История возникновения и применения гитары в развитии муз.напрвлений

История возникновения и применения гитары в развитии музыкальных направлений и стилей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Перед тем как начинать историю о том, как появилась на свет электрогитары, стоит сказать о том, что некоторые музыкальные направления даже не представляются возможным без использования данного инструмента. Ну а в некоторых стилях без нее вообще нельзя обойтись. Именно поэтому, многим ценителям музыки, весьма интересна история возникновения электрогитары.
А все было вот так. В 1920, 1930 годах, популярностью обладал музыкальный стиль, именуемый блюзом и джасом. Тогда, музыканты в своих интерпретациях использовали акустический инструмент. Однако в такой музыке ее было практически не слышно. Поэтому она выполняла роль ритм-инстурмента. Но и в этом случае слышимость инструмента была не аховая. Хотя в течение всего времени было предпринято не мало усилий для того, чтобы придать гитаре громкость и звучность.
В первый раз усиление звука с помощью электричества производилось в 1923 году. Произошло это в то время, когда один изобретатель по имени Лор Ллойд, стал человеком, который изобрел электростатический звукосниматель. Но эти изобретения на рынке благополучно провалились.
Следующими изобретателями стали Адольф Рикенбакер и Жож Бошам, который в 1931 году смогли изобрести электромагнитный звукосниматель. Это изобретение отличалось от первого тем. Что импульс электрический пробегал по обмотке магнита, тем самым создавая поле. В этом электромагнитном поле и возможно было усиление сигнала, который издавался вибрирующей струной.
В то время, появившийся инструмент обозвали сковородкой, так как внешнее сходство было очевидно, да и корпус был изготовлен из металла.
Но как показала история, именно этот инструмент оказался самым живучим.
После того как появилось данное творение, многие пытались создать уникальный инструмент для усиления звука. Однако самым радикальным прототипом явился вариант, который был предложен инженером и гитаристом Леc Пауль.
Если сравнить его творение со сковородкой, то теперь аксессуар был выполнен из дерева – сосны. Самое интересное то, что для творения инженер использовал запасные части от телефона. Однако создавая действительно отличный звук, на концертах новый инструмент не особо воспринимался, так как выглядел он действительно не очень красиво. Поэтому, для того чтобы успокоить публику, Ле стал использовать корпус испанской гитары. С этого момента можно сказать, что начинается история возникновения электрогитары современного типа.
Устройство электрогитары в наглядном виде
Начнём рассматривать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с точки зрения её устроения. Всматриваемся внимательно в её изображение на рисунке и видим, что она малость отличается от акустической, которую многие из нас если не держали в руках, то видели с достаточно близкого расстояния. Я скажу даже больше: электрогитара очень даже сильно отличается от акустики, и сейчас мы поймём почему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 7 - Устройство электрогитары
На первый взгляд всё как обычно: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], колки и т.д. Но если мы присмотримся, то заметим, что корпус электрогитары совсем не такой как у акустической, он плоский. Её корус практически полностью сделан из дерева (цельнодеревянный) и имеет очень высокий уровень прочности, так как в данном случае именно конструктивная прочность и удобство при игре - главные функции этой детали. Акустические свойства играют здесь одну из последних ролей.
Теперь гриф. Если мы перевернём гитару обратной стороной, то узреем в районе последних ладов (граница гриф-корпус) четыре или пять болтов, которые крепят гриф к корпусу. У акустики же, как мы помним, бывает либо один болт, либо клеевое соединение. Вот вам ещё одна особенность. Но и это ещё не всё! Если бы мы обладали рентгеновским зрением, то, взглянув на гриф, увидели бы внутри него толстый металлический стержень. И этот стержень называется анкер. Он предназначен для регулирования кривизны грифа. Настройка в данном случае производится посредством вращения анкера вокруг своей оси при помощи анкерного ключа. Анкерный ключ - маленький шестигранный металлический брусочек с отгибом что-то типа буквы "Г". Он вставляется обычно в районе головы грифа, где анкер слегка выступает наружу.
Ещё раз обратимся к рисунку и заметим, что помимо, уже изученных нами на примере [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], составляющих можно найти и другие "лишние" детали. Разберёмся, что же это за "штучки".






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Под номером "1" у нас "выступают" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Я думаю многие из вас догадываются о том, что для полноценной игры на электрогитаре требуется кое-какое дополнительное усилительное оборудование, к которому она подключается при помощи кабеля. Так вот звукосниматели - это именно те устройства, которые и преобразуют колебания струны в электрический сигнал, подающийся на усилительную, обрабатывающую, записывающую или иную аппаратуру. Стоит отметить, что именно от качества звукоснимателей на 50% зависит качество звука [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]! Поэтому к выбору датчиков (другое название звукоснимателей) следует подходить очень серьёзно.
Нарушим немного привычный порядок вещей и перескочим цифру "2". Цифра "3" указывает на ручку переключения звукоснимателей. Звукоснимателей обычно на гитаре несколько, и для удобства выбора их использования и предназначены специальная ручка.
Под цифрой "4" лицезреем две ручки для регулирования громкости и тембра. Регулировка тембра не так и нужна т.к. на многих усилителях стоит обычно эквалайзер. Ну а регулировка громкости позволяет менять уровень выходного сигнала гитары. Вещь вообще-то нужная и полезная.
А вот теперь перебросимся на цифры "2" и "5". Дело в том, что устройства под этими цифрами образуют единую систему и должны рассматриваться вместе. Первое из них - рычаг тремоло (tremolo bar), а второе - машинка. Всё просто: машинка - это подвижная подставка, которая приводится в движение при помощи рычага, что позволяет изменять натяжение всех струн и создавать очень интересный эффект "вибрато" даже с отрытыми струнами
Струны у "электрухи" как вы понимаете либо стальные, либо никелевые. Это обусловлено принципами работы звукоснимателей. Для тех, кто помнит школьный курс физики могу сказать, что струны вызывают возникновение Э.Д.С. в обмотках звукоснимателей, которая и позволяет передавать звук в виде электрического сигнала по гитарному кабелю.
Постановка левой руки
            Играя на электрогитаре, необходимо учитывать огромное количество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения. К одному из них относится чистота. Отличительной особенностью электрогитары является то, что 95% ее партий играется на перегрузе. С одной стороны, ноту легче выбить, легче зажать, гитара с радостью откликается на прикосновения музыканта. С другой стороны - очередные подводные камни: эти прикосновения должны быть правильными. Нельзя забывать о том, что вместе с «игровой» струной могут зазвучать и остальные, что незамедлительно отразится в звуке из динамика. Отсюда возникает грязь, шум, скрежет, звон и прочие неприятные сопровождения гитарной партии. Чтобы этого не случилось нужно принять ряд мер по изменению режима работы левой руки.
            Существует определенный принцип игры на электрогитаре: зажаты или открыты могут быть только «игровые» струны, а «лишние» должны быть заглушены. «Лишними» назовем струны, не используемые во фразе, а «игровыми» - струны, звучание которых необходимо. Под глушением струн подразумеваются действия, которые не позволяют струнам колебаться даже в случае прямого попадания в них медиатором. Как правило, глушение осуществляется ребром ладони правой руки и 1-м пальцем левой. Следует запомнить, что глушение струн происходит непрерывно. В противном случае гитара «заведется» обратной связью от усилителя или же будет издавать шум при любом прикосновении к не заглушенным струнам. Не обязательно даже касаться струн. Просто щелкните пальцем по деке, и каждая не заглушенная струна начнет колебаться. В случае с правой рукой все довольно очевидно: глушение осуществляется путем становления ребра ладони в зону демпфера. Случай же с левой рукой требует отдельных комментариев.
            Итак, рассмотрим два варианта постановки левой руки: блюзовая и классическая. В обеих ситуациях пальцы необходимо ставить ближе к ладу, к которому нужно прижать струну.





Фундаментальное отличие постановок друг от друга заключается в положении большого пальца. В первом случае он обнимает гриф сверху, нависая первой фалангой над 6-й струной. Это влечет за собой изменение направления остальных пальцев, они стоят приблизительно под углом 60 градусов к направлению струн.




В данной постановке внутренне ребро ладони полностью прилегает к грифу.



опирается Во втором же случае подушечка большого пальца в заднюю часть грифа чуть ниже середины, находясь при этом между 1-м и 2-м пальцами. В этой ситуации остальные пальцы перпендикулярны направлению струн, а между внутренним ребром ладони и грифом есть зазор.





 И та, и другая постановка равнозначно используются в гитарной технике в зависимости от ситуаций. Чтобы определить, когда именно играть блюзовой постановкой, а когда классической, необходимо иметь представление об особенностях поведения левой руки в разных постановках при выполнении различных технических элементов, а также некоторый опыт.
            В подавляющем большинстве случаев глушение «лишних» струн левой рукой осуществляется 1-м пальцем, за что его и называют «глушителем». В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой. Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу.




   В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.





  Остальные пальцы участвуют в глушении реже, как правило, для взятия паузы после аккорда. Классическая постановка используется при игре скоростных пассажей, так как необходима максимальная маневренность пальцев. Конечно же, есть исключения из правил в лице Paul Gilbert, Steve Vai, Guthrie Govan, у которых длина пальцев и физиология кисти позволяет выполнять скоростные пассажи на широких аппликатурах и в блюзовом хвате. Кроме того, при игре стоя не всегда удобно использовать классическую постановку, так как это влечет за собой сильный изгиб кистевого сустава.


 

В блюзовой постановке играются почти все аккорды, в которых участвуют открытые струны, а также все то, что играется и в классической. Но поскольку бесплатный сыр только в мышеловке, приходится жертвовать качеством «глушителя». В блюзовом хвате 1-й палец не всегда способен прикрыть нижележащие струны, так как образуется «тоннель», обеспечивающий попавшим в него струнам беспрепятственные колебания.




Необходимо понять, что четкого «распределения обязанностей» между постановками левой руки не существует. Как было сказано выше, надо действовать согласно обстановке. В каких-то случаях удобно сыграть фразу в классической постановке, в каких-то - в блюзовой. За время исполнения какого-либо произведения постановка левой руки может измениться 30-100 раз и больше. Охватить все условия смены постановки в одной статье невозможно, впрочем, как и в целой книге. Эта тема требует пристального самоконтроля и солидного багажа опыта.








Техника игры на гитаре медиатором
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Я выделяю 2-е основных техники игры медиатором на гитаре.
1. Техника игры «рука на подставке»:
Постановка – рука на подставке, её же называют постановка «Эл Ди Меола», так как знаменитый гитарист-виртуоз Эл Ди Меола безусловный лидер во владении этой техникой. При этой постановке ваша рука стоит ребром ладони на подставке, пальцы держат медиатор, образуя знак «ОК». Указательный палец, находящийся под медиатором, немножко согнут и расположен почти перпендикулярно направлению медиатора.
Большой палец тоже немного согнут, тем самым он блокирует фаланговые движения и позволяет повернуть медиатор под необходимым нам углом, угол медиатора 45 градусов.
Блокировка фаланговых движений в этой постановке тоже очень важна, Ибо у нас должна работать только кисть, не фаланги, не рука целиком, а именно кисть.
Преимущество этой техники в больших «скоростных» возможностях, а так же удобного исполнения технического приема пиццикато.
Техника «рука на подставке» используется чаще всего на акустической «дредноут» и «джамбо» гитарах (гитара «Овейшн», на которой играет Эл Ди Меола, по своему звучанию является родственницей «дредноута»). Также эта техника используется на электрогитаре, но на электрогитаре к этой постановке часто подмешивается фаланговая техника.
Также, применяя эту постановку при игре на гитаре с нейлоновыми струнами, тоже получится не плохо, хотя эта техника не способна отобразить полный спектр красок гитары с нейлоновыми струнами.
Как раз чтобы достичь полноценного звучания акустической гитары с нейлоновыми струнами, можно использовать следующую постановку- это.

2. Техника игры «подвешенная рука».
Техника «подвешенная рука» имеет свои истоки у классической гитарной постановки. При такой постановке рука свисает над струнами, подобно руке классического гитариста, только звукоизвлечение у нас идет медиатором.
Основные принципы техники «подвешенной руки»: рука, подобно руке классического гитариста, лежит сверху на корпусе гитары и свисает над струнами, рука согнута в запястии. Движения, которые мы будем производить – это кистевые движения, но кисть движется неразрывно с вашим предплечьем и движется винтообразно, как будто вы просто трясете рукой.
При данной технике держать медиатор мы будем следующим образом:
Указательный палец, находящийся под медиатором, немножко согнем и повернем его перпендикулярно направлению медиатора, медиатор лежит на стыке первой и второй фаланги. Большой палец находится сверху медиатора в максимально разогнутом состоянии, придерживая его нижнею частью подушечки. Мизинец при этом выпрямлен.
Такую постановку еще называют «мануш-пирамида», так как именно этой постановкой играется такой стиль, как цыганский джаз или «мануш».
Преимущество техники:
Не повторимо «сочный» звук, мощная атака, полностью расслабленная рука даже в очень быстрых темпах.
Применение техники:
Стиль «мануш» играется на специальных, так называемых «джипси» гитарах – эти гитары, будучи оснащенными железными струнами, благодаря своей уникальной конструкции, имеют большой динамический диапазон, такой, как гитара с нейлоновыми струнами и благодаря железным струнам имеют длинный сузтейн.
«джипси» гиара резко отличаются от других типов гитар, таких, как «джамбо» и «дредноут».
Преимущество «подвешенной руки» так же проявляется при аккомпанементе в таких стилях как funck и Latina.
Наверняка многие начинающие гитаристы сталкивались с проблемой игры медиатором. А уж о скоростной и профессиональной технике и речи не шло. В данной статье я постараюсь изложить вам основные принципы, которые позволят вам быстрее и лучше овладеть игрой медиатором, как они собственно помогли уже мне. 
Выбор и правильное положение медиатора.  Медиатор, предназначен для защипывания струн на гитаре и выглядит как обычная пластинка различных форм и размеров. Изготавливаются медиаторы из костей, дерева пластмассы и даже если не ошибаюсь из металла. Пластмассовые медиаторы самые распространенные и самые дешевые.  Толщина медиатора колеблется от 0,3 до 3 мм. От толщины медиатора может меняться тембр извлекаемого звука. Толстые медиаторы обычно применяется при игре сольных партий и риффов, так как необходимо показать выразительность звука гитары. Тонкие же медиаторы применяют при игре более простых аккомпанирующих партий. При игре на акустической гитаре рекомендуется использовать тонкий медиатор при игре аккордами и использовать более толстый при исполнении сольных партий.  От размера медиатора звучание не изменится, но согласитесь играть маленьким медиатором намного удобнее, чем большим, учитывая также, что при этом можно добиться большей скорости игры.  Цвет медиатора значения не имеет, так что берите тот, который вам нравится. Слава Богу, расцветок сейчас столько, что каждый найдет обязательно что-нибудь себе по вкусу.  Разницы, какой фирмы медиатор особо нет, так как у каждой из фирм есть свои превосходства, по отношению к другим. Но согласитесь, играть медиатором Gibson намного приятнее, чем медиатором какой-либо другой, не дай Бог китайской фирмы.  Так как же правильно держать медиатор?! Плоскость медиатора должна быть параллельна струнам. Нет ничего страшного, если она находится под небольшим углом. У меня, например этот угол 15-20 градусов. Зажимается медиатор между большим и указательным пальцами. Не надо сильно сжимать пальцы, кисть не должна быть напряжена, но и расслаблять руку тоже не стоит, медиатор не должен выпадать.  Выглядывать из-за пальцев медиатор должен на 3-7 мм. То есть он не должен цепляться за струны там, где нам не надо, но в то же время не должен быть совсем невидим. Вообще лучше всего держать медиатор так, как удобно вам, не придерживаться никаких правил. Если вам удобно и звук извлекается нормально, без проблем, то все делаете правильно.  Глушение струн.  Глушение струн производится двумя основными способами.  Первый из них работает, когда вы бьете медиатором вверх. При этом способе в первую очередь струны касается сам медиатор, за ним кончик указательного пальца правой руки и уже после ноготь этого же пальца. От силы прикосновения к струне зависит сам эффект глушения, чем сильнее прижмете струну, ты сильнее и выраженней будет эффект.  Второй способ применяется при ударе медиатором как вверх, так и вниз. В этом случае бьете по струне медиатором и кончиком указательного пальца одновременно.  Эти 2 способа являются основными и на них опираются все прочие способы глушения. Все зависит только от техники владения этими способами и вашей фантазии.  Сегодня мы рассмотрим правильную постановку правой руки при игре на гитаре, что позволит вам, приложив минимум усилий, значительно улучшить качество вашей игры на гитаре.
Кроме всего прочего, правильная техника правой руки позволит вам лучше чувствовать инструмент, избавит вас от необходимости не сводить глаз с гитары и правой руки во время игры.

Как вы уже, наверное, знаете, играть качественно и уверенно, производя хорошее впечатление на слушателей и зрителей, довольно, сложная задача, если вы насколько не уверены в технике своей игры на гитаре, что постоянно вынуждены, не отрываясь, смотреть то на ведущую руку, то на гриф гитары.
Наработанная техника правой руки при игре на гитаре поможет вам решить эту проблему, и вам не нужно будет постоянно вглядываться в струны, чтобы сыграть нужные ноты.

Как правильно держать медиатор гитаристу

Возьмите медиатор в правую руку так, как показано на следующем изображении.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Правильное положение медиатора в правой руке – это уже половина успеха. Обратите внимание, что кончик медиатора едва выглядывает из пальцев. Чем меньше часть медиатора, выглядывающая из пальцев в направлении струн, тем меньшей будет амплитуда движений вашей руки, соответственно возрастает скорость игры на гитаре. В то же время, напряжение мышц вашей правой руки существенно снижается, что особенно хорошо для начинающих гитаристов, поскольку рука не будет ощутимо болеть, после нескольких упражнений сыгранных вами на гитаре. Вы сами можете выбрать удобный для вас размер «рабочей части» медиатора, руководствуясь вышеизложенным принципом.
Взгляните на рисунок. Изображенная на нем табулатура представляет собой довольно простую мелодию, состоящую из последовательности трех верхних струн в открытом (не прижатом положении) – G, B, E, что позволит вам сконцентрировать все свое внимание на ведущей (правой) руке.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Данная последовательность нот играется сплошным штрихом (удары медиатором по струне сверху вниз, в направлении пола – авт.). Сыграйте эту мелодию несколько раз медленно и ровно, а самое важное – убедитесь, что ноты звучат чисто.
Получилось? Еще раз убедитесь, что без проблем играете вышеуказанную последовательность на гитаре.

Давайте усложним задачу. Закройте глаза и попытайтесь сыграть уже знакомую вам мелодию, не глядя на собственные руки. Возникают проблемы с попаданием по нужной струне? Несмотря на то, что данная последовательность легко запоминается и воспроизводится на гитаре, у вас могут возникнуть сложности связанные с неверной постановкой правой руки для игры на гитаре.

Правильное положение правой руки на гитаре

Расположите правую руку ребром ладони на бридже (подставке) вашей гитары, так, как показано на рисунке ниже.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Старайтесь не создавать сильного давления на подставку, просто положите руку так, чтобы вы без труда смогли провести медиатором сверху вниз по всем струнам гитары – от шестой до первой.
При этом ощущения схожи с теми, которые возникают, когда вы пишете что-либо карандашом или ручкой. Во время написания текста ваша правая рука лежит на столе, лишь иногда слегка смещаясь для вашего удобства. Если же она будет бесконтрольно «ездить» по столу, вы, не сможете написать что-нибудь вразумительное. То же самое можно сказать относительно позиции правой руки во время игры на гитаре. Допускается лишь некоторое смещение, способствующее вашему удобству, но не более того. Поначалу вы можете ощущать некий дискомфорт, но именно этот небольшой шаг со временем станет для вас огромным прыжком в развитии техники игры на гитаре правой рукой и точности в извлечении каждой ноты.
Правильное положение правой руки при игре на гитаре позволит почувствовать расположение струн, что заметно улучшит качество вашей игры.
Чтобы облегчить привыкание правой руки к правильному положению при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сыграйте показанную ниже мелодию. Она проста и не потребует от вас каких либо дополнительных усилий. Обратите внимание, насколько возросла точность и аккуратность вашей игры на гитаре, когда вы правильно расположили правую руку на бридже.
Этот небольшой этюд на гитаре будет для вас полезным упражнением на закрепление верной техники правой руки.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Итак, вам необходимо запомнить следующее:


Расположите вашу правую руку ребром ладони на бридже гитары.
Первые несколько занятий играйте медленно и, в то же время, чисто, без лишних звуков.
Не смотрите на правую руку, по крайней мере, большую часть времени, пока играете на гитаре.
Дайте вашей правой руке время привыкнуть к расположению струн на гитаре и запомнить его.
Правильная постановка правой руки при игре на гитаре – один из важнейших принципов для начинающих гитаристов. Играйте изученные сегодня упражнения для правой руки на гитаре во время ежедневных занятий, и результат не заставит себя долго ждать, а проблема с попаданием по нужным струнам и «грязным» звучанием исчезнет раз и навсегда.



Приложенные файлы


Добавить комментарий