Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке Музыка и время. Массовая музыкальная культура 20 века. (6 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Музыка и время (массовая музыкальная культура)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, предназначена для учащихся 5 классов.
Цель курса заключается:
— в ознакомлении учащихся с наиболее распространенными и значимыми жанрами, стилями и направлениями массовой музыкальной культуры XX века;
— в формировании у них умений и навыков самостоятельно определять характерные черты жанров, стилей и направлений современной массовой музыки, давать оценку ее специфическим особенностям, художественным достоинствам и негативным моментам;
— в ориентации учащихся на художественно наиболее ценные образцы современной массовой музыки.
Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:
— воспитать художественно-историческое мышление учащихся, позволяющее воспринимать и оценивать явления современной массовой музыки в контексте конкретных исторически обусловленных типов художественной культуры;
— дать учащимся опорные знания о социально-исторических корнях возникновения и развития массовой музыки, об особенностях ее функционирования в обществе, о наиболее значимых жанрах и стилях;
— сформировать у них навыки работы с научной и научно-популярной литературой о музыке, с музыкально-периодическими изданиями.
Содержание программы кружка «Музыка и время» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и опирается деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (методическая литература, нотная хрестоматия, аудиозаписи, демонстративный материал) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте основного общего образования.
Музыкальное искусство всегда органично вписывалось в воспитание подрастающего поколения. Музыкальное воспитание – это средство формирования и развития эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка.
Музыка современных массовых жанров представляет собой комплекс различных музыкальных, художественных и социальных явлений. Поэтому данный курс выполняет функцию дисциплины синтетического характера, непосредственно связанной с формированием ценностных ориентаций современных школьников. Программа предусматривает изучение массовых музыкальных жанров XX века в их непосредственной взаимосвязи с социально-психологическими и культурологическими явлениями в современном историческом контексте, включающем в себя как эстетические, так и нравственные проблемы.
Такой аспект способствует наиболее полному раскрытию особого воздействия современной массовой музыки на духовный мир каждого человека и общества в целом.
Реализация программы.
Беседа о музыке предполагает обобщенно-проблемное изложение вопросов зарождения, развития и функционирования современной массовой музыки в обществе, изучение ее основных жанров, стилей и направлений. На каждом занятии теоретический материал дополняется музыкальными иллюстрациями.
Примерный тематический план программы
Тема I. Исторические предпосылки возникновения массовой музыкальной культуры.
Тема II. Джаз — первая форма современной массовой музыки.
Тема III. Зарождение рок-музыки в США.
Тема IV. Развитие рок-музыки в 60-е гг.
Тема V. Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в.
Тема VI. Развитие музыки массовых жанров в 80 — 90-е гг.
Тема VII. Отечественная массовая музыка ХХ в.
Планируемые результаты уровня подготовки учащихся 6 класса.
Личностные УУД
—готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
—проявлять уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
—этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
—проявлять компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— участвовать в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
Коммуникативные УУД
— воспринимать произведения искусства;
— проявлять способность к размышлению об истоках происхождения видов искусства;
— решать учебные и практические задачи.
Познавательные УУД
- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- проявлять эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах творческой деятельности;
- ориентироваться в жанрах искусства и структуре художественных произведений массовой музыкальной культуры ХХ в.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка и время» изучается в 6 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 35 часов. Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема урока Решаемые проблемы Понятия Планируемый результат (в соответствии с ФГОС) Примеча-ниеПредметные
Результаты
Обучаемый научится Метапредметные результаты
Обучаемый научится Личност-ныеРезультаты
Обучаемый научится план факт 1
07.09 Исторические предпосылки возникновения
массовой музыкальной культуры Что предшествовало эпохе джаза Бродячие музыкан-ты, аэды, рапсоды, мистре-лии, ваганты, шансонье салонная музыка Знать музыкальные термины, иметь представление о светской музыке до ХХв. применять методы познания через художественный образ для изучения различных сторон окружающей действительности проявлять устойчивый интерес к искусству, художест-венным традициям и достиже-ниям мировой культуры 2 14.09 Джаз — первая форма современной массовой музыки. Нью-орлеанский джаз. Его представители. Что такое джаз, что такое импровизация Джаз, симфо-джаз, импрови-зация, свинг, блюз, спиричу-элсЗнать особенности джазовой музыки и ее разновидности формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством решать творческие задачи, используя известные средства 3 21.09 Чикагский джаз. Его представители. Джаз и творчество профессиональ-ных композиторов. Как джаз повлиял на профес-сиональную музыку? Творчество Дж.ГершвинаДжаз, симфо-джаз, импрови-зация, свинг, блюз, рапсодия Знать особенности джазовой музыки и ее разновидности активное использование основных интеллектуаль-ных операций в синтезе с формирова-нием худо-жественного восприятия музыки; осваивать духовно- нравствен-ный потенциал, накоплен-ный в музыкаль-ных произведениях 4 28.09 Коммерциали-зация джаза в 30-е гг. XX века. «Эра свинга» Что такое свинг. Творчество Ф.Синатры, Б.Гудмена и т.д. Свинг, бродвей, биг-бенд, буги-вуги Знать особенности джазовой музыки и ее разновидности развивать критическое мышление, способность аргументиро-вать свою точку
зрения по поводу музыкального искусства Уважитель-но отно-ситься к иному мнению, истории и культуре других народов 5 05.10 Джаз после II мировой войны. Влияние на модерн-джаз европейской академической музыки. Какие особенности модерн-джазаМодерн-джаз, би-боп. Хард-боп. Кул-джаз. Фри-джазэмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством решать творческие задачи, используя известные средства 6 12.10 Разновидности модерн-джаза. Главные признаки би-бопа, кул-джаза, фри-джаза, хард-бопаМодерн-джаз, би-боп. Хард-боп. Кул-джаз. Фри-джазРазбираться в разновид-ностях модерн-джаза выбирать средства реализации целей и применять их на практике Уважитель-но отно-ситься к иному мнению, истории и культуре других народов 7 19.10 Зарождение рок-музыки в США. Музыкальные, социальные и технологические предпосылки возникновения рок-музыки.
Что повлияло на возникно-вение рок-музыки Рок, субкультуры эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством участвовать в исследовательских проектах 8 26.10 Ритм-энд-блюз — ранняя форма рок-н-ролла. Рок-н-ролл и его первые представители. Распространение рок-н-ролла в странах Европы. Что такое рок-н-ролл, кто был первым его представи-телем, музыкальный стиль Билла Хейли, Литтл Ричарда, Элвиса Пресли. Ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рокабил-ли Знать черты рок-н-ролла, эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения работать с разными источниками информации уважитель-но отно-ситься к музы-кальному наследию 9 09.11 Развитие рок-музыки в 60-е гг. Британский биг-бит и его представители. Как развивалась рок-музыка в 60е гг. Что такое биг-бит Биг-бит Разбираться в рок-музыке 60х ггразвивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности проявлять творческую инициативу в различной творческой деятельнос-ти10 16.11 Творчество группы «Beatles» Главные особенности музыкального стиля группы «Beatles» Битло-мания, поп-музыка, сингл, Грэммиэмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения
формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве 11 23.11 Творчество группы «Rolling stones» Главные особенности музыкального стиля группы «Rolling stones» поп-музыка, сингл, рок эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности высказы-вать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни 12 30.11 Английский и американский фолк-рок. Что такое фолк-рок, главные особенности музыкального стиля Б.Дилана. Фолк-рок, кавер-версия, рок понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством проявлять творческую инициативу в различной творческой деятельнос-ти13 07.12 Слияние рок-музыки и академических жанров: ритмизированные обработки классических произведений. Арт-рок. Как рок повлиял на профес-сиональную музыку Арт-рок понимать специфику и особенности музыкального языка, закономер-ности музыкального искусства развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности участвовать в исследовательских проектах 14 14.12 Творчество групп «Pink Floyd» Главные особенности музыкального стиля группы «Pink Floyd» Рок, акустика, синглэмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве 15 21.12 Рок-стэди, ска и реггей. Главные особенности музыкального стиля Б.МарлиРегги, рок-стэдиэмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством проявлять творческую инициативу в различной творческой деятельнос-ти16 11.01 Представители блюз-рока. Главные особенности музыкального стиля Дж. Хендрикса и Дж. Джоплин. Блюз-рок эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности проявлять творческую инициативу в различной творческой деятельнос-ти17 18.01 Британский хард-рок и его представители. Главные особенности музыкального стиля «Deep purple» и «Led Zeppelin». Хард-рок эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством высказы-вать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни 18 25.01 Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в. Рок-опера Как развивалась массовая музыка в 70 гг., что такое рок-опера, ее особенности, Трактовка библейского сюжета посредством рок-музыки. Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос — супер-звезда». Опера, рок-опера, ария, солист эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности высказы-вать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни 19 01.02 Творчество группы «Queen» Главные особенности музыкального стиля «Queen» Рок, поп-рок, рок-группа эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения активно использовать основные интеллектуаль-ные операций в синтезе с формирования художественного восприятия музыки проявлять творческую инициативу в различной творческой деятельнос-ти20 08.02 Зарождение и развитие дискотечного движения. «Диско»-музыка. Главные особенности музыкального стиля «ABBA», «Boney M», Донны Саммер. Диско, танцевальная музыка эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности проявлять творческую инициативу в различной творческой деятельнос-ти21 15.02 Рэп (хип-хоп). Главные особенности музыкального стиля Ди-джея Холливуда, Кула Херка, Грэндмей-стера Флэша, Куртиса Блоу. Хип-хип, рэп, фанк, речита-тивэмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности высказы-вать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни 22 22.02 Итальянская эстрада и ее представители. Творчество А. Челентано, Дж. Моранди и Р. Кары. Творчество А. Челентано, Дж. Моранди и Р. Кары. Мелодия, песня, хит эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения передавать свои впечатления в устной и письменной форме проявлять творческую инициативу в различных сферах творческой деятель-ности23 29.02 Французская эстрада и ее представители. Творчество М. Матье и Дж. Дассена. Творчество М. Матье и Дж. Дассена. Шансон, мелодия, песня эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения передавать свои впечатления в устной и письменной форме проявлять творческую инициативу в различных сферах творческойдеятель-ности24 07.03 Развитие музыки массовых жанров в 80 — 90-е гг. Танцевальная музыка и ее разновидности. «Евро-диско». Техно. Рейв. Транс. Техно. Рейв. Транс. Знать различные танцевальные направления эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения передавать свои впечатления в устной и письменной форме уважитель-но отно-ситься к музы-кальному наследию 25 14.03 Грандж как результат синтеза традиций панк-рока и «тяжелых» разновидностей жанра. Творчество группы «NirvanaГрандж, панк-рок эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения передавать свои впечатления в устной и письменной форме уважитель-но отно-ситься к музы-кальному наследию 26 28.03 Советская массовая музыка в 30 — 60-е гг. Советская массовая музыка в 20 — 50-е гг.
Творчество М. Блантера, Н. Богословс-кого, И.Дунаевс-кого,
К. Листова, Дм. И Дан. Покрасс и др. Мелодия, песня, компо-зитор, поэт эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения передавать свои впечатления в устной и письменной форме проявлять творческую инициативу в различных сферах творческойдеятель-ности27 04.04 Советская массовая песня в 50-е гг..Творчество Е. Жарковского, В. Захарова, Б. Мокроусова, В. Мурадели, А. Новикова, В. Соловьева-седого, М. Фрадкина и дрМелодия, песня, компо-зитор, поэт эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения передавать свои впечатления в устной и письменной форме проявлять творческую инициативу в различных сферах творческойдеятель-ности28 11.04 Первые образцы советского джаза. Джаз-оркестры в СССР. Творчество Л.Утесова, И.Дунаевско-го, оркестр А.ЦфасманаДжаз, имрови-зация, кино эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства проявлять творческую инициативу в различных сферах творческойдеятельнос-ти29 18.04 Советская массовая музыка в 60 — 70-е гг. Жанр массовой песни.
Творчество композиторов-песенников — Э. Колма-новского, А. Островского,
А. Пахмуто-вой, А. Петро-ва, Ю. Саульского, Б. Терентьева, С. Туликова, О. Фельцмана, Я. Френкеля,
А. Эшпая и др..Компози-торы песен-никиэмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения посещать концерты проявлять творческую инициативу 30 25.04 Возникновение вокально-инструментального жанра как отклик на британский биг-бит. Творчество вокально-инструмен-тальных ансамблей «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Добры молодцы», «Самоцветы», «Цветы» и др. ВИА эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности уважитель-но отно-ситься к музы-кальному наследию 31 02.05 Эстрадная песня в 70-е гг. Творчество Ю. Антонова, В.Добрынина, Р. Паулса, Д. Тухманова, В. Шаинского, И. Якушенко и др. Мелодия, песня, компози-тор и исполни-тельэмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством решать творческие задачи, используя известные средства 32 09.05 Возникновение первых «подпольных» советских рок-групп. Творчество подпольных советских рок-групп Анде-граунд эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и худо-жественные произведения развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности решать творческие задачи, используя известные средства 33 16.05 Музыка массовых жанров в 80-е гг. Возникновение бард-рока («текст-рока»). Творчество А. Макаревича («Машина времени», А. Романова и К. Никольского («Воскресение»), Б. Гребенщикова («Аквариум»), и др.Бард-рок, авторская песня, рок-музыка, повество-ватель-ный принцип формировать ключевые компетенции в процессе диалога с искусством уважитель-но отно-ситься к музы-кальному наследию 34 23.05 Рок-н-ролл. Эстрадная музыка: «электро-поп» как эквивалент «евро-диско». Творчество Ю. Лозы. Творчество групп «Мираж», «Ласковый май», «Твой день» и др. Диско-музыка, поп-музыка, поп-группа развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности решать творческие задачи, используя известные средства 35 30.05 Обобщение тем года. Контроль полученных знаний. Какие новые знания мы приобрели за учебный год эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;
-выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства высказы-вать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни человека Учебно-методическое обеспечение
Билькис Е. Джаз — музыка XX века. // Музыка и ты. Вып. 8. — М.: Советский композитор, 1989.
Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. Энциклопедия популярной музыки. — Мн: Эконом-пресс, 2001.
Диденко Т.А. Рок на урок. // Музыка в школе. — 1989.
Дубровская. Е. А., Ступеньки музыкального развития.; издательство «Просвещение», 2009.
Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.
Виноградов К.П. "Работа на дикцией в хоре". Москва "Музыка" 1967.
Дмитриева Л.Г. Методика воспитания в школе. Просвещение, 1989.

Приложенные файлы


Добавить комментарий