Исследовательская работа Цветовая палитра в творчестве Есенина


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области
Научно-исследовательская работа по литературе
«Цветовая гамма в творчестве С.А. Есенина»
Выполнили:
учащийся 11 класса Юсупова Эльвира
Руководитель:      
Юсупова Наталья Жумашевнаучитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Содержание
1. Введение.  Особенности поэтического мировосприятия Сергея Есенина.
2. Основная часть. Цветовая гамма в творчестве С.А.Есенина
2.1.Основная цветовая гамма в стихах С.Есенина
2.2.Цветовая палитра в стихах разного периода жизни поэта.3. Заключение.
4. Список использованной литературы
Цель исследования:Проанализировать лирику С. Есенина, объяснить выбор цветовой гаммы в стихах разных периодов творчества поэта.Задачи исследования:1. Условно разделить творчество поэта на периоды. 
2.Исследовать цветовую гамму стихов Сергея Есенина в разные периоды его творчества.
3. Подвести итог.
I. Введение.
Особенности поэтического мировосприятия Сергея Есенина.
Сергея Александровича Есенина представлять не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
Родился он в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относится к 16-17 годам
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
Исследователь А.А.Козловский замечает: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым»
Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов.
II. Основная часть. «Цветовая гамма в творчестве С.А.Есенина»
2.1.Основная цветовая гамма в стихах С.А.Есенина.
Как национальный народный поэт Сергей Есенин воплотил в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что, мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии, в “ Слове о полку Игореве ”. Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. О знаменитом Дионисии его современники говорили, что он “таки дымом пишет ”. Эта синяя дымка полюбилась и Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показали, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий ”. Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: в прозрачном холоде заголубели долы, летний вечер голубой, голубизна презримой гущи, синяя вьюга, только синь сосёт глаза. Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано что-то “ синее ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ” Синий цвет поэт считал не бытовым, а как бы символическим, означающим “ божественность”! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.  Подчёркивая перекличку зрительных, цветовых эпитетов между поэзией Сергея Есенина и «Слово о полку Игорева», можно отметить особое, пристратное употребление эпитета “ синий ” в древнерусской поэме: Синие молнии; Синеевино; Синяя мгла … Нет ни увяданья, ни смерти, осень - золотых дел мастер - “ золотит холмы ”. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив “ погибшей души ”, врывается горький желтый цвет: Желтая дорога - дорога в никуда.1Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: о Русь - малиновое поле; тлеется дым, у малиновых сёл.Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаше заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами: на лазоревые ткани; алый мрак в небесной черни; красной водой поливает восход; выткали на озере алый свет зари.С алым цветом у Есенина сливается женский облик:С алым соком ягоды на коже,Нежная красивая была.На закат ты розовый похожаИ как меч лучиста и светла.3 Интересно Есенин общается с золотом и серебром . Золото-серебро служит как бы рамой в стихотворении “ Табун ”:В холмах зеленых табуны конейСдувают ноздрями златой налет со дней.Дрожат их головы над тихою водой,И ловит месяц их серебряной уздой. Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление двух цветов - белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного - для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.Маячить больше невмочь. Черный человек,Черный, черный,Черный человекНа кровать ко мне садится,Черный человекСпать не дает мне всю ночь.1 Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива… ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно: топи да блата, синий плат небес; ярче розовой рубахи… В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога.Общий тон плана - жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в двух цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного цвета, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту: дымом половодье; зализало ил; жёлтые поводья; месяц уронил еду на баркасе; тычусь в берега церквами у прясел; рыжие стога; заунылым карком; в тишину болот, чёрная глухарка; к всенощной; зовет роща синим мраком; кроет голытьбу; помолюсь украдкой; за твою судьбу. В есенинской цветовой азбуке много натуральных, естественных красок. Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца “ яблочного ” цвета. Все оттенки цветов поэта нестандартные, необычные, интересные и изысканные. В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди - символ красоты. Есть символическое значение и у цветовых эпитетов, так, например:“ Красный конь ” - символ революции“ розовый конь ” - образ молодости“ чёрный конь ” - предвестник смерти.2.2 Цветовая палитра в стихах разного периода жизни поэта. Условно все творчество поэта Сергея Александровича Есенина можно разделить на три периода: 1914 – 1915 – Первый период Цвета первого периода – «чистые», незамутненные, сочные: синий, золотой и солнечный, красный, белый, серый. Ведущий цвет – синий, цвет неба. Серый цвет – не для неба, для земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши. Даже черный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает умиротворенного гармоничного пейзажа «родимой стороны». Поэт в этот период наслаждается жизнью, все его мысли, чувства чистые, светлые. В лирике этого периода, употребляются, такие красочные и яркие эпитеты, как «скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес», «хвойная позолота», «стежка серая», «синь сосет глаза», «зеленые лехи», «черная выть», «синяя гать», «серым веретьем стоят шалаши», «красный костер окровил таганы», «белые веки луны», «в пятнах зари», «оловом светится лужная голь». 