Статья Литературоведческое образование на уроках в начальной школе

Сначала дадим определение, что такое «литературное чтение», ведь именно так называется предмет в начальной школе. Термин «литературное чтение» употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «литература».
Литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу. К критериям литературного образования и развития ребёнка относят:
- необходимый объём теоретических сведений литературоведческого характера.
Этот критерий охватывает несколько частей обязательного минимума содержания программы:

- знакомство с фольклором, русской классикой, отечественной и зарубежной литературой;

- различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, пьеса, стихотворение, басня.

- выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).

Виды речевой деятельности:

- чтение-осмысление цели чтения и выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу тексту.

- слушание-восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Понятие нового жанра учителю следует вводить только после того как учащиеся как можно более самостоятельно, опираясь на раннее приобретённые знания и умения анализа, знакомых им произведений, выявят особенность изучаемого текста, отграничат его от остальных.
Учитель только после этого обобщает результаты коллективного чтения и анализа и вводит новое понятие жанра. В этом случае дети легче усваивают и определяют характерные признаки жанров.
Задания:

- найдите приметы художественного (или научного) текста и подчеркните карандашом.

- подумайте, зачем, с какой целью автор определяет реку: желает поделиться своими чувствами; рассказывает о том, что такое река; призывает беречь родную природу.

-подчеркните те строчки, где автор использует приём контраста.

- какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в тексте: магические числа, волшебные цвета, наличие волшебного помощника, переход в волшебный мир?

- какой жанр фольклора напоминает тебе это стихотворение: потешку, колыбельную, считалку? Почему?

- найдите в сказочной истории элементы сказки-цепочки. Напишите, из каких звеньев она состоит.

- найдите в сказке конкретные исторические подробности, которых не могло быть в древней сказке, существовавшей до принятия христианства.

- почему автор выбрал для своего произведения именно этот жанр?
(Оказаться в той или иной эпохе, о которой пишет автор, помогают иллюстрации).

- какие средства помогают автору реализовать свой замысел?


Работа с загадками.

«Зимние темы» предлагаются осенью, а «летние загадки» - зимой. Ребёнок должен поискать образцы внутри себя, поворошить прошлые впечатления: пусть не «срисует» данность, а создаст свой образ, основанный на собственном опыте, своих впечатлениях. Вспомнив необходимые впечатления, устно описать свой замысел и дома нарисовать. Но не просто нарисовать, а «наделить» жизнью, «показать» характер.

Сочинение загадок на заключительном уроке по загадкам.

На помощь приглашаем Деда Всеведа. Он сказал детям следующее:
«Сегодня вам пригодится то, что «без языка, без голоса, а всё расскажет». Я надеюсь, что среди вас нет таких, «кто хорошо видит, а слепой». Пусть помогают вам в работе «четыре брата: Васька – указка, Мишка – серёдка, Гришка – сиротка, да крошка – Тимошка». А чтобы у вас всё получалось, пусть хорошо работает «умный горшочек, в котором есть сеть дырочек», да чтоб скок да скок за решёткой «зверёк, что ты знал, обо всём рассказал».

Ребятам понравилось это обращение своей необычностью, загадочностью, хитростью. Они убедились в мудрости Всеведа и догадались, что он пригласил их поработать с книгой, Для удачи он пожелал им умелых рук, умной головы и быстрого языка.

При работе над загадками устанавливаются признаки загадки, типы загадок (описание, иносказание, вопрос). Чтобы сочинять загадки, дети используют приёмы противопоставления, сравнения, метафоры.

Сопоставление литературных и народных загадок.

Красный кот Красненький котик
Дерево грызёт, По грядочке ходит,
Дерево грызёт, Крошечки ронит.
Весело живёт, (Огонь)
А воды попьёт –
Зашипит, умрёт.
(С.Погореловский)
5. Хорошим материалом для обучения школьников логическому ударению являются пословицы, поговорки, загадки.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

При обучении детей чтению их знания должны пополняться элементарными сведениями литературоведческого характера, простейшими сведениями об авторе, теме читаемого произведения, его жанре.

2 критерий литературоведческого образования:
Владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно – художественный смысл произведения.

Этот критерий охватывает следующие пласты обязательного минимума содержания программы:

- понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, идея, события, их последовательность;

- герои произведения: восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний;

- характер героя, его поступки и их мотивы;

- умение работать с книгой..

«Семейное чтение».

В начальных классах очень важно продолжение линии «семейного чтения», чтение учителя вместе с детьми, обсуждение прочитанного (но не анализ!).
В процессе такого чтения учитель должен предстать перед учениками в качестве квалифицированного читателя, со своими читательскими впечатлениями и переживаниями, которыми он делится наравне с детьми.
В ходе этой работы формируются такие читательские умения, как умение вести диалог с текстом (умение ставить вопросы к тексту) и умение прогнозировать развитие событий (сюжет) или точку зрения героя.

Виды речевой деятельности:
- выборочное чтение.
- говорение:
а) участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
б) формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения;
в) умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них;
г) устное изложение текста по плану;
д) изложение текста на основе прогнозирования текста.


Виды заданий:
Подчеркните предложение или фрагмент, который описывает главный момент в тексте и называется кульминацией.
Как вы думаете главный герой произведения:
ваш современник;
мальчик, который жил много столетий назад;
мальчик, живший 100-200 лет назад?
Докажите.
Подумайте: неужели действительно словом можно ранить, лёд расплавить (стихотворение Солоухина)? Что хотел сказать автор?
Если бы вы сами делились впечатлением о поэтическом слове, с чем бы вы его сравнили?
Система вопросов, как приём развития познавательного отношения к тексту.
Вопросы учителя играют значительную роль в усвоении учебного материала. Вопросы бывают разные:
- одни требуют аргументированного ответа;
- другие односложного - «да» или «нет»;
- есть вопросы, которые помогают вспомнить содержание текста. Такие вопросы развивают память, наблюдательность.
- есть и такие вопросы, которые помогают ученику перевести информацию в другой контекст - выразить свои предположения, сравнить, угадать замысел автора, пофантазировать.
- вопросы, направленные на установление причинно-следственной связи и мотивации поступка героя (формулы вопросов):
а) Как вы оцениваете поступок?
б) Почему поступил таким образом?
в) Как вы считаете, что должен был сделать ?
г) Придумайте новое заглавие
д) Вспомните пословицы, которые по смыслу соответствуют этому тексту.
е) Что, на ваш взгляд, является причиной ?
ж) Что случится, если ?
з) Согласны ли вы с автором?
и) Выразите своё отношение к герою
к) сопоставьте поступки героев.
л) Объясните мотивы поведения героев.
Постепенно дети учатся сами задавать вопросы по содержанию произведения.
- ассоциативные вопросы (задаются после текстов, носящих исторический и природоведческий характер).
Например, узнав что-то о каком-либо народном герое, учащиеся хотят знать аналогичное и о других.
- вопросы проблемного и обучающего характера.

Этот приём (система вопросов) способствуют развитию познавательного отношения к прочитанному; носит развивающий характер (исследовательское отношение к прочитанному), реализует сотрудничество учителя с учеником.






Моделирование сюжета произведения, как средство ухода от традиционной методики «восприятие – воспроизведение».

Даёт способность ребёнку стать соучастником произведения. Располагая минимальной информацией (название, имя автора, небольшой фрагмент текста 1-ый и последний абзацы, иллюстрация), дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать свои мысли. Затем читается первый абзац, сверяются с ним предложения, и тут же возникают новые вопросы, связанные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читается последний абзац. Выстраивается работа с иллюстрацией.


К.Паустовский «Кот-ворюга». 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Попытайтесь представить себе заголовок в виде вопроса.
(а откуда кот взялся и почему его прозвали Ворюга?)

- А почему его прозвали Ворюга, а не воришка, например?
Чтение 1 абзаца.

- Что ещё выяснилось?
(Кот был уличный, бандит, ухо у него разорвано, и половины хвоста нет).
Предположения детей. Чтение последнего абзаца.

- Удивительно, вы говорили, что этот кот уличный бандит, вор, а ведь написано, что ходил он по двору, как хозяин и сторож.
Чтение всего текста и его глубокий анализ.

Дифференцированный подход при чтении художественного произведения.
1 шаг.
Диагностика физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся и учё уровня предметных достижений.
Это возможно при владении учителем информацией о потенциальных познавательных возможностях каждого ученика с целью систематического отслеживания фактического уровня читательских умений.
2 шаг.
Комплектование групп-уровней негласное и условное, так как состав групп непостоянен. Динамика читательских умений является основанием для перевода в другую условную группу. Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференциации, например: «Берёзки», «Ёлочки», «Дубки». При выборе названия учитывается возраст и желание детей; названия группы могут меняться.

3 шаг.
Подбор разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту.
= Можно задание конкретизировать для каждого уровня подготовки учащихся:

Какое настроение вызывает это стихотворение?
(Е.Трутнева «Осень»).




Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Организуется устная Найдите в тексте доказа- Исследуйте настроение
работа по определению тельства и причины автора в каждом четверости-
настроения автора. грустного настроения шии и определите средства
автора. выразительности при переда-
че этого настроения.

= Задания различного уровня с точки зрения продуктивности.

Низкий уровень- задания репродуктивного характера:
(задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения, создание ситуации успеха у слабочитающих детей).

= Прочитай текст.
= Отметь непонятные слова.
= Отметь трудные для чтения слова.
= Прочитай и расставь ударения.
= Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.
= Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.
= Прочитай все восклицательные (вопросительные, повествовательные) предложения.
= Выдели красивые слова и выражения.
= Выдели, какие синонимы использует автор к слову.

Средний уровень- задания конструктивного характера:
(задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений).

= Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа.
= Распространи предложение (абзац, часть) прилагательными (словами, отвечающими на вопрос «какой?»).
= Измени в части текста время повествования.Прочитай тектс со своими изменениями.
= Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушился.
= Подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы. Прочитай выразительно.
= Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?
= Замени слово «Маша» в третьем предложении различными синонимами с учётом эмоциональной окраски текста.
= Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.

Высокий уровень – задания исследовательского характера:
(задания направлены на осознание идеи произведения и развитие творческих способностей).

= Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу)?
= Какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?
= Прочитай рассказ в лицах.
= Какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?
= Сконцентрируй своё внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же – вторую, третью и т.п. Читай, делая движения глазами только вниз.
= Почему текс так называется?
= Какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?
= Докажи, что данное произведение – легенда (сказка, басня и т.д.).
= Отметь в тексте кульминацию повествования.
= Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

= Разделение заданий по объёму (в основе лежит степень владения техникой чтения).
Задание 1.
1 уровень. Прочитай первый абзац (часть), обращая внимане на грамотность и выразительность.
2 уровень. Прочитай грамотно весь текст, подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка.
3 уровень. Подготовь выразительное чтение всего текста.

Задание2.
1 уровень. Почему А.С.Пушкин использовал эти синонимы?
2 уровень. Составь синонимический ряд к слову «зима».
3 уровень. Подбери синоним к слову «зима».

Задание 3.
1 уровень. Выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.
2 уровень. Подбери пословицу к произведению.
3 уровень. Найди в произведении предложения, которые являются пословицами (поговорками). Какие ещё пословицы на эту тему знаешь?

Задание 4.
1 уровень. Прочитай, вычеркни из каждого предложения неглавные слова из первого абзаца. Прочитай без этих слов.
2 уровень. Вычеркни несущественные для смысла слова из текста, перечитай упрощённый текст.
3 уровень. С помощью просмотрового чтения упрости текст, оставляя самое существенное в каждом абзаце.

Задание 5.
1 уровень. Подсчитай количество глаголов в стихотворении А.С.Пушкина.
2 уровень. Какая часть речи наиболее часто встречается в поэзии А.С.Пушкина?
3 уровень. Понаблюдай и сделай вывод, какими художественными особенностями отличается поэтическое творчество А.С.Пушкина.

Задание 6.
1 уровень. Прочитай и перескажи первую часть близко к тексту.
2 уровень. Прочитай и перескажи подробно весь текст.
3 уровень. Прочитай весь текст и перескажи кратко.

Задание 7.
1 уровень. Найди в стихотворении эпитеты.
2 уровень. Выдели эпитеты, сравнения.
3 уровень. Какими средствами художественной выразительности пользовался автор?

Задание 8.
1 уровень. К какому жанру относится это произведение Л.Н.Толстого? Докажи.
2 уровень. Какие произведения Л.Н.Толстого можно отнести к жанру басни? Назови и докажи.
3 уровень. Что можно сказать о жанровом разнообразии произведений Л.Н.Толстого? Докажи.

= Дифференциация по уровню творчества:

Задание 1.
1 уровень. Реши анаграммы: екознамы, дылес, езимне, троу.
2 уровень. Составь рассказ на тему «Зимнее утро» по опорным словам.
3 уровень. Сочини четверостишие о зиме, о зимнем утре.

Задание 2.
1 уровень. Подбери рифмы:
небеса –
иней –
снежок –
2 уровень. Придумай двустишие по рифмам:
ковром – серебром
бело – замело
3 уровень. Придумай стихотворение на тему «Зима».

Задание 3.
1-2 уровень. Прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.
2 уровень. Составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих товарищей.
3 уровень. Составь кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого.

Задание 4.
1 уровень. Подготовь подробный пересказ.
2 уровень. Подготовь выборочный пересказ.
3 уровень. Подготовь краткий пересказ.

Задание 5.
1 уровень. Выбери сравнение из данных словосочетаний.
2 уровень. Найди сравнение в тексте.
3 уровень. Придумай собственное сравнение.

Задание 6.
1 уровень. Подготовь свою сказку, изменив место (время) действия.
2 уровень. Сохрани фабулу сказки, заменив главных героев другими.
3 уровень. Сочини свою сказку, полностью отличающуюся от прочитанной в классе.

Задание 7.
1 уровень. Выбери сравнение из данных словосочетаний.
2 уровень. Найди сравнение в тексте.
3 уровень. Придумай собственное сравнение.

Задание 8. Раздели текст на части.
1 уровень. В соответствии с количеством абзацев.
2 уровень. В соответствии с данным планом.
3 уровень. По смыслу.

Задание 9.
1 уровень. Распространи предложения абзаца прилагательными. Сравни свой вариант с авторским по книге.
2 уровень. Распространи с помощью прилагательных те предложения текста, которые касаются портрета героя (описание природы и т.п.).
3 уровень. Распространи текст с помощью однородных определений.

Задание 10.
1 уровень. Изобрази своё отношение к произведению цветом.
2 уровень. Нарисуй наиболее существенную деталь, характеризующую это произведение.
3 уровень. Нарисуй иллюстрацию к произведению.

Приведённые примеры заданий рассчитаны на индивидуальную самостоятельную работу.
Различный уровень дифференциации и цели этих заданий позволяют учителю в течение всего урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности. Этому способствуют разнообразные кратковременные письменные работы, которые могут быть выполнены на листах бумаги, кальке, целлофановой плёнке и т.п. Такие виды работ помогают учителю осуществлять обратную связь и организацию адресной коррекционной работы, способствуют формированию самоконтроля, ответственности и других личностных качеств, обеспечивающих совершенствование читательских умений.
Дифференцированные задания могут выполняться не только индивидуально, но и в группах.
И наконец, об организации домашней работы по чтению с учётом дифференциации.
Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. При этом высока степень перегрузки слабых учеников, подрыв их веры в собственные силы.
Также нежелательна и наиболее распространённая ориентация домашнего задания на среднего ученика, при которой используется лишь 15% возможностей сильного ученика, а перегрузка слабого составляет 500%, поэтому он просто отказывается выполнять задание.
Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком сначала громкого, а позднее (что особенно важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.

3 критерий литературного образования:
собственное литературное творчество ученика.

Осознание литературы как искусства слова. Творчески раскрепощённый, эмоционально настроенный ребёнок глубже чувствует и понимает прочитанное.
Охватывается видами речевой деятельности:

- говорение: устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

- письмо: создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Самостоятельная творческая деятельность ученика должна протекать без непосредственного участия учителя, но при управлении им.

Виды работ:

При чтении высокохудожественных произведений о природе, дети выписывают слова и фразы в отдельную тетрадь, что даёт возможность в нужный момент выбрать необходимое и составить ряд слов с тематическими или ассоциативными связями.
Например:
Листья- тянутся к солнцу; подставляют листики – ладошки; шепчутся тихонько; деревья плачут листвою; листочки купаются в солнечных лучах; разноцветные кораблики; зелёные язычки; тонкие золотые рыбки; клейкие, душистые листочки.

Рассказывание от имени разных персонажей.
Сочинение рассказов, сказок, историй с героями изученных произведений; создание своего варианта развития сюжета.
Продолжение произведения, изменение начала и конца.
Сравнение нескольких произведений на одну и ту же тему или героев разных произведений.
Представление себя на месте событий.
Найти самое красивое, по вашему мнению, описание леса (дети говорят словами М.Пришвина, К.Паустовского, И.Бунина).
Во время экскурсии описать то, что мы видим. Один ребёнок начинает, следующий продолжает эту тему и так по кругу. В результате этой нехитрой игры получается не только красочный рассказ об облаках (дереве), но и пополняется словарный запас каждого ребёнка.
Игра: продолжить или начать предложение.
Например:
Когда я прикасаюсь к чистой прозрачной воде
похожий на огромный разноцветный шар.
Подберите удачное сравнение:
Например:
Я похож на ветерок, дующий
Моё сердце бьётся как .

Заочные экскурсии в картинную галерею, в художественный музей.
Например:
При знакомстве с картиной Дюрера «Травы», дети ощутили невидимую жизнь:
- лёгкий ветерок;
- жужжание пчёл; треск кузнечиков; писк комариков;
- мягкую шелковистость травы и колкость отдельных травинок;
- передано величие каждой травинки, похожей здесь на дерево.

Этот эмоциональный настрой позволил мне достичь ещё большего эффекта, когда я ввела детей в проблемную ситуацию, сказав:
- Закройте глаза. А теперь представьте себе, что по этой траве проехала машина, Что вы ощущаете?
12. На уроке учитель читает рассказ (Н.Сладкова «Веснушки»- апрель) и просит детей во время экскурсии найти те признаки весны, которые описаны писателем.
13. Домашнее задание творческого характера:
а) нарисовать иллюстрации, подписать рисунки словами произведения;
б) выписать в тетрадь слова, характеризующие героя произведения.

Взаимосвязь урока литературного чтения с другими уроками.
С уроком русского языка.

Исследуя литературно-художественный текст, школьники осознают функцию той или иной грамматической формы.
Например: формы повелительного наклонения глагола в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Образцы подбираются разнообразные и по содержанию, и по жанру, и по стилю. Они позволяют активизировать все пласты лексики.

Поэтические минутки обеспечивают понимание художественного слова.
Например:
Пётр Андреевич Вяземский, отрывок из стихотворения «Осень» (название не сообщается детям).
Тема:»Упражнение в употреблении и написании однородных членов предложения с союзами».

Всё в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя.

С уроками окружающего мира.
Использование научно-художественной литературе при наблюдениях в природе.

С уроками Кубановедения:
1. Изучение устного народного творчества Кубани.
2. Чтение рассказов кубанских писателей для детей, о природе.
3. Изучение темы «Великая Отечественная на Кубани», с опорой на произведения кубанских писателей и поэтов, можно продолжить творческими работами- проектами детей:
- «История ВОВ в историях наших семей».
- «История создания памятников в нашем районе».
- «Знаменитые люди нашего района».

Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения:
- комментирование;
- интерпретация;
- анализ содержания и формы произведения;
- проникновение в эмоциональную сферу произведения путём выразительного чтения и творческого воображения учащихся.












Заголовок

Посл. абзац

1 абзац

Иллюстрац.

Вопрос

Вопрос

Вопрос




Приложенные файлы


Добавить комментарий