Исследовательская работа Елецкие кружева как неофициальный символ России.


Кадетская школа Липецкой области
имени майора милиции Коврижных А.П.
секция: краеведение
Елецкие кружева
как неофициальный символ России.
выполнил ученица 9б:
Чубарова Полина
Руководитель:
учитель технологии, искусства:
Проскурина О.Г.
Липецк, 2016
Оглавление.
Введение ……………………………………………………………………….3
Основная часть ………………………………………………………………………4
Глава 1 История появления Елецкого кружева
Глава 2 Технология выполнения аппликации
Заключение ………………………………………………………………………7
Библиографический список ……………………………………………………………8
Приложения ……………………………………………………………………..9

Введение.
Актуальность.
Любовь и уважение к родной стране является важнейшей частью патриотического воспитания. Чтобы вырасти патриотом своего края, надо его знать и знакомиться с его традициями и обычаями. Наша область славится кружевами.
Кружевоплетение – традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение. Я думаю, что эта исследовательская работа интересна всем, она направлена на формирование общей культуры. С помощью разных форм работы я смогу узнать много нового о культурных традициях своего региона.
Цель проекта:
изучение традиций русского народного творчества в Липецкой области на примере Елецкого кружева;
 узнать, как можно больше о неофициальных (народных) символах России.
Задачи проекта:
уточнить и расширить знания о родном крае;
познакомиться с кружевоплетением;
приобщаться к народному декоративно-прикладному искусству;
развивать интерес к труду мастеров Липецкой области;
выяснить может ли Елецкие кружева стать неофициальным символом России.
Объект исследования: народный промысел Елецкие кружева.
Методы исследования: анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству, обобщение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация, моделирование.
Основная часть.
Глава 1.
История появления Елецкого кружева.
Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» . В духовной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нём каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».
Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезён в Россию из Западной Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до этого были известны лишь шитые кружева).
Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода. Главным образом для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения. Документально подтвержденной датой рождения Елецкого кружева следует считать 1801 год. К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».
Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались кружева исключительно для домашнего обихода. Главным образом для украшения полотенец. Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов, но и церковного богослужения. Документально подтвержденной датой рождения Елецкого кружева следует считать 1801 год. К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».
В народное предании говорилось: «В церкви батюшка сказывал: очень давно напал на наш Елец бусурманин Тимур с войском несметным. Много защитников полегло. Но последние стояли крепко, хоть кругом дым, смрад. Дышать и то тяжело – ну прямо настоящий ад. Хотят держаться, но силы уже на исходе. И тут будто даровал господь предводителю ельчан кольчугу невиданную: лёгкую, как пух, и не пробиваемую ни копьём, ни стрелой калёной. Воодушевились тут защитники, вслед за предводителем ринулись на врагов. А бусурмане подумали, что восстали посечённые христиане и, ужаснувшись, отступили от разрушенного города. И люди потом в благодарность всевышнему за спасение от гибели стали плести кружево, которое сетчатым узором напоминает ту чудесную кольчугу».
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов.
Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже (1937), Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970).
В 1994 году на выставке в Москве Елецкие кружева были удостоены золотой медали.
Всего же "Елецкое чудо" экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно вызывая восхищение.
Лучшие образцы работ Елецких мастеров включены в коллекции ведущих хранилищ народного искусства, а также находятся во многих частных собраниях России и Европы.
В 1960 г.  был основан Елецкий комбинат художественных изделий, с 1974 г. – ПО «Елецкие кружева». Сейчас – ЗАО «Елецкие кружева».
Елецким кружевом торгуют по всей России.
Спросом пользуется новая сезонная коллекция 
из цветного кружева.
На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, парным и сцепным способом. Для изготовления кружева необходимо оборудование - коклюшки, на которые наматывается нитка, "подушка" и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется крючок. Чаще всего кружево плетется по заранее от рисованному рисунку - сколку.
Неповторимый облик Елецкого кружева, основывается на природных мотивах. Тут можно встретить оленей, коней, рыб, птиц, цветы и травы.
За многовековой опыт работы техника кружевоплетения достигла своего совершенства.
Качество нитей играет большую роль. В вологодском кружеве это в основном лён, а в Елецком – качественный шёлк в одно, два и более сложений. Для нарядов царственных особ, например, княгинь Романовых, использовались золотые нити.
Глава 2.
Технология выполнения аппликации по мотивам Елецкого кружева.
Изучение мотивов Елецкого кружева;
Создание эскизов;
Подбор материалов;
Деление кружева на модули;
Распределение элементов по эскизу;
Перенос рисунка на картон;
Закрепление рисунка клеем;
Оформление рисунка контуром-жгутом;
Нанесение сетки;
Оформление работы в рамку.
Техника безопасности.
При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Во время работы открывать окно и проветривать помещение.
Экономическое обоснование.
№ материалы стоимость
1 Кружево 1 метр 90 руб2 Шнур 2 метра 20 руб3 Клей «момент» 30 руб4 Нити для сетки 20 руб5 Черный картон 10 руб6 Рамка 200 рубИтого 280 рубНа свою творческую работу по мотивам Елецкого кружева я затратила 280 рублей, подобное панно в оригинале мне бы обошлось порядка 3000 рублей.
Область применения полученных навыков.
Декор одежды кружевными аппликациями.
Теперь такой декор я могу легко выполнить сама.
Для этого надо вырезать из кружева отдельные фрагменты с узором и пришить.Заключение.
В древности говорили:
«Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.
Сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, к истокам нашего искусства мы можем сказать, что связь между поколениями не прервется.
В процессе данной работы мы подробно изучили традиции Елецкого промысла, узнали о особенностях плетения кружева на коклюшках, о работе Елецких мастериц в прошлом и настоящем и смогли найти способ декорирования одежды и предметов быта по мотивам Елецкого кружева путем модульной аппликации. На мой взгляд, новизна работы заключается в разработке оригинальной технологии. Эти знания и умения я буду передавать своим одноклассникам.
Я очень горжусь тем, что именно в нашей области существует такой богатый традициями кружевоплетейный промысел и считаю, что Елецкие кружева, имеющие историю, связанную с защитниками нашей Родины, с мотивами, символизирующими красоту русской природы по праву могут является одним из неофициальных символов нашего Великого государства. Я думаю, что мотивы Елецкого кружева могут украшать форму нашей сборной на следующих олимпийских играх.
Я верю, что ремёсла, имеющие давнюю историю, будут жить и радовать людей. 
Кружева Елецкие.
В истории нашего города
Немало былинных страниц.
И есть, что написаны с гордостью
Руками простых кружевниц.
Коклюшки, как гусли волшебные,
Звенят и звенят без конца…
Два века узоры отменные
Повсюду волнуют сердца.
Для них, вдохновеньем отмеченных,
Как будто для добрых друзей,
Нигде нет дорог засекреченных,
Нигде нет закрытых дверей.
Их знают в Европе и в Азии.
Будь выставка то иль музей,
Звучат, как таланта признание,
И «браво», и «гут», и «о, кей».
И промыслу этому древнему
В Ельце непременно мужать,
Поскольку все видят, что вверено
Его молодым продолжать.
Растут мастерицы умелые,
По нраву им творческий труд.
Они эстафету уверенно
В начавшийся век пронесут.
Кружева Елецкие – это чудеса,
Кружева Елецкие – нежная краса.
Кружева Елецкие – и любовь, и труд.
Кружева Елецкие знают там и тут. Н.Бадулин, журналист, поэт.
Библиографический список.
Альбом плетения кружев. Москва, 1928.
Земля Липецкая. Историческое наследие культуры и искусства. – СПб.: «Иван Федоров», 2003.
Ершев С.П. Елецкие кружева и кружевницы. (Историко-экономический очерк). ЕГУ, 2000.
И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Москва, 2007
Тулинова О.В. Елец промышленный. Страницы истории елецих предприятий // Научно-краеведческое издание. – Елец, 2008.
Попова О.С., Каплан Н.И. «Русские художественные промыслы», Москва, «Знание», 1984
http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=20http://рукоделие.net/http://eletskruzheva.ru/Приложения.
Рисунок 1. Панорама города Ельца.

Рисунок 2, 3.

Дом-Музей Елецкого кружева.

Рисунок 4. Прошва с вышитой под ней надписью: «сей плат сшила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». 

Рисунок 5. Елец начала 20 века.

Рисунок 6. Дом-Музей Елецкого кружева.

Рисунок 7.Памятник защитникам Ельца.

Рисунок 8, 9, 10, 11. Работы Елецких мастериц.


Рисунок 12, 13. Процесс выполнения кружева.

Рисунок 14, 15, 16. Мотивы Елецкого кружева.

Рисунок 17, 18.Члены царской семьи в одежде оформленной кружевом.

Рисунок 19, 20. Мотив моей творческой работы.

Рисунок 21,22,23. Практическое применение полученных навыков.

Рисунок 24.Работа Елецких мастериц.


Приложенные файлы


Добавить комментарий