Конспект открытого урока на тему Моцарт. Рондо в турецком стиле.


Открытый урок по музыке в 3-ем классе.
Преподаватель Дубова И. Л.
Тема: Моцарт. Рондо в турецком стиле.
Цель: познакомить учащихся с формой рондо. Рассказ о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта;
на примере «Рондо в турецком стиле» раскрыть особенности рондо.
Задачи: Закрепить понятие рондо.
Формировать вокально-хоровые навыки и умение интерпретировать классические произведения.
Развивать интерес к мировой музыкальной классике.
Воспитывать любовь к народной песне.
Развивать эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, синтезатор, слова-характеристики, тексты песни, портрет В.А.Моцарта.
Ход урока.
Организационный момент - музыкальное приветствие-настрой.
Вступительная часть. Беседа.
Сегодня мы знакомимся с новой формой – рондо.
Вопрос 1.
Как мы понимаем значение слова рондо (в переводе с франц. - «круг»)
Вопрос 2.
Рассказ о жизни и творчестве В.А.Моцарта (портрет).
С давних времен во многих странах любили хороводные песни. В средние вековой Франции такие песни назывались рондами (от французского слова ronde – « круг»). Вот от этих хороводов ( известных и другим народам) и ведет свое начало рондо - особая форма построения муз. произведений.
Запевала исполнял разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев ( рефрен).
Главная тема (рефрен) проводится не менее 3 раз и чередуется с эпизодами (круговая форма)
В форме рондо написано много инструментальных пьес, например, маленькие пианисты охотно играют «Рондо-песню», «Рондо-танец».
Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством В.А.Моцарта и послушаем финал-рондо из его сонаты Ля-мажор.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)- гениальный австрийский композитор. Уже в 4 года « чудо-ребенок» сочинял музыку, виртуозно играл на скрипке, клавесине, органе. А в 14 лет Вольфганга наградили орденом Золотой шпоры и избрали членом муз. академии в Италии.
За свою недолгую (всего 36 лет) жизнь, Моцарт создал огромное количество музыкальных произведений: около 50 симфоний,19 опер,
сонаты, пьесы и другие произведения.
Его творчество Чайковский назвал высшей вершиной, которой красота достигла в музыке. «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе Моцарт»,- воскликнул А.Г.Рубинштейн.
3.Основная часть.
Итак, соната Ля-мажор В.А.Моцарта, III часть – финал. Указание композитора «Alla turca» означает « в турецком роде». Турецкой музыкой называли музыку живого и веселого характера. Обычно она имела танцевальный склад и исполнялась ансамблем духовых и удар-
ных инструментов (флейта, гобой, барабан, бубен, тарелки), что придавало ей своеобразную окраску.
Финал имеет трехчастную форму с припевом. Празднично-веселая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным сопровождением,
напоминающим мелкую барабанную дробь.
Финал завершается кодой, объединяющей основную тему финала с припевом.
Слушаем. Анализ прослушанного произведения (по схеме).
Творческое задание, работа в группах.
1-я группа - подбирает слова, стихи.
2-я группа - выбирают картинки, которые передают характер произведения.
3-я группа- подбирает стихи для чтения.
Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к
жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.
Вокально- хоровая работа.
Сегодня будем работать над украинской народной песней «ОЙ на горі жито».
Исполнили песню.
О чем эта песня? Характер?
Работаем по фразам.
Итог
Сегодня мы говорили о форме рондо.
Дайте определение формы рондо ( рондо - «круг»).
Возникновение формы рондо.
Завершить урок хочется словами Моцарта: « Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой». И словами дипломата Г.В.Чичерина: «Для меня Моцарт был лучшим другом и товарищем всей жизни».
Так пусть и для нас музыка Моцарта будет лучшим другом и товарищем всей жизни!
Виктор Боков
«Счастье»
Счастье.
Звучит нестареющий Моцарт,
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.
Маргарита Алигер
«Соната Моцарта»
Когда в концертном белом зале
Ван Клиберн Моцарта играл,
Раскаты сильного рояля,
Как солнце, освещали зал.
Внезапно в зале, озаренном
Игрою звуков и лучей,
Запахло летом и озоном,
Запели птицы и ручей.
И вместе с ними сердцу пелось,
Дышалось, думалось легко.
И жить хотелось, жить хотелось,
Шагать хотелось далеко!
Земля щедра, земля богата!
Да будет свет! Да сгинет мрак!
От всей души клялась соната,
Что будет так и только так.
Соната Моцарта летела,
Весну на свете берегла,
Со злом мириться не хотела,
Не верить людям не могла!
Винцас Миколайтис-ПутинасПеревод с литовского М.Петровых
В тишине концерт мой начат.
В этот пышный зал пришли
Дамы и князья и короли
Слушать знаменитого маэстро
Радостный, как первый луч рассвета,
Возникает голос менуэта.
Звуки зыбки и многообразны,
То они мечтательны, то страстны,
То смиренны, то упрямы…
С восхищеньем слушают вельможи, дамы.
Юрий Левитанский« Музыка»
Есть в музыке такая неземная,
Как бы не здесь рожденная печаль,
Которую ни скрипка ни рояль
До основанья вычерпать не могут.
Но вот они сошлись, соединяясь,
В могучее сообщество оркестра,
И только палочка всесильного маэстро,
Как перст судьбы, указывает ввысь.
Туда, туда, где звучные миры,
И нету им числа, и нет предела.
О, этот дирижер, он знает дело
Он их в такие выси вознесет!
И вот тогда с подоблачных высот,
Той капельки владетель и хранитель
Нисходит инопланетянин Моцарт,
Нам свое сердце с улыбкой подает!
Сергей Граховский« Реквием»
Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой беды болит:
Под темным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,-
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.
Тревога, нежность, вдохновенья взлеты
Оставили следы в его судьбе.
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет « Реквием» себе!
Гусиное перо из рук упало,
А музыка живет и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.
Константин Паустовский
Рассказ «Старый повар»
(о Моцарте)

Приложенные файлы


Добавить комментарий