Платок моей бабушки социальный проект


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа – с. Казым»
Социальный проект
«Платок моей бабушки»
Направление: сохранение культурных традиций и исторической памяти

Участники проекта: воспитанники интерната, возраст 11-15 лет
Руководители проекта: Молданова Е.С., воспитатель интерната
Канева Е.В., воспитатель интерната
Февраль 2017г.
Содержание
I. Актуальность ……………………………………………………………………………..……..3
II. Сбор и анализ информации к проекту «Платок моей бабушки»..…………………………..5
1. Анкета для учащихся ……………………………………………………………..…….…..5
2. Обработка результатов анкеты для учащихся ………………………………..….…. ……6
III. Создание рабочих групп из воспитанников интерната….…………………………………9
IV. Программа действий проекта «Платок моей бабушки»..………………………………….11
V. Реализация плана действия команды ….……………………………………………..……...12
VI. Экономическое обоснование проекта…………………………………………….…………15
VII .Отзывы по итогам реализации проекта..……………………………………………..……16
Приложение 1 - 9………………………………………………………………………...…...18
VIII. Источники информации ………………………….………………….……………………35
I. Актуальность
Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа. Идут годы, уходят из жизни люди, а вместе с ними и события и информация о прошлом нашего народа. У нас есть старожилы, чей возраст за 85 лет. Мы, воспитанницы интерната, учащиеся 5 - 8 классов, в своей работе хотим рассмотреть историю головного убора, традиционного старинного национального платка «Ухшам».
Что мы знаем о платке? Какие платки носили бабушки, прабабушки в старину? Что означал для них головной убор - платок? Действительно ли платок имел большое значение у народов Севера? Является ли платок ценным подарком для женщин? А какова технология изготовления платка?
Актуальность работы по данному проекту обусловлена необходимостью знать историю своего народа, культуру, традиции, свои «корни». Считаем, что современная молодёжь должна владеть не только современными компьютерными технологиями, а ещё должна знать свое прошлое. Без прошлого, нет настоящего и будущего. Сегодня модно в стиле современной одежды иметь элементы этнодизайна. Модно сегодня носить платки, а платки национальные – это просто писк моды, считаем мы. Научившись их изготавливать, мы можем в дальнейшем сшить себе точно такие же. Как здорово, что всё это мы можем применить, зная культуру и традиции своего маленького народа.
Мы проживаем вдали от родителей, очень скучаем по дому, а погружение в мир творчества – это напоминание о доме, о рукоделии с родными и близкими под светом лампы и, конечно, родной язык. Когда все заняты одним общим делом, почему-то сразу мы, ребята и воспитатели, переходим на родной язык (хантыйский, ненецкий). Нам интересен и сам результат. Мы прикасаемся творчеству, культурному наследию. Ведь создавая вещь собственными рукам, мы видим результат своего труда. А это так здорово,
Цель проекта: Изготовление национальных платков «ухшам» с целью сохранения культурных традиций своего народа и пополнения фондов: школьного краеведческого музея, детского сада «Оленёнок», игровой комнаты «Юнтты хот» пришкольного интерната, филиала муниципального автономного учреждения культуры «Белоярский выставочный зал» в с. Казым
  Задачи:
разработать программу по реализации проекта;
сформировать рабочие группы из воспитанников пришкольного интерната;
провести исследование готовности воспитанников участвовать в проекте;
провести исследование среди жителей с. Казым для выявления знаний о традиционном старинном национальном платке «Ухшам»;
привлечь к совместной деятельности в рамках реализации проекта активных граждан с. Казым;
собрать и изучить информацию о традиционном хантыйском платке;
научиться основным элементам, способам шитья национального платка «Ухшам» и изготовить платки.
Методы:
•анкетирование;
•фотографирование;
•составление информационных бюллетеней;
•практикум.
Участники проекта:
Воспитанники интерната 11-15 лет
Руководители проекта: Молданова Елена Степановна, Канева Елена Владимировна, воспитатели интерната
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 – февраль 2017
Ожидаемые результаты:
- приобретение знаний о старинных традиционных национальных платках «Ухшам» и практического опыта его изготовления;
- погружение в мир языковой среды своего народа в рамках реализации проекта и введение в активный словарь слов «ухшам» - платок, «ённты» - шить;
- пополнение фондов школьного краеведческого музея, национальной группы «Тутые» детского сада «Оленёнок», игровой комнаты «Юнтты хот» пришкольного интерната, филиала муниципального автономного учреждения культуры «Белоярский выставочный зал» в с. Казым
- организация досуговой занятости воспитанников пришкольного интерната;
- приобретение позитивного опыта участия в социально - значимых делах;
- приобретение опыта работы в коллективе;
- приобретение навыка общения с взрослыми и умения устанавливать деловые отношения.
II. Cбор и анализ информации к проекту «Платок моей бабушки»
Анкета для для воспитанников интерната.
Уважаемый друг! Примите, пожалуйста, участие в анкете.
Ф.И.О.____________________________________________________________
Пол (м/ж)_________________________________________________________
1. Хотел бы ты принять участие в проекте «Платок моей бабушки»?
а) да
б) нет, указать причину
в) не знаю
2. Является платок ценным подарком?
а) да
б) нет,
в) не знаю
3. Знаете и вы историю возникновения головного убора, платок?
а) да
б) нет
4. Получали ли вы платок в подарок?
а) да
б) нет
5. Какую роль ты хотел бы исполнять в работе над проектом?
а) руководитель группы
б) член группы
в) Ваш вариант ответа…
Спасибо за сотрудничество!
Обработка результатов анкеты для воспитанников интерната
Анкетирование проводилось в школе - интернат. Участвовало 22 воспитанников интерната. Цель анкетирования: выявление готовности воспитанников участвовать в проекте «Платок моей бабушки?»
1. Хотел бы ты принять участие в проекте «Платок моей бабушки»?
а) да
б) нет, указать причину
в) не знаю
Рисунок 1
2. Является платок ценным подарком?
а) да
б) нет,
в) не знаю
Рисунок 2
3. Знаете и вы историю возникновения головного убора, платка «ухшам»?
а) да
б) нет
Рисунок 3
4. Получали ли вы платок в подарок?
а) да
б) нет
Рисунок 4
5. Какую роль ты хотел бы исполнять в работе над проектом?
а) Аналитики
б) Швеи
в) Фотографы
Рисунок 5
Вывод: На основании проведенного анкетирования из 22 опрошенных воспитанников 14 решили принять участие в работе над социальным проектом «Платок моей бабушки» и быть членом рабочей группы. Все опрошенные хотят узнать историю возникновения головного убора, платка «Ухшам».
III.Создание рабочей группы из воспитанников пришкольного интерната
1 группа «Аналитики»
Молданова Анжелика
Молданова Вера Васильевна
Молданова Алиса
№ Наименование мероприятия Сроки
2. Составление, проведение и обработка анкет для учащихся Сентябрь 2016
3. Поиск источников информации и определение списка литературы. Создание рабочей группы. Октябрь 2016
4. Посещение сельской библиотеки им. М.К. Волдиной Ноябрь 2016
Мероприятие в группе продленного дня «Платок, моей бабушки» Ноябрь 2016
4. Сбор информации о головном уборе, платках у старожил поселка Казым, д.Юильск, д.Нумто. Ноябрь 2016
5. Создание буклета «Платок, моей бабушки» Январь 2017
6. Размещение статьи в газете «Школьные вести» и на сайте школы. Январь 2017
7. Подготовка презентации по проекту «Платок моей бабушки» Январь 2017
2 группа «Швеи»
Пяк Елена
Лозямова Инна
Каюкова Александра
Лозямова Зарина
Пяк Вера Дмитриевна
Аликова Варвара
Пяк Вера В.
Молданова Анжелика
№ Наименование мероприятия Сроки
1. Анкетирование Октябрь – январь
2. Посещение этнографического музея с. Казым. Встреча со старожилами села. Ноябрь – январь
3. Мастер-классы «Изучение технических приемов шитья платка» с приглашением Молдановой М. С., мастера ДПИ п. Казым, Тасьмановой О. Л. Экскурсовода, Иночкиной Е.М., мастера ДПИ. Декабрь – январь
4. Выбор ткани в магазине «Смешанные товары» с.Казым с руководителем. (эскизы, кройка) Составление графика работы «Швей». Последовательность изготовления платка «ухшам» (шитьё) Ноябрь 2016
Практикум «Шитье платков» Декабрь – январь
6. Подготовка платков и демонстрация их к фотовыставке «Платок моей бабушки» Январь 2017
7. Сотрудничество с детским садом «Оленёнок» с группой «Тутые», воспитателем Рандымовой Л. И. Январь 2017
8. Сотрудничество со школьным музеем, руководитель Каксина С.М. Январь 2017
3 группа «Фотографы»
1.Лозямов Дима
2.Аликова Варвара
3.Молданова Алина
№ Наименование мероприятия Сроки
Фотосъёмка в течение всего проекта Сентябрь2016 – февраль 2017
1. Фотосъёмка мастер - класса «Шитьё платка по традиции народов ханты» Декабрь-январь 2017
2. Оформление фотовыставки «По следам проекта «Платок моей бабушки» Январь 2017
4. Защита проекта Январь 2017
5. Создание Портфолио проекта Январь 2017
6. Создание папки по следам проекта Февраль 2017
IV.Программа действий проекта «Платок моей бабушки»
№ Содержание этапа Ответственные Сроки
1 Выбор темы и её актуальность Молданова Е.С.
Канева Е.В. Сентябрь 2016
2 Составление, проведение и обработка анкет для учащихся Группа «Аналитики» Сентябрь 2016
3 Фотосъёмка в течение всего проекта Группа «Фотографы» Сентябрь 2016 – февраль 2017
4 Поиск источников информации и определение списка литературы. Создание рабочей группы. Группа «Аналитики»
Сентябрь
Октябрь 2016
5 Составление плана работы над проектом Группа «Аналитики» Октябрь 2016
6 Посещение сельской библиотеки им. М.К. Волдиной Группа «Аналитики» Ноябрь 2016
7 Мероприятие в группе продленного дня «Платок, моей бабушки» Группа «Аналитики» Ноябрь 2016
8 Встреча с музейными работниками. Сбор информации о платке -ухшам. Группа «Аналитики» ноябрь 2016
9 Сбор информации о головном уборе, платках у старожил поселка Казым, д.Юильск, д.Нумто. Группа «Швеи» Ноябрь -
Декабрь 2016
10 Мастер класс с мастером Иночкиной Екатериной Михайловной «Шитьё платков ухшам Молданова Е.С. Ноябрь
Декабрь 2016
11 Выбор ткани в магазине «Смешанные товары» с.Казым с руководителем. (эскизы, кройка) Составление графика работы «Швей». Последовательность изготовления платка «ухшам» (шитьё) Группа «Швеи» Ноябрь 2016
12 Составление инструкций «Как сшить платок- ухшам» Группа «Аналитики» Ноябрь 2016
13 Практикум шитьё платков ухшам Группа «Швеи» Декабрь - январь 2017
14 Сотрудничество с детским садом, подготовительная группа «Тутые» (Огонек) и этнографическим музеем. Участники проекта Январь 2017
15 Оформление фотовыставки «По следам проекта «Платок моей бабушки» Группа «Фотографы» Январь 2017
16 Размещение статьи в газете «Школьные вести» и на сайте школы. Группа «Аналитики» Февраль 2017
17 Защита проекта «Платок моей бабушки» Участники проекта Февраль 2017
V. Реализация плана действий команды
Наш проект «Платок моей бабушки» начался после просмотра спектакля «Платок моей бабушки» в этнографическом музее, где актерами были учащиеся нашей школы. Наш воспитатель, Молданова Е.С. спросила, что мы знаем о платках, об истории платка ухшам народов Ханты. Мы об этом некогда не задумывались, платок есть платок, но нам стало очень интересно, что головной убор может иметь какое-то значение. Так в ходе дискуссии у нас возникла идея шить самим платки – Ухшам. Воспитатели Молданова Е.С. и Канева Е.В. поддержали идею, так родилась тема проекта. На собрании составили список самых активных воспитанниц, желающих принять участие проекте «Платок моей бабушки». Мы провели встречу с сотрудниками музея и старожилами села Молдановой М.С., Ерныховой К.Г., мастером России по ДПИ и Молдановой Е.К. (ей 84 г.) они нам рассказали много интересного. Мы узнали, что первые платки шились женщинами, так как не было платков магазинных, и не продавались, а достать дорого. Мы получим огромное удовольствие от своей работы, и досуг наш был организован. Проект «Платок моей бабушки» можно разделить на несколько этапов.
1этап – Создание команды, составление рабочего графика, где определили направление команды, тему, проблему проекта. По результатам обработки анкет были сформированы 4 группы и составлена программа работы над проектом «Платок моей бабушки».
2 этап – сбор информации
Основа содержательной работы - изучение общественного мнения. Социологическое исследование помогает нам решить социальную проблему, которая является основой нашего проекта «Платок моей бабушки». При сборе информации мы воспользовалась материалами из Интернет ресурсов, спросили старожил поселка, опросили музейных работников... Сбор дополнительной информации через СМИ, сотрудником сельской библиотеки имени «Марии Кузьминичны Волдиной»- библиотекарем Белкиной С.И.
Рассмотрение альтернативных вариантов, учитывая при этом следующие условия: простота, доступность материала, согласно с требованием шитья платка «Ухшам». Подготовка инструкции, схемы изготовления платка, последовательность изготовления.
3 этап – Практический этап. Работа группы «Швей», с приглашением Иночкиной Е.М, мастера ДПИ с.п. Казым, специалистов и сотрудников музея Кабаковой М.В., Тасьмановой О.Л.
4 этап – Оформительский этап. Защита проекта. Изготовление буклетов, презентации, фотовыставки «По следам проекта «Платок моей Бабушки».
№ Содержание этапа Результат Сроки
1 Выбор темы и её актуальность Провели беседу-обсуждение. Выбрали тему социального проекта. Сентябрь 2016
2 Составление, проведение и обработка анкет для учащихся Провели анкетирование, обработаны анкеты, сделаны выводы. Сентябрь 2016
3 Фотосъёмка в течение всего проекта Проведена Сентябрь 2016 – февраль 2017
4 Поиск информации в сети Интернет и определение списка литературы. Создание рабочей группы. Собран материал о головном уборе «Ухшам»
Приложение 1
Приложение 2 Сентябрь
Октябрь 2016
5 Составление плана работы над проектом План работы над проектом составлен Октябрь 2016
6 Посещение сельской библиотеки им. М.К. Волдиной Посетили сельскую библиотеку им. М.К. Волдиной Ноябрь 2016
7 Мероприятие в группе продленного дня «Платок в наши дни» Приложение 5, 7. Провели мероприятие в группе продленного дня «Платок в наши дни» Ноябрь 2016
8 Встреча с музейными работниками. Сбор информации о платке -ухшам. Состоялась встреча с музейными работниками. Сбор информации о платке –«ухшам». ноябрь 2016
9 Сбор информации о головном уборе, платках у старожил поселка Казым, д.Юильск, д.Нумто. Информация собрана.
Приложение 4
Ноябрь -
Декабрь 2016
10 Мастер класс с мастером Иночкиной Е. М. «Шитьё платков ухшам», Кабаковой М.В. Изучены приемы шитья.
Приложение 6. Ноябрь
Декабрь 2016
11 Выбор ткани в магазине «Смешанные товары» с. Казым с руководителем. (эскизы, кройка) Составление графика работы «Швей». Ткань выбрана.
Эскизы подготовили.
График работы швей составлен. Ноябрь 2016
12 Составление инструкций «Как сшить платок- ухшам» Составлены инструкции «Как сшить платок- ухшам»
Приложение 3 Ноябрь 2016
13 Практикум шитьё платков ухшам Сшили 10 платков.
Приложение 8. Декабрь - январь 2017
14 Сотрудничество с детским садом, подготовительная группа «Тутые» (Огонек), этнографическим музеем и школьным музеем. Подарили по 3 платка в группу «Тутые» и этнографический музей. 1 платок в школьный музей. Приложение 9. Январь 2017
15 Оформление фотовыставки «По следам проекта «Платок моей бабушки» Оформили фотовыставку «По следам проекта «Платок моей бабушки» Январь 2017
16 Размещение статьи в окружной газете «Ханты Ясанг» Разместили статью в окружной газете «Ханты Ясанг» Февраль 2017
17 Защита проекта «Платок моей бабушки» Защитили проект «Платок моей бабушки» Февраль 2017
Нами изготовлено 10 традиционных национальных платков, и они переданы нами:
в филиал муниципального автономного учреждения культуры «Белоярский выставочный зал» в с. Казым (для проведения массовых традиционных, театрализованных мероприятий (медвежьих игрищ);
для детей детского сада «Олененок» в группу «Тутые», которые занимаются изучением родного языка и родной культуры;
в игровую комнату «Юнты хот» пришкольного интерната СОШ с. Казым для сюжетно-ролевых игр и выступлений в различных мероприятиях, для школьного музея;
в школьный краеведческий музей СОШ с.Казым.
VI.Экономическое обоснование
Статья расходов Кол- во сумма за ед (руб) Сумма, в рублях источник финансирования
Ткань ситец 10 метров 400 рублей Руководитель Молданова Е.С.
Однотонная ткань сатин бордовый (полоска 30 см) 12 метров - Кабинет технологии
Нитки № 60 для ручных работ 2 катушки - Кабинета технологии
Ручная игола №3 10 - Кабинета технологии
напёрсток 4 - Кабинета технологии
ножницы 6 60 Кабинета технологии
компьютер 1 20 Администрация СОШ с. Казым
бумага 1 250 Руководитель
Канева Е.В.
Итого: Нам не потребовались никаких больших денежных затрат, так как необходимый инвентарь был предоставлен администрацией СОШ с. Казым. Нам понадобилась бумага А4 для распечатки проекта, компьютер, принтер.

VII.Отзывы по итогам реализации проекта
Лозямова Зарина, 6 класс: В ходе социального проекта, мы научились шить хантыйский платок «Ухшам», освоили окантовочный шов, узнали много интересного из истории платка бабушки. Платок для женщины не только головной убор, но частица души, внутреннего мира. А также узнали, какие традиции ношения современного платка имеется в наше время. И так, пришли к выводу, платок актуален в наши дни, это ценный подарок для всех нас. Каждый способ завязывания платка на голове у женщин вызовет интерес не только детей, но и взрослых. Он является неотъемлемой частью гардероба. Подобрать свой платок, ведь все мы индивидуальны по-своему. Платок это акцент, который притягивает взгляд.
Каюкова Александра ,7 класс: Мы сшили красивые нарядные платки и подарили музею, а также детскому садику «Оленёнок» в группу «Тутые» а для себя я буду шить платок самостоятельно.
Аликова Настя, 10 класс: Платок действительно играет большую роль в жизни любой девочки, женщины, а также является ценным подарком в любом возрасте.
Воспитатель старшей группы Каксина А.Г.:
Мы узнали, что в далёкие времена женщины шили платки сами. Каждая женщина шила свой платок непохожий на другой. Каждый платок был неповторим. Дети должны знать историю, культуру своего народа, а в этом им помогают взрослые. И это здорово!
Варя Аликова, 8 класс: По-моему, платок полностью отвечает требованиям, предъявленным проекте «Платок моей бабушки». Мы смогли их сшить сами. Не потребовалось большого количества ткани. Платок имеет простую конструкцию. Платки получились красивые, легкие.
Старший воспитатель Себурова Н.С.: Историю своего народа должны знать и помнить все. А особенно подрастающее поколение, уважать традиции своего народа, и проживающих рядом с нами других народов. Ведь без прошлого нет будущего. Все хорошее, это забытое старое. Очень хороший проект.
Руководитель проекта Молданова Е.С.: Научились завязывать платки разными способами, освоили технику ручного шитья, шов вперёд иголкой. Ребята молодцы!
Молданова Анжелика 5 класс: Когда мы шили платки, я узнала, что есть «живые» швы - это когда шьёшь своими руками, вкладываешь свои мысли, думаешь о чем- то хорошем, а «мёртвые» швы – швы на машинке. Я этого раньше не занала.
Пяк Вера В. 6 класс: Я узнала историю платка, и что с ним связано. Мне интересна эта тема, так, как я считаю, что умение постигать свое прошлое сегодня очень важно, и способствует духовному воспитанию. Мы знакомились на уроке технологии с орнаментами народов Севера, с историей возникновения орнаментов, одеждой, но о платке я знала мало. Научилась технике шитья окантовочного шва.
Приложение 1
Информация об истории платка на Руси.
История возникновения платка. Платок (или по-старинному - плат) - это четырехугольный лоскут ткани, все стороны которого равны между собой. Платки бывают разные - головные, шейные, носовые. В средневековой России носовой платок изначально назывался "утиральник", в отличие от "ширинки", то есть обычного платка. Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло слово ширинка. История возникновения платка как головного убора начинается в далеком XII веке. На Руси было принято носить убрус – головное полотенце, прообраз современных платков, убрус набрасывали наверх головного убора (приложение 3). Убрус из тончайшего полотна, украшенный жемчугом, использовали по торжественным случаям, таким как бракосочетание. В повседневной жизни женщины покрывали голову платком из ситца. По древнерусскому обычаю платок являлся символом замужества. С XVI века на подмосковных мануфактурах делают платки для царского обихода и на продажу, позднее налаживается производство хлопчатобумажных платков. В XIX веке получают распространение шерстяные платки и шали, их производят мануфактуры Поволжья, в Рязанской и Воронежской областей.В Российской Империи очень быстро было налажено их производство. Наибольшую известность получили в то время шали и палантины мануфактуры Надежды Мерлиной, выполненные из пуха диких коз на ручных ткацких станках. За год 16 мастериц могли сделать только 20 изделий. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла(приложение 4). Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 12 тысяч рублей. Такая шаль была основой приданного девицы: чем больше в сундуке таких платков – тем богаче невеста. Зачастую девушки на выданье надевали сразу несколько шалей, одну на другую, чтобы показать богатство приданного. В крестьянской и купеческой среде во второй половине 19 века большой популярность стали пользоваться «турецкие» квадратные шали, они были вполне доступны, так как вырабатывались на жаккардовых станках. Разные мануфактуры делали разные рисунки, и именно по рисунку можно было определить место происхождения шали: на платках фабрики Шараповых из Владимирской губернии горели ярко-желтые, зеленые и синие цветы, а платки московской Трехгорки купцов Прохоровых славились орнаментом с темно-синими и красными розами, тюльпанами и гвоздиками. В конце 1850-х годов начинают производить такие шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову. Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно украшались «турецким» узором. Этот узор предполагает использование определенных орнаментов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм . Но в 1870-х годах получает большое развитие оформление шалей и платков цветочными мотивами, где впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно .
С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: « манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски (приложение 7).С 1970-х годов значительная часть платков набивалась другим способом — методом трафаретной печати. При этом способе краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных капроновых или нейлоновых сетчатых шаблонов. Для изделий, напечатанных этим способом в тот период, характерны меньшая детализация узора и более жесткие контуры орнамента. С конца 90-х годов XX в. благодаря накопленному опыту на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки с количеством красок до 23, по своему внешнему виду и качеству значительно превосходящие изделия, печатаемые ранее методом набойки с помощью «цветок» и «манер» (приложение 8).Таким образом. Мы видим, что павловопосадские платки, какими мы их знаем, стали не сразу и не просто из рулона обычной белой шерстяной или шелковой материи. Огромными усилиями многих заслуженных художников и мастеров появляются на свет эти, воистину, шедевры народного промысла России (приложение9). Не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло и оренбургские пуховые платки (приложение 10). Уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы – соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки. В1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков (1712–1777) — первый член-корреспондент Академии наук, историк Оренбургского края. Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества». Поднятый П. И. Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес. В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П. И. Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий. Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину XVIII века. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам рек Урал и Самара, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо.
Кто и как носит платки на Руси?
А как же у нас на Руси? С незапамятных времен женщины России носили платки. Это было традицией. Наши предки считали, что через непокрытые распущенные волосы в женщину может вселиться нечистая сила, недаром ведьм изображали с распущенными, непричесанными волосами. Самым большим позором для женщины Древней Руси было насильственное публичное обнажение её головы.
С этим древним обычаем связано появление в русском языке слова “опростоволоситься”, что значит опозориться. Головные женские платки. Какие невыдуманные истории могли бы рассказать о тех, чьей собственностью они были, чьи головы они покрывали. Затаенные обиды, скрытые от всех слезы знал только платок - в укромном темном уголке шепотом перечисляла женщина свои горести, прикрывая рот уголками платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезой-тоской. А когда наступал праздник и собиралась на гулянье крестьянка, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и долго, любуясь, перебирала их. Тогда женщина чувствовала себя владелицей заветного клада, состоявшего не только из ценных для неё предметов, но и из воспоминаний, связанных с каждым из платков. Вот этот, ещё ни разу не стиранный, дала ей в приданое мать, и в первые годы замужества она носила его с праздничным костюмом, другой - после рождения первого ребенка привез ей муж и, стесняясь, неумело сунул в руки, покраснев до корней волос. Были в укладке и платки, которые надевали на сенокос, а иные только на большие праздники - у таких всегда особенно был украшен угол, ниспадающий на спину, - ведь именно он был хорошо виден, когда женщины рядами стояли в церкви.
2901315130175




Приложение 2
Информация о платке «Ухшам» у народов ханты.
Информацию о платке узнавали от людей, проживающих в родном поселке Казым. Это были старожилы, чей возраст от 50 –до 80 лет, а также молодёжь.
Посетили этнографический музей, музейные работники предоставили нам материал о значение платка «ухшам» народа ханты.
Обязательным головным убором хантыйской и мансийской женщины был платок. Особенно интересен способ ношения платка как покрывала - с распущенными, незавязанными концами. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой.
Платок - кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её. Платок является древним женским убором. С хантыйского языка «ухшам»- платок. Для народов ханты платок это не только головной убор, но ценный предмет используемых культовых обрядах. Платок это символ женщины, платок присутствует во многих важных ритуалах- от свадебного до похоронных. В платок вкладывалась особая смысловая нагрузка, поскольку голова и сердце рассматривается в обско- угорских культурах как важнейший жизненные органы живых существ. (Т.А. Молданова. 1994, с 54). Манера ношения платка женщинами у ханты тесно связана с обычаем избегания. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа. Девочке с колыбели уже завязывали платок. Чем старше становилась девочка - ей шили или покупали платок, считался ценным убором. Им прикрывали волосы, считалось нельзя замужней женщине, и девушке ходить непокрытой головой. Платок оберегал женщину от неудач. Платок считался оберегом, нес душевное равновесие, покой. Платком прикрывали лицо от посторонних людей, невеста закрывала лицо от свекра, и братьев мужа. Мать невесты закрывала лицо от зятя, и его отца. При входе домой мужчины покашливали, чтоб женщины могли надеть платок, и закрыть лицо. Это процесс избегания до сих пор сохранился в национальных поселках.. Особенно интересен способ ношения платка как покрывала - с распущенными, не завязанными концами. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Платок был ценным подарком. Если дарили платок, считалось уважение к родственникам. Жених, когда сватался, обязательно должен подарить родственникам невестки платки. Бережное отношение к платку , прививается с детства , с особым чувством относятся к своим вещам.
Тысячелетиями складывается форма национальной одежды обско-угорских народов, был единый канон, который женщина не имела нарушать, его передавали из поколения к поколению. В фольклоре ханты часто упоминается о том, что благополучны живущий человек это тот, у кого есть хорошая одежда ; счастливый человек- кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи- тот, у кого через истёртую одежонку ветер холодит тело.(А. М. Сязи, 1996. С 64 - 71).Традиционные комплексы одежды обско- угорских народов как компонент этнокультуры изучались Н,В. Лукиной, О.М.Рындиной, Т.А.Молдановой, А.М.Сязи и др.
Из книги этнографа Н.В. «Формирование культуры восточных хантов»
«Для исследования голвных уборов определёное значение имеет факт обязательности или необязательности покрывания головы.У восточныз хантов головные уборы имели у мужчин утилитарное значение и надевались в случае необходимости,мужчины старались обходиться без головного убора даже зимой. Для женщин же покрывание головы было обязательным и даже девочки почти были в платках. Частично объяснение ситуации кроется в этической установке закрывания волос и лица в присутствии родственников определённой категории. У многих народов замужняя женщина тщательо закрывала волосы, а для девушек это было необязательно. Издавно известно, что женщины ханты и манси, соблюдающие обычаи избегания, закрывали платком лица.»..

Первый платок фото с венгерского музея.
Приложение 3
Инструкция: шитьё платка.
Технология изготовления.
1. Начертить квадрат метр на метр 2. Подготовить выкройку к раскрою 3. Изготовить лоскут ткани метр на метр по выкройке. 4. Выкроить с учетом припусков на швы вподгибку.
5. Добавить края полоской однотонного ситца, сатина. 6. Прошить края ткани в подгибку с двух сторон –окантовочным швом. 7. Отрезать нитки 4 метра для оформления бахромы по краю платка. Сшить. 8. Прогладить швы, платок готов.
Техника безопасности работы с иглами и ножницами.
Выполнять все действия только по указанию педагога.
Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
При резании ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.
Хранить иголки и булавки в определённом месте (игольница, подушечка).
Иголки в рот не брать.
Соблюдать порядок и дисциплину на рабочем месте
Используемый материал:

ткань ситец или сатин, полоска однотонной ткани, иголка, ножницы, нитки.

Бахрома
Приложение 4
Разнообразие современых платков

Приложение 5
Современные способы завязывания платков



Приложение 6
Встреча с музейным работником Молдановой Мариной Викторовной. «Мастер-класс» Знакомство с техникой изготовления платка.



Приложение 7
Провели мастер-класс «Способы по завязыванию платков в группе продленного дня»



Приложение 8.
Кройка и шитье платков




Приложение 9.
Результаты нашей работы: 10 традиционных национальных платков.


Способы завязывания платка народа ханты

VIII. Источники информации, использованные при выполнение проекта:
1.Учебник «Технологии. Технология ведения дома» для учащихся 8 класса.
2. Интернет – ресурсы:
2.1 http://www.rosaria.ru
2.2 http://www.garderobchik.com
2.3 http://images.yandex.ru/yandsearch2.4 http://kazym-museum.ru/collection/tradicionnaya
2.5 http://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-2
2.6 http://всефинноугры.рф/?page=no_hanty_1
Прыткова, Н.Ф. Одежда хантов // Н.Ф. Прыткова - СМАЭ. 1953. Вып. XV. 123-233. с.
Смоляк, А.В. Ульчи. Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем// А.В. Смоляк. - М.: Наука, 1966. 290 с.
Сязи, А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья// А.М. Сязи. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 248 с.
Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси.       // Е.Г.Федорова СПб.: МАЭ РАН, 1994. 284 с.
Финш, О. Путешествие в Западную Сибирь. // О. Финш, А. М. Брэм, : Типография М.Н. Лаврова и К, 1882. Т. 1-2. 578 с.
Федорова, Е.Г. Одежда манси XIX - XX вв.// Е.Г.Федорова. Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. 196-207. с.
7.Хозяинова В.В., Декоративно-прикладное искусство манси: Методическое пособие. 5 класс // Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист»,2002. –
А. Иванов «40 лучших узлов для галстука, шарфа платка», Питер,2009
3. А. Иванов «40 лучших узлов для галстука, шарфа платка», Питер,2009
   

Приложенные файлы


Добавить комментарий