальным, эмоциональным, интеллектуальным опытом: что принять, от чего отказаться, в чем еще раз утвердиться, над чем впервые задуматься. Это делает ситуации в технологии Амонашвили по-настоящему проблемными, развивающими, ценностными.[7]
Особое место в технологии проблемных ситуаций Амонашвили занимают методы и приемы создания педагогического комфорта и эмоционального благополучия детей. Так, смех, шутки и шалости, педагог считает не только яркой формой выражения радостных переживаний детей, но и способом и результатом познания, формой выявления убежденности и утверждения своей правоты.  Стимулируя инициативы воспитанников, учитель демонстрирует особое уважение к ребенку. Это и  отцовская заботливость, и нежность, и чуткость к настроению и самочувствию детей («Ребенок уснул на уроке, давайте заниматься тихо, чтобы не разбудить человека», «Устали, подремлите под тихую музыку или убаюкивающую сказку» и т.п.).
Глубокое понимание психологии  детей дошкольного и младшего школьного возраста отличает педагогическую позицию Амонашвили. Так, особенностью ситуационного опыта детей данного возраста является то, что  в общении со взрослыми,  дети находятся еще  в серьезной зависимости от оценок авторитетных для них взрослых.  «Прикасайся к чувствам ребенка с таким же вдохновением и мастерством, как прикасался к струнам своей лиры Орфей»[3]. Педагог не только принимает все особенности нелогичного, неугомонного, непосредственного, импульсивного, эмоционально насыщенного, непредсказуемого дошкольного и младшего школьного возраста, но и «любуется  ДЕТСТВОМ» в высоком понимании этого слова. «Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное»[4].
Осмысление значимости стимулирования инициатив детей в ходе создания проблемных ситуаций в технологии Амонашвили приводит к важному педагогическому выводу. Все многообразие ситуаций (в том числе и проблемного характера), все внешние воздействия, в том числе и педагогические, принимаются личностью воспитанника, приобретают для него личностный смысл только тогда, когда создаются они в атмосфере гибкой, динамичной эмоционально-ценностной связи с педагогом.
На принципах гуманизации и гуманитаризации построена авторская «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили. Идея гуманизма выражена в его формуле: «Ребенок может все!» Эту уверенность он вселяет в ребенка, опираясь при этом на три страсти ребенка.[3]
Первая страсть — страсть к развитию. Это природное состояние ребенка. Педагогическая задача состоит в том, чтобы создать педагогический процесс для удовлетворения этой страсти. В педагогическом процессе ребенок постоянно преодолевает разного рода трудности, но они должны согласовываться с индивидуальными возможностями каждого ребенка. Эта страсть наиболее характерна для детей младшего школьного возраста; в дальнейшем эта страсть слабеет.
Вторая страсть - это страсть к взрослению. Дети стремятся стать взрослыми, о чем свидетельствует содержание их ролевых игр. Стремление к школе есть именно одно из проявлений страсти к взрослению. Удовлетворяя эту страсть ребенка, учитель должен играть так изящно и искусно свою роль в образовательном процессе, чтобы дети почувствовали себя взрослыми и участвовали на равных в диалоге с учителем.
Третья страсть — это страсть к свободе. Она удовлетворяется на основе равноправного общения с ребенком, веры в его возможности, в процесс сотрудничества с ним.
Гуманный образовательный процесс и должен строиться на этих трех природных страстях и в то же время стимулировать ребенка искать себя и совершенствоваться.
Но образование должно быть и гуманитаризовано, оно должно питать душу и сердце ребенка всеми лучшими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и цивилизации. Знания, отраженные в содержании образования, должны иметь следующие качества:
1) формировать личностную позицию, личностные ориентации, мировоззрение;
2) помогать ребенку углубиться в жизнь, в жизненные явления, осознавать причины и последствия жизненных явлений; воспитывать заботу об улучшении жизни; предостерегать от последствий необдуманных действий и высказываний;
3) расширять сознание ребенка о назначении человека в жизни. Цель школы жизни: воспитание благородного человека, благородной личности.
В школе жизни ребенок осваивает общечеловеческие ценности через постижение общечеловеческих ценностей своего народа, своей нации, своей страны, своей Родины. Любовь к человечеству вмещает в себя любовь к Родине, любовь к своему народу.[9]
Для этого в школе проводятся уроки духовной жизни.
Основные способы проведения уроков духовной жизни — это беседы, рассказы учителя, свободные обсуждения, чтение легенд, анализ литературных произведений ведение дневниковых записей о своих переживаниях.
В школе жизни есть уроки постижения красоты. Эти уроки вбирают в себя такие предметы: музыку, изобразительное искусство, балет и театр. На уроках постижения красоты дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссеров и артистов театра и кино, танцоров, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Детям дается возможность долго рассматривать качественные репродукции картин, долго слушать музыку, искать чувства, отраженные в музыке, в рисунках, в танце.
В образовательный курс «Уроки постижения красоты» включаются такие формы деятельности детей, которые помогут им накапливать в себе опыт понимания красоты: обсуждения, сравнивания и оценки; слушание высших образцов классической и современной музыки; сочинение музыки и песен; пение; посещение выставок картин; оценки образцов живописи; рисование с заданием изображать чувства, стремления, настроения; посещение спектаклей; постановки спектаклей.
В «Школе жизни» на уроках планирования и деятельности дети занимаются изготовлением разных полезных, познавательных, творческих изделий; работают с бумагой, картоном, тканями; с природными материалами: деревом (резьба, плотничество); металлом (чеканка); кроме того заняты оформлением помещения, изготовлением и ремонтированием мебели.
Часть изготовленных изделий дети могут брать домой, дарить близким, гостям школы, а часть изделий может быть продана в школьном магазине, который обслуживают сами дети.
Уроки о природе учат детей дружить с природой, заботиться о ней, внимать ее мудрости. Познавательное стремление развивается в детях через видение необычного в обычных природных явлениях, через постижение красоты творимых природой явлений.
Уроки общения преследуют цель научить детей, как жить среди людей с пользой для себя и для других.
Все содержание уроков общения находит подкрепление и развитие в каждодневной жизни ребенка в общении с членами семьи, с учителями и друзьями, со знакомыми.
Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть главная задача в «Школе жизни».[3]
Изложение собственного мнения об авторской школе: что наиболее понравилось, что хотелось бы позаимствовать у педагога – новатора и внедрить в собственной будущей педагогической деятельности.
Свое мнение об авторской школе Ш. А. Амонашвили хотела бы начать словами замечательного педагога Яна Амоса Коменского: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; … словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».
Казалось бы, вот он, рецепт успешного и увлекательного обучения. Почему же актуальным остается вопрос о том, как сделать урок не только насыщенным, но и интересным? Как научить ребенка учиться с удовольствием?
В настоящее время я работаю учителем начальных классов и хочу, чтобы мои ученики бежали в школу с радостью. Доверяли мне свои секреты, не боясь, отстаивали свои суждения, высказывали свое мнение. Хочу чтобы они росли свободными людьми.
       В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Сейчас характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.[9]
      Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых – помощь ребенку в развитии его личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей.[10]
 В 90-е годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.).
      Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.[4]
Вся система образования в России, в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.
«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...
Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой.
       – Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.
   Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность.
Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.
      Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки:
   – В традиционной дидактике прочно бытует мнение, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной впечатлительности и обостренной памяти могут засесть в нем как правильные. Если это верно, то как тогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах учеников искривленными, раздраженными линиями и знаками именно ошибки, допущенные детьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – он закрепит в себе ошибочную форму, и, сколько ни упражняй его потом, ошибка останется в нем надолго. И что-то не видно, чтобы количество детских ошибок уменьшалось из-за того, что процессу учебы сопутствовали контроль, исправление ошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения? Посмотрит ребенок на свою работу и порадуется успехам: зеленые черточки и знаки обратят его внимание на победы. А что касается самих ошибок, то они вовсе не такие уж опасные симптомы в развитии ребенка, скорее наоборот: находя, замечая, анализируя ошибку, ребенок может иногда успешнее овладеть эталоном.
“Любая наука нужна лишь для возвышения человека. Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук? Не сама история, химия, физика важна в школе, а история, химия, любая наука должна быть проводом, через который учитель проводит свет” – в этом постулате, почти афоризме, весь Шалва Амонашвили, с его молитвенным поклонением перед духом и делом учителя, с его верой в космическое происхождение каждого ребенка и его особую миссию.
Искусство владеть своим внутренним миром
          Современное значение слова “школа” утратило суть духовности и суть радости, и школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, – считает Амонашвили. – Но школа (лат. Скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. Школа трактуется также как дом радости (греч.), что не отрицает сложности восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей. Не подвергая сомнению значимость знаний и умений, смею утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека зависят не только от знаний, но и от их духовной насыщенности. Надо ли напоминать, как опасно для общества давать бездуховному, бессердечному человеку современные высшие знания о законах природы, человеческой психики и Вселенной? Поэтому основа основ в школе Амонашвили – уроки духовной жизни.[10]
Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Высшие и низшие качества человека. Что такое любовь? Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Как управлять своим мышлением, знать, о чем и как думать? Что такое бессмертие?
– Духовная жизнь есть высший план бытия, та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материальную действительность. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его расцвет и прогресс. Следует только сожалеть, что традиционная, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира. Это величайшая трудность для ребенка, и она редко увенчивается успехом. В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного и понимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность к благу, мужество и бесстрашие, служение планетарной и космической эволюции, чувства заботы и сострадания, сознание жизни, смерти и бессмертия... Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.
Как проводить такие уроки?
Основной способ – беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думание (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу, занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.
А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, запись сновидений, ведение дневника о своих переживаниях, философствование.
Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой: учитель остается в его душе, добро – в его мыслях.
В таком образовательном процессе ребенок научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.
– И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться. Более того: школа должна жить жизнью сегодняшней, а не вчерашней. Даже завтрашней.
Особенности образовательного процесса в Школе Жизни
Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают ему гуманно-личностную направленность.
Первая особенность
Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойного щедрости Творца.
Вторая особенность
Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей.
Третья особенность
В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования.
Четвёртая особенность
Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни.
Стремление к сотрудничеству с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и в индивидуальной направленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанного сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как качество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценность познавательную. С помощью сотрудничества в образовательном процессе Ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, так как, по законам психологии, в сотрудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощью учителя Ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такие же сложные задачи и задания при самостоятельной работе, ибо он переживает в себе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном и познавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух в многогранной жизни детей.
Пятая особенность
Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальной способности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельность осуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные и т.д.) разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётся целенаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т.д.
Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих родителей пакеты с образцами своей познавательной и творческой деятельности.
Шестая особенность
Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни.
Учитель Школы Жизни следует «заповедям»:
·Верить в безграничность ребёнка — он есть Микрокосмос.
·Верить в свои Педагогические Способности — «Я от Бога учитель».
·Верить в силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия.
Творцом будущего является учитель. Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придёт, для него Школа Жизни и её принципы будут неприемлемы.[3]
 
К ребенку следует относиться с уважением, добротой и заботой.
       Воспитание и обучение должно осуществляться учитывая и удовлетворяя интересы ребенка и прежде всего через любовь. Ни в коем случае не допускается насилие и грубость.
       
В своей работе я постараюсь раскрыть понятие «сотрудничества». Это совместная деятельность учителя и учеников в ходе образовательного процесса, направленная на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.
Важным для сотрудничества  педагога и учащихся является установление психологического контакта, личностный подход, эмоциональное сопереживание.
В ходе сотрудничества как двухстороннего объективно-субъективного взаимодействия происходит формирование и достижение совместных целей, организация и управление всеми этапами совместного труда и творчества, разделение функций между учителем и школьниками, закрепление положительных отношений.
  Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вернадский «Антология гуманной педагогики»-М..,2001.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Педагогика, 1986.
3. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
5. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М.: Педагогика, 1988.
6. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М., 1977.
7. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Педагогика,
1989.
8. Бухвалов В. А. Методики и технологии образования. – Рига, 1994.
9. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения//Педагогика. - № 1,
1995.
10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное
Пособие. – М., Педагогика, 2000.

Приложенные файлы


Добавить комментарий