Развитие творческого потенциала студентов специальностей искусств.

Развитие творческого потенциала студентов специальностей искусств.
Концертмейстер ГККП Уральский музыкальный
колледж им. Курмангазы - Лежникова С.Ю.

Современное состояние теории и практики образования характеризуется множеством подходов, разнообразием содержания, методов и форм обучения и воспитания. Главным действующим лицом в этих преобразованиях является учитель. При таком подходе возникают новые требования к подготовке учителя. Сейчас, как никогда, нужны учителя с высоким качеством знаний, умеющих анализировать, корректировать свою деятельность и учебный процесс, использовать в работе достижения педагогической науки и инновационных технологий. Чрезвачайно актуальной становится проблема выявление условий, в которых будет происходить развитие творческого потенциала будущих учителей. Становление молодого человека, его социальная адаптация требует от него проявления творческих качеств личности. Различные науки творчество рассматривают по-разному. С точки зрения педагогики – это развитие творческих качеств личности учащегося, необходимость с раннего возраста вовлекать детей в творческую деятельность. С точки зрения психологии - рассматриваются психологические механизмы протекания творчества. Т.е. творческий потенциал есть у каждого человека, и его необходимо развивать. Творчество характеризуется некоторыми особенностями личности, как потребность в новых идеях, способность видеть и создавать альтернативу, ставя под сомнение очевидное, отрешаться от реальности в проблему, видя другую переспективу. Так же умение видеть объект в новом измерении. Мы будем рассматривать потенциал как динамичное личностное свойство, как потребность, готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию. Развитие творческого потенциала в педагогике рассматривается, как неотъемлимая часть самого процесса развития личности. Известный психолог В.В.Давыдов отмечает, что личностью является индивид, обладающий определенным потенциалом. Получается, что творческое развитие есть высшее направление в развитии человека. Процесс развития творческого потенциала должен строится с учетом составляющих факторов и проходить поэтапно: 1 этап- определяется уровень творческого развития личности путем психологических методов диагностики. 2 этап- ведущий- мотивация, характеризующая наличие потребностей в творческой деятельности, без которых развитие творческих задатков невозможно. Это готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он вовлекается в процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к самосовершенствованию в данном процессе. 3 этап- контроль качества выполненного задания. Здесь основное внимание уделяется качеству процесса организации творческой деятельности и созданию благоприятных условий для ее осуществления. 4 этап- сравнивание запланированного и полученного результатов. Проводится анализ ошибок, затруднений, возникших в процессе и внесение корректив. При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала будущих учителей - это регулируемый и управляемый процесс, успех которого зависит от ряда педагогических условий: 1. Учет возрастных способностей и возможностей студентов. Психологи отмечают два пика развития творческой активности: первый пик 9-10 лет ( третий класс школы), второй пик - юношеский возраст ( старшие классы, первые курсы колледжей, училищ). В связи с важностью эстетического воспитания и образования в развитии личности на разных возрастных этапах ценен опыт непрерывного образования от детского сада до послевузовской подготовки. Стержнем воспитания является непрерывное обучение по схеме: школа эстетического воспитания- музыкальная школа-музыкальное училище и далее ВУЗ. Целью такой системы как раз и является развитие творческого потенциала личности. 2. Трансляция творческого потенциала учителя. Ведущей фигурой, определяющей уровень проявления творческих качеств и творческой активности учащегося, является сам педагог с его интеллектом, уровнем психолого-педагогической подготовки и способностью к воспитанию нового. Тут все зависит от того, какие возможности будут предоставлены студенту для развития и реализации творческого потенциала. Ведь известно, что если преподаватель использует нестандартные формы передачи информации, задания, то и результаты студентов будут выше. Реализация творческого потенциала студентов должна осуществляться комплексно в учебной и внеучебной деятельности: -повышение уровня креативности. Креативная личность, по сути, и есть творческая личность. Её признаки - фантазия, оригинальность, активность, чувствительность, сконцентрированность. И именно креативность-основное условие творческого саморазвития личности. -повышение у студентов уровня проявления личностных качеств, таких как потребность в творческом движении, уверенность в себе. -снижение уровня таких психических состояний, как тревожность, агрессивность, пассивность. Именно они мешают проявлению креативности. -и, наконец, повышение таких показателей, как самочувствие и настроение. Все это возможно осуществить, если преподаватель превратит свой предмет в средство формирования личности учащихся, их потребности в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Если педагог будет искать оригинальные формы работы со студентами, индивидуальные творческие задания, производить моделирование жизненных ситуаций, проблем, требующих оригинальных, нестандартных решений и построить свою деятельность на уроке так, чтобы она носила исследовательский характер. « Полное взаимопонимание учителя и ученика - одно из важных условий творческого процесса. Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты. Считаю,что одна из главных задач педагога- сделать, как можно скорее и основательней так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, уйти вовремя со сцены, т.е. привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, котрые называют зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Стремясь сознатнльно к этому, я в то же время не хочу свести себя к нулю, как человека, как личность; хочу только перестать быть милиционером, гувернером, тренером, хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика.И чем больше талант, тем законнее требования ранней ответственности и самостоятельности» ( Г.Нейгауз) Таким образом, развитие творческого потенциала учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Педагог, как творческая личность, стремится к творческому взаимодействию с детьми и творческому преобразованию их, но при этом он преобразовывается и сам. « По личному опыту знаю, как только из-за чрезмерной преподавательской нагрузки начинаю сам мало заниматься, сейчас же моё преподавание становится хуже, не хватает ни темперамента, ни полета мысли, потому что на душе пасмурно и тоскливо.А тоскливо потому, что я стою на месте, не двигаюсь, не совершенствуюсь, что я - бездеятелен! « ( Г.Нейгауз) Такой педагог неотделим от учебного процесса, он рассматривает отношения учителя и ученика не как функциональные, а как межличностные, где учитель и ученик партнеры. Основанный на равноправии, взаимном доверии, признании самоценности его участников, такой диалог создает условия для максимально полного творческого роста. Как создать атмосферу творчества в образовательном пространстве? Ведь она требует свободы мысли, нацеленности на восприятие нового и необычного,поощрения независимости и самостоятельности суждений, воспитания любознательности и способности мыслить нестандартно? Необходимым условием для развития творческого потенциала у человека является СВОБОДА. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным и связан лишь с интересом и желанием самого человека. Тут можно помочь только следующими действиями: -демонстрировать студентам свом усилия по реконструированию содержания, форм, методов обучения, открыть доступ в свою творческую лабораторию, -показывать, что без участия со стороны студентов невозможно творчество преподавателей, поскольку оно всегда СОтворчесво, -обсуждать с будущими учителями инновации, -вовлекать студентов в работу по созданию «копилки новых идей» « Учитель в нашем обществе-это человек будущего, пришедший к детям для того, чтобы вооружать их мечтой о будущем. Учитель сам должен быть личностью, ибо только личность воспитывает личность. Он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широкообразованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь тот, кто сам горит ею» ( Ш.А. Амонашвили ) Изучение проблемы творчества, творческой активности, развитие творческого потенциала в науке насчитывает десятки лет, создано большое количество теоретических и экспериментальных работ, но феномен творческой личности не раскрыт до сих пор, и тайны креативного процесса фактически остаются за семью печатями.
Список используемой литературы: 1. В.В. Давыдов « Проблемы развивающего обучения» Москва, 1986 2. Г.Нейгауз « Об искусстве фортепианной игры» Москва, 1958 3. Ш.Амонашвили « Здравствуйте, дети» Москва, 1983 4. М.Успенская « Педагогические возможности реализации творческого потенциала» «Вестник Нижегородского университета» 2010
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий