Исследовательская работа по теме: «Доброта — это ценнейшее человеческое качество»


Духовно-нравственное воспитание на основе отечественного историко-культурного наследия и ценностей православной культуры
Исследовательская работа
Тема: «Доброта - это ценнейшее человеческое качество»
Автор работы:
Говорунова Виктория Максимовна, 11 «Б» класс
МБОУ лицей №3
Руководитель:
Гуковская Вера Александровна,
Преподаватель русского языка и литературы
г. Ростов-на-Дону
2015 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………….………………3
Основная часть………………………………………………………………….7
Быть добрым………………………………………………………………………7
Доброта в нас и вокруг нас……………………………………………………….8
Давайте поклоняться доброте…………………………………………………...11
Чудеса – это добрые дела…………………………………………………..……12
Живут лишь те, кто творит добро………………………………………………13
Заповеди Д.С.Лихачёва…………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………..20
Приложения………………………………………………………………….22
I.Введение.«Доброта - это ценнейшее человеческое качество…»
Лихачёв Д.С.
Доброта ‐ очень непростое понятие, используемое иногда в самых разных смыслах. И зачастую неправильное понимание этого понятия способно вызвать самые непоправимые последствия в жизни человека. Именно поэтому проблема доброты показалась мне чрезвычайно важной. Возникает очень много сложных вопросов: что такое доброта? Нужна ли она современному человеку? Менялось ли понятие доброты в течение веков? Кого сегодня можно считать добрым человеком? Что значит быть добрым? Чтобы ответить на эти вопросы, я обратилась к тому, кому доверяю ‐ к Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Академик Д.Лихачев давно уже стал общепризнанным символом, можно сказать, идеалом русской интеллигенции. Интеллигентское обаяние Дмитрия Сергеевича сделало его выступления на радио и телевизионные "Встречи в Останкино" нравственными акциями для массовой аудитории россиян. Он рассуждал доходчиво и просто о главных жизненных ценностях, о добром и прекрасном, о России, культуре, истории, о науке, литературе, о чести, совести и достоинстве человека. В его речах непринужденно и неожиданно являлись эрудиция, мудрость, жизненный опыт, которые заставляли доверять ему и восхищаться им.
Обращаясь к трудам Д.С.Лихачева, который внес огромный вклад в развитие данной темы, и к высказываниям великих отечественных философов, историков и писателей, я в своем сочинении делаю попытку разобраться в этих вопросах. Проблема доброты кажется мне довольно важной и актуальной в настоящее время, поэтому я решила посвятить ей свою творческую работу.
Уроки сердечности и милосердия Д.С.Лихачева.
Первая встреча.
Я, конечно, знала раньше, что Д.С.Лихачев - великий русский академик, филолог, писатель, но я никогда и не думала о существовании конкурсов, конференций, посвященных этому деятелю. «Да, я многое пропустила», - промелькнуло у меня в голове, «Почему же я никогда не увлекалась творчеством Лихачева?».
Ну вот в один из учебных дней, я зашла в школьную библиотеку, чтобы занести книжки, и случайно увидела крошечную книжечку, на которой было написано: «Д.С. Лихачев. Письма о добром». Открыв её на попавшейся странице, мельком пробежалась глазами по строчкам. Я сразу же заметила то, как легко она читается, и у меня сразу же возникло непреодолимое желание прочитать эту книжицу.
«Как мир интересен, и как многого я не знала », - думала я уже на следующий день, засыпая и держа книжку Лихачева в руках.
Выбор темы.
Я очень долго думала - какую же тему лучше выбрать? Странно, но мне на многие из этих тем хотелось написать. Глаза разбегались, идеи приходили сразу на все темы.
Вот, например, почему бы не взять тему литературы?! Я люблю читать, библиотека у меня немаленькая: три сверху донизу заполненных шкафа книг. Тем более, Дмитрий Сергеевич как раз написал много работ о моем любимом русском авторе - А.С. Пушкине. Помню, как мы на уроке литературы, разбирая творчество Александра Сергеевича, знакомились с эссе Лихачева о Пушкине. Самое большое впечатление на меня тогда произвели размышления Лихачева «Дружба по Пушкину», «Пушкин», взятые из книги Заветное и «Чем нам дорог Пушкин» из произведения Наука и религия.
А может мне написать про нравственность?! По моему, эта тема самая широкая из всех. Я задумываюсь над единством человека с другими народами, окружающей природой, родиной, сохранением традиций предков и уважением памяти и культуры речи. Точно! Я же могу написать и о языке общества, о том, как резко падает наш уровень речи, и язык засоряется и изменяется до невозможности, теряя всю красоту и грамотность. Или выбрать что- то другое?!
Служение любимому делу - тоже отличная тема для сочинения. Тем более я как раз - удивительный пример человека, который предан одному и тому же занятию уже много лет! Танцы - мое вечное хобби, жизнь и, скорее всего, счастливое будущее.
А не поразмышлять ли тогда о счастье? Ведь мне, кажется, что именно это главная цель людей. Не знаю...
Может просто выбрать тему «доброта»? С одной стороны, это как - то примитивно, в детском садике ребятишки уже начинают вести разговор о добре и зле, и кажется, что доброта- это что-то элементарное, легкое, но с другой стороны, мы знаем, что доброта играет огромную роль в нашей жизни, это самое ценное, что может быть у людей и самое нужное для обретения счастья.
Я уверена, что именно доброты современному миру и не хватает. Но люди почему- то не спешат быть добрыми, да и о самом понятии доброта редко кто сейчас вспоминает. Так, может, быть тогда, быть добрым и размышлять о доброте не так легко?!
Я поняла: надо брать эту тему и думать дальше. Решение принято.
Вот так я начала свою работу!
Начало работы.
У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это – его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это – мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».
А что такое доброта? Какой человек может быть добрым?
Самым главным, что я сделала в самом начале, это посмотрела определение доброты. Словарь Сергея Ивановича Ожегова дал мне такой ответ: «ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Тогда я решила проверить, а что называется отзывчивостью? На этот раз воспользовалась толковым словарем Владимира Ивановича Даля и прочла следующее: «Отзывчивость-способность сочувственно относится к другим, быть готовым помочь».
А что же такое доброта в моем понимании? Мне кажется, что доброта- это слишком широкое понятие, ведь у каждого человека она своя. Кто-то поможет старушке донести тяжелые сумки, другие пожалеют товарища в трудную минуту, а некоторые просто подарят прохожим на улице открытую, располагающую улыбку. Неважно, в чем она проявляется, а главное то, что это желание понять окружающую действительность и вложить туда частичку своей души. В рассказах, стихах, статьях, песнях, музыке, живописи, скульптуре мы видим доброту, и она всегда разная, в зависимости от собственного отношения создателя творчества к доброте. Прочитав произведения Дмитрия Сергеевича Лихачева, я точно поняла, что «добро - это прежде всего счастье всех людей», а чтобы быть счастливее надо наши поступки, слова, отношения и помыслы просто сделать добрее! Но это наверное не так просто?!
Но всё же доброта и доброжелательное поведение – вещи разные. Поведение – это норма, которую нам прививают, это наша привычка, набор этических правил, которые мы соблюдаем. Однако все это далеко не всегда означает доброту. Если человек уступил бабушке место в автобусе, помог подняться по лестнице женщине с коляской или не нагрубил замешкавшемуся на дороге водителю, это вовсе не означает, что он добр. Он может быть просто хорошо воспитан. Уступая место в автобусе, он может тысячу раз пожалеть о том, что общество навязывает ему эти правила; он может тысячу раз выругаться на нерадивого водителя, который не умеет правильно перестраиваться. Доброта – это внутреннее состояние, а не то, как мы ведем себя во внешнем мире. Истинно добрый человек ХОЧЕТ уступать место, помогать на улице, он не злится на окружающих – он по-настоящему терпим.
А для чего нужно совершать добрые поступки? А стоит ли быть добрым в современном мире, где на первом месте деньги, богатство, власть? Легко ли быть добрым?
Да, все это очень важно. Добрым быть легко, если добрые поступки совершаешь от чистого сердца. Поспешим делать добрые дела. Ведь для нас, для детей, доброта самое главное в жизни.
Каждый человек имеет право на доброе отношение к себе. Мы добрые поступки должны совершать просто так, из хороших побуждений. Но и добро надо делать с умом. Добро без ума - плохо. Например, вы сделали за друга домашние задания или контрольную работу, а он не научился решать задачи, примеры. Доброта, милосердие, радость и переживания за других, создают основу человеческого счастья.
Уже в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
II. Основная часть.
1.Быть добрым.
«В жизни ценнее всего доброта, при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное но пути к личному счастью». (Лихачев Д.С.)
С детства нас родители учат относиться к людям по-доброму, быть терпимыми и благожелательными. Доброта – это одно из качеств, которое делает нас человечными. «Мир не без добрых людей», – говорится в поговорке. И правда, без них мир бы превратился в сборище эгоистичных озлобленных существ.
Есть замечательная фраза Леонардо да Винчи:
«Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском».
Но почему тогда так часто нарушаются наставления родителей? Быть добрым в наше время – это нелегкий труд, который стоит многих нервов. Всегда найдется человек, который захочет эту доброту использовать и совсем не в благородных целях. Всегда найдется человек, который затронет доброе сердце и сделает ему больно. Особенно уязвима доброта человека в комплексе с наивностью. А человек с добрым сердцем будет тяжело переживать, ведь на то он и добрый, а потому уязвимый. Тогда как обидевший его тут же забудет о нанесенной обиде.
Но бывает разная доброта. Я бы разделила ее на искреннюю и ради одобрения окружающих, а это уже не есть доброта. Доброта искренна и бескорыстна, она не ждет всеобщего признания. (Интересно, СуперМэн спасал людей ради того, чтобы им помочь или ради того, чтобы быть народным героем?)
А может ли добрый человек вдруг стать злым? Проснуться однажды и решить, что хватит, надоело, раз общество диктует такие условия, то почему бы и нет.
Думаю это невозможно. Добрый человек может сколько угодно переживать, что снова его использовали, но в следующий раз не этому человеку так другому он снова поможет. Но необходимо беречь свои силы, сохранять свое достоинство и не распылятся. Многие Вашей доброты, к сожалению, не оценят. А кто-то еще и надругается. Таким людям важно научиться говорить то слово, которое порой так сложно сказать: «Нет». И не позволять собой манипулировать.
Это не значит, что нужно не с кем не общаться и закрыться в своем собственном мирке. Очень важно окружать себя добрыми людьми, которые будут дружить честно и помогать искренне. Вот с такими людьми уже можно не скупиться на доброту, желать доброго утра, дня или вечера, тепло улыбаться и подаренное добро к Вам обязательно вернется.
Как бы не ожесточилось современное общество, Добро все равно существует, оно среди нас, оно созидает. Зло разрушает, а любовь, взаимопомощь и милосердие в противовес не дают этой черной бездне поглотить наш мир.
Человеческая жизнь коротка и нужно прожить ее с достоинством. Оставить после себя светлые воспоминания, а не пепелища, состоящие из злости, проклятий и мести. А достоинство и требует человеческой доброты, взаимопомощи и великодушия.
Лицо злящегося человека искажается и становится безобразным, а лицо доброго человека лучится радостью и заставляет улыбаться. Пусть Ваше лицо всегда будет красивым!
2.Доброта в нас и вокруг нас.
«Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Михаил Пришвин
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Истинная доброта всегда согревает душу того, кто ее сотворил.
Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью.
Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер обратился к нам в своей книге «Благовение перед жизнью»:
«Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств».
Я задумалась и над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
«Сердце чьё смягчил,
Кому подал ты руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта на Дубровке помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…
Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери - гласит старинное украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.
3.Давайте поклоняться доброте.
Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Г. Торо
В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты.
Это, конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “проблема” ставятся слова “нравственность”, “добро”, “теплота”. Но, к сожалению, особенно сейчас стало необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.
Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться.
Черствость души — самая страшная болезнь на свете. А.П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество — способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Такой человек способен уже на все. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и неудивительно, что большая часть произведений современных писателей посвящена этой теме. Авторы призывают нас быть добрее, душевнее друг с другом, вспоминая историю, уроки прошедшей войны. Одним из таких авторов был Василий Шукшин. Его произведения проникнуты великой любовью к своей земле, к людям. Та сердечность, которой проникнуты каждое слово, каждая строчка его произведений, показывает, как дороги писателю его Родина, простые люди. Он любит все: и небо, и птиц, и шелест ветра. По-моему, В. Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простотой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои — такие же, как и он сам. Их отличает искренность, глубокое понимание других, нравственная чистота. Егор Прокудин в “Калине красной” — образ человека, глубоко переживающего. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть.
Герой произведения “Живет такой парень...” поражает непосредственностью и добротой. Он может что-то наивно “загнуть”, но в душе он прекрасен. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет поверить в добро, в его силу. Нравственность и доброта — великие силы, и надо правильно их понимать.
Добро воспитывает и возвеличивает человека, а злость и равнодушие унижают его. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.
Любовь и добро привели нас в 1945 году к великой Победе. Вера в добро ведет нас по жизни сейчас. Страшно встречаться с черствостью и грубостью. По-моему, необходимо верить в людей, лучшее в них, необходимо сурово наказывать зло. Можно вылечить человечество от этих страшных болезней.
Примером абсолютно доброго, честного человека служит Дмитрий Сергеевич Лихачев. Всей своей жизнью, поведением, трудами, действиями он показал, что нельзя ожесточаться, нужно оставаться добрым в любой ситуации.
4.Чудеса – это добрые дела.
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Л. Н. Толстой
Для тех, кто верит в чудеса
И в добрые дела.
Для тех, кто верит, что добро
Богом нам дано!
Чудеса это добрые дела. Тех, кто творит чудеса, называют волшебниками.
Когда- то в детстве, мы мечтали, мы были детьми, мы верили в чудеса и что существуют волшебники. Для нас та среда в которой мы росли была интересна, легка, прекрасна. Милая пора детства... И мы знали, что наши желания исполнятся. Мы верили в чудеса, мы восхищались ими, радовались чудесам природы. Пошел первый снег – чудо, появились первые листочки на деревьях – чудо. Мы были сами чудесными и радовались чуду.
Вот выросли. Еще с большим пониманием того, что наша жизнь прекрасна и чудесна, что рождение ребенка – чудо, произведение, сделанное своими руками – чудо, исполнение желания – чудо! Помогли другу это тоже чудо. И чудесам природы не перестаем восхищаться, как из маленького семени может вырасти дерево, как животные и растения готовятся к зиме, а весной просыпаются, расцветают, как птицы и рыбы мигрируют далеко от места рождения и возвращаются обратно, как пчелы строят свои ульи и т.д. Радоваться чудесам и восхищаться ими это замечательно.
Все чудеса, которые происходят с нами, от Бога и чудеса, которые совершаем мы происходят благодаря Богу.
Волшебник - добрый человек. Волшебник живет по законам природы, добра, с Богом в душе. У него мощная энергетика, здоровое тело и добрая душа.
Волшебство есть в каждом человеке. Оно не в волшебной палочке, не в магическом шаре, оно в душе. Живя по добрым человеческим качествам, каждый человек может стать волшебником и осознанно творить чудеса.
Приятно быть волшебником, волшебницей и делать чудеса...
В жизни важно помнить и пользоваться самым волшебным словом - БЛАГОДАРЮ!
5.Живут лишь те, кто творит добро.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
«Сотвори добро», — гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило!
История человечества — это история противостояния добра и зла. Войны, дворцовые перевороты, революции, голод, эпидемии чумы, геноцид. Примирение, договоры о сотрудничестве, довольство, спокойствие, торжество милосердия, взаимопонимание. Какие разные слова! Как по-разному они звучат, рождая в сознании совершенно разные образы.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, например, придавал огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в воспитании патриотизма. О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачева, обращенных к молодежи. Этой теме в значительной части посвящены «Письма о добром и прекрасном», специально адресованные молодому поколению.
Душа человека противится злу и стремится к добру. Есть, конечно, и такие люди, у которых это стремление почти полностью подавлено алчностью, ненавистью, желанием мщения, но их не так уж много. Неважно, верит человек в Бога или нет, однако добрые поступки обычно влияют на его жизнь и судьбу положительно, конструктивно, а злые — разрушающе. Выходит, что библейский закон воздаяния («Какой мерой ты меришь, такой и тебе отмерится») имеет универсальное значение.
Добро имеет тысячу лиц. Оно может быть малым, даже крошечным, либо большим, всечеловеческим. Но и самое малое добро увеличивает общее количество добра в бесконечной Вселенной. Творя доброе и избегая злого, человек приобретает надежду, а приобретая надежду, он получает веру, ведущую к Любви. Жизнь такого человека благополучна уже потому, что разрушительные внутренние силы, зачаток которых есть в душе каждого, для него не опасны.
Путь деятельного добра сложен и даже опасен. Чтобы решиться на него, нужно отказаться от многих радостей. Жизнь предъявляет к такому человеку особый счет. На его пути встречаются труднейшие препятствия, которые приходится преодолевать. Вспомним Льва Николаевича Толстого, а точнее, один из эпизодов его долгой жизни. Писатель пожертвовал гонорар за роман «Анна Каренина» одной из русских сект, члены которой испытывали притеснения по религиозному признаку. На эти деньги сектанты смогли уехать в Северную Америку, где свобода вероисповедания (впрочем, как и свобода предпринимательства) всегда ставилась во главу угла. В этом поступке Толстого нет ничего героического — писатель был состоятельным человеком. Но ему удалось совершить поистине благородный и полезный поступок. Потомки тех эмигрантов и сегодня живут в Канаде, свободно исповедуя свою религию. Они помнят Льва Николаевича Толстого, считают его образцом моральной красоты и благодарны ему.
Практика деятельного добра может стать повседневной привычкой. Даже мелочи имеют значение: любая помощь, оказанная тому, кто в ней очень нуждается, весома.
Жизнь, исполненная добра, никогда не кончается. Она находит отражение в далеких потомках, следующих по пути правды, честности, самодисциплины.
6. Заповеди Д.С.Лихачёва.
Добро - это прежде всего счастье всех людей.
Д.С.Лихачёв
Личность ученого Д.С.Лихачева – образец человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он стал идеалом современника для миллионов россиян.
Мало кто знает о 25-ти заповедях Лихачева и о том морально-нравственном климате, который он порождал вокруг себя. Дмитрий Сергеевич - это совершенно особый тип личности, он, концентрированная совесть России, всегда очень ответственно относился к своему слову... У него был дар вести беседу. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не мог унизить другого человека. Лихачев мог быть с вами принципиально не согласным, но никогда никого не принижал и всегда говорил с людьми в добром и уважительном тоне. «Он нас гуманно мыслить научил», - писал Некрасов о Белинском. Эти абсолютно точные слова можно было бы отнести и к характеристике Лихачева. Его 25 заповедей были и его завещанием, и его автопортретом. По Лихачеву первые 10 заповедей человечности звучали так:
Люби людей - и ближних, и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Люби мир в себе, а не себя в мире.
Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение - путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Любовь каждого человека к родителям, к своей семье, к своему отечеству, к своему народу, любовь учителя к ученикам, по мнению Д.С.Лихачева, составляет неотъемлемую часть общей культуры человека. Эта любовь, учил Д.С. Лихачев, должна проявляться, прежде всего, в заботе об окружающих нас людях. При этом он справедливо утверждал: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах». Дмитрий Сергеевич считал также, что любить людей - это значит хранить память, сохраняя культуру человечества. «Культура человечества - это активная память человечества, активно введенная в современность» - его слова.
Слово «учительство» Дмитрий Сергеевич часто писал с большой буквы. В книге «Прошлое - будущему» он пояснял: «Я не случайно пишу слово "учительство" с большой буквы. Подлинное Учительство свято. Что может быть важнее в социальной жизни, чем передача опыта - эстафета поколений, эстафета памяти, эстафета культуры и трудовых традиций?»
Дмитрий Сергеевич нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он как никто другой воплощает собою черты российской интеллигенции, духовности, доброты, образованности, благородства, подлинно народной мудрости, сердечности и милосердия.
Сердечность и милосердие воспитания в XXI веке выступает важнейшим принципом способностной педагогики, позволяющим практически осуществить связь «от сердца к сердцу» учителя и обучающегося, воспитателя и воспитанника. Очевидно, что следование принципу сердечности и милосердия требует от каждого педагогического работника колоссальных физических и душевных - сердечных - затрат. «Кусочек сердца отдавать кому-то» - это отраженный в песне об учителях принцип сердечности и милосердия.
Вместе с тем, связь от сердца к сердцу педагога и каждого обучающегося позволяет обеспечить всем детям в образовательных учреждениях единого российского образовательного пространства ту комфортность, которая служит сегодня важнейшим показателем успешной реализации президентской национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Сердечность и милосердие - взаимосвязанные нравственные категории, выступающие в качестве эталона не только гражданской позиции человека, но его душевной чуткости, справедливости и совести. Педагогу сердечность и милосердие помогают слышать и понимать детей, реализуясь в эмпатийном принятии каждого воспитанника и ученика.
Настоящий кладезь для современных педагогов - наследие академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, социально-нравственные уроки которого отражены во многих его работах. Особую ценность представляют для современных педагогов и молодежи его «Письма о добром и прекрасном», в которых он раскрывает обязательные нравственные качества душевно красивого человека: честь и совесть, воспитанность и интеллигентность.
