Методические рекомендации по разработке экскурсионно-туристического маршрута


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Управление образованием Евпаторийского городского совета

Республиканский конкурс методических материалов
туристско-краеведческой тематики






тема методической рекомендации
туристско-экскурсионный маршрут:

«КОЛЕСО ИСТОРИИ»
(Крымская война в истории г. Евпатории)






Бессарабова Татьяна Анатольевна,
коммунальное заведение
«Евпаторийский центр детского и
юношеского творчества «Ровесник» Евпаторийского городского совета»
методист внешкольного заведения
















г. Евпатория -2014
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Евпатория имеет богатое историческое прошлое. События Крымской (Восточной) войны непосредственно коснулись истории нашего города. Подвиг защитников крымской земли – это один из примеров, мужества и героизма русских воинов.
Актуальность темы маршрута определяется изменившимися общественно – политическими реалиями в Крыму. 18 марта 2014 года был подписан  межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России. Воссоединение Крыма с Россией вызвало огромный патриотический подъём жителей Крыма. Это событие пробудило в крымчанах интерес к богатому героическому прошлому полуострова, которое является неотъемлемой частью российской истории.
Освящение данной темы становиться актуальным ещё потому что, именно в этом году отмечается 160-я годовщина решающего события Крымской (Восточной) войны – героической Обороны Севастополя 1854-1855. Боевые действия в Севастополе неразрывно связанны с событиями Крымской войны в Евпатории. Памятная дата вызвала широкий отклик крымской общественности. В Крыму проходят различные мероприятия, фестивали, вечера памяти и тд. В печати появляется много новых публикаций и научных исследований на эту тему.
Исторически значимые даты обязывают нас привлечь к этим событиям самое широкое внимание молодого поколения.
С целью создания положительного имиджа города, а также привлечения дополнительного потока отдыхающих и туристов в городе широко рекламируется туристический маршрут «Малый Иерусалим», объединяющий на своем пути храмы различных конфессий и другие архитектурные памятники. Мы предлагаем новый туристический маршрут - экскурсию к историческим памятникам и памятным местам, посвященным Крымской войне, и истории города.

Цели и задачи
Туристско-экскурсионный маршрут «Колесо истории» (Крымская война в истории г. Евпатории) направлен на расширение и углубление знаний по истории и культуре г. Евпатории и ставит перед собой следующие задачи:
- воспитание у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, любви к родному краю, к его историко-культурному наследию;
- повышение эффективности патриотического воспитания учащихся;
- привлечение общественности к историко-культурному наследию Евпатории.
Привлекательность маршрута с краеведческой точки зрения состоит в том, что на экскурсии подается материал не только касающийся событий Крымской (Восточной) войны в Евпатории, в работе отражена история средневекового Гезлева. Историческое развитие города Евпатории в разные периоды сформировало интересный комплекс выдающихся памятников архитектуры от древнегреческой Керкинитиды, средневекового Гезлева до современной Евпатории.
Данная работа предназначена, в первую очередь, в помощь руководителям туристских и экскурсионных групп на территории Евпатории. Во-первых, она дает возможность учащимся ознакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, на экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – что помогает учащимся создать более верные представления о данном периоде истории; экскурсия поможет школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес. В маршрут включена викторина.
Материал, изложенный в этой работе, может оказаться полезным педагогическим работникам внешкольных учебных заведений при проведении занятий по краеведению, учителям во время подготовки и проведении уроков истории, краеведения, а так же при подготовке и проведению учебной практики в летний период.
События Крымской войны, несмотря на их отдаленность от нас во времени, не уходят в небытие – они и сегодня вызывают немалый интерес. Героический подвиг защитников крымской земли – это один из примеров, на котором необходимо воспитывать у молодого поколения патриотизм, гордость за свой народ. Трагические страницы той войны призваны напомнить всем, ныне живущим, о горьких ошибках прошлого, которые мы не имеем права повторить.
Экскурсионно-туристический маршрут «Колесо истории» (Крымская война в истории г. Евпатории) рассчитан, в первую очередь, на школьников 7–11 классов, но будет интересен и взрослым.
Возраст участников: от 12 лет и старше.

Краткая физико-географическая характеристика: Евпатория расположена в степной, западной части [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Город протянулся вдоль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мелководного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Средняя высота над уровнем моря составляет 10 м. Протяжённость Евпатории с юга на север составляет  12 км, с востока на запад составляет  22 км. Водные ресурсы – артезианские скважины Ивановского, Чеботарского, Альминский-2 водозаборов, городских скважин.
Евпатория не относится к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], поэтому климат её степной, сильно засушливый, хотя море чуть смягчает его, по сравнению с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Зима очень мягкая, устойчивого снежного покрова обычно не наблюдается. Лето жаркое и засушливое. Гор нет, поэтому город продувается морским и степным воздухом. Все пляжи в Евпатории и пригороде песчаные.
Удачное сочетание природных факторов и расположения Евпатории позволили городу стать популярным климатическим курортом.








Справочные данные о туристско-экскурсионном маршруте
«Колесо истории» (Крымская война в истории г. Евпатории)
Тематика туристско-экскурсионного маршрута «Колесо истории» - историко-краеведческая.
Схема маршрута (обзорная карта района) Рис.1







С




















ССхема маршрута (дополнение) Рис.2

























Протяженность: около 7 километров.
Месторасположение: территория города Евпатории (от набережной им. Горького до ул. 2-ой Гвардейской армии) (см. схему маршрута: общая протяженность – Рис.1; пешеходная часть- Рис.2)
Продолжительность: около7 часов.
Населенный пункт: г Евпатория.
ОБЗОРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НА МАРШРУТЕ






























ОПИСАНИЕ ОБЗОРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
Экскурсия к историческим памятникам и памятным местам, посвященным Крымской (Восточной) войне, познакомит Вас с одной из страниц истории нашей Родины.
Наш маршрут не случайно называется «Колесо истории», мы с вами совершим путешествие не только по памятным местам событий Крымской (Восточной) войны, но и окунемся в историю города, пройдемся по средневековым улочкам и откроем для себя странички нашей славной Евпатории!
Экскурсию можно начинать с причала набережной им. Горького, на катере до причала набережной им. В. Терешковой, или без морской прогулки, сразу с набережно им. Терешковой.
ОСТАНОВКА № 1. Набережная им. Горького, причал парка им. М.В. Фрунзе
Любая увлекательная экскурсия в Евпатории начинается у моря. А для настоящих путешественников лучшая экскурсия – морская.
Во время морского путешествия до причала набережной им. В. Терешковой вы прослушаете рассказ о событиях, проходящих в Евпатории, в годы Крымской (Восточной) войны.
Плыть на катере мы будем 30-40 минут, а пешеходную экскурсию начнем на современной набережной имени Валентины Терешковой, любуясь панорамой Евпаторийской бухты. Если смотреть на восток, перед нами открывается панорама Крымских гор, а за нашей спиной город Евпатория. Именно здесь и начинается новый этап Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов. Именно евпаторийский рейд и сам город Евпатория дал новое название этой войне – «Крымская война».
Рассказ прилагается (Приложение 1).
Узнав историю, мы продолжаем движение дальше (см. схему маршрута).
ОСТАНОВКА № 2. Следующая остановка - музей истории Крымской войны. Музей является отделом военной истории Евпаторийского краеведческого музея.
Интерьер залов музея имитирует внутренние помещения старинного корабля. «Состаренные» деревянные перекрытия, витрины в виде старинных ящиков, корабельные канаты под потолком и на полу, сигнальные фонари и другие атрибуты военного корабля помогают мысленно перенестись в далекое прошлое.
Появление в Евпатории такого музея объясняется тем, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]на территории Крыма началась с высадки десанта объединенных сил союзников под Евпаторией.
Экскурсию проводит работник музея (в музее можно воспользоваться услугами аудиогида, который проведет экскурсию на любом из трех языков (на английском, русском и украинском).
От Музея Крымской войны мы отправляемся к Мечети Джума-Джами.
ОСТАНОВКА № 3. Мечеть Джума-Джами, 1552-1564гг. (Ханская мечеть) - памятник архитектуры национального значения [7]. Она была построена в XVI веке, автором проекта здания был выдающийся османский зодчий Мимар Ходжи Синан (1489-1588), самый знаменитый из турецких архитекторов и инженеров османского периода, который построил мечеть Сулей мание и мечеть Шехзаде в Стамбуле [4].
С 1854 по 1856 год в Джума-Джами на молитву ходили турецкие военные, входившие в состав евпаторийского гарнизона.
Перед открытой северной галереей находятся две могилы турецких военно-начальников: адмирала, погибшего в шторм 2(14) ноября 1854 года и командующего египетскими войсками генерала Селим-Паша, погибшего во время штурма Евпатории войсками русского генерала Хрулева 5 (17) 1855 года (Приложение 2).
Сегодня мечеть является действующей и передана мусульманской общине города. Отсюда, с белоснежных минаретов, разносится эхом напевный голос муэдзина, перекликающийся со звоном колоколов Свято-Николаевского собора, расположенного через дорогу, на Соборной площади.
ОСТАНОВКА № 4. Свято-Николаевский, 1893-1899 гг. собор второй в Крыму по высоте, площади и вместимости (рассчитан на две тысячи прихожан). Больше него только Владимирский собор в Херсонесе.
В 1805 году была построена церковь Святого Николая – покровителя мореплавателей и торговцев. В годы Крымской войны храм сильно пострадал (храм лишился колокольни, иконостаса, церковных книг, архива, но всё же продолжал действовать). При участии протоирея Якова Чепурина и благодаря его активной деятельности 11 июля 1893года был заложен новый храм в память об освобождении Евпатории от англо-франко-турецких войск. После освящения 16 февраля 1899 г. нового храма прежняя церквушка была разобрана, а место престола было обозначено памятным знаком. Свято-Николаевский собор возведен по проекту известного архитектора Александра Осиповича Бернардацци (1831-1907), автора здания Одесского оперного театра. В основу архитектурной композиции собора взяты традиции византийского зодчества [3].
До закрытия храма после революции в соборе висели знамена или полковые хоругви русской армии частей генерала Степана Александровича Хрулева, известного героя Севастопольской обороны. Войска под его командованием 5 (17) февраля 1855 года, пытались освободить Евпаторию от оккупантов.
Ныне Свято-Николаевский собор - объект культурного наследия, который является неотъемлемой частью архитектурного облика нашего города. Моряки видят его издалека.
Возможен самостоятельный осмотр храма.
Всем желающим мы предлагаем принять участие в викторине. Вопросы касаются не только исторических событий, связанных с Крымской (Восточной) войной. За каждый правильный ответ, вы получите жетон. Победителя ждет приз-сувенир из Евпатории.
Первый вопрос касается истории Свято-Николаевский собора. Напоминаем,
храм был построен в память об освобождении Евпатории от англо-франко-турецких войск.
Теперь внимание - вопрос: Как вы думаете, сколько видов крестов можно увидеть при оформлении собора и его территории? И где они располагаются?
Ответ: Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что храм украшен тремя видами крестов. На ограде - георгиевские (олицетворяют воинскую доблесть павших в Крымской войне), на колоннах - византийские (подчёркивают тот факт, что евпаторийский собор - это миниатюрная копия Св. Софии в Константинополе), а на куполах - русские православные.
ОСТАНОВКА № 5. С Соборной площади мы переходим на улицу Тучина, чтобы заглянуть в антикварный магазин «Лавка древностей», расположенный на углу переулка Музейный. Это название не случайно, так как в ней можно увидеть раритеты времен Крымской войны, многие из них подарило нам Черное море: курительные трубки моряков, свинцовые пули, солдатские пуговицы, гвозди из обшивки затонувших кораблей, старинные монетки, поднятые со дна моря и много разных необыкновенных вещей, которые можно посмотреть, потрогать, а если понравится, - купить. На окнах магазинчика можно рассмотреть старинные открытки Евпатории и познакомиться с обликом города 18-19 вв.
Выйдя из антикварного магазина вы увидите стилизованные ворота средневекового Гезлева. Обратите внимание, на воротах изображен герб Евпатории.
(Приложение 3, рис. 1).
Внимание вопрос, что на нем изображено, и что это символизирует ?
Ответ: В крымских степях паслись мерлушковые бараны, шкуры которых шли на пошив дорогих меховых изделий. Именно это обусловило появление головы барана на гербе города. Символ «голова – барана» означает справедливость, волю, честолюбие и оптимизм. Черная змея, обвивающая серебряный жезл, пьет из черной чаши - эмблема медицины, символизирует общеизвестные лечебные грязи, и характеризует город Евпаторию как город-курорт.
Пройдя через стилизованные ворота средневекового Гезлева вы попадаете в старую часть города, можете загадать желание и оно обязательно сбудется, потому что эта единственная улица в городе, которая начинается храмом у моря. Улочка, по современным меркам, узенькая, но для средневекового города размер её был достаточен – и телега пройдёт, и лошадь разминется с пешеходом
Обратите внимание, с правой стороны на стене дома, изображена телега с мешками, как вы думаете, что в этих мешках? (Приложение 3, рис. 2).
Ответ: Соль. В Крыму соль добывается с древних времен. Из-за соли шли войны. За счет соли обогащались купцы и торговцы. Жители всей Южной Руси употребляли Крымскую соль. На всю Российскую империю, где было достаточно залежей каменной соли, славился наш древнейший соляной промысел. Соль озера Сасык-Сиваш добывалась уже очищенной, йодированной и даже ароматной. Старожилы говорят, что везли ее на стол самому императору! В 1912 году крымская соль получила золотую медаль на Парижской выставке. Пуд ее в 1875 году стоил от 50 копеек до рубля (для сравнения: пуд картошки продавали за 12 копеек) (1 пуд -16 кг).
Люди, отправляемые за солью в Крым, назывались «чумаками». Они совершали дальние рейсы на волах, ради соли по нескольку месяцев находились в пути.
Вопрос: Что обозначает слово «чумак» ?
Ответ: Само слово "чумак" имеет несколько толкований. Одни считают, что слово "чумак" производное от слова "чум" - название деревянного закрытого ящика, который использовался для перевозки соли и рыбы. На основании других источников слово "чум" означало мерную ложку для соли. Так же назывался ковш, из которого путешественники пили воду. Еще по одной версии чумаки так назывались потому, что якобы часто заражались в Крыму чумой. Кстати, носили чумаки в дороге всегда только сорочку и штаны, проваренные в растительном масле, а чаще в дегте для защиты от чумы, насекомых и гадюк. В переводе же с татарского слово "чумак" означает просто "перевозчик".
Нелегким было это дело, и отправлялись в далекое путешествие только смелые, сильные и мужественные люди. Для безопасности в дороге все чумаки имели ружья, копья, сабли.
Вопрос: Куда прятали свои деньги в дороге чумаки ?
Ответ: они просверливая дыру в телеге и забивая чопом в ней червонцы.
Итак, подводим итоги викторины. Получаем призы и продолжаем наше путешествие.
С улицы Тучина мы уходим в лабиринты средневековой Евпатории - паутинка узких улочек, миниатюрных площадей, проходных дворов сохранилась с XV века.
Старая часть современной Евпатории до сих пор сохраняет планировку средневекового города. Брусчатка, узкие извилистые улочки, глухие стены и заборы, увитые виноградником арки – все это сохранившиеся приметы Гезлева.
По этим улицам в 1854-1856 годах бродили английские, французские и турецкие солдаты, находясь вдали от своей Родины.
С улицы Тучина мы уходим на улицу Училищную. Улица названа так, потому, что на ней находилось караимское женское училище.
ОСТАНОВКА № 6. Еще раз проходим через стилизованные ворота и поворачиваем на право, в Училищный переулок, чтобы выйти на улицу Красноармейскую, увидим еще одну достопримечательность Евпатории - Турецкие бани. Они были построены в XVI веке и закрылись только в 1992 году (500 лет работали без перерывов!) [11].
Турецкие бани являются памятником архитектуры XVI века [7].
В те далёкие времена, когда строилась эта баня, Евпатория называлась Гезлевом, в городе было 2 тысячи дворов, 24 мечети, 7 колодцев с "водой кристальной", 11 гостиниц, несколько сотен частных бань, которые строили на собственных подворьях состоятельные люди, и 5 общественных бань. До наших дней сохранилась лишь эта, по улице Красноармейской. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Имя её архитектора неизвестно. Сейчас они восстанавливаются, идут реставрационные работы, однако с экскурсией здесь побывать можно. Ее планировка типична для всех турецких бань. Внутри помещений вдоль стен, отделанных мрамором, установлены мраморные скамьи, а под полом, который также отделан мрамором, оборудованы колодцы для горячего воздуха.
В 1854-1856 годах в эти бани ходили мыться не только местные жители, но и оккупанты.
Возможен самостоятельный осмотр.
От турецких бань поворачиваем на восток на улицу Водоразборную, которая приведет нас к улице Караимской к караимским кенасам.
ОСТАНОВКА № 7. Караимские кенасы. В центре средневекового города расположился комплекс кенас – памятник архитектуры XVIII в. государственного значения [7]. Комплекс включает два храма – Большую (Соборную) и Малую кенаса. Малая кенаса – единственный на территории СНГ храм, где регулярно проводятся богослужения. Современный комплекс сложился в конце XVIII века на месте более древнего караимского храма. В 1851 году в мраморном дворике установлен памятник в честь посещения кенас императором Александром I. В стенах обеих сторон двора устроены ниши из мрамора с надписями на древнееврейском языке. На этих плитах запечатлены важнейшие события из жизни караимов и отмечены имена выдающихся представителей народа [2,6].
Во время Крымской войны 1854 - 1856 гг., при попытке штурма Евпатории русскими войсками во главе с генералом С.А. Хрулевым 5 февраля 1855 г. на территорию кенас упало неразорвавшееся русское чугунное ядро. Муляж его был позднее вмонтирован (по тогдашней моде) в западную стену Соборной кенасы, а сама стена укреплена двумя контрфорсами, предохранявшими здание от неравномерной просадки. Памятная доска об этом событии гласила: «Суббота, 5 февраля 1855 года. Ядро российского орудия» (Приложение 4).
Караимский религиозно-культурный центр включает в себя здание религиозной школы, этнографический музей, библиотеку.
Нас ждет Караимский этнографический музей, где значительная часть экспонатов посвящена караимам-участникам Крымской войны.
После окончания экскурсии желающие могут отведать блюда национальной кухни в караимском кафе.
От караимских кенас наш путь лежит по улице Караимской – всего 700 шагов.
С правой стороны вы увидите крыши еще одних турецких бань – памятник архитектуры XVI века, в данный момент на реставрации. Технологию строительства бань с воздушным обогревом турки переняли от древних римлян. Бани традиционно служили еще и клубами [11].
На углу улиц Тучина и Караимской - замечательный ремесленный ряд. Здесь, под руководством мастера можно попробовать себя в роли средневекового ремесленника: вылепить из глины кувшин, отчеканить монету, или просто приобрести уникальные сувениры.
Далее пройдем мимо Главной Купеческой синагоги, к восточным крепостным воротам - «Одун-базар-къапусы» в переводе с крымско-татарского их название означает «ворота Дровяного базара».
ОСТАНОВКА № 8. Крепостные ворота «Одун -базар- къапусы». Это одни из 5 ворот, замыкающих цепь крепостной стены. Это был восточный форпост города.

Внутри ворот создана музейная экспозиция – панорамный макет, воссоздающий средневековый город с точностью до каждого дома в масштабе 200:1[11]. На втором этаже расположена кофейня, здесь готовят настоящий турецкий кофе.
Возможен самостоятельный осмотр музейной экспозиции и посещение кофейни.
ОСТАНОВКА № 9. Пройдя сквозь ворота, мы отправляемся к Армянской церкви Сурб Никогайос (Святого Николая), расположенной по ул. Интернациональной, основанной в 1817 году, и построенной за пределами крепостной стены средневекового города.
В начале Крымской(Восточной) войны в армянской церкви стал на постой французский гарнизон. На стенах храма сохранились надписи, прочерченные штыками английских и французских солдат. Четко видна дата – 1855 год, а также несколько имен: Шарль, Ришар, Филипп (справа от западного входа в церковь), (Приложение 5).
Армянская церковь является памятником архитектуры начала XIX века.
От Армянской церкви Сурб Никогайос на автобусе мы проезжаем к памятнику русских воинов, павшим в бою 5 (17) февраля 1855 года, при штурме Евпатории русскими войсками под командованием генерала С.А. Хрулева (Приложение 6).
19-й тысячный отряд русских войск предпринял попытку наступления на Евпаторию.
К сожалению, атака не увенчалась успехом. Противник встретил ворвавшихся в Евпаторию русских сильным ружейным огнём. К несчастью, у атаковавших закончился порох. Стрелять было нечем. С. Хрулёв велел отступать.
Русские войска потеряли около 800 человек убитыми и раненым, но отступили в полном боевом порядке, сохранив свои знамёна и оружие.
Недостаточное количество боеприпасов, численное превосходство противника в несколько раз, а так же мощные укрепления евпаторийского гарнизона – вот видимые причины, способствовавшие тому, что командовавший отрядом генерал С. Хрулев был вынужден прекратить наступление.
ОСТАНОВКА № 10. Памятник на братской могиле русских воинов, погибших в период Крымской войны, 1855 г. В 1858 году Евпаторийская караимская община решила увековечить события Крымской войны и почтить память доблестных русских воинов. На месте боев (на окраине города, где находился оборонный вал) на средства местных купцов был установлен мраморный обелиск и пара трофейных пушек. Текст на мемориальной доске следующий: «Храбрым защитникам веры, царя и отечества, павшим здесь 5 февраля 1855 года» (Приложение 7).
Проект памятника был выполнен архитектором Алексеем Максимовичем Горностаевым (18081862 гг.) и утвержден императором Александром II. Памятник из привозного белого мрамора в форме параллелепипеда общей высотой 4,5 м. На памятнике с четырёх сторон помещена надпись на двух языках  русском и иврите. Одна из сторон украшена рельефным изображением двух перекрещенных мечей и пальмовой ветви  символом мира. Памятник венчал бронзовый вызолоченный крест, сооруженный в 1862 г. евпаторийским купцом. Позднее крест был утрачен и восстановлен в 1981 году из нержавеющей стали [9].
В 2003 году обелиск был перемещен севернее, ближе к железнодорожному полотну, на братскую могилу. Пушки установили у входа музея истории Крымской войны.
Любая война заканчивается, и затягиваются раны, нанесенные ею.
Стоит ли обращаться к трагическим страницам нашей истории? Стоит, чтобы помнить, получать уроки, и не повторять ошибок.
Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы наше общество помнило и чтило героев Крымской (Восточной) войны: солдат, военачальников, сестер милосердия, полковых священников. Мы не можем забыть о героической обороне Севастополя, о русских воинах, павших в бою 5 февраля 1855 года в Евпатории. Помнить об этом - наш исторический долг.

Сезонность: весна-лето.
Способ передвижения: комбинированная (морская прогулка, катер от причала набережной им. Горького до причала набережной им. В. Терешковой) + пешеходный маршрут + проезд (к памятнику русских воинов автобусом № 118, до конечной остановки).



СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ
объект
адрес объекта
режим
работы
стоимость
экскурсий

Набережная им. Горького, причал парка им. М.В. Фрунзе (морская прогулка)
набережная Горького, 18 напротив водолечебницы
9.00 до 19ч.

взрослый билет – 200руб.,
детский - 100 грн.

музей истории Крымской войны
ул. Революции, 61
с 10.00 до 16.30.
Выходные – среда и суббота.
взрослый билет -60 руб .,
детский - 30 руб.

Мечеть Джума –Джами
ул.Революции, 36/1/3



Свято-Николаевский собор
ул.Тучина, 2



«Лавка древностей»
ул. Тучина, 3
т. (06569) 3-01-37
8-16 ч. суб.8-13 ч.


Турецкая баня, XVI в.
ул. Красноармейская, 20 б



Караимские кенасы

ул. Караимская, 68
Тел.: (06569) 3-30-35
10.00-17.00 (в субботу с 13.00).летом: 8.00-20.00 музей: 10-18
взрос. 60 руб.
дет.20 руб

Крепостные ворота
«Одун -базар- къапусы»
(Ворота дровяного базара)
ул. Караева, 29
т. (06569) 4-33-33
т. (06569) 4-32-30
музей: 9-20

кафе: 9-24
взрос.50 руб
дет. 15 руб

Армянская церковь
Сурб Никогайос
(Святого Николая)
ул. Интернацио-нальная, 44



Памятник на братской могиле русских воинов, погибших в период Крымской войны, 1855 г.
ул. 2-й Гвардейской Армии/ул. Эскадронная



Объекты питания :
- кафе Комплекс кенасс, ул. Караимская, 68, время работы: 9-20
- кофейня Крепостных ворот «Одун- базар- къапусы» (ул.Караева 29), время работы 9 – 24, т. (06569) 4-33-33 (Приложение К)
- кафе «Джеваль» (Караева, 10), время работы 11 – 21.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Крымская война в лицах/ Сост. Г.Н. Гржибовская.- Симферополь: Антиква, 2009.-220 с.
Кутайсов М.В. Караимская кенаса в г. Евпатории// «Историческое наследие Крыма».–2006.–№ 12-13.–С.21.
Кутайсов М.В, Кутайсов В.А. Православные храмы Евпатории// «Историческое наследие Крыма».–2005.–№ 10.–С.112.
Кутайсов В.А., Кутайсов М.В. Евпатория: Древний мир. Средние века. Новое время.–К.: «Стилос», 2007.–282 с.
Памятники и памятные места Крымской войны на территории АР Крым.Каталог/ Ред. состав Г.Н. Гржибовская.- Симферополь: Антиква, 2007.-96 с.,ил.
Потехин В.Е., Потехин Д.В. Крым многонациональный.– Севастополь, 2001.–С.36-43.
Список памятников местного и национального значения (архитектура, градостроительство, история, монументальное искусство) и вновь выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Автономной Республики Крым (по состоянию на 01.04.2013)
Хорошко П.Г. «Евпатория с любовью».– Евпатория: издательство «Крымский Афон», 2007.–38с.
Хрущев В.Л., Агаджанян Н.А. Курорт-Евпатория. – Симферополь: Таврия, 2003.- С.69-70 с.
Тарасенко Д.Н. Евпатория. Путеводитель для школьников. Симферополь: Бизнес-Информ, 2006.-256 с., илл
Цалик С.Н. Евпатория. Прогулки по Малому Иерусалиму.–Симферополь: Оригинал–М, 2007.–224с.,илл.














