Ким для проведения итоговой работы по литературе в 8 классе


Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой работы в 8 классе по литературе.
Назначение работы
Работа предназначена для диагностики результатов обучения в 8-ом классе по предмету Литература в конце учебного года (май). Структура и содержание работы ориентированы на требования ФГОС (см. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, прежде всего с. 8-10; интернет-версия на
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588) и учитывают главные цели изучения предмета Литература, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, требования к содержанию и результатам основного общего образования по предмету (см. «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения); анонс на
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627).
Работа может быть использована для диагностики уровня освоения восьмиклассниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Подходы к разработке структуры и содержания работы
В условиях перехода на ФГОСы нового поколения сегодня российская школа работает по 10-ти утвержденным комплектам учебников (См. «Федерального перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Приказ с Приложением на интернет странице: http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html). Каждая линия учебников в той или иной степени снабжена доступными печатными или сетевыми версиями

Представляется, что вопросы, которые можно «уложить» в формат А и В с точки зрения совершаемых ментальных операций могут быть четырех типов6.
Тип 1. Знаниевые вопросы.
Тип 2. Вопросы, требующие сравнения, сопоставления и классифицирования. Эти вопросы не так давно стали осваиваться составителями заданий ЕГЭ (см. задание В4 в демоверсии ЕГЭ 2013 г.). Потенциал заданий этого типа представляется значительным. Полезность бесспорна: многие учащиеся легко усваивают материал в табличной форме, сравнение – один из способов познания действительности.
Тип 3. Вопросы, требующие работы с интерпретациями факта, образа, ситуации, мотива, детали, художественного средства, структуры текста, идеи и т.д. Вопросы этого типа могут базироваться на приводимом в самой работе фрагменте (художественного, научно-учебного, публицистического, критического) текста или опираться на сформированное представление об изученном художественном тексте. При работе с такого рода вопросами ученик не даёт полную интерпретацию текста или его фрагмента, а работает лишь с частью содержания, которое органично вписывается в представление о тексте в целом. Думается, что эти вопросы восходят по характеру мыслительных операций, как и вопросы типа 4, к вопросам типа второго, поскольку подспудно предполагают сравнение объекта вопроса с некоторым, сформированным в сознании отвечающего образцом.
Тип 4. Вопросы, требующие оценивания. Этот тип вопросов может ориентировать как на формальную оценку в терминах плюс-минус или 1, 2, 3 и т.д., так и требовать выбора или вписывания оценки, выраженной в слове. Субъективность и, вследствие этого, сложность составления таких вопросов очевидна. Тем не менее читательская компетенция и художественный вкус не могут быть сформированы без умения оценивать.

Содержание задания Тип вопроса Проверяемый результат изучения учебного предмета
1. Общекультурные представления о датах, фактах, реалиях, важных для понимания произведения в контексте отечественной истории и культуры А Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, анализировать; предметные:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
2,3 Тематика, отбор жизненного материала, на основе которого автор ставит волнующие его проблемы, решая свою художественную задачу А или А с множественным ответом Предметные:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; умение анализировать литературное произведение, определять его тематику и проблематику; понимание связи литературных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
4. Авторская позиция,
авторская оценка
(пафос), настроение. А
Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять авторскую позицию, оценку, настроение
5,6. Образы: характеры героев; средства и приемы их создания А Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимать и интерпретировать характеры героев;
определять приемы и средства их создания
7,8 Детали, предметные образы, символы. А или А с множественным
ответом
Предметные: умение анализировать литературное произведение, видеть в тексте значимые детали, интерпретировать символы.
Тип 5. Вопросы, требующие работы с вторичными по отношению к исходному художественному произведению текстами и высказываниями. Такие вопросы предполагают «достраивание» мысли в уже готовой интерпретации и связаны с восстановлением слов и словосочетаний во вторичном тексте. Вопросы этого типа восходят к вопросам типа 4 – проверяют умение оценить и вписать оценку в уже готовую интерпретацию. Вопросы такого типа еще не имеют широкой практики использования в тестах по литературе.
Вопросы типа А (их в работе 16) касаются эпических, лиро-эпических и драматургических произведений. Последовательность заданий призвана закрепить осознание структуры художественного произведения (от авторского замысла через содержание к художественному воплощению). Четыре вопроса типа В предлагают кратко проделать тот же путь на материале лирического произведения.

9,10 Система образов, образ автора, образ рассказчика А Метапредметные: умение классифицировать материал; предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание принципа организации системы образов;
11 Сюжет, конфликт, композиция А Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять конфликт, видеть главный принцип композиции малой формы, понимать, какой элемент композиции сюжета представляет эпизод.
12 Жанровая специфика произведения. А или А с
множест венным
ответом
Предметные:
знание признаков знакомых жанров; умение анализировать литературное произведение.

13-15 Лексические, синтаксические, звуковые, ритмические художественные средства А Предметные: умение анализировать литературное произведение; определение изобразительно-выразительных средств, понимание их роли в произведении;


16 Традиции, новаторство, знаковые имена в
мировой литературе А Предметные: знание имен авторов, заложивших определенные литературные традиции, связанные с изученным материалом; умение анализировать литературное произведение; находить в произведении черты, сближающие его с фольклором, произведениями древнерусской литературы, восходящие к европейской традиции.
17 Понимание центральной мысли, центрального образа стихотворения
В Предметные: умение анализировать литературное произведение, владение литературоведческой терминологией,
определение роли изобразительновыразительных средств
18 Средства, помогающие создать центральный образ стихотворения, доминирующее настроение В Предметные: умение анализировать литературное произведение, определение роли изобразительновыразительных средств
19
20 Другие яркие художественные средства, использованные поэтом В Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
Структура и рекомендуемый порядок проведения работы
1.Учитывая, что курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в старшей школе преобладает историко-хронологический подход, структура итоговой диагностической работы в 8-ом классе призвана обобщить пройденное и оценить готовность учащегося к разговору о важнейших произведениях русских классиков. В качестве материала для анализа выбраны прецедентные произведения XIX века, изученные в 8-м классе: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, «Ревизор» Н.В.Гоголя, «После бала» Л.Н.Толстого. Вопросы на понимание и интерпретацию лирического текста касаются стихотворений А.А.Блока и И.А.Бунина. При этом первый вопрос типа А – общекультурный, на знание исторических или биографических фактов, важных для понимания произведения в контексте истории и культуры России, а последний связан с актуальными для русской литературы XIX века традициями (фольклорными, древнерусскими, европейскими). Организующими в работе являются элементы структуры художественного текста, вопросы по одному произведению могут идти не по порядку.
Работа состоит из 25 заданий. В ней содержатся вопросы только типа А (15) и В (10). Задания сформулированы таким образом, чтобы учащиеся могли не только вспомнить пройденный материал, продемонстрировать свои знания, но и углубить их.
Проверяемое в работе содержание исчисляется не в терминах кодификатора для работ в форме ГИА-9, а в соответствии с результатами изучения учебного предмета, определенными в документе «Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы».
Соотношение содержания заданий работы и проверяемых результатов изучения учебного предмета. Число вопросов типа В в конкретной работе не может превышать 4-х, вопросов типа А с множественным выбором может быть не более трёх.


Работа рассчитана на 45 минут. Рекомендуется проводить как итоговую диагностическую работу с последующим обсуждением в классе заданий работы и результатов их выполнения.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности и система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Общее число баллов за работу – 25.
В соответствии с традициями, принятыми в международной системе оценивания результатов обучения и в системе оценивания ЕГЭ, решение о пороговых уровнях первичных баллов для выставления школьной оценки принимается после сбора результатов всех участвовавших в тестировании школьников в параллели на уровне ОУ. Решение о пороговых уровнях принимается методическим объединением словесников (в случае его отсутствия – учителем совместно с коллегами-гуманитариями и администрацией). При принятии решения можно ориентироваться на следующую таблицу.
Шкала перевода набранных баллов в оценки
Процент выполнения Баллы Оценки
80-100% 21-25 5
60-79% 16-20 4
41-59% 11-15 3
0-40% 0-10 2
КОДИФИКАТОР элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 8 класса по литературе для проведения процедур оценки качества образования

Кодификатор представляет собой систематизированные перечни элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, составленные в соответствии с операционализированным перечнем требований к уровню подготовки обучающихся для проведения процедур оценки качества основного общего образования.
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе разработан на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования для проведения в 2016 году ОГЭ (в новой форме) по литературе, подготовленного ФГНУ ФИПИ, в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене по литературе.

Код контроли- руемого элемента Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена

1 Основные теоретико-литературные понятия
1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Художественный образ
1.3 Фольклор. Жанры фольклора
1.4 Литературные роды и жанры
1.5 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
1.6 Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-
повествователь, литературный герой, лирический герой
1.7 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория
1.8 Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа
2 Из русского фольклора
2.1 Жанры русского фольклора.
2.2 Исторические народные песни.
3 Из древнерусской литературы
3.2 Три произведения разных жанров по выбору
4 Из русской литературы XVIII в.
4.1 Д.И. Фонвизин «Недоросль»
5 Из русской литературы первой половины XIX в.
5.5 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Туча», повесть «Капитанская дочка»
5.10 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Тучи»*, «Ангел»*
5.11 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
5.12 Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель»
6 Из русской литературы второй половины XIX в.
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» отрывки
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «О любви»
«Человек в футляре»
7 Из русской литературы ХХ в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Кавказ»*
7.2. А. Куприн «куст сирени»
7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Я покинул родимый дом» «Пугачев» (отрывок)
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы)
7.9 Проза второй половины XX в. В.П. Астафьев
«Фотография, на которой меня нет»
7.10 Поэзия второй половины XX в. Н.М. Рубцов. Н. Заболоцкий.
8 Из зарубежной литературы
8.1
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (фрагменты)



Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по ЛИТЕРАТУРЕ
1 знать/понимать:
1.1 образную природу словесного искусства;
1.2 содержание изученных литературных произведений;
1.3 основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Н.В. Гоголя
1.4 изученные теоретико-литературные понятия;
2 уметь:
2.1 воспринимать и анализировать художественный текст;
2.2 выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
2.3 определять род и жанр литературного произведения;
2.4 выделять и формулировать тему, идею, проблематику
изученного произведения; давать характеристику героев;
2.5 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
2.6 сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
2.7 выявлять авторскую позицию;
2.8 выражать свое отношение к прочитанному;
2.9 владеть различными видами пересказа ;
2.10 строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
2.11 понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
2.12 писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
3 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
3.2 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
Демоверсия итоговой работы в 8-ом классе по ЛИТЕРАТУРЕ
Вариант 1
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А1. Годы жизни Н.М.Карамзина:
а) 1799 - 1837;
б) 1766 - 1826;
в) 1828 - 1910.
А2. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:
а) ревизор;
б) Городничий;
в) смех.
А4. Хлестаковщина - это:
а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;
б) стремление модно одеваться;
в) погоня за чинами.
А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
а) свадьбой;
б) любовь так и сошла на нет;
в) разводом.
А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?
а) прошлогодний журнал;
б) трость;
в) заячий тулуп.
А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм.
А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь.
А9. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) композиция.
А10. Композиция произведения – это:
а) тема;
б) завязка и развязка;
в) последовательность частей и элементов произведения.
А11. Трагедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.
А12. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) эпитет;
в) зачин.
А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метонимия.
А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?
а) сравнение;
б) эпитет;
в) метафора.
А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?
а) сравнение;
б) эпитет;
в) литота.
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».
Ответ___________________________________________________________________
Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами мне облегчить грудь,
Но людям я не делал зла…»?
Ответ______________________________________________________________________
Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?
Ответ______________________________________________________________________
Б4. К кому обращён монолог Мцыри?
Ответ_______________________________________________________________________
Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Ответ_______________________________________________________________________
Б6. Укажите год рождения А.С.Пушкина.
Ответ______________________________________________________________________--
Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.А.Блока:
«Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега…».
Ответ________________________________________________________________________
Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
Ответ____________________________________________________________________
Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих сладостных имён»?
Ответ____________________________________________________________________
Б10. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана»?
Ответ___________________________________________________________________