Совесть всегда исходит из глубины души, она имеет способность очищать. Честь истинная всегда находится в гармонии с совестью и, значит, очищает душу. Ложная же честь является «миражом в пустыне», в нравственной пустыне человеческой души. Дмитрий Сергеевич считает, что социальный долг человека - быть интеллигентным. Причем это долг и перед самим собой. Интеллигентность - залог личного счастья человека. По Лихачеву, совесть - единственная власть, сила которой не только не лишает человека свободы, но и гарантирует ее. Размышляя о ней, академик утверждает: «Совесть принуждает, но принуждение совести является гарантией его (человека) полной свободы, потому что совесть принуждает изнутри, все остальные принуждения приходят извне: партийные, классовые, какие угодно другие». Академик Д.С. Лихачев подчеркивал: «Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать детей в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Память - основа совести и нравственности».
Дмитрий Сергеевич постоянно заботится о воспитании молодого поколения, потому что именно от молодых людей зависит будущее России, потому таким важным для себя Дмитрий Сергеевич считает воспитание молодежи.
На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: «В чем вы видите смысл жизни?» Он ответил: «Жизнь - это драгоценнейший дар... Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря. Доброта - это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки».
III. Заключение.
В завершении своей работы мне хочется порассуждать, почему в современном мире считается, что добро давно уже исчезло, что поистине добрых людей и вовсе не осталось, что эта проблема уже давно никого не интересует...
«Нет, добро еще живет среди нас!», - решила я. Просто нужно верить в него, попытаться убедить людей, что добро есть, своим примером. Я уверена в том, что добро всемогуще, доброта настолько сильна, что даже доброй аурой человек может уничтожить все невзгоды и несчастья. Кислород нужен нам для жизни, а доброта для счастливой жизни, такого существования, о котором мечтает каждый. Так давайте же будем передавать доброту друг другу, как некий талисман, приносящий удачу, не забывая слова великого русского академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, что «доброта-это самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное на пути к личному счастью».
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
IV.Список используемой литературы.
Васильева Т. В. Путь к Платону. М., «Логос и Прогресс-Традиция», 1999.
Гранин Д.А. Жизнь не переделать. СПб., «Центрполиграф»,2007.50-54 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т.Н.
Коэльо П. Жизнь. Избранные высказывания. СПб., ACT, 2009
Латынин Л.А. Праздный дневник. Н.Н., «Время», 2001.-131 с.
Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 300-330.
Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы/ Д.С. Лихачев: АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
Лихачев Д.С. Заветное. М., «Детство. Отрочество. Юность»,2006.-С 123.- 270с.
Лихачев Д.С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы / Д.С.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Д.С. Лихачев. — М.: Дет. лит., 1985. -207с.
Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., «Издательство LOGOS»,2007-250с.
Лихачев Д.С. Раздумья о России/ Д.С. Лихачев. — 2-е изд., испр. — СПб.: Logos, 2004. — 667с.
Лихачев.Д.С.- М.: Новости, 1991. -360с.
"Миргуманитарной культуры академика Д.С.Лихачева", международные Лихачевские научные чтения (2001; Санкт-Петербург).Материалы....24-25 мая 2001 г./ РАН; Рос. акад. образования; СПб гуманитарный ун-т профсоюзов; отв. ред. и сост. В.Е. Триодин. — СПб.: СГ16ГУП, 2001.
Образцов С.В. Моя профессия. М., ACT, 1990.С.14.
Платонов А. П. Избранные произведения: Рассказы. Повести. — М.: Мысль, 1983. 140с.
Повести. Рассказы/Пришвин М.М., Паустовский К.Г.-СПб: ACT, 2000. 151 с.
Толковый словарь русского языка/Под общ. ред. С.И. Ожегова -М.: Гос. изд. национальных словарей, 1956.
Толстой Л. Н. Притчи и афоризмы. М.: Амрита-Русь, 2007.-С.153.
Шкляревский И.И. Избранное. М.,1984.-С 10.
ШопенгауэрА. Афоризмы житейской мудрости. М., ЭКСМО, 2001.С 348.
Шефнер B.C. Сестра печали. СПб., Тера- книжный клуб, 2007.
V. Приложения.
Приложение №1
-168910641350Лихачёв Дмитрий Сергеевич.
Приложение №2
Библиография Д.С.Лихачёва
-169545121920

Приложенные файлы


Добавить комментарий