Исследовательская работа Путь от волокна до полотна


Исследовательская работа
«Путь от волокна до полотна»
Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I Что такое волокно…………………………………………………….4
Глава II Производство ткани…………………………………………………..5
Глава III Ручное ткачество на Белгородчине…………………………………7
Заключение……………………………………………………………………...8
Список использованных источников и литературы…………………………9
Введение
«Из земли вырастают -
Весь мир одевают…»
Актуальность темы исследования:
Изучение темы «Путь от рождения до изделия», является одной из актуальных проблем текстильного производства. Существует наука, которая изучает ткани швейного производства – это швейное материаловедение. Последнее десятилетие характеризуется существенным расширением отечественного и научного интереса к швейному материаловедению. Изучение производства натуральной ткани, химической ткани и новых тканей с наночастицами, изделиями из этих тканей, работами молодых ученых, способствует росту и развитию швейной промышленности. От строения, свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, правила эксплуатации.
Внешний вид, свойства и характеристики текстильных материалов во многом определяются способом их получения, структурой, видом отделки, наличием пороков строения и внешнего вида. Знание ассортимента швейных материалов позволяет обоснованно выбрать тот или иной материал для изготовления изделия определённого назначения, соответствующего предъявляемым к нему эстетическим и эксплуатационным требованиями.
Материаловедение швейного производства тесно соприкасается с рядом других предметов, которые мы ещё не изучали, но в дальнейшем познакомимся, это – химией, физикой, биологией.
Нас заинтересовало производство натуральной ткани, и мы решили провести исследование.
Цель работы – выяснить, как из тонких волокон получается такой большой ассортимент тканей.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить литературу о ткани и её производстве.
2. Собрать различные образцы тканей.
3. Рассмотреть строение ткани.
4. Обобщить полученные результаты.
Объект исследования выступает материаловедение.
Предмет исследования является ткань.
Гипотеза: ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей, а пряжа в свою очередь выработана из коротких волокон путем их скручивания и предназначена для производства тканей, ниток, трикотажа.
Методы исследования:
- анализ источников информации;
- определение структуры ткани;
- сравнение нитей основы и утка;
- обобщение полученных знаний.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Что такое волокно?
Самый большой раздел в швейном материаловедении занимает изучение ассортимента и свойства тканей. Все ткани различны по внешнему виду и свойствам (тонкие и толстые, гладкие и пушистые, мягкие и жесткие, прочные и непрочные, мнущиеся и немнущиеся и так далее). Все эти свойства зависят от исходного сырья для получения ткани – волокна. Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические.
Если натуральные волокна создает сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется на специальных машинах продавливанием раствора, полученного из древесины, угля, газа и другого исходного сырья, через маленькие отверстия – фильера.
С древних времен и до конца 19 века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или из шерсти животных. Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.
Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называются лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений. Из льна получают более тонкие волокна, из которых вырабатывают ткани для изготовления одежды и белья.
Хлопок называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называется хлопок – сырец.
Лен – однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же названия. Волокно льна находятся в стебле растения, и может достигать 1 метра. Уборку льна производят в период ранней спелости. Полученное сырье для производства пряжи подвергается дальнейшей обработке.
При первичной обработке хлопка волокна отделяют от семян и очищают от различных примесей. Сначала отделяются самые длинные волокна, затем короткие или пух и, наконец, подпушка. Длинные волокна используют для производства пряжи, пух – для изготовления ваты, а в смеси с длинными хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна длиной 12 мм подвергаются химической переработке в целлюлозу для получения искусственных волокон.
Первичная обработка льна состоит из мочки льняной соломы, сушки тресты, мятья и трепания, чтобы отделить примеси.
Вывод по главе 1: Волокна – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Из очищенных и растворимых волокон получают пряжу.
Глава 2.Производство ткани.
Процесс, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называются прядением, а нить – пряжей. Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал разрыхляют, очищают от примесей, смешивают волокна и прочесывают их, затем формируют ленту из волокон. Полученную ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить – пряжа – была прочной.
Пряжа бывает однониточная, крученая и фасонная. Из полученной пряжи изготавливали швейные нитки, ткани, трикотажные и нетканые полотна, а также нитки для ручного вязания.
В древние времена приспособлением для производства пряжи являлась прялка (приложение №1). Была она полностью деревянной, часто с узором, вырезанным по дереву или нарисованному. Веретена для них тоже точились из дерева. Прядение было занятие нелегким, утомительным. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость. Иначе нить получалась неровная, непрочная. Естественно, что и полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословицы: «Какова пряха, такова и рубаха», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи». Зимними вечерами молодежь собиралась на посиделках. Девушки приносили с собой прялки. На посиделках парни приглядывали себе невесту. Естественно, каждому хотелось, чтоб его суженая была не только красивой, но и умелой, работящей.
Процесс производства ткани состоит из следующих операций: прядение, ткачество, отделка. На ткацком станке (приложение №2) путем переплетения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей. Продольные нити в тканях называются основными, а поперечные нити в тканях называются уточными. В процессе образования ткани на ткацком станке нити основы и утка могут по-разному переплетаться между собой.
Минули времена, когда производство тканей было ручным промыслом. Ныне ткани изготовляются на сложнейшем оборудовании, с учетом передовых технологий и достижений прогресса. Да и материалы изменились, если раньше ткани производились только из натуральных продуктов (лен, хлопок, шерсть и т.д.), то теперь ассортимент материалов стал гораздо шире за счет искусственных и синтетических волокон (вискоза, микрофибра, полиэстер, органа и т.д.), обладающих рядом дополнительных полезных качеств по сравнению с естественными.
Ткани – одна из наиболее важных групп промышленных товаров, как по объему выпускаемой продукции, так и по удельному весу в товарообороте. Производством тканей занимаются многочисленные фабрики (с именными клеймами и ярлыками) Э.Цинделя, А.Гюбнера, А.Баранова, братьев Посылиных, текстильных династий Демидовых, Коноваловых, Морозовых, Прохоровых, Сидоровых, Сапожниковых, Крымовых, Гарелиных – подлинные документы, свидетельствующие о славе российской текстильной промышленности 18 – 19 веков. По всему миру – люди постоянно нуждаются в костюмных и плащевых тканях, тканях для штор и мебели, тканях для пошива спецодежды (рабочей одежды). Отдельной группой стоят элитные ткани, которые существовали во все времена и, несмотря на все изменения в укладке жизни людей, остались и ныне.
Теперь текстильщикам доступны такие возможности производства, как лазерное нанесение рисунка, пропитка тканей специальными составами для придания водоотталкивающих свойств. В прошлые века за подобное «шаманство» над материалами могли сжечь на костре, а ныне мы только радуемся тому, что можно гулять под дождем, не опасаясь промокнуть до последней нитки. Производство тканей – сложный технологический процесс, в результате которого рождаются и «потоковые» ткани, применяющиеся в обыденной жизни, и настоящие шедевры ткацкого искусства. Кстати, и сами промышленные установки XXI века для производства тканей – уже не первые ткацкие станки, а настоящее произведение высоких технологий.
Ход работы
Мы собрали большой ассортимент ткани, каждый лоскутик рассмотрели и пришли к выводу, что нити в ткани переплетаются в определённом порядке. Существует большое количество переплетений. Самый основной вид переплетения – полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через один. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани (альбом «ассортимент ткани»).
Рассматривая структуру ткани через лупу, обнаружили отличия между нитью основы и нитью утка. Они различны по внешнему виду и свойствам (приложение№3).
Это обязательно учитывается при раскрое и изготовлении швейных изделий.
Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний вид не соответствует предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.
Вывод по главе 2 Ткань - это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей. Пряжа в свою очередь выработана из коротких волокон путем их скручивания и предназначена для производства тканей, ниток, трикотажа.
Глава 3. Ручное ткачество на Белгородчине.
Ручное ткачество – вид народного искусства – известно с древнейших времён. Народные мастерицы хранили в своей памяти, издавна выработанные приёмы узорного ткачества, традиции художественного оформления тканей: цветовые сочетания, структуры, переплетения, фактурные разработки – всё, что придавало изделиям своеобразие и колорит. Процесс ткачества начинался с прядения. Издревле на Руси самыми распространёнными материалами для прядения были лён и конопля. На Белгородчине лён был редкостью, и основной культурой на протяжении веков была конопля. Процесс подготовки конопли к прядению был сложным и долгим. После цветения выбирали мужские растения, а женские – в августе оставляли для дозревания семян. Обмолачивали, стлали, мочили, сушили, отбивали грубые стебли, трепали, чесали на гребнях, щётках. Образовывалось тонкое волокно, его сматывали. А потом долгими зимними вечерами пряли нити. Белгородский край славен своими художественными традициями в ткачестве, вышивке и изготовлении народного костюма. Ткачеством занимались Подставкина А.С., Черновая Т.Я. Хорходина К.Г. Труд ткачихи кропотлив, требует не только знания азов профессии, но и умения работать на старинном ткацком станке.
Заключение.
Ткань создается переплетением двух систем нитей, которые располагаются перпендикулярно друг другу. Для каждой из систем нитей существует свое название: та, что идет вдоль ткани, называется основной, а вторая (поперечная) – называется утком. Нити последовательно переплетаются друг с другом, определенным способом, создавая ткацкий рисунок.
По своему назначению ткани делятся на группы, в которых можно выделить мебельные ткани (например, лен, хлопок, шерсть, полиэстер, капрон, вискоза), костюмные ткани (креп-сатин, шифон, полиэстер, вискоза), плащевые ткани (оксфорд, таффета), элитные ткани (бархат, шелк, парча, атлас), ткани для штор (батист, шелк, тюль, бархат) и ткани для спецодежды. Последние должны отличаться особенной прочностью и плотностью материала – для защиты от неблагоприятных внешних воздействий.
Цель работы – выяснить, как из тонких волокон получается такой большой ассортимент тканей.
Достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить литературу о ткани и её производстве.
2. Собрать различные образцы тканей.
3. Рассмотреть строение ткани.
4. Обобщить полученные результаты.
Поставленные цели и задачи выполнены.
В процессе выполнения работы были проведены практические работы по определению вида переплетения ткани, сравнивались нити основы и утка по свойствам и внешнему виду, собрался большой ассортимент ткани, который исследовали во время работы.
Исследования полностью подтвердили гипотезу, что ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей, а пряжа в свою очередь выработана из коротких волокон путем их скручивания и предназначена для производства тканей, ниток, трикотажа. Таким образом, мы полностью проследовали путь от рождения волокна до полотна и готового изделия.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках технологии, полученные знания можно применять на практических занятиях во время изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов.
Список использованных источников и литературы
1. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982 – 312с.
2. Бузов Б. А. материаловедение швейного производства. – М.: Легпромбытизд., 1986 – 424с.
3. Мальцева Е.П. материаловедение швейного производства.- М.: Легпромбытизд, 1986. – 239с.
4. Музей художественных тканей Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина М., МГТУ им. А.Н. Косыгина, 48с., 2005 ISBN 5-8196-0055-х
5 ru.wikipedia.org/wiki/Ткань.
6. volentex.oml.ru/tkani_proizvodstvo

Приложенные файлы

Добавить комментарий