История российского музыкального телевидения


История российского музыкального телевидения
Советское музыкальное телевидение
После Октябрьской революции 1917г. государственная политика в области музыки стала способствовать развитию массовой музыкальной индустрии в СССР еще до появления музыкального телевидения. Театры, консерватории, фабрики музыкальных инструментов, фирмы грамзаписи находились в государственном ведении в течение всего советского периода. Постановлением Наркомпроса от 25 ноября 1918г. музыка была включена в программу единой трудовой школы. Государство официально начало просвещение трудящихся и приобщение их к музыкальной культуре. Эту же задачу поставило перед собой и музыкальное телевидение.
Первые опыты в области телевидения в СССР начались в 1930-х годах - это были трансляции музыкальных исполнений и театральных постановок. В этом ключе телевидение представляло собой картину мира, утвержденную как новую научную парадигму, в которой огромную роль играет массовая культура Камрукова З.Р. Музыка на телевидении. Дисс., 1997 .
В 1934г. появилась первая регулярная передача малострочного телевидения из Москвы - эстрадный концерт длительностью 25 минут, который включал в себя исполнение рассказа, классического музыкального произведения и балетной постановки.
Первые оригинальные телепостановки в СССР стали производить в 1938г. Это было связано с созданием Опытного Ленинградского телецентра (ОЛТЦ), оборудованного электронной аппаратурой. Появилась одна из первых развлекательных программ, состоящая из драматических, музыкальных и балетных миниатюр, связанных интермедией - «Телевизионный театр миниатюр». Солисты в телепостановках исполняли свои партии под аккомпанемент рояля, так как разместить в студии оркестр было в то время технически невозможно.
Телевидение осваивало метод выступления, когда «любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре» Телевизионная журналистика: Учебник. 5-е издание, перераб. и доп. / Редколлегия: Г.В.Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М., 2005. С.177.
В связи с техническими сложностями в производстве оригинальных телепрограмм появилась необходимость осваивания специфических художественных и эстетических возможностей телевидения. Уже в 1939г. возник вопрос: «Что показывать и как показывать» во время трансляции музыкального произведения, начался поиск новых видов и жанров Советкина Э.В. Эстетика музыкальных видеоклипов. М., 2005. С.40.
Технические и творческие эксперименты в области телевидения прекратились на период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), когда телевидение в СССР не функционировало Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Дисс., 2009 .
15 декабря 1945г. Московский телецентр первым в послевоенной Европе возобновил вещание регулярных телепередач. Основу музыкального эфира составляли сцены из различных опер. Отечественное телевидение ориентировалось на классические произведения и воспитывало вкус зрителя Кремець В. Великая отечественная война и телевидение // «625». 2005, №4. - С.32. Таким образом, советское правительство пропагандировало определенный набор классических произведений и искусственно создавало застой в советской музыкальной культуре, препятствуя проникновению на телевидение авангардных демократических умонастроений послевоенного общества СССР Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Дисс., 2009 . «Вторая мировая война способствовала постепенному, хотя и болезненному, движению нашей страны от закрытого типа общества к открытому» Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XXвв. М., 2001. С.215.
Однако ожидания демократизации общества не оправдались: в 1946г. советское правительство начало политику полного разрыва любых связей со странами Запада и США. В 1946г. стал выпускаться еженедельник «Культура и жизнь», ставший органом отдела пропаганды ЦК ВКП(б), директивы которого были обязательными для выполнения всеми идеологическими институтами. Еженедельник выступал против космополитизма, формализма, декадентства и отступления от идеологического курса партии.
На телевидении при показе музыкальных произведений и исполнений делался акцент на укрепление национально-патриотических чувств и культа личности И. Сталина. Правительство предотвращало любые попытки проникновения западной культуры на советское телевидение Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Дисс..Окончательно система контроля над содержанием музыкальных произведений была выстроена к началу 1950-х гг., но эстетика телевидения была до сих пор не разработана. В это время в СССР технические инновации способствовали возникновению требования зрительной пригодности музыкального события для показа на телевидении. Сформировалась система передвижных телестанций (ПТС), что позволило вести трансляцию концертов и прочих музыкальных событий с места их проведения. Процесс становления телевидения в СССР продолжался вплоть до 1954г., когда в эфир вышли первые документальные передачи Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999. С.57 / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Ovsep/_Index.php .
В марте 1951г. Постановлением Совета Министров СССР была образована Центральная студия телевидения, в состав которой, наряду с общественно-политической, редакцией литературно-драматического вещания и редакцией передачи для детей, вошла музыкальная редакция.
С 1957г. был образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР (Гостелерадио СССР), а музыкальная редакция стала Главной редакцией музыкальных программ. Ее состав насчитывал 22 сотрудника.
С 1956г. началась «Хрущевская оттепель», что благотворно сказалось на системе СМИ. Но журналистика по-прежнему оставалась важнейшим средством пропаганды и манипуляции общественным мнением, КПСС не могла допустить ослабления влияния СМИ на массы Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999. С.60-61 / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Ovsep/_Index.php . Тем не менее, деятели культуры и искусства стали получать большую свободу в своем творчестве.
В 1957г. прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, ставший важным толчком для развития музыкального телевидения: на улицах Москвы впервые заиграл современный джаз и рок-н-ролл.
Кульминационным моментом в процессе эстетизации советского телевидения, когда телевидение сделало зрителя сопричастным к процессу рождения искусства, стала трансляция Международного конкурса имени П.И.Чайковского 1958г. «Открылись иные - новые - взаимосвязи личности художника и его искусства» . На этом фестивале впервые можно было наблюдать, как благодаря телевидению был сотворен «кумир миллионов» - Ван Клиберн, который был никому не известным американским пианистом, но получил мировую известность благодаря безоговорочной победе на данном конкурсе.
В период «Хрущевской оттепели» все еще продолжался контроль над содержанием музыкального телевидения, но контроль над формой реализации был ослаблен. К началу 1960-х гг. началось производство публицистических передач и телефильмов на музыкальную тематику. Во второй половине 1960-х гг. выходят документальные фильмы, производство которых осуществляется отделом производства фильмов ЦТ совместно с главной редакцией музыкальных телепрограмм. Вырос объем музыкальных спектаклей, в телеэфире появились разножанровые телециклы, посвященные классической музыке: «По страницам опер», «Великие музыканты прошлого», «Любимые певцы», «Беседы у рояля» Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Дисс., 2009 .
С реорганизацией в 1967г. молодежной редакции ЦТ в конце 1960-х гг. в СССР начала проявляться гибкость по отношению к молодежному телевидению. Появилась телепрограмма «Вечер веселых вопросов», на основе которой впоследствии была создана передача «Конкурс веселых и находчивых» (КВН), выпуск которой стартовал 8 ноября 1961г. Музыкальные номера в «КВН» открыли возможности для импровизации на сцене и в других передачах, в том числе музыкальных.
В 1960-х гг. в музыкальных телепередачах появились профессиональные ведущие, заложившие основы и традиции ведения музыкальных телепрограмм на советском телевидении. Огромной популярностью у аудитории пользовались Э. Беляева, В. Леонтьева, С. Жильцова, А. Шилова, С. Моргунова, А. Масляков, А. Ширвиндт и другие Там же.
В начале 1960-х гг. советские музыкальные телепередачи не дифференцировались по возрастному критерию, они сочетали в себе развлечение и высокое искусство. В 1960-е гг. началось производство популярных телепрограмм эстрадного направления.
7 апреля 1962г. впервые была показана художественно-публицистическая телепрограмма «Телевизионное кафе» (режиссер Ю. Богатыренко), впоследствии «Огонек», «Голубой огонек» и другие. «Огонек» шел в прямом эфире, в непринужденной обстановке. Постепенно замысел передачи трансформировался из вечера встречи исполнителей после музыкальных мероприятий в крупномасштабное телешоу, просмотр которого в новогодние праздники стал традицией.
В целом телевизионная эстрада «была представлена в эфире в виде телевизионных эстрадных концертов и заранее записанных на кинопленку выступлений эстрадных коллективов, которые с помощью монтажа адаптировались к специфике телевидения» Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: история, формы и методы воздействия. Спб., 2008. С.14. Монолог ведущего прерывался концертами, состоящими «из записей эстрадных номеров, выдернутых из контекста тех программ, для которых они создавались» Там же.
С началом эпохи застоя вновь резко усилилось идеологическое давление на музыкальное телевидение.
В 1970г. появился фестиваль «Песня года», направленный на создание новых ориентиров в музыке, культурной и общественной жизни. Само название передачи автоматически рекомендовало композиции, входящие в ее состав, как лучшие. «Песня года» стала традиционным новогодним шоу-концертом с участием популярных артистов.
В 1970-е гг. содержание и стиль программ «Песня года» и «Огонек» было подчеркнуто официальным, все номера были спланированы заранее, и только лучшее в итоге выходило в эфир. Таким образом, трансляция в прямом эфире исчезла на долгие годы.
Гостями музыкальных телепрограмм зачастую были исполнители из «дружественных» социалистических стран. Обязательное включение исполнителей из стран соцлагеря было направлено на объединение культурного пространства стран СЭВ. Музыкальный контент телепередач обязательно содержал песни о войне, о патриотизме, любви к Родине, о рабочих профессиях, песни, посвященные годовщинам Дня Победы и Великого Октября. Также продолжила трансляцию телепередачи классического направления: «Телевизионный музыкальный абонемент», «Все о балете», «Час БСО» (Большого симфонического оркестра ЦТ и ВР).
В период «застоя» произошло «резкое усиление цензуры, которая стала визировать даже пояснительные комментарии к трансляциям спектаклей и концертов» Шерель А.А. Аудиокультура XX века. М., 2004. С.191.
Ужесточение цензуры на телевидении во многом было связано с именем руководителя реструктуризированного Гостелерадио СССР С.Г. Лапина. К работникам телевидения широко применялись карательные меры, регулярно поступали приказы руководства Гостелерадио об увольнении сотрудников, использовавших в телепрограммах нежелательные произведения.
С середины 1970-х гг. руководство советского телевидения дало разрешение на использование в передачах в небольшом количестве исполнений иностранных артистов. Так, в 1975-1980-х гг. в выпуски «Голубого огонька» включались фрагменты записей концертов Д. Дассена, Х. Иглесиаса, М. Матье и группы ABBA. В условиях, когда «выбор зрителя был невелик, любая рубрика, более или менее свободная от идеологической зашоренности, могла рассчитывать на гарантированную массовую аудиторию» Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996. / http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=19&pg=1 . Иностранная музыка и культура вызывали большой интерес публики. В связи с данной тенденцией на советском телевидении появился ряд проектов: «Мелодии друзей», «Все звезды в гости к нам», «Концерт после концерта» и др. Записи зарубежных исполнителей постоянно показывали в телепередаче «Утренняя почта». В «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады», выходившей нерегулярно, в разные годы использовались кадры концертов иностранных исполнителей, из Италии транслировались фестивали Сан-Ремо и Сен-Венсан, из ФРГ - «Петерс поп-шоу», из Японии - фестиваль легкой музыки в Токио «Ямаха».
Телепередачи создавали видимость свободного телевидения, но на деле материалы с иностранными исполнителями проходили отбор, главным критерием которого являлось отсутствие политической и идеологической подоплеки. В эфир не пропускали записи рок-музыкантов, а музыка из капиталистических стран подавалась в критическом ключе. Непрофессионализм и некомпетентность работников телевидения часто приводили к ошибкам в анонсах и комментариях дикторов, а переводы песен порой расходились с содержанием оригинала. Любая неугодная советскому государству информация об иностранных музыкантах либо искажалась, либо умалчивалась.
В начале 1890-х гг. на советском музыкальном телевидении стали появляться новые музыкальные программы, основанные на синтезе массовых видов искусств. Например, телепрограмма «Аттракцион», ведущей которой была А. Пугачева, объединяла в себе музыку и цирк. Здесь вместе с профессиональными артистами цирка выступали звезды эстрады, но, в отличие от современных программ с подобной концепцией, участники «Аттракциона» выступали в привычном для себя амплуа.
Идея и форма телепрограммы «Шире круг», по словам главного редактора редакции народного творчества ЦТ К. Анненковой, возникла во время одной из заграничных командировок: «она увидела австрийское шоу, где одновременно присутствовали фольклор, эстрада и цирк». Мельникова С. Старшей сестре «Фабрики звезд» стукнуло 30 лет // Правда. - 2006. - 20 апр. Целью передачи являлся поиск юных талантов, в ней начинали свою карьеру Ф. Киркоров, А. Глызин, О. Зарубина, А. Серов, Ю. Лоза, Л. Агутин, Д. Маликов, Валерия, А. Малинин и многие другие.
Началом перехода музыкального телевидения от государственного к коммерческому типу можно считать появление в эфире радикально новаторской программы «Веселые ребята». Передача выходила на протяжении 10 лет(1890-1990гг.), но состояла всего из 7 выпусков, а ее автором был А. Кнышев.
Телепередача «Веселые ребята» носила скорее общеразвлекательный характер, но все же сыграла очень важную роль в формировании эстетики отечественных музыкальных каналов. Каждый выпуск «Веселых ребят» был событием для советских телезрителей. Только появившись в эфире в 1980г., в начале программы был показан фрагмент концерта американской рок-группы «Iron Maiden». В выпусках «Веселых ребят» советские телезрители впервые увидели многих известных исполнителей, российских и зарубежных (Ж. Агузарова, The Beatles и др.). Здесь был произведен и показан первый советский видеоклип. Впервые на советском телевидении был применен прием «скрытой камеры», использовалась графика, клиповый монтаж, спецэффекты, постановочные номера. Основой стилистики сюжетов «Веселых ребят» было британское «Шоу Монти Пайтона»: использовались логика абсурда, реализованные метафоры, язык условностей. Подобные приемы и методы - основа современного музыкального телевидения Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Дисс., 2009 .
С наступлением 1984г. и приходом к власти М.С. Горбачева, основой политического курса которого стала пропаганда «нового политического мышления», глобальные перемены начались и на телевидении. По словам Засурского, период «перестройки и гласности ознаменовался становлением нового журнализма и новой журналистики, основанной на плюрализме и независимости от государства» Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2006. С.5.
В связи с данными изменениями журналистика разделилась на две модели - «перестроечную», при которой СМИ были инструментом демократизации общества, и «инструментальную», которая сохраняла руководящую роль партии, а демократизацию преподносила как происходящую под партийным руководством.
Это был занимательный и нетипичный эпизод нашей музыки, как его называет музыкальный критик А. Троицкий, когда «сцена разделилась на два антагонистических лагеря - стремительно загнивающую идеологически и эстетически «советскую эстраду» (Ротару, Вайкуле, Кобзон, Леонтьев, Лещенко) и вырвавшийся из подполья «неформальный рок» Троицкий А. Бонусы. Поп 1986-1989гг. // Гремучие скелеты в шкафу: сборник статей в 2т. Спб., 2008. С.260, ставший рупором гласности и способствовавший продвижению политики «перестройки и гласности» в массы.
На телевидении стали появляться программы, отражавшие новые тенденции плюрализма и свободы слова. Так, в 1984г. вышел в эфир ленинградского телевидения, а впоследствии и на РТР «Музыкальный ринг», прообразом которого являлась британское телешоу «Juke Box Jury» (1960-е гг., BBC). На «Музыкальном ринге» соревновались музыкальные коллективы, выступающие без фонограммы. В основном это были рок-музыканты и рок-группы, такие как А. Макаревич, С. Курехин, «Телевизор», «Секрет», «Звуки Му» и другие. Телезрители из зала могли задавать вопросы выступающим (в том числе и провокационные), победитель выпуска также определялся зрителями путем голосования. В 1986-1987гг. «Музыкальный ринг» постепенно трансформировался «в еще более популярную музыкально-публицистическую программу для самой широкой аудитории. Более едкими и злыми стали вопросы зрителей. Публицистичность возобладала над концертно-музыкальной стороной» Поберезникова Е.В, Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. С.54. В 1987г. передача организовала собственную научную группу для подготовки выпусков, куда вошли известные ученые: психолог И. Скрипок, социологи Г. Самойлова, Н. Кафрын и другие. С 1988г. вещание передачи стало проходить в прямом эфире. «Музыкальный ринг» стал проходным билетом на большую эстраду для многих исполнителей.
В середине 1980-х гг. передача «Голубой огонек» сменила формат и на протяжении нескольких лет меняла свое название. К прежнему формату программа вернулась только в 1994г. После 1985г. изменилась и телепередача «Песня года»: выступления артистов стали более вольными, у фестиваля появились спонсоры.
До начала 1990-х гг. выходили музыкальные передачи академического направления, характерные для советского телевидения, но и здесь все чаще использовались фрагменты иностранных концертов, выступлений. Были организованы первые телемосты («Москва-Калифорния», 1982г., «Москва-София», «Москва-Гавана», «Москва-Ханой», «Ленинград-Сиэттл», 1986г., «Москва-Бостон», 1986г.).
В 1985г. в эфире появилась телепрограмма, поддерживающая развитие народной музыки - «Играй, гармонь!», посвященная самобытным исполнителям, народным музыкальным инструментам. По форме программа представляла собой серию репортажей из провинции.
В 1986г. благодаря Главной редакции музыкальных программ ЦТ впервые был организован и показан международный музыкальный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Юрмала-86». В 1989г. появился конкурс «Ступень к Парнасу», где соревновались исполнители вместе со своими менеджерами.
Отечественные рок-музыканты стали выпускать видеоклипы, многие из которых впервые были показаны в «Программе А», которая выходила в эфир с 1987г.
Советская эстрада стала представлять собой часть прошлого, что сформировало ретро направление в музыкальном телевидении (телециклы «Годы, поколения, песни», «Это было, было…», «Золотой шлягер», «Телемемуары», «Крутятся диски»).
В 1989г. Гостелерадио СССР и руководство американского музыкального канала MTV подписали соглашение о выходе на ЦТ часового блока с программным наполнением MTV. Кроме того, MTV выступило информативным спонсором двухдневного рок-фестиваля Moscow Music Peace Festival (Московский Фестиваль Мира, «Лужники», август 1989г., участники Bon Jovi, Motley Crue, Cinderella, Scorpions, Skid Row, Ozzy Osbourne), который транслировался в Европе и Америке через спутник. Координатором и переводчиком фестиваля для «Europe News» стал будущий «голос» MTV Россия В. Стрельников Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Дисс., 2009 .
После принятия 12 июня 1990г. Закона о печати «журналистика противопоставила себя государству; она добивалась и добилась независимости от государственных структур» Засурский Я.Н.Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества. С.5. СМИ стали именоваться «четвертой властью». Наиболее яркие представители телепередач данного направления - «12 этаж», телемосты В.Познера и общественно-политическая программа «Взгляд», которая возникла в 1987г. в недрах «Молодежной редакции». Именно во «Взгляде» впервые вышел еженедельный часовой блок музыкальных клипов с логотипом MTV (12 октября 1990г.). В рамках блока были показаны программы MTV Europe - «Лучшая 20-ка» и «Партийная зона». Блок MTV показывал молодежи «новые образы, новое изображение, другой стиль жизни и дух общества, в котором царит свобода» Scanziani A. Perestoika Perks^ McMonald`s and MTV // New York Times. - 1991. - 7 July. В телепрограмме большую роль играла музыкальная составляющая.
2 февраля 1991г. в рамках телепередачи «Взгляд» начал выходить в эфир «Музобоз», сначала в виде информационно-музыкальной вставки с записями концертов и выступлений новых популярных исполнителей, затем как самостоятельная программа. «Музобоз» рассматривал события в музыкальном мире в контексте общественных и выявлял причинно-следственные связи между ними. В 1991г. Гостелерадио издало приказ о прекращении выхода в эфир программы «Взгляд». Некоторое время передача еще продолжала производиться и подпольно распространяться, но позже остановило свой выпуск до 1994г.
В начале 1990-х гг. государственная модель телевидения СССР разрушилась окончательно. Децентрализация телевизионной системы «обозначилась еще в конце 1980-х гг. и завершилась в 1994г. с ликвидацией «Останкино». В эти годы государство практически утратило функции идеологического и финансового контроля» Качкаева А.Г. Трансформация российского ТВ // Средства массовой информации России. М., 2006. С.299. На базе ЦТ было создано российское телевидение, стали появляться независимые негосударственные продюсерские компании («АТВ»,1988г., «ВиD», 1989г., «Рен-ТВ», 1991г.). Как подразделение в системе Гостелерадио 27 сентября 1990г. возник первый развлекательный канал 2х2. Телеканал не имел государственного или коммерческого финансирования, и потому заполнял эфир контентом зарубежных каналов (видеоклипы, концерты и т.п.).
Иностранный музыкальный контент обладал рядом преимуществ: он не требовал языковой адаптации, пользовался популярностью у молодежи, в связи с чем вызывал интерес рекламодателей. По такой схеме формировали программную сетку телеканала ТВ-6 Москва, используя контент американских телекомпаний Turner Broadcasting Corp. и MTV. Единственным коммерческим каналом, не включавшим в эфирную сетку музыкальные программы, был НТВ (1993г.), который базировался на производстве новостей и закупке зарубежного кино. Растущие доходы коммерческих каналов 2х2 и ТВ-6 Москва позволили начать производство собственного телевизионного продукта, ориентированного на молодежную аудиторию Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Дисс., 2009 .
Быстро разрастались российская музыкальная поп-индустрия и российский шоу-бизнес. По окончанию контракта между 2х2 и Super Channel (1992г.), в 1993г. предприниматель Б.Зосимов создал первый отечественный музыкально-развлекательный канал Биз ТВ.
ТВ-6 Москва также не стал продлевать контракт с американским MTV, срок действия которого окончился 31 августа 1995г. За 1994-1996гг. для ТВ-6 Москва было произведено 30 телепрограмм, в том числе и музыкальных («Диск-канал», «Партийная зона» и пр.)
В целом музыкальные телепрограммы 1990-1996гг. отличались разнообразием и по формам (музыкальное обозрение «Музбоз», ОРТ, ТВ-6 Москва, «Экзотика», РТР, «50/50», «Утренняя звезда» и пр.), и по содержанию («Программа А», «Кафе Обломов», «Рок Урок», «Экзотика», «Партийная зона»).
Не смотря на бурное развитие коммерческих каналов и продюсерских компаний, политические изменения в стране 1995-1996гг. привели к возрождению «авторитарной модели журналистики», «возникла своего рода информационная олигархия, которая стремилась привести на пост президента своего кандидата, которым был Б.Н.Ельцин» Засурский Я.Н.Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества. С.5. Участие в предвыборной кампании «Голосуй или проиграешь» 1996г. (американский аналог «Choose or Loose», MTV, 1992г.) знаменитых исполнителей поп и рок-музыки способствовало установлению крепкой связи между политическими структурами, деятелями шоу-бизнеса и медиа структурами.  

Приложенные файлы


Добавить комментарий