ПРИЛОЖЕНИЯ

































Приложение 1
(экскурсия на катере)
Крымская (Восточная) война разгорелась в 1853 году и завершилась в 1856 году подписанием Парижского мирного договора.
Первопричиной этой войны было стремление Ватикана получить контроль над святынями Палестины, покровительницей которых и выступила в этой войне Россия.
18 (30) ноября 1853 года произошло Синопское сражение – первое сражение Крымской войны - сражение, значимое во многих смыслах.
Это был разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом под командованием адмирала Нахимова. И это сражение послужило для Великобритании и Франции поводом для объявления войны с России.
Неудачи в море заставили союзников обратиться к выполнению давно задуманного предприятия - вторжения в Крым. И самым удачным местом для высадки войск коалиции, являлось именно западное побережье Крыма-города Евпатория и Саки.
Закрытая бухта с удобным фарватером, отсутствие сильных гарнизонов, равнинная местность с неплохими дорогами - все это благоприятствовало быстрой высадке десанта и продвижению его к Севастополю.
Ещё одна предпринята попытка
союзников заставить отступить,
от Севастополя, его покинуть
и мирный договор с Россией заключить.
То Евпатория. Туда
стекались и войска, и грузы,
предназначались все они
для штурма Севастополя в союзе:
французы, англичане, Осман паша,
прибывшие с Сардинии войска
Борис Кочетков
В 1854-1856 г.г. Крым стал главным театром Крымской (Восточной) войны. Военные действия на полуострове начались в сентябре 1854 г., с захвата англо-франко-турецкими войсками Евпатории, которая стала их опорным пунктом в северо-западном Крыму. На рейде в Евпатории находились английские, французские и турецкие корабли. Город взяли без единого выстрела. И точно так же спустя два года оставили Евпаторию. События развивались так.
1(13) сентября 1854 года около 12 часов дня флот – 360 судов с англо-французским десантом на борту приблизился к Евпатории, а в два часа дня вся бухта и рейд были загружены судами
Вот так более ста лет назад составитель нескольких справочников по Евпатории В.Г Пьянков описывает прибытие англо-франко-турецкого десанта в Евпаторию.
« в 1854 году, на Евпаторию обратилось внимание всей России да пожалуй, и всей Европы. 1-го сентября 1854 года более 100 неприятельских судов прибыло к Евпаторийскому порту. Становясь на якорь в строевом порядке, они выделили из себя три парохода и один винтовой корабль, с которых съехали на гребном судне 2 штаб-офицера – по-видимому, один английский, а другой французский, - в карантин, где на пристани, через своего переводчика, подали на имя коменданта бумагу, содержащую в сем следующее предложение: так как Евпатория город обезоруженный, то они объявляют, что, не намереваясь причинять какой-либо вред, имеют только вступить и занять его своими войсками для квартирования. На что и. д. коменданта гор. Евпатория, майор Броницкий возражения не сделал и предложил отступить с вверенным ему батальоном от Евпатории, к которому карантинная стража примкнулась. Евпаторийский же частный карантин, видя угрожающую городу опасность, собрав текущие дела, книги и денежную сумму, выехал с управляющим Казначеевым и канцеляриею в д. Китай. 2-го сентября, союзники высадили 70,000 – ную армию и двинулись к реке Альме, Евпатория, таким образом, оказалась исходным пунктом для славной в летописях Крымской компании».
Первое сражение русская армия проиграла и вынуждена была отступить. Во время битвы впервые сказался качественный перевес нарезного оружия союзников над устаревшим гладко ствольным российским.
Жителям города было предоставлено право или оставаться в городе, или же в 24 часа покинуть его. Многие горожане выехали из города, но не у всех хватало подвод, лошадей. Некоторые поселились в имениях в узде.
После высадки десанта отхода войск союзников по направлению к Севастополю в Евпатории остался турецкий гарнизон, численность которого вскоре выросла до 40 тыс. человек. 5(17) февраля 1855 года 19-й тысячный отряд русских войск предпринял попытку наступления на Евпаторию.
К сожалению, атака не увенчалась успехом. Недостаточное количество боеприпасов, численное превосходство противника в несколько раз, а так же мощные укрепления евпаторийского гарнизона – вот видимые причины, способствовавшие тому, что командовавший отрядом генерал С. Хрулев был вынужден прекратить наступление. Русские войска потеряли около 800 человек убитыми и раненым, но отступили в полном боевом порядке, сохранив свои знамёна и оружие. Об этом событии в Евпатории напоминает памятник на братской могиле русских воинов, погибших 5 февраля 1855 г., который мы посетим в конце нашей экскурсии.
В марте 1856 года война закончилась. 11 мая город покинули турецкие войска, 18 мая – французские. До конца апреля из города выехало около 7000 татар.
Началось восстановление Евпатории. Иностранные войска нанесли Евпатории большой ущерб. Было разрушено 462 дома. Городничий сообщал, что «город разорён совершенно, кроме немногих домов; стекол и мебели нигде не было. Нечистоты особенно там, где жили турки, были ужасные». Население значительно сократилось. Накануне войны оно составляло более 13 тысяч человек, а в 1861 году оно составляло чуть более 7 тысяч [9].
После заключения мира, Евпатория продолжала оставаться незначительным крымским портом, куда съезжались отдохнуть от 9-ти месячного тяжелого повседневного труда, обыватели других крымских городов да другие приезжие.





Приложение 2
Командующий египетскими войсками генерал Селим-Паша.





Приложение 3
Стилизованные ворота, на которых изображен герб Евпатории.




(Рис 1).

























(Рис.2)



Приложение 4

Караимские кенасы
























Памятная доска: «Суббота, 5 февраля 1855 года. Ядро российского орудия»



















Приложение 5
Армянская церковь Сурб Никогайос (Святого Николая)
На стенах храма сохранились надписи, прочерченные штыками английских и французских солдат. Четко видна дата – 1855 год



















Приложение 6

Командующий русскими войсками при штурме Евпатории
генерал С.А. Хрулев












































Приложение 7
Памятник на братской могиле русских воинов, погибших в период
Крымской войны, 1855 г.

















































13PAGE 15


13PAGE 142015





Приложенные файлы


Добавить комментарий