Статья на тему ГОГОЛЬ И БАЛЬЗАК: ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ СКУПЦОВ

Данилова С.(
Стерлитамакский филиал Баш ГУ
Научный руководитель - д-р педаг. наук, канд. филол. наук, профессор Царева Р.Ш.
ГОГОЛЬ И БАЛЬЗАК: ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ
ИСКУССТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ СКУПЦОВ
«Мертвые души» Н.В. Гоголя и «Гобсек» О. Бальзака - это новая ступень в развитии типологического искусства романистов. Здесь происходит сложная игра этических и эстетических антиномий. Гибель души человеческой предстает как явление в своем роде обычное, массовое, никого особенно не удивляющее. Смерть заживо - так предстает у художников процесс обрастания живой души человеческой эгоистическими расчетами. В этом плане проблема «мертвых душ», убиваемых или уже убитых условиями их общественного существования, непосредственно сближает произведения французского и русского классиков. По мнению исследователей, Бальзака сравнительно более занимал процесс деградации человеческой природы, тогда как Гоголь, внимательно вглядываясь в эту сторону действительности, жил надеждой на возможность просветления, «воскрешения» даже «мертвых душ» своего времени. В гоголевском человеке происходит извечная борьба доброго и злого начал, питающая сатирическую поляризованность смеха писателя [Б.И. Тюпа]. Гоголь показывает читателю российскую провинцию в образе Плюшкина. В основе биографии лежит эффект "превращения героя", иными словами, описание будничных и трагических перемен, произошедших с ним под давлением внешних обстоятельств [Манн Ю.]
Конец Гобсека доказывает читателю «до чего может дойти скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть» [О. Бальзак]. Но в отличие от мертвенного отупения Плюшкина, та же маниакальная скупость, владеющая Гобсеком, «пылает огнем сладострастия». Примечательно, что Гоголь и Бальзак строят портрет своего героя, прибегая к «зоологическим» метафорам не столько на устрашающих, сколько на унизительных уподоблениях.Сходной оказывается и функция вещественного окружения, в котором подробности приобретают драматизм и своеобразную поэзию.
( Данилова С., Царева Р.Ш. 2013












Приложенные файлы


Добавить комментарий