Якутский философ, писатель Алексей Елисеевич Кулаковский


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Якутский философ, писатель Алексей Елисеевич Кулаковский – Оксокулээх Олоксой Алексей Елисеевич Кулаковский – псевдоним Оксокулээх Олоксой (что означает в переводе на русский язык мифический двуглавый Орел Алексей) - родился 16 марта 1877 г. в семье зажиточного якута IV Жехсогонского наслега Ботурусского улуса Якутской области * А.Е. Кулаковский для якутского народа имеет непреходящее значение и оказывает благотворное влияние на его интеллектуальное развитие. И потому при тоталитарном режиме вокруг его имени шла широкая политическая борьба. Якутский обком КПСС последовательно принял пять постановлений. 1 марта 1943 г. бюро якутского обкома партии запретило изучение, печатание и распространение произведений "националиста" Кулаковского. 16 октября 1944 г. официально решило вернуть творчество Кулаковского родному народу, но 6 февраля 1952 г. специальным постановлением бюро обкома, а затем пленума вновь было запрещено творчество Кулаковского. 16 февраля 1962 г. Якутский обком КПСС с некоторыми оговорками, принижающими Кулаковского как основоположника якутской литературы и роли общественного и культурного деятеля, вернул поэта родному народу. В годы перестройки бюро якутского обкома партии отменило все оговорки и ограничения.За всеми этими решениями и подходами стояли столкновения характеров, острые дискуссии, иногда бескомпромиссная политическая борьба, сопровождавшая человеческой жертвой, сломленной человеческой судьбой. Лучшие представители народа всегда боролись за Кулаковского. * С его именем началась якутская письменная литература, оригинальное философское видение и оригинальный подход к различным проблемам экономической, социально-политической, общественно-культурной жизни якутского народа. Творчество Кулаковского по своему философскому обобщению проникало в самые глубинные пласты жизни, а по широте охвата перешагнуло границы родной стихии и поставило проблемы мировых войн, революции, межнациональных отношений, голода, перенаселенности планеты, миграции народов, экологии и других вопросов, имеющих общечеловеческое значение. * Алексей Елисеевич Кулаковский (2.03.1877 — 6.06.1926) — якутский поэт, ученый-просветитель, основоположник письменной якутской литературы. В народе известен как Ексекюлях. В 1897 году окончил Якутское реальное училище. Около четверти века путешествовал по Якутии, изучая историю, экономическое и правовое положение якутов. В 1900 году написал песню «Заклинание Баяная» — первое литературное произведение на якутском языке. Самые известные поэмы: «Портреты якутских женщин» (1904), «Сон шамана» (1910) и др. Судьба его трагична – Кулаковский был репрессирован. Похоронен в Москве на Данилевском кладбище. * Лучшие поэтические произведения Кулаковского по своим идейно-художественным особенностям представляют как бы синтез традиций русского реализма и демократических традиций якутского фольклора. А.Е.Кулаковский в последние годы своей жизни активно участвовал в строительстве новой жизни. Разрабатывал вопросы якутской письменности, участвовал в организации научных учреждений республики, учительствовал, заведовал художественно-литературной секцией Наркомпросздрава ЯАССР, был членом его литературно-переводческой комиссии, публиковал свои научные труды и литературные произведения. * "Трудно только начало,а - раз будет брошено семя,то оно даст скорые всходы;нужно только всем взяться за дело дружно...!“ А.Е. Кулаковский Именно этот призыв проходит красной нитью в Послании. Не случайно сам Президент говорит:"В мае 2012 года исполнится ровно сто лет знаменитому Письму «Якутской интеллигенции» Алексея Елисеевича Кулаковского. Я уже не раз говорил, что этот исторический документ актуален и в наши дни. Многое из того, что писал Кулаковский век тому назад можно воспринимать сегодня как руководство к действию". * Если же о будущем мы не подумаем,Никто за нас не подумает.Если достойной жизни мы не устроим,Никто её за нас не устроит.Если мы якутами-уранхайцами не будем,Никто за нас ими не будет.Если мы надёжного потомства не вырастим,То и якутского племени на земле не будет. Спор между умом и сердцем * Я знаю Что далеко? И Вселенная отвечает: Луна. Что близко? Беда... Что большое? Рот у пьющего человека. Что маленькое? Кусок хлеба в руках сироты... Что самое быстрое? Падающая звезда. Что самое тихое? Исполнение шаманского заклинания... Какое проклятие страшнее всех? Старость и дряхлость... Кто смирнее всех? Жених. Кто застенчивее всех? Невеста. * Кулаковский в своих лучших, подлинно якутских по духу творениях, "Сновидение шамана", "Наступление лета", "Благословение по-старинному", "Благословение среднего поколения", "Старинная якутская клятва«, продолжил нить тысячелетней устной традиции якутской литературы. Только здесь достигал он подлинных высот своего творчества и свободы полета своего Гения. И в этом его подлинная народность, которая не только "преимущественно в языке", а в перенесении Вселенной Олонхо пером на бумагу… Кулаковскому как зачинателю письменной традиции якутской литературы, первому писателю было не у кого учиться литературному мастерству в Якутии. Таким учителем для него еще со школьной скамьи стала русская классика. * ...Владыки всех девяти пречистых небес,Возносим наших стенаний песнь,Не отвергайте, я вас прошу!Благодетели лучезарных восьми небес,Большую нашу услышат мольбу,Богу безмолвья не бросьте, прошу!Семи блистающих мощных небес князья,Смиренно раскаянье наше, — егоСердечно, безгневно принять прошу!Склонена голова перед вами моя,Согнут стан мой прямой, низко кланяюсь я,Ставлю я на колени себя,На три солнечных тени божествМой почтительный ляжет поклон!..Определяющая судьбу, моя ворожба,О преграды бедствий не расшибись,О помехи зла не споткнись,О, только не опрокинься! Удачу дай!Тускуо! Благословление Байаная * У молодой якутской письменной литературы не было своей манеры художественного письма, опыта писания. Поэтому якутские писатели (а не олонхосуты), учась мастерству у русских классиков, вместе с ними переняли и мироощущение, эстетику, метод русской литературы. И стали писать на якутском языке по-русски... Якутские писатели той поры, часто не задумываясь, определяли друг друга через признанных корифеев русской литературы ("Этот - «якутский Чехов», тот – «якутский Хлебников»), то есть бессознательно признавали подчиненное, второстепенное положение якутской литературы... Писать не как русские классики XIX века означало для якутских писателей поколения Кулаковского не быть писателями. Все, что отходило от стандартов эстетики русской литературы реализма, ставилось под сомнение: литература ли это? * Так кто же истинный Кулаковский? Реалист или автор "Сновидения шамана"? В большинстве своих реалистических стихов Кулаковский рисует либо страшную, либо смешную Якутию. Ту Якутию, которую он, умный, просвещенный, интеллигентный человек, не мог принять своим сердцем. Ограниченный пределами эстетики реализма, Кулаковский не мог достичь наибольшей высоты своего творчества. Здесь постоянно повторяются одни и те же образы, метафоры, мотивы, "черные думы", страхи, комплексы. Поэт испытывает постоянный психологический дискомфорт, ощущение противоестественности этого мироощущения в мире своей поэзии. И только в стихах традиции Олонхо он достигает подлинного развоплощения своего духа в буйстве фантазии, празднестве слова, неограниченных возможностях якутской метафоры. * Поэма «Сновидение шамана», датированная 1910 г. – плод глубоких раздумий об исторических судьбах родного народа, его месте в мировой истории. Именно эти размышления инициировали появление публицистического произведения «Письмо Якутской интеллигенции», задуманного как программа практических действий, реализация которых диктовалась существующей в то время обстановкой в Якутской области. * Самые известные произведения А.Е. Кулаковского «Заклинание Байаная» (1900 ) «Хомус», «Певец», «Вилюйский танец» (1905), «Дары реки» (1909), «Сновидение шамана» (1910) «Благословение среднего поколения» (1912), «Благословение по-старинному» (1916), «Старинная якутская клятва» (1921), «Наступление лета» (1924) «Я знаю» Письмо «Якутской интеллигенции» * В тот день,Когда племя добрых боговСотворяло подлунный мир,В тот день,Когда нас, двуногих, ониВыпускали на землю жить,В тот день,Когда нас, якутов, ониПоселили среди земли,В тот деньЭто племя добрых боговСотворило в подарок намГолосистый, милый сердцу хомусС дрожащим пружинистым язычком,С железкой, звенящей вроде струныНа сто разнообразных ладов.При этом племя добрых богов,Не жалея самых красивых слов,Разноцветных, как пригоршня ярких бус,Заклинали сотворенный хомус… Хомус * … Всем, кого одолеют Несчастье и горе, Пусть поет свои песни. Дух пускай просветляет, А тоску прогоняет, Пусть поет свои песни. В дни тяжелой печали, И кручины, и скорби Пусть поет свои песни. Боль пускай унимает, Раны пусть заживляет, Пусть поет свои песни. Чтоб бороться, сражаться, Чтоб в борьбе не сдаваться, Пусть поет свои песни. Пусть в труде помогает, Пусть усталость снимает, Пусть поет свои песни… * После этого крика вмигПолная деревьев истых,Узорчатых теплых трав,Удивительных всяких цветовНаша мать-Земля,Ненавидящая войну,Отвергая кровавый бой,Заступаясь за добрые племена,За солнцеликих людей,Дважды вздохнув глубоко,Трижды встрепенулась она,Дрожь потрясла ее,Тревожно всем нутромЗарычала так, что гул пошел,Загрохотала потом,Задышала огнем, Раскалывая вершины гор,Разрывая утесистые хребты,Ревущее пламя из недрРывками выбрасывала ввысьДо кричащих верхних небес,Дым, и чад, и пепел седой,Коричнево-ржавый меча,Как бы прокашливаясь земля,Выплевывала жгучесть она...Выброшенный из горловины ееВ вышину огоньОсыпался вниз распаленным дождем,Опадал на цветущую жизньДолго, долго и широко,Даже солнце погасло,Редела темь. Сновидение шамана * Письмо А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции» Содержание письма «Якутской интеллигенции»А.Е.Кулаковского можно разделить условно на две части. Первую часть Г.П.Башарин назвал «Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов», вторую – «Соображения относительно культивизации Якутии». В первой части А.Е.Кулаковский размышлял о борьбе народов за существование, о влиянии на нее переселенческой политики российского правительства, об угрозе надвигавшейся тогда мировой войны и ее возможных последствиях в исторических судьбах народов. Вторая часть письма состоит из «соображений»автора по вопросам, связанным исключительно с внутренними проблемами «выживания» и «существования»родного народа; причем эти соображения «выданы» им «для обсуждения» и с призывом для «деятельности». * А.Е.Кулаковский выдвинул в своем письме тезис о вымирании якутов, который содержит следующие положения.Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема общечеловеческая. И то, что автор письма вышел на вопрос такого уровня, показывает его как человека незаурядного ума, человека, мыслящего крупными, глобальными категориями.Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и общественно-политическая. И то, что А.Е.Кулаковский рассматривает ее как один из острейших вопросов общественно-политической жизни России и на фоне политического миропорядка второго десятилетия XX в., выдает его как выразителя общественных интересов родного народа, как человека, глубоко разбирающегося в политике властей. * Где же выход? Что же нам делать, что предпринять? Задавшись такими вопросами, А.Е.Кулаковский рассматривает три альтернативных варианта выхода из создавшейся ситуации – спасения от угрозы вымирания. Первый вариант – перейти под протекторат таких великих держав, как Америка, Япония и Китай, но автор письма решительно отвергает его – они «нас быстро задавят в борьбе за существование». Второй вариант – переселение на север, и в данном случае он однозначно убежден: «Нет. И этот номер плох: на севере нет земель, на которых мы могли бы существовать – мы там погибнем очень скоро». Третий вариант – «наша культивизация и слияние с русскими»,что, по мнению автора письма, является «единственным рациональным средством»в борьбе за выживание якутов. * И главное в письме А.Е.Кулаковского – те идеи и мысли, реализация которых составила бы содержание этой громадной работы всего якутского общества для того, якобы поднять на современный уровень свою общую культуру, т.е. успешно решить проблему культивизации с более развитым русским народом. Каждая идея, каждая мысль автора письма свидетельствует о глубоком знании и понимании всех животрепещущих внутренних проблем якутского общества, их состояния и перспектив их решения. В этом ключе им рассмотрен целый комплекс вопросов: землепользование, развитие земледелия, скотоводство (содержание крупного рогатого скота и лошадей), рыболовство, развитие местной промышленности, предпринимательство, рыночные отношения и т.д. Самостоятельное значение имеют его рассуждения о развитии духовной культуры населения, решающую роль в котором призвана была сыграть образованность общества (здесь он ратует, прежде всего, за школьное образование). Большое значение он придавал культурно-просветительной деятельности: открытию общественных библиотек, выписыванию книг, журналов и газет, пропаганде достижений науки техники и т.д. * В целом же, по мнению А.Е.Кулаковского, спасение якутов от вымирания зависело от укрепления состояния культуры, внутреннего здоровья народа. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что если якуты не достигнут современного уровня культуры, не приобщаться к достижениям общечеловеческой цивилизации, то они обречены на вымирание. Примечательно, что он не ориентирует родной народ на какое-то радикальное противостояние России, на конфликт с какими-то силами в «борьбе за существование».Его взгляд на реалии своего времени был мудрым, на перспективы исторических судеб родного народа – дальновидным. И этот взгляд пронизан прагматической мыслью – о преимуществах совместного проживания родного народа с русским народом в «борьбе за существование». Такова общественно-политическая, просто человеческая позиция А.Е.Кулаковского – выдающегося якутского мыслителя начала ХХ в. Она оказалась реалистичной, потому и верной. * Значение Письма А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции» Письмо Алексея Елисеевича Кулаковского "Якутской интеллигенции" относится к числу важных памятников культуры досоветской Якутии. Оно, отражая различные стороны экономики, хозяйства и культуры, имеет большое научно-познавательное значение. По нему можно судить о тех вопросах, которые волновали широкую общественность, особенно передовых людей обширного Ленского края начала XX века. * ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? Именем ученого названы: Центр культуры имени Кулаковского в Якутске Улицы имени Кулаковского в Якутске и в Ытык-Кюеле Музей имени Кулаковского («Старый город», Якутск) Жехсогинская средняя школа имени Кулаковского (Таттинский улус) Памятник на площади Дружбы в Якутске Памятник в Ытык-Кюеле Памятник в родном алаасе Учай. * Республика Саха (Якутия). Город Якутск. Государственный театр оперы и балета, памятник основоположнику якутской литературы А. Кулаковскому. * Значение произведений А.Е. Кулаковского Произведения А.Кулаковского отличаются глубоким философским содержанием, предвидением будущего. Он еще в двадцатых годах ХХ века предсказал, что на реках Алдан и Вилюй будет развиваться промышленность, и что в этих краях пострадает экология. Предвидел, что появятся искусственные продукты питания, предупредил о пагубном влиянии употребления алкоголя народами Севера и т.д. *

Приложенные файлы


Добавить комментарий