Конспект первоисточника — Н. М. Карамзин «Записка о древней и новой России…» (1811 г.)


Конспект первоисточника
Н.М. Карамзин «Записка о древней и новой России…» (1811)
Отношение Карамзина
к самодержавию:
Россия основалась победами и
единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым
самодержавием.
Государства живущи и в особенности Россия, движимая самодержавноювластью!
Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима
для ее счастья.
Отношение к реформам:
Россия существует около 1000 лет и не в образе дикой Орды, но в виде
государства великого, а нам все твердят о новых образованиях, о
новых уставах, как будто бы мы недавно вышли из темных лесов
американских! Требуем более мудрости хранительной, нежели
творческой.
По крайней мере, авторы долженствовали изъяснять пользу своих новых образований: читаю и вижу одни сухие формы. Мне чертят линии для глаз, оставляя мой ум в покое.
Вообще новые законодатели России славятся наукою письмоводства более, нежели наукою государственною.
Ни 40-летняя деятельность государственная, ни важныезаслуги не освобождают от долга знать вещи, совсем для нас чуждые
и бесполезные.
Отношение автора к крепостному праву:
Правительство наше крайне заботится о лучшем курсе, но хочет невозможного.
«Государь!
История не упрекнет тебя злом, которое прежде тебя существовало
(положим, что неволя крестьян и есть решительное зло), - но ты
будешь ответствовать Богу, совести и потомству за всякое вредное
следствие твоих собственных Уставов».
Не осуждаю Александрова закона, дающего право селениям
откупаться от господ с их согласия; но многие ли столь богаты?
Многие ли захотят отдать последнее за вольность? Крестьяне
человеколюбивых владельцев довольны своею участью; крестьяне
худых - бедны: то и другое мешает успеху сего закона.
Пути выхода, предлагаемые Карамзиным:
Дело сделано: надобно искать средств, пригоднейших к настоящему.
Главная ошибка законодателей сего царствования состоит визлишнем уважении форм государственной деятельности
Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны.
Общая мудрость рождается только от частной. Одним словом, теперь всего
нужнее люди! Второе, не менее существенное, есть:
умейте обходиться с людьми!
Н. М. Карамзин в своём произведении высказывает положительное отношение к самодержавию. Прослеживая ход истории, от момента образования Российского государства до правления Александра, он везде подчёркивает определяющее значение политической системы московских государей.
Автор осуждает правительство за излишнюю любовь к преобразованиям; говорит, что они потрясают империю и вряд ли могут оказать благотворное влияние.
Он более склонен к тому, чтобы держаться собственных многовековых традиций в деле управления государством; искать ответы на вопросы в своём прошлом и учитывать при этом наш русский менталитет.
Карамзин высказывает своё неудовлетворение, а лучше сказать, разочарование от попыток пойти по западному образцу. Он призывает к рассмотрению дела с разных сторон, чтобы не наделать ещё больше зла.
Н. М. Карамзин считает, что
на данном этапе нельзя просто принимать какие-то меры – нужно просчитывать их действенность, полезность. Мало издать закон – нужно соотнести его с реальной обстановкой в стране, иначе будет больше вреда, чем пользы.
Ничто не ново в этом мире. Как тогда, так и в настоящее время – мы более склонны менять всё вокруг себя, а не внутри. А на государственном уровне это значит – заниматься внешними формами, а не реальными проблемами. Карамзин призывает искать достойных людей, способных оказать реальную помощь государю и стране.
Таким образом, Н. М. Карамзин в своей «Записке о древней и новой России…» рассматривает проблемы, с которыми сталкивалось наше государство на протяжении истории; показывает как мы из них выходили благодаря мудрому руководству, вере и любви к своим обычаям. Автор показывает какой была страна, живущая по своим традициям (дух народный составляет нравственное могущество государств); и какой она становится с приходом к власти Петра (страсть к новым для нас обычаям преступила в нём границы благоразумия). Карамзин, искренно желая лишь блага отечеству, призывает государя – Александра быть осторожным в новых государственных творениях, стараться утверждать уже существующие и думать, прежде всего о людях, а не о формах. И высказывает надежду на лучшее будущее.

Приложенные файлы


Добавить комментарий