Конспект урока по методике ознакомления дошкольников с книжной графикой

СабаKтыS жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
К_ні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group:
П‰н/ Предмет/ Subject: Основы изобразительного искусства с методикой обучения
СабаKтыS таKырыбы/ Тема занятия/ Theme: Методика ознакомления детей с книжной графикой
СабаKтыS _лгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Лекция
СабаKтыS т_рі/Вид занятия/ Kind of the lesson: Лекция-визуализация
МаKсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: Формировать представления о значении работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством
дамытушылыK/ развивающая/ developing: Познакомить с особенностями методика работы по ознакомлению детей с книжной графикой
т‰рбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к урокам методики изодеятельности.
К™рнекі Kaралдар/ Оборудование/ Resources: слайдовая презентация, лекция, детские книги

СабаKтыS барысы/ План занятия/ Plan
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Лекция
Закрепление пройденного материала
Объяснение домашнего задания

Ход занятия
Организационный момент. Приветствие на трех языках: Здравствуйте, С‰лематсіз бе, Good morning. Организационный момент. Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид. Актуальность темы дня. Целеполагание
Проверка домашнего задания:
Демонстрация слайдов по ознакомлению детей разного возраста с изоискусством (коллективная проверка по программным требованиям) оценка качества изображения и полнота презентации
Лекция
План:
Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей
Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
Работа в ходе лекции
Вопросы для активизации познавательной деятельности
Докажите педагогическую ценность работы по ознакомлению детей с книжной графикой
Назовите особенности восприятия ребёнком книжных иллюстраций. Подчеркните их в лекции
Назовите имена детских художников
Назовите приёмы ознакомления детей с книжной иллюстрацией. Приведите примеры.
Рефлексия: сделайте вывод о том, что нового вы узнали, что было вам знакомо, что вам ещё надо узнать для организации эффективной работе с детьми
Домашнее задание:
Подготовить реферат «Детские художники и особенности их творчества» (1 художник, с цветными иллюстрациями)
Лекция

€дебиет/ Литература/ Literature:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Учеб.- метод. пособие, Пермь, 2003
Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995
Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. - 1989. - №1.
Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л.С., Бахтин М.М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии. – 1996. - № 5.
Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - №1.
Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993.































Лекция 2 ч
Тема: Методика ознакомления детей с книжной графикой
План:
Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей
Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).

1.
Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей
     Книжная графика относится к изобразительным  видам искусства. Как и все  эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм.
     Наряду  с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности.
     Графика (от греческого grapho – пищу) более  других видов изобразительного искусства  приближена к письму, рисунку, условному  знаку, так как важным ее графическим  средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.
     Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного  выражения и выступает в неразрывной  связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
     Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.
     Живопись  требует, чтобы на нее смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры.
     Графический же лист мы смотрим вблизи и видим  условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка.
     Если  в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
     Цвет  в графическом изображении используется, но он ограничен, условен.
Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрация (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение). Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова).          Основным  художественным средством искусства  иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие  идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
   Художественная  иллюстрация - важнейший элемент  книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности  использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их
         Рассматривание  книжных иллюстраций позволяет  обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.
В тех  случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.
 Художник  приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации - одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

2. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
В ряде работ психологов и педагогов  анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге:
Тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений.
Малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.
Некоторые приемы художественной выразительности  вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные  перспективы).
Иллюстрации, где художники используют условные приёмы, искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают неудовлетворение («это некрасиво», «не нравится», «плохо нарисовано», «такие картинки не люблю» и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Средства художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, композиция), помогают детям узнавать содержание картинки. Они эмоционально воспринимают образ, проявляют желание ещё раз рассмотреть изображение.
Исследования (Т.А. Репина, Е.А. Бондаренко, Е.Ш. Решко, В.Я. Кионов) показали, что дети способны соотносить рисунок, цвет, форму с характеристикой образа.
Перспективно уменьшенные на рисунке предметы младшие дошкольники воспринимают маленькими в действительности и только к 5-6 годам начинают понимать уменьшение удалённого предмета (ближе – дальше).
Главным в понимании содержания действия на рисунке для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-7 лет – поза изображённого человека и различные композиционные приёмы передачи движения.
Исследователь И.Котова установила некоторые особенности  узнавания детьми изображенного  образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Вывод: Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения.
Требования к иллюстрациям детских книг
ясность, простота и выразительность графического произведения
предмет должен быть изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков.
ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы.
иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу.
предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске
композиция рисунка должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги.
Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.
Показ презентации
Владимира Григорьевича Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги;
Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям.
Юрия Алексеевича Васнецова к народным сказкам;
зарисовки Евгения Чарушина;
рисунки Виталия Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто;
Фёдор Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
Ивана Яковлевича Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать.

3. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)
     Период  дошкольного детства - один из самых  благоприятных этапов в общении  детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.
Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.
После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям - даже корыта и т.п.
Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы могут быть следующие:
узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?"; "Покажи, где кто или что?");
соотнесение фразу текста с картинками ("Найди картинку к таким словам... "; "Какие слова подходят к этой картинке?");
оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");
сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

1 младшая группа
Для детей характерны: зависимость понимания текста от личного опыта; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке).
Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.
Во второй младшей группе
Следует расчленять зрительное и слуховое восприятие:
воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы,
читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя,
дети самостоятельно рассматривают картинки,
воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.
Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен. Этот же прием используется и при рассматривании обычных плоскостных иллюстраций.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное
отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя
Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.
В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
просмотр видеофильмов, слайдов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).
В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.

Заголовок 1 Заголовок 215

Приложенные файлы


Добавить комментарий