Вариант 2
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А1. Годы жизни А.С.Пушкина:
а) 1799 - 1837;
б) 1766 - 1826;
в) 1828 - 1910.
А2. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
А3. Проблема чести возникает в произведении:
а) «Капитанская дочка»;
б) «Песнь о вещем Олеге»;
в) «Ревизор».
А4. Тема рассказа Л.Н.Толстого «После бала»:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
А5. Чем заканчивается комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»?
а) свадьбой;
б) немой сценой;
в) отъездом Хлестакова за границу.
А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?
а) заячий тулуп;
б) трость;
в) прошлогодний журнал.
А7. К какому литературному направлению можно отнести пьесу Фонвизина «Недоросль»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм.
А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь.
А9. Идея произведения - это:
а) то, о чём написал автор;
б) композиция;
в) главная обобщающая мысль произведения.
А10. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
А11. Трагедия как жанр – это:
а) драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;
б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к катастрофическим последствиям;
в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополучного его разрешения.
А12. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) зачин;
в) эпитет.
А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… и одна // Лишь тучка кралася за ней»?
а) олицетворение;
б) сравнение;
в) метонимия.
А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «Я был чужой // Для них навек, как зверь степной»?
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метонимия.
А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя): «Наскучило идти – берёшь извозчика и сидишь себе, как барин»?
а) эпитет;
б) сранение;
в) литота.
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».
Ответ____________________________________________________________________
Б2. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «(он) был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен. Он с большой весёлостью описал мне семейство коменданта, его общество и край…»
Ответ_______________________________________________________________________
Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «С хорошенькими актрисами знаком… С Пушкиным на дружеской ноге…»?
Ответ________________________________________________________________________
Б4. Каким стихотворным размером написано произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Ответ_________________________________________________________________
Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Ответ_____________________________________________________________________
Б6. Укажите год рождения М.Ю.Лермонтова.
Ответ_______________________________________________________________________
Б7. Определите стихотворный размер следующих стихотворных строчек, принадлежащих перу А.Т.Твардовского:
«На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода…».
Ответ_______________________________________________________________________
Б8. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
Ответ______________________________________________________________________
Б9. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «И гордый непреклонный взор»?
Ответ______________________________________________________________
Б10. Какой троп использует А.А.Блок в следующих стихотворных строках: «Твои мне песни ветровые // Как слёзы первые любви»?
Ответ_______________________________________________________________________
Ответы
№ задания Вариант 1 Вариант 2
А1 б а
А2 в б
А3 в а
А4 а в
А5 б б
А6 в а
А7 а в
А8 в в
А9 б в
А10 в а
А11 б б
А12 б в
А13 б а
А14 в а
А15 а б
Б1 Петруша Гринёв Вожатый (или) Пугачёв
Б2 Мцыри Швабрин
Б3 Городничему Хлестакову
Б4 К монаху Ямбом
Б5 С барсом С барсом
Б6 1799 1814
Б7 ямб хорей
Б8 Екатерина II Екатерина II
Б9 Эпитет Эпитет
Б10 Сравнение Сравнение
Шкала перевода набранных баллов в оценки
Процент выполнения Баллы Оценки
80-100% 21-25 5
60-79% 16-20 4
41-59% 11-15 3
0-40% 0-10 2


Приложенные файлы


Добавить комментарий