1920-1921 – Второй период Во второй период главенствует черный цвет, он, как и образный строй второго периода, тоже связан с мотивом смерти: «черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» – «не живые» ладони. Синий цвет «спускается» на землю: «синие чащи», используется голубой цвет: «тропа голубого поля», «голубая степь». Белого цвета нет, зато использовано слово «выбель». Есенин переживает события, происходящие с его Родиной – время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики. Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты» ржавый и рыжий цвета, причем – «ржавая мреть», родственная со «смертью». Определение обреченного на гибель жеребенка – «красногривый» – единственное упоминание красного цвета. Отсутствует зеленый цвет, потому что в стихотворениях второго периода нет даже упоминания о лесе. Обратим внимание на то, что лес, обеспечивающий гармоничное существование человека, был неизменной частью каждого пейзажа в стихотворениях первого периода. Отношение к природе поэта относительно цветовой гаммы меняется в лирике второго периода, часто используются такие эпитеты как «золотистое пламя», «телесного воска свеча», «тропа голубого поля», «черная горсть», «красногривый жеребенок», «синие чащи», «стадо рыжее», «молоко берез», «черная жуть», «голубая степь», «снежная выбель», «рыхлая выбель», «черная гибель», «желтый труп», «яд белесый», «осеннее олово», «в черной жути», «ржавая мреть». 1924—1925 – Третий период. В лирику третьего периода возвращается золотой цвет, но, как правило, он связан с воспоминаниями о светлом прошлом («золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба»), и белый («спит черемуха в белой накидке»). Черный цвет практически исчезает, серый цвет «поднимается» и характеризует высь, небо – «серенький ситец небес». Заметим, что в стихотворениях второго периода серый цвет определял уже не землю («стёжка серая» в стихотворении 1914 года), а даль – «осеннее олово».  В стихах этого периода остаются эпитеты, в которых преобладают голубые цвета, но еще добавляются другие эпитеты: «серенький ситец небес», «седые журавли», «розовая вода», «нивы, златящиеся во мгле», «жидкая луность», «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», «голубая прохлада». 
3. Заключение
Сергей Есенин — самый читаемый в России и при этом отнюдь не общедоступный поэт. Его стихи даже таким искушенным ценителям, как профессиональные литераторы, до сих пор представляются явлением загадочным. В пришествии Есенина в русскую поэзию, в ту пору богатую и разнообразную, и впрямь было что-то от чуда. Ведь он явился из глубины России, оттуда, где с незапамятных мифологических времен бил, как писал Гоголь, «в груди народа» самородный фольклорный ключ и где уже почти полвека была безответная тишина.
Стихи поэта по-народному песенные, мелодичные, музыкальные, имеющие разнообразную цветовую гамму, не случайно многие из них стали популярными песнями.
Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений,романтичность, одухотворённость, скорбь, радость. Там, где,казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапновоображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихсякартин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое мерцает и переливается в есенинских стихах. По мысли Потебни «… любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания…» Стоит подчеркнуть, что независимо от жизненных переживаний и трудностей, радостей и горечей, в стихах С.Есенина всегда неизменно присутствует голубой цвет, который сопровождает творца на протяжении всей его жизни. Есенин несознательно использует данную гамму, не зная, что этот цвет обозначает - силу, важность, умиротворенность, интеллект. Именно выбирая этот цвет не на подсознательном уровне, писатель сам дает оценку своему творчеству и себе как человеку.
Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная любовь», и даже не страсть-ненависть Блока. Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин — художественная идея России.
Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства — все это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать свое правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.
Уйдя из жизни в 30 лет, С. А. Есенин оставил нам чудесное и богатое поэтическое наследие. И пока живёт земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».



Список литературы
Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. - Москва: Правда, 1977.
Бузник В. В. Русская советская литература - Москва: Просвещение, 1987. -368 с.
Быкова   И.Г.   Литература.   Справочник   школьника. Москва: ГКО «ACT», 1995. - 576 .
Зорин А. «Несказанное, синее, нежное...»//Литература.-1998.-Nq3.-C.5-12
Кошечкин   С.    Отчее   слово.    Есенин   С.    -   Москва: Советская Россия, 1968. -158 с.
Кременцов Л. П. Русская литература XX века. - Москва: Академия, 2002. - 496 с.
Красухин Г.  Легенда  и реальность //Литература.1998.-N3.-C.2-3
Локшина  Б. С.   Поэзия  Блока  и  Есенина  в  школьном изучении. - Ленинград: Просвещение, 1978. -160 с.
Прокушев Ю.Л. Колыбель поэзии. - Москва: Детская литература, 1982. -176 с.
Прокушев Ю.Л. Вечный образ. - Москва: Знание, 1977.64 с.
Смирнова Л.А. Русская литература XX века. - Москва: Просвещение, 1999. - 334 с.
Эвентов     И.С.      Сергей     Есенин.      -     Ленинград: Просвещение, 1978. - 128 с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий