Методическая разработка на тему:«ПОСТАНОВКА ГОЛОСА И ДИКЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ ВОКАЛА»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «шовгеновская детская школа искусств»






методическая разработка



«Постановка голоса и дикции ребенка младшего школьного возраста в классе вокала»



Работа преподавателя
оделения «хоровое пение»
Мирзовой Асиет Х.





2016



Оглавление
Пояснительная записка4
Постановка голоса.. 5
Строение певческого аппарата. 10
Певческие навыки.. 13
Звукообразование.. 16
Репертуар 21
Произношения слов учащимися вокального отделения 23
Список литературы 30






























1.Пояснительная записка
Всякая деятельность человека опирается на физиологическую основу.
Певческое голосообразование является одним из высших проявлений этой деятельности, представляющий собой психофизиологический процесс, в котором участвует весь голосовой аппарат. Пение связано с работой многочисленных мышц, регулируемых центральной нервной системой. Л.Б. Дмитриев писал: «Все основные части: дыхание, гортань и артикуляционный аппарат (ротоглоточный канал или надставная труба) в процессе осуществления вокальной функции взаимовлияет друг от друга».
Учить пению можно только комплексно: нельзя брать дыхание в отрыве от обучения управлению гортанью, артикуляционным аппаратом и т.д. Однако каждый из элементов имеет самостоятельную функцию, поэтому их работу можно проследить отдельно.

















2. Постановка голоса.
Не случайно я обратилась к этой теме и подняла вопрос постановки голоса в вокальном искусстве . Действительно, постановка голоса - это первая задача для учащегося, он с нее начинает. Развитие нужных навыков у поющего, объединение всех необходимых условий для правильного голосообразования под сознательным контролем и есть то, что называется владение голосом или правильной хорошей постановкой голоса (классический общеупотребляемый термин), т.е. технологическая основа пения трудно познаваема, не всегда подчиняется безоговорочно желанию, воле певца, часто зависящая от случайностей объективного и субъективного характера, которые трудно предвидеть, но значение которых для певца совершенно неоспоримо, а трудности изучения настолько велики, что на протяжении всей истории вокального искусства педагоги, методологи, ученые и певцы ищут пути обучения молодых певцов, дабы ускорить и облегчить вопрос «постановки голоса». Почти все они сходятся в одном: чтобы уяснить законы функции голосового аппарата как результата органов, нужно изучать их анатомию, физиологию и назначение не только как вокального инструмента, но как голосового органа человека. И поэтому для разработки этой темы необходимо остановиться на таких важнейших вопросах, как Учение академика Павлова и его значении для вокальной педагогики, строение певческого аппарата, основные певческие навыки.
У певцов существует взгляд, что певческий голос является особым даром природы, раз навсегда данным или, наоборот, не данным человеку: даром непостижимым, для которого нет законов. Действительно на первый взгляд это может показаться так потому, что у одних имеется «от природы поставленный» певческий голос, иногда обладающий огромной силой и исключительной красотой, которые позволяют, почти минуя обучения сразу нести профессиональную нагрузку, между тем как у других певческого голоса нет вовсе. С голосом иногда случаются страшные явления: мальчик-певец, вундеркинд с исключительным детским голосом как Робертино Лоретти или Женя Таланов (солист детского хора мальчиков под руководством А.В. Свешникова) после мутации теряет свой замечательный голос. Наоборот, человек, не имевший выраженного певческого голоса в детстве, оказывается наделенным исключительным голосом. Бывает, что голос вдруг прорезывается во взрослом состоянии, как это было, например, у М.И. Глинки. Бывает и наоборот, что опарный певец-профессионал в расцвете карьеры теряет свой профессиональный голос. Такие явления не наблюдающиеся у музыкантов других специальностей, и являются причиной указанного отношения к певческому голосу как к совершенно особому дару природы.
Не случайно на вопрос о пении солист театра Ла Скала Иво Вико ответил словами: «Я думаю, что голос – это чудо» Между тем пение является одной из функций организма, одним из видов его деятельности, и поэтому оно подчинено тем же основным закономерностям, которые характерны для всех других его функций, т.е. для организма в целом. Указанные особенности певческого голоса действительно являются необычайными, но и они имеют свои уже достаточно хорошо изученные в настоящее время причины. Управление всей жизнедеятельностью человеческого организма, всеми его функциями, лежит на нервной системе. Поэтому замечательное знание ее строения и принципов деятельности является необходимым для понимания всех явлений, происходящих в организме. Кто хочет понять, что такое пение и певческий голос, как его можно развивать, совершенствовать и как следует с ним вообще обращаться, должен прежде всего ознакомиться с деятельностью нервной системы, ее законами: которые определяют работу организма вообще и певческую деятельность в частности. Я не буду подробно останавливаться на этой теме, только затрону один момент.
Существует несколько типов нервной системы, нужно отметить, что в процессе развития того или иного организма-индивидума некоторые анализаторы получают особенно сильное развитие, являются ведущими. Например, - у спортсмена и балерины – двигательный анализатор, у музыкантов – слуховой, у художников – зрительный и т.п. Поэтому и особенности протекания возбуждения и торможения у них могут оказаться в разных анализаторах – разными.
Тип нервной системы, понимаемый как сочетание природных свойств вместе с приобретенными, должен всегда учитываться в педагогике.
Посторонние работы со студентами следует организовать, помня о высокой способности нервной системы к приспособлению. Она должна быть направлена на воспитание полноценного деятеля в области вокального искусства. В учете индивидуальных типологических свойств нервной системы находит свое обоснование принцип индивидуального подхода к ученику. В связи с индивидуальными подходами к ученику следует вспомнить, что Павлов делил всех людей на типы, связанные не только с особенностями течения возбудительного и тормозного процессов, а и с манерой восприятия внешнего мира.
«Благодаря двум сигнальным системам и в силу давних хронически действовавших разнообразных образов жизни – пишет Павлов, – людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средние типы.»
Одни воспринимают мир главным образом посредством первой сигнальной системы, т.е. непосредственно при помощи наших органов чувств целиком, как он дается в ощущениях. Других характеризует склонность к анализу и осмыслению явлений, к сопоставлениям, логическим построениям, выявлению причинно-следственных связей и другим мыслительным операциям, т.е. опосредование познания действительности при помощи второй сигнальной системы (как мы помним, мышление протекает в речевой форме).
«Жизнь, - пишет И.П. Павлов, отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница.
Одни – художники, во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. – захватывают действительность без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее на части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается». (Павлов т. III, кн.2, стр. 346).
Разумеется большинство людей соединяет работу обеих систем, т.е. «художники» - осмысливают, а «мыслители» не только пользуются логическими абстракциями. Все же для людей художественного типа характерным остается образно-эмоциональное восприятие действительности, основанное главным образом на деятельности первой сигнальной системы, а для людей мыслительного типа – отвлеченное мышление, опосредованное восприятие действительности.
Важность этих положений в педагогике очевидна. Вряд ли удачна будет работа с учеником «художественного типа», если педагог будет настойчиво и упорно идти путем дробления, бесконечного анализа техники, выделения из нее отдельных приемов. Это будет лишь путать ученика, создавать внутренние тормозы. Значительно большего можно добиться в этом случае методом показа, копировки.
Есть ученики, которые так и говорят: «Вы лучше объясните, не говорите, а покажите». Для других анализ очень существен, они любят все понять, уложить в голове и легко выполняют различные приемы. Для таких учеников плохо, если педагог не умеет объяснить то или иное явление, истолковать его, доказать, логически объяснить. Обычно эти ученики любят упражнения и могут легко перенести свои достижения с упражнений на произведения. Между тем для «художников» это – большая трудность.
Для того, чтобы хорошо понимать весь процесс звукообразования нужно, прежде всего, знать строение и функции певческого аппарата и представлять, какие певческие навыки необходимо воспитывать в процессе повседневной вокальной работы.












3. Строение певческого аппарата.
Полость носа. Носовая перегородка образует две симметричные части, имеющие входные отверстия – ноздри и хоаны, выходящие в носоглотку. К ним примыкают придаточные полости (гейморовые, лобная, решеточная), все они выстланы слизистой оболочкой и наполнены воздухом. Полость носа с придаточными полостями выполняют дыхательную и резонаторную функции.
Носоглотка. Верхний отдел глотки, находящийся между хоанами и мягким небом. При помощи евстахиевых труб носоглотка соединена с ушными раковинами. Заболевание носоглотки (простуда), аденоиды плохо отражаются на качестве певческого звука. Носоглотка выполняет дыхательную и резонаторную функции.
Глотка. Пространство, соединяющее через зев с полостью рта. Глотка принимает активное участие в звукообразовании, выполняя функцию резонатора, и входит в состав артикуляционного аппарата. В зависимости от пения гласных и согласных, полость глотки изменяет свой размер. Так, например, при гласном звуке «а» полость глотки меньше, чем при «у».
Полость рта, т.е. купол твердого неба, язык, зубы, губы, мягкое небо, мышцы щек.
Функции полости рта:
а) артикуляция (произношение гласных и согласных);
б) передача голоса во внешнее пространство;
в) резонирование.
Гортань. Состоит из целой системы хрящей, соединенных между собой связками и суставами. У мужчин щитовидный хрящ образует на гортани кадык. Вход в гортань из глотки прикрывается надгортанником. В гортани находятся голосовые связки.
Функции гортани:
а) является органом рождения звука;
б) играет важную роль в процессе дыхания;
в) защищает голосовые связки (при попадании в гортань инородного тела мышцы мгновенно закрывают голосовые связки).
Трахея, бронхи, легкие. Трахея или дыхательное горло расположена впереди пищевода и продолжает гортань. Она, как гортань, состоит из хрящевых колец, соединенных между собой связками. В нижней части трахея разделяется на два бронха, которые, в свою очередь, делятся на бронхиолы и альвеолы, составляющие легочную ткань. Трахея, бронхи и легкие выполняют дыхательную и резонаторную функции.
Мышцы, управляющие дыханием:
а) Осуществляющие вдох. Это, в первую очередь, диафрагма или грудобрюшная преграда, межреберные мышцы, находящиеся в грудной клетке и расширяющие и приподнимающие ее;
б) осуществляющие выдох. Это мышцы брюшного пресса – мускулатура живота и диафрагма. Кроме них в процессе выдоха участвуют межреберные мышцы грудной клетки, которые снимают грудную клетку и выталкивают из нее воздух.
Голосовые связки. Находятся в центре гортани. Это две парные мышцы, расположенные параллельно. Края этих мышц представляют собой две складки – голосовые связки, которые имеют разные размеры. Самые длинные и толстые – у басов, самые короткие и тонкие – у сопрано. Голосовые связки, помимо того, что рождают звук, открывают и закрывают дыхание. Они покрыты эластичными перепонками бледно розового цвета. Когда связки простужены, переутомлены, они краснеют.
Речевой, артикуляционный аппарат: язык, губы, мимические части лица. Работу гортани со связками и работу артикуляционного аппарата следует наблюдать в совокупности. Нужно уметь сочетать хорошую дикцию с певческим дыханием и одновременно с хорошо опертым и кантиленным пением.
Резонаторы. Известно, что если вблизи источника звука есть пустое пространство, то громкость звука увеличивается. Те полости, которые находятся выше и ниже связок, выполняют роль резонаторов и влияют на качество звука. Звук, благодаря этим полостям, усиливается, обогащается обертонами. Выше связок находятся: трахея, бронхи, легкие – грудные резонаторы.

