Эссе на педагога гуманиста И.П.Волкова


Эссе на тему: «Педагог-гуманист – И.П. Волков»
Выполнила: Кубекова Б.Ж.
Волков Игорь Павлович - педагог, Кандидат педагогических наук (1983), Заслуженный учитель школы РСФСР (1982г.), занимался проблемой образования. Его основная новаторская идея - создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.
Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена “Творческая книжка школьника”. В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков— все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.
Свою систему обучения младших школьников И. П. Волков назвал уроками творчества. Цель этих уроков – раскрыть способности детей, вооружить их общетрудовыми навыками и умениями, позволяющими сделать первые шаги в творчестве, воспитать любовь и уважение к труду. Благодаря изучению данной темы формируются представления о педагогике, педагогических системах и отношению к данному вопросу Волкова.
Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что “все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями”. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.
И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!
Уроками творчества занятия, проводимые И. П. Волковым, названы, разумеется, условно. Творчество – явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими психофизиологическими предпосылками. Изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. В названии «уроки творчества» отражена направленность, «сверхзадача», которую имеет в виду учитель, планируя и организуя уроки. Учить творчеству применительно к этим урокам – прежде всего учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни, не боящихся никакой работы. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки.
Практика Волкова показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. Принимая во внимание эту методику, развитие творчеством можно использовать и у нас в школе. Для начала, к примеру, с одним или двумя классами, параллелью классов.
Анализируя свой многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников данного возраста, Волков сформировал исходные принципы, ориентиры, которыми должны руководствоваться преподаватели при проектировании и организации уроков творчества.
К творчеству ребёнка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике. Задания, не связанные с имеющимися знаниями, с навыками работы инструментами, не только бесполезны, но и вредны. Ребёнка надо учить целенаправленно, целеустремлённо и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.
Создание в школе условий для длительного и многостороннего опробования учащимися своих сил в различных видах деятельности позволило бы избежать многих ошибок при определении профессиональных возможностей молодёжи. В современное время это актуально для каждого учащегося.
Как истинный педагог-новатор, Волков, считает, что развитие творческих способностей учеников надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем занимается Игорь Павлович Волков и приступаем мы.Использованная литература:
Волков, И.П. Много ли в школе талантов? / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. - 42 с.
Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 306 с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий