Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Изображение головы человека в пространстве (6 класс).


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Класс Дата
Предмет:
Учитель: Изобразительное искусство. Урок №19.
Кудрявцева Е.А. 6 Тема занятия Изображение головы человека в пространстве.
Вид занятия Урок – практическая работа.
Цель занятия Выполнить изображение головы человека в пространстве.
Задачи:
-овладение средствами художественного изображения головы человека;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами.
Планируемые результат Личностные
МетапредметныеПриобретать представление о расположении головы человека в пространств с учетом перспективы.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
предметные Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Показатели оценки
результата Экспертная оценка результатов в процессе выполнения практического задания.
пятибалльная система оценивания.
Меж предметные связиПластическая анатомия
перспектива
Мировая художественная культура
История изобразительного искусства
Средства Оборудование и материалы: альбом, карандаши Т-3М
Зрительный ряд: Работы из методического фонда. Презентация « Рисование головы человека». Словарь терминов.
обучения Основная 1. Неменская Л.А.: Изобразительное искусство: искусство в жизни человека: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений под редакцией Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
литература 2. Сокольникова Н.М.: Изобразительное искусство: учебник для 5-8 кл.: Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996. – 96 с.
содержание занятия . Тема: Изображение головы человека в пространстве.

этапа Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения Временная
регламентация
этапа
1 Организационный этап: 1 мин
- проверка готовности студентов к занятию; проверка посещаемости; - психологический настрой класса на урок:
«Давайте улыбнемся друг другу и скажем доброе слово.»2 Мотивационный момент: 3мин
- Раскрытие значения изучения темы:
Анализ цитаты:
«Художник – это не бесстрастный копиист, не равнодушный фиксатор действительности, а человек, заинтересованно подходящий к её изображению, творчески осмысливающий сюжеты зарисовок, дающий им свою личную оценку, трактовку. Следовательно, речь идет о художественно-образном принципе отражения действительности в набросках».
- Как вы понимаете данное выражение? - определение цели выполнения линейного рисунка:
Основным объектом рисования с давних времен является человек.
Портрет (фр. portrait) – 1) изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии. 2) жанр изобразительного искусства.
В жанре портрета работали многие выдающиеся мастера, используя богатые возможности художественных средств. Их портретные наброски и зари- совки имели как подготовительное, так и самостоятельное значение, передавая неповторимые черты портретируемых.
Для правдивого, реалистического изображения человека необходимы следующие составляющие данного процесса:
1) овладение основами пластической анатомии, законами светотени и перспективы,  навыками  рисунка  различными  графическими  материалами;
2) постановка глаза (способность видеть строение и взаимосвязь объектов натуры) и умение анализировать пропорции и точно передавать форму;
3) овладение навыками композиционного построения;
4) систематический труд и постепенное усложнение задач учебного рисунка.
А самое главное умение выполнять конструктивный линейный рисунок.
Поэтому целью нашего занятия будет:
Выполнение рисунка головы человека. - вовлечение студентов в процесс постановки задач занятия:
Давайте сформулируем задачи занятия:
Анализ конструкции представленной головы.
Выполнение конструктивного построения с учетом перспективы.
3. Объяснение учебного материала. 8мин
3.1 Перед выполнением длительных натурных рисунков головы человека, следует выполнить несколько зарисовок для целенаправленного изучения объекта изображения.
Первоначальные зарисовки с натуры целесообразно делать без детализации, ограничиваясь нахождением основных пропорций и установлением вспомогательных осевых линий. Степень обобщения и детализации зарисовки головы человека должна решаться в каждом случае индивидуально, в зависимости от характера натуры, конкретной задачи художника. Вначале, лучше передавать лицо и фигуру человека посредством больших световых и теневых плоскостей. 15-20 минут – время, отводимое на данное учебное задание. После чего следует воспроизвести данные рисунки по памяти, без натуры, что позволит развить наблюдательность и глубже понять натуру. Выполненные зарисовки с натуры и по памяти позволят развить целостное видение, так необходимое будущему художнику-дизайнеру.
Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой на первых порах упрощенности и резкости в их трактовке. Правильное понимание объема головы, характера ее основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех ее частей несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей  бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны малоопытные рисовальщики.
Резкими определенными плоскостями пролеплен весь объем головы, показаны лицевые и боковые ее поверхности, овальные формы глаз, крепко вставленных в глазницы. На рисунке Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы к боковым, более перспективно сокращенным. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.
Передайте пластическую форму головы. Внимательно осмотрите рисунок и определите, где одна поверхность переходит в другую. Насколько резок этот переход? Некоторые поверхности как бы плавно перетекают друг в друга, и отделяются они чуть более густой тенью. Освещенные поверхности переходят в затененные резко. В нижней части лица, если освещение установлено сверху, линии более плавные и округлые.Обратите внимание на перспективу. Это особенно важно при прорисовке внешних частей головы. Обратите внимание на то, каким образом и в какой пропорции сокращаются некоторые поверхности. Проследите за перспективой. 4мин
3.2.
Инструктаж выполнения самостоятельной практической работы по выполнению линейного рисунка головы. Пед. рисунок.
Уточняются пропорции всего объема головы и отношение величины мозгового черепа к величине лицевого. В данном пространственном положении нижняя лицевая часть видна вся; мозговая из-за приподнятого положения головы сокращена. При этом лобная, височная и особенно теменная кости подверглись наибольшему сокращению.
Далее уточняется изгиб срединной линии. Особенно важно точно определить взаимоположение переносицы и середины подбородка по вертикали. На рисунке видно, что подбородок выдвинут вперед (вправо), а середина лба — в глубину (влево). Уточняется изгиб поперечной линии, т. е. взаимоположение глаз, скул, ушей и затылка по горизонтали.
Линия эта выгнута дугой так, что выше всего она в области ближнего глаза; дальний глаз несколько ниже. Скула направляется в глубину и вниз к уху. Мочка уха опущена ниже основания носа, затылочный бугор еще ниже. Уточняется разграничение лицевой поверхности от боковой — краем виска, углом скулы и подбородка. Намечаются края надбровных дуг, основания носа, разреза рта, уха. Определяется величина глазных полушарий, носа, длина губ.
Таким образом, в этой стадии идет уточнение общей формы головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Следовательно, смотреть нужно на весь объем в целом и, намечая одну деталь «держать в глазу» и остальные, особенно парные, симметричные. Весь объем в этой стадии намечается несколькими 4мин
4. Практическая работа. Выполнение рисунка головы человека в пространстве. 20 мин
- самостоятельная работа уч-ся;
- консультации учителя;
- минута снятия напряжения;
- текущий анализ выполнения задания;
- корректировка деятельности уч-ся. 5. Обсуждение и оценка результатов практической работы. 3 мин
- анализ выполненного задания. 6. Подведение итогов занятия: 3 мин
- самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение; - закрепление основных понятий: «конструктивный рисунок», «перспектива», «линии построения». 7. Домашнее задание и рефлексия: 2мин
- объяснение домашнего задания: раскрыть понятие «скульптура». - рефлексия (оценка своего восприятия к выполненному рисунку) Всего: 40 мин
Учитель: Е. А. Кудрявцева

Приложенные файлы


Добавить комментарий