4.Певческие навыки.
В вокальной педагогике с давних пор нет единого мнения о степени важности участия того или иного органа в процессе пения. Однако на первом месте среди большинства педагогов и методологов стоит вопрос певческого дыхания.
Несмотря на заключение большинства педагогов, что в пении наиболее эффективен косто-абдоминальный тип дыхания, на практике это кажущееся единство разбивается о противоречивое разнообразие методических принципов.
Например, считая дыхание основой пения, многие педагоги начинают занятия с установки косто-абдоминального типа дыхания, требует от начинающего глубокой опоры. Часто демонстрируют перед учеником свой крепкий живот, забывая, сколько времени длятся у них процесс постепенного развития мускулатуры. Это очень трудный и длительный процесс, при чрезмерной форсировке развития дыхания, часто дает противоположные результаты. Ученик переполняет легкие воздухом, который вырывается сейчас же обратно, т.к. дыхательная мускулатура не подготовлена к новым тяжелым и непривычным задачам. Вместо «опоры» - просто напряжение мышц живота. Слишком большой напор воздуха на голосовые связки утомителен. Кроме того, тяжелится атака, и поющий быстро утомляется. Если, опять таки, обратиться к страшным «школам», то там обычно тип дыхания не указан вообще.
Что касается типов певческого дыхания, то здесь мы сталкиваемся с разнообразием мнений. Одни считают, что во время пения грудь должна быть поднята, хорошо развернута, а живот втянут: другие говорят, что вдохнуть надо вниз, в живот, но потом перевести дыхание в грудь; треть рекомендуют делать вдох в бока; четвертые – в спину, пятые – только в живот, выключая грудь из движения; шестые – пользоваться только нижне-брюшным дыханием, а иные говорят о необходимости дышать тазовой диафрагмой.
Левидов так описывает отношение итальянских педагогов первой четверти XX века к вопросу о дыхании: В Италии преподаватели пения относятся к вопросу специальной выработки дыхания достаточно индифирентно. Только в самом начале обучения в течении одного или двух уроков маэстро объясняют ученикам те или иные основы дыхания, знания которых они считают для них необходимым (эти объяснения даются преимущественно в плане анатомо-физиологического разбора дыхательного аппарата), а в дальнейшем почти уже не говорят о дыхании.
На вопрос о том, какой «тип» дыхания надо считать наилучшим, маэстро обычно ограничиваются ответом: «дышите хорошо». Броджи, знаменитый певец и педагог, высказывался следующим образом: «Пойте хорошо, а дышите так, как вам это удобно».
Данные науки помогают разобраться в этом сложном вопросе. В настоящее время в основу вокальной работы положен нижнереберный – диафрагматический тип дыхания.
Что же это за дыхание? И как надо брать вдох для пения? Вдыхать нужно активно, по возможности бесшумно, следя за тем, чтобы не поднимать плечи. Рекомендуется дышать через нос. Вдох через нос полезен тем, что он предотвращает перенагрузку легких воздухом (набирается лишь минимальное количество воздуха), активизирует мышцы мягкого неба, делает его упругим. Известно, что если мягкое небо вялое, то звук получается «гнусавым». Минимальное количество воздуха при вдохе хорошо отражается на качестве звука, способствует нормальной координации мышц грудной клетки, брюшного пресса, голосовых связок. Так называемый «перебор» воздуха при вдохе вреден для певца, т.к. он укорачивает выдох, плохо организует опору звука.
При вдохе легкие наполняются воздухом, увеличиваются в объеме и своей массой давят на диафрагму, которая при этом растягивается, опускается вниз, оттесняя расположенные под ней брюшные органы и полость груди увеличивается.
После того, как сделан вдох, сразу же начинать петь нельзя. Нужно на какую-то долю секунды задержать дыхание, зачем начинать выдох. Роль задержки в дыхании очень важна, она подготавливает мышцы к плавному, спокойному выдоху. Выдох совершается с помощью межреберных мышц, которые снимают грудную клетку и выталкивают воздух, а также с помощью брюшного пресса мы можем сознательно тормозить выдох и делать его ровным, без толчков. А для хорошего звучания такой выдох очень важен. Если певец поет не на «опоре», напротив, очень яркий, блестящий, звучный и имеет большую протяженность. «Опора» дыхания – активное сознательное торможение удлиненного выдоха – результат взаимодействия работы мышц брюшного пресса и диафрагмы.
Регулировку дыхания производит дыхательный центр, расположенный в коре головного мозга. Принцип дыхания в хоровой практике те же, что и в сольной, т.е. активный, без шума вдох, задержка дыхания и продолжительный плавный выдох. Но иногда в хоровой практике бывают такие случаи, когда музыкальная фраза имела единое целое, звучала на одном дыхании, хористы берут вдох поочередно. Такое дыхание называется «цепным». Нужно обратить внимание поющего в хоре на то, что он должен осторожно включаться в пение своей партии, во время подхватить дыхание, т.к. можно нарушить строй хора. Работа всего голосового аппарата во многом зависит от дыхания. Малейший перебор дыхания, фарсировка или вялость отрицательно скажутся на качестве звука, на работе гортани и других частей голосового аппарата.
















5. Звукообразование.
Процесс звукообразования подчиняется законам рефлекторной деятельности высшей нервной системы. Различные раздражения из внешней среды воспринимаются организмом соответствующими нервными окончаниями (рецепторами). Ими являются: глаза, уши, нервные окончания кожи, слизистой оболочки и т.д. Как происходит возникновение звука?
Звук рождается в гортани в результате взаимодействия связок с выдыхаемым из легких воздухом (вибрация связок). Голосовые мышцы, благодаря своеобразному мышечному строению, могут колебаться (вибрировать) целиком, либо лишь частями (самими голосовыми связками), это зависит от высоты ноты, количества выдыхаемого воздуха.
В состоянии покоя, при вдохе, голосовые связки имеют форму треугольника. Как только должен возникнуть звук, связки смыкаются в две параллельные мышцы. Воздух, проходя между сомкнутыми голосовыми связками, образует щель в виде эллипса. Регулируют частоту колебания связок нервные импульсы, идущие от коры головного мозга. Певческий звук начинается с момента смыкания связок, называемого атакой.
Существует три типа атаки: мягкая, придыхательная, твердая. При мягкой атаке связки смыкаются мягко, воздух проходит между связками легко, без нажима, звук зарождается мягко, может филироваться. Для придыхательной атаки характерна большая утечка воздуха. Вначале слышно, как выходит воздух (как будто с согласной «х»), а затем возникает звук.
Для твердой атаки характерно твердое начало атаки звука. Воздух прорывает связки грубо, резким толчком, слышен жесткий щелчок при начале звука.
Если певец начинает звук с твердой атаки, полезно давать упражнения в сочетании с согласными (ба, ма, да, ла). И, наоборот, тем певцам, которые начинают звук вяло, с придыханием, полезно применять твердую атаку. И твердая и придыхательная атаки изредка применяются в пении для художественной выразительности. Постоянно пользуются только мягкой атакой.
Говоря о звукообразовании, нужно сказать о работе гортани.
Гортань, в силу своего анатомического строения, (хрящевые кольца, соединенные связками), подвижный орган. При глотании она поднимается вверх, при зевании – опускается. В обычном состоянии, при разговоре мы не замечаем ее подвижность. Но при пении эта подвижность мешает правильному звукообразованию. При пении гортань должна быть спокойной, и более того, находиться в определенном положении (состоянии полузевки, когда создается ощущение некоторого опускания гортани). Только тогда звук легко и свободно льется – мягкий, прикрытый, на хорошем глубоком дыхании.
Для каждого вида голосов (сопрано, тенор, бас и др.) характерно определенное положение гортани. Чтобы найти такое спокойное и несколько приспущенное положение гортани, начинающему певцу нужно знать, что нижняя челюсть должна быть свободна и мягко опущена, положение головы и всего корпуса свободное, естественное, чтобы нигде не было зажатости. Существует два способа звукоизвлечения: открытый и прикрытый.
Открытый звук воспринимается как очень резкий, «плоский», «обеленный». Это происходит от того, что в «белом» звуке не участвуют верхние или головные резонаторы: (не подключены ротоглоточная полость, носоглотка, лобная и гайморовы полости), а кроме того неспокойна, высоко поднята гортань, и поверхностное дыхание.
Прикрытый звук воспринимается слухом как «темный» округленный. Он формируется на хорошем глубоком дыхании, гортань спокойна и хорошо отвечают верхние резонаторы. И тот и другой способы звукоизвлечения приемлемы в хоровой практике. Открытым звуком поют большинство русских народных хоров, прикрытым – академические хоры. В сольном пении открытый звук применяют как средство художественной выразительности.
Человеческий голос имеет несколько регистров: грудной, смешанный, головной.
Еще русский композитор Варламов в своей «школе пения» писал о регистрах человеческого голоса и назвал их «переменами» в голосе, образующими точку при переходе голоса из одного пространства в другое. Соединение этих перемен (т.е. регистров) есть не что иное, как уравнивание голоса во всем его объеме. Эти «точки» при переходе голоса из одного регистра в другой различны у разных голосов. Например, переходными нотами в головной регистр у сопрано будут ноты. Если эти ноты спеть тем же звуком, что и предыдущие то они просто не прозвучат. В голосе на этих нотах просто провал звучания. Для того, чтобы этого не случилось при переходе в более высокую следует эти незвучащие ноты округлять. То есть, если ученик пел упражнение на «а», то уже начиная с ноты «ре», ми (сопрано, тенор) следует эту гласную «притемнять», округлять путем смешивания гласных а-о-у. Очень полезно петь упражнения с закрытым ртом. Этот способ пения полезен для сглаживания регистров, освобождения мышц гортани, для соединения головных резонаторов с глубоким опертым дыханием. Прием пения с закрытым ртом применим в хоровой практике для настройки хора, а так же как средство художественной выразительности. Очень важно в пении добиваться высокой позиции звука, т.е. большой полетности звука, звонкости голоса. Для того чтобы выработать высокую позицию необходимы следующие условия:
а) нижнереберное диафрагматическое дыхание,
б) спокойное состояние гортани,
в) прикрытый, округленный звук,
г) упругое, приподнятое мягкое небо.
Вокальная речь должна быть разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна в той мере, в какой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных. Профессиональное пение требует ясного донесения слова.
Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы не был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, – его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Неясная дикция – большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть ликвидирована.
Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных.
При выработке важного певческого навыка – дикции, нужно помнить то, что гласные звуки образуются в зеве, а согласные произносятся ртом при участии языка, губ, мимических мышц лица. На произношение гласных не должно влиять движение языка, губ, челюстей, т.е. не должны нарушаться не покой гортани, ни вокальная линия. Для произношения согласных эти движения необходимы.
В работе над согласной следует переходить тогда, когда усвоено правильное по формированию и звукообразованию пение гласных, когда появилась контиленность в пении. Согласные должны произноситься быстро и четко.
Для четкости произношения согласных нужна также достаточно активная работа губ и языка. Певцы должны уметь управлять работой мышц этих органов и добиваться их свободы. С этой целью при распевании рекомендуется использовать различные упражнения в быстром темпе на слоги «БА, БЭ, БИ, БО, БУ». «БРА, БРЭ, БРИ, БРО, БРУ». А позже «ДА, ДЕ, ДИ, ДО, ДУ». При произношении согласной «Б» нужно обратить внимание поющих на активную работу губ. Без этого нельзя научиться управлять работой круговой мышцы рта, заложенной в толще верхней и нижней губ.
Для хорошего исполнения согласных «Р» и «Д» нужна свобода языка и достаточная активность кончика языка.
Чтобы усвоить и хорошо выполнить эти и подобные им упражнения требуется довольно продолжительное время.
Разучить эти упражнения и «впевать» (эти упражнения очень полезны для занятий с хором) их нужно в умеренном темпе. В последствии они могут петься быстрее.
Хорошей дикции способствует правильная музыкальная фразировка, а также глубокое понимание содержания текста, образность мышления певцов во время исполнен


6. Репертуар
Когда ученик научится владеть своим голосом (правильно дышать, формировать гласные, координировать работу частей голосового аппарата) можно приступать к пению вокализов. В начале берутся легчайшие из них, основанные на правильном голосоведении. Их поют на самую удобную для певца гласную с округлением звука на участках сглаживания регистров. Вокализы закрепляют достигнутое в пении упражнений и должны рассматриваться как новый, более высокий этап обучения. Если ученик на первых порах не справляется с вокализацией, путается в интервалах и пр., вокализ нужно петь с названием нот, сольфеджируя.
С исполнения вокализа на удобном звуке постепенно переходят на все гласные. Для развития музыкальной памяти правильно спетый вокализ заучивают наизусть. Полезно снабдить мелодию словами, которые можно придумать самому. Вокализы со словами – это переходная ступень к пению песен, романсов, а в последствии и арий. Голос тренируется на пении вокализов, поэтому петь их нужно постоянно. Для усвоения ритма полезно во время исполнения тактировать рукой. После прохождения нескольких вокализов можно взять легкое произведение, желательно народную песню или нетрудный романс со спокойным содержанием. Для примера можно рекомендовать русские народные песни «Среди долины ровные», «Не корите меня, не браните», «Пряха», «То не ветер шумит» и другие. Из романсов – произведения русских композиторов: Варламова, Гурилева, Алябьева, Глинки, Даргомыжского и западно-европейских: Моцарта, Бетховена, Шумана, Шуберта, Грига, Векерлена, кроме того, - ритмически несложные песни народов зарубежных стран, мелодические произведения советских композиторов.
При подборе репертуара надо учитывать, что каждое произведение должно отвечать следующим требованиям:
а) иметь доступную мелодию и литературный текст, несложную ритмику, отсутствие трудных интервалов, скачков и промежутков;
б) не иметь в себе крайних низких и высоких звуков диапазона певца;
в) быть художественно ценным и способствовать идейно-профессиональному росту ученика.
Разучивание вокальных произведений рекомендуется начинать с текста, затем отдельно разобрать музыку, пропеть мелодию с названием нот и на гласную «А» составить исполнительский план произведений. Текст должен быть выучен раньше музыки, что поможет глубже вникнуть в содержание произведения. При знании слов мелодия запоминается быстрее, т.к. на ней концентрируется все внимание. С упорным стремлением разучить сразу текст и музыку надо бороться – такая система приводит к тому, что ученик не знает текста отдельно от музыки, во время исполнения нередко произносит слова чисто механически, не вдумываясь в их смысл. Необходимо разобраться в новом произведении: узнать о его авторах, историю создания и пр. Это способствует развитию кругозора и исполнительской грамотности ученика.
Данные рекомендации следует применять творчески, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося пению.















7. Произношения слов учащимися вокального отделения.
Как известно пение называют вокальной речью. Существенным преимуществом голосового аппарата человека является то, что инструмент этот говорящий.
Слово в пении несет слушателю содержание того, о чем поется.
Отсюда вывод, что в пении огромную роль играет дикция, т.е. четкое произношение каждого слова. Необходимо красивый певческий звук сочетать с хорошо произнесенным словом, т.к. дефекты дикции создают неприятное впечатление. Надо приучать учеников, чтобы и в бытовой речи следить за хорошим, четким произношением слов. В музыкальные учебные заведения приходят учиться петь молодые люди, обладающие хорошими вокальными данными. Их принимают главным образом, за голос, меньше обращая внимание на музыкальный слух и вовсе не обращая внимание на особенности их разговорной речи. Учащиеся, принятые только за хороший голос без учета хорошей дикции, в процессе учебы попадают в затруднительное положение, т.к. в обычной бытовой речи множество недостатков, среди которых можно отметить: 1) скороговорка; 2) однотонная речь; 3) многоударная; 4) кричащая и т.д. Возьмем, к примеру скороговорную речь, которая влечет за собой пропуск букв и даже целых слогов, что может отразиться на значении слова, т.е. меняет его смысловое значение и порождает нечеткую дикцию.
В жизни существует однотонная речь, которая звучит на двух – трех нотах, такая разговорная речь препятствует гибкости голосовых связок, речь становиться невыразительной, нудной и монотонной.
В природе существует кричащая речь, она отрицательно влияет на качество голоса и мешает в процессе обучения певцам. От кричащей речи утомляются голосовые связки, появляется сипота, вялость связок и даже может быть несмыкание.
В быту выше перечисленные манеры разговорной речи могут быть понятными людям, говорящим об определенных предметах, на близком расстоянии друг от друга, но со сцены или из большой аудитории такая разговорная речь понятной быть не может.
Скажем, бытовая речь более культурных людей доходчивее и понятнее, но она звучит монотонно, интонация невыразительная и нудная. Таким образом, подобные произношения и манера разговаривать порождает безразличное отношение и неуважение к своему языку.
Недопустимым является шепелявость, гнусавость и картавость в пении, которые портят исполнение произведения на каком бы языке оно не звучало, делая его грубым, вульгарным и невыразительном.
Диалекты и говоры в различных местностях нашей страны связаны с различной артикуляцией, с отсутствием единой артикуляцией звуков русского языка и других народностей. Например: звук «Р», образуемый дрожанием маленького язычка будет правильным и красивым с точки зрения француза, в русском языке звук «Р», образуемый дрожанием маленького язычка будет некрасивым и неправильным, будет являться большим дефектом. Для произношение согласные «Д» и «Т» в русском языке будет звучать как неправильное, шепелявое.
Артикуляция звуков в русском языке, согласно правилам единого общепринятого литературного произношения, в основе которого лежит правило московского, всякое другое отклонение в ту или иную сторону дает или диалект, или нездоровое явление – шепелявость, картавость и т.д. Исправление недостатков возможно только при систематических и длинных занятиях, потому что хорошая дикция, ясное и четкое произношение устанавливает контакт со слушателями, хорошая дикция выявляет музыку самого слова. Отчетливая дикция укрепляет дыхание, способствуя развитию технической основы пению. Систематическая работа над дикцией укрепляет речевой аппарат. Хорошая дикция мобилизует опору дыхания, т.к. на плохо опертом дыхании нельзя четко произнести слово, хорошо опертое дыхание позволяет энергично произнести звук, концентрирует и формирует звучание. Таким образом, в искусстве пения недостаточно владеть хорошим голосом, очень важное место занимает в вокальном искусстве как было сказано выше, четкое и ясное произношение.
Певцу можно обойтись без хорошей техники, но обязательно владеть хорошей дикцией.
Работая с учащимися, необходимо обратить их внимание на четкое и ясное произношение согласных. Энергичное выговаривание согласных приближает звук, дает возможность формировать звук на высокой позиции, всегда искомая певцами, направляя звук в головной резонатор.
Не случайно певцы распеваясь прибавляют к гласной какую-нибудь согласную . Например, согласную «М» следует промычать, нащупать точку звучания высокой позиции, затем согласную «М» сочетать с гласными А, Э, И, О, У. Вспоминается высказывание С.К. Станиславского о том, что пение с рыхлыми согласными напоминают реку без берегов с топью, где вязнут и тонут слова, арии и романсы превращаются в простые вокализы, из-за вялости согласных и небрежности «недоговаривания». При прекрасном произношении согласных сила звука увеличивается без затраты сил и нажима.
Отсюда следует сделать вывод, что активность артикуляции согласных снимает лишнее напряжение с гортани, с голосовых связок, способствует правильной атаке звука и чистому звучанию гласных. С.К. Станиславский рассказывал о том, что, «Когда Батистини пел вокализы только на гласные, голос звучал слабо, а как только он гласные соединял с согласными, сила звука увеличивалась». Чтобы добиться отчетливого произношения согласных и гласных, необходимо развить все части артикуляционного аппарата. Необходимо добиться у учащегося отчетливого и ясного произношения, чтобы у слушателя создалось впечатление, что певец поет так же легко, как и говорит. Имея хорошую постановку голоса, но при тяжеловесном произношении слова появляется склонность затягивать темпы, особенно в быстрых движениях. Таким образом, чем быстрее темп, тем четче должна быть дикция. Отшлифовывая звучание согласных, необходимо добиться не только их четкости, но и быстроты произношения. Ученика необходимо научить и скороговорке с точным и ясным произношением каждого слова, чтобы певец мог легко и искрометно исполнять подвижные произведения такие как «Попутная» – Глинки, «Неаполитанская тарантелла» – Россини, а для этого необходимо работать над подвижностью челюсти, языка, губ, т.е. утрированным произношением слов, открывая рот как можно больше и быстрее. Надо открывать рот настолько, чтобы чувствовать некоторую усталость и боль в скулах. Постоянно работать над расслаблением челюсти, делая специальные упражнения. Например: поворот челюсти вправо, влево, вперед, назад, опуская вниз как с открытым ртом, так и с закрытым. Проделать нижней челюстью и лицевыми мышцами жевательные движения. Жевать широко открывая рот, затем, круговые движения губами в обе стороны. Полезно произносить скороговоркой упражнения на слогах да, да, да, ля, ля, ля, ма, ма, ма. Затем щелканье языком, подражая цоканью копыт. Четкая дикция и подвижность челюсти приобретается, если во время чтения произносить слова утрированным движением рта на тихом звуке или же без всякого звука, чтобы не утомлять голосовые связки. На ясность дикции влияет отчетливое произношение твердых окончаний. Если учащийся неправильно образует согласные или же произносит в словах конечных согласных, его пение становится невыразительным. Когда певец выпевает каждое слово до конца, выпевая все буквы, звуки, то мысли слушателя идут за словами певца, как бы попадая во власть исполнителя, но если певец будет произносить слова не полностью, проглатывая концы слов, то слушатели немедленно отключаются, обращая внимание на то, что слова произносятся без окончания. Например: романс Чайковского « Не верь, мой друг» или в романсе Рахманинова « Но то был сон и т.д. Не допев слово до конца, не подчеркнув согласную в конце слова, будет производить неряшливое, бездумное впечатление. Конечные согласные должны слышаться в момент после конца музыкального звука. Иначе слово будет казаться неоконченным.
Если взять, к примеру итальянский язык. Отличительной чертой итальянского языка является то, что итальянцы подчеркнуто ярко и упруго произносят каждое слово, большая часть слова оканчиваются гласной, в нем сравнительно мало согласных в конце слов. Недаром этот язык называют вокальным.
Взять к примеру восточные языки, там встречается множество гортанных звуков, часто можно встретить в слове два рядом стоящих согласных, что мешает красивому пению, протяжному звучанию. Говоря о четком произношении согласных, учащимся не следует увлекаться чрезмерно четким произношением каждой согласной и гласной, это вредит красоте пения, т.е. в пении совершенно пропадает легато, уничтожается плавное, контиленное звучание. У других же певцов произношение жертвуется для красивого легато, сливаются все слоги и слова, почему понимание текста делается совершенно невозможным. Пение таких певцов превращается в бессловесный вокализ. И так, трудно произношения при широком пении заключается в том, чтобы соединить ясную дикцию с настоящим легато и красивым звуком. На плохую дикцию жаловался в свое время всемирно известный певец Энрико Карузо. Многие певцы, к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией, писал он – слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание произведения. С тех пор прошло много времени, но положение, к сожалению, не изменилось к лучшему.
Существенным преимуществом голосового аппарата является то, что инструмент это говорящий.
Слово в пении несет слушателю содержание того о чем поется. Неточная дикция сообщает слушателю только лишь половину информации. С.К. Станиславский говорил – чаще всего слово в пении совершенно пропадает, между тем, слово – тема для творчества композиторов, а музыка – его творчество.
Если взять к примеру произведение, исполняемое пианистом или же скрипачом, исполняемые им произведения обогащаются и становятся понятными в зависимости от художественного вкуса исполнителя, от его высокого мастерства, от его внутреннего восприятия. Таким образом, с помощью его высокой внутренней культуры и музыкальности исполнитель доносит содержание произведения и устанавливает контакт со слушателями, дает возможность вникнуть в содержание исполняемого произведения.
Певец же содержание доносит и устанавливает контакт со слушателями с помощью слова, а между тем большинство певцов упорно не желают воспользоваться этим преимуществом своего говорящего инструмента, ведь недаром пение называют вокальной речью.
Помимо значения фонетической стороны произношения музыкального голоса, громадную роль играет и смысловая сторона его. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы у ученика не было небрежного отношения к значению слов, певец должен уметь вскрыть художественную сущность произведения, иначе пение превратится в простое воспевание звуков. Известно, что Глинка, обладая небольшим голосом был великолепным исполнителем своих романсов потому, как говорил А.Н. Серов в «воспоминаниях» о Глинке, что «верность смыслу в малейшем отношении оттенка придавала пению Глинки совершенно особый характер и в нежномелодических местах его прелестных романсов». Учащиеся должны обладать основными правилами логического чтения. Они должны уметь логически разобрать словесный текст вокального произведения, уметь отделить главную мысль от второстепенной и не произносить не выпевать все слова с одинаковой силой.
Осмыслив текст, ставя перед собой задачу, что именно хочет рассказать в вокальной контиленной форме под музыку.
Учащийся вокалист, приобретя навыки сознательного, логически выразительного чтения и умеющий декламировать хотя бы небольшие лирические произведения, на которые написана музыка, получает твердую почву для самостоятельной работы в области оперного, камерного и хорового пения.
И так: в умении скрыть слово и музыку в синтезе этих двух начал лежит залог того, что певец является истинно художником – исполнителем.
Как известно, наивысшим умением синтезировать слово и музыку обладали гении русского народа – Мусоргский и Шаляпин.
Из музыки речи, из напевности слова, родились у Мусоргского вдохновеннейшие, прекрасные мелодии. И проинтонировать эти мелодии можно только музыкально одухотворенным пением, обладая высшим вокальным мастерством, умея петь слово, идеально передавать музыку речи: так например, говорил в своей замечательной книге «Дирижер и певец», дирижер Большого театра Союза ССР народный артист РСФСР Пазовский.
Говоря о творчестве Ф.И. Шаляпина один из лучших певцов того времени Журавленко П.И. пишет, что дикция Шаляпина приобрела высокий стиль музыкальной декламации. У него, прежде всего, искусно звучала каждая отшлифованная буква, каждый слог и в целом каждое слово, в строжайшем его смысловом значении, красиво, музыкально и психологически гармонично. У Шаляпина не было ни одной буквы алфавита, которая хоть в малой степени как-то уродливо или неправильно произносилась. Отсюда брала начало совершенная шаляпинская техника дикции.
И так: одной из важнейших проблем является разрешение взаимосвязи и взаимообусловленности слова и вокала в пении, поднятия фонетической роли слова (совершенная дикция) и его смысловое значение.























Список литературы
1. Л.Б. Дмитриев. «Вокальная методика».
2. О.П. Павлищева «Методика постановки голоса». – М.-Л., Музыка,
1964.
3. В.Л. Чаплин «Регистровая приспособленность певческого голоса».
Автореферат. Тбилиси, 1977.














13PAGE 15


13PAGE 14215




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий