Конспект урока по музыке в 1 классе по программе Критской Музыка утра

Урок 19. МУЗЫКА УТРА

З а д а ч и: Познакомить с образами утренней природы, развивать умение воспринимать музыку.
Э л е м е н т с о д е р ж а н и я. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: Слушание, сопоставление: Э. Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»), П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома» (Хрестоматия 4 кл. с. 28). Вокальная импровизация, разучивание: «Доброе утро» Кабалевского из кантаты «Песня утра, весны и мира», сл. Ц. Солодаря.

Х О Д У Р О К А

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Музыкальное приветствие «Доброе утро!»
Проверка домашнего задания.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Рассматривание и анализ картин из учебника
Учебник с. 46 – читаем текст. Рассматриваем репродукцию с картины И. Левитана «Солнечный день».
УЧИТЕЛЬ. Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски он использовал?
- Почему Муза рядом с картиной Левитана изображена с двумя музыкальными рожками в окружении ласточек?
2. Слушание музыки, музыкальный анализ
А) УЧИТЕЛЬ. Ребята, сейчас вы услышите два произведения, которые рисуют картину утра: музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро» и пьесу русского композитора Петра Чайковского «Зимнее утро». Оба композитора изобразили музыкальными красками наступление нового дня. Но похожи ли эти музыкальные картины? Как музыка расскажет нам о жизни природы? - Вероятно, через чувства человека. Ведь у музыки есть удивительное свойство без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и пр.
Послушайте, сравните. Обратите внимание, как меняется музыка в пьесе «Зимнее утро» Чайковского. Она состоит из 3-ёх частей. В первой части пьесы многократно повторяется двузвучная интонация с акцентированным первым аккордом, она постоянно стремится вверх – как бы передаёт радостное возбуждение ребенка, выраженное в прерывистой взволнованной речи. Что могло вызвать такое состояние?
И вдруг интонация мольбы, просьбы, а может быть, вздоха, жалобы во второй части. С чем это связано?..
И наконец, третья часть: в ней как будто повторяется мелодия первой части, но наиболее внимательные из вас, наверное, заметят, что в ее окончании, переплетаясь друг с другом, звучат интонации и первой, и второй частей.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ:
Какие же чувства передает музыка в каждой из пьес?
Можно ли определить, какая из них – 1 или 2 - рассказывает о переживаниях ребенка?
Что вызвало состояние радостного возбуждения в 1-й части пьесы Чайковского «Зимнее утро»?
- Интонация постоянно стремится вверх, словно передает возбужденную речь ребенка. Речь будто постоянно прерывается, будто ребенок спешит поделиться своей радостью, рассказывает о ней «взахлёб» Острые звучности в гармонии
С чем связаны изменения интонации во второй части? На что жалуется или о чем может просить ребенок?
Какие чувства передает музыка 3-ей части пьесы Чайковского?
- В третьей части сначала повторяются интонации 1-й части, но затем интонации первой и второй частей словно переплетаются друг с другом.
Как развивается мелодия-тема в симфоническом произведении Грига «Утро»? Что она передаёт? Какие изменения произошли в динамике? Какова форма построения музыки?
Возможные ответы детей:
Звучит одна и та же мелодия тема, она повторяется несколько раз. Всякий раз она по-новому расцвечивается, развивается.
Звучащая мелодия рисует наступление светлого ласкового утра.
Происходит постепенное наращивание динамики звучности. Будто солнце неторопливо появляется из-за горизонта, постепенно освещая всё вокруг, и в какой-то момент стало вдруг всё светлым, ярким – проснулась вся природа.
Форма музыки вариативная: звучит одна и та же мелодия, но в постоянном изменении – развитии.
Неторопливый темп, плавный мелодический рисунок, благозвучная гармония и интонация изображают пробуждение природы.
Что можно сказать о тембровых красках музыки обоих произведений? Назовите, какое произведение – 1 или 2 – исполняет фортепиано? Оркестр?
Б) Повторное слушание, анализ и исполнение пьесы «Утро» Грига
Перед прослушиванием пьесы записать на доске нисходящую интонацию из пяти звуков (ля – соль – фа# – ми - ре), спеть с детьми записанную мелодию с названиями нот, затем на гласный звук а.
Предлагаю определить, какой звук при повторном звучании (напеваю сама) не прозвучит?
- Соль.
УЧИТЕЛЬ. Вот таким образом, пропуская один из пяти звуков в нисходящей и восходящей интонациях, Григ и создаёт мелодию своей пьесы «Утро». Прослушайте ее еще раз, закрыв глаза, представьте себе картину пробуждающейся природы. А появление солнца на горизонте отметьте неторопливым движением руки вверх.
Мелодию «Утра» исполняем сначала на гласный звук (как вокализ), а затем со словами «Солнышко всходит и небо светлеет, природа проснулась, и утро пришло».
В) Рисование музыки
Предлагаю ребятам выразить свое впечатление от музыки в рисунке (не навязывая конкретного сюжета - будет ли это пейзаж, герои пьесы или цветовое воплощение музыкальных образов): Нарисуйте в тетради картину утра к тому произведению, которое вам больше понравилось. Красками передайте настроение музыки.
3.Разучивание песни Кабалевского «Доброе утро!»
А) УЧИТЕЛЬ. Произнесите слова утреннего приветствия («Доброе утро!») с разной интонацией.
А теперь эти же слова пропоём в разном характере. (Это задание направлено на понимание детьми того, как тесно связаны между собой разговорная и музыкальная речь, как характер речевой интонации влечет за собой изменения музыкальной интонации.)
Б) Вслед за этим разучиваем заключительные фразы (три повторения) хора «Доброе утро!». (Это музыкальное приветствие учитель выписывает на доске.) В процессе разучивания предлагаю школьникам найти разное звучание звука «ля», отметив его знаками «бемоль» и «бекар» - понижение и повышение: так в музыкальном письме музыканты обозначают просветление звучности, смену минорной окраски интонации на мажорную.
В) УЧИТЕЛЬ. Прослушайте стихотворный текст песни композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, так как эти слова в песне будут звучать в быстром темпе как скороговорка (перед прослушиванием читаю учащимся текст, чтобы при быстром темпе исполнения (скороговорке) первоклассники смогли уловить его смысл.)
Послушайте музыку этой песни. Расскажите, как звучит музыка в начале и в конце об утре (жизнерадостно, стремительно, светло, восторженно, мягко, нежно)?
При размышлениях по поводу услышанной музыки можно ввести в беседу термин «контраст». Контраст эмоциональных состояний (взволнованно, радостно спокойно, ласково, мягко) влечет за собой контраст средств музыкальной выразительности: изменения мелодии, темпа, ритма, динамики, сопровождения хорового пения.
Г) Разучивание песни, исполнение
4. Повторение знакомой песни о наступлении нового дня

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итога
Что нового узнали? Музыку каких композиторов слушали? Что изображала и выражала музыка?
Домашнее задание
Вспомните или выучите стихи об утре.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий