«Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения»


Предмет: «Анализ музыкальных произведений»
Тема урока: «Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения» Группа: III курс отделения фортепиано, струнных, и народных инструментов Дата проведения: 9 сентября 2015 года ,14:00-15:30.
Тип урока : лекционно-практический
Цель урока:
1)Обучающая :изучение одной из первоначальных тем предмета : «Анализ музыкальных произведений»
2)Развивающая: приобретение навыков анализа в определении функции частей в музыкальной форме целого.
Ход и содержание урока.
1.Организационный момент.
2. Тема урока: «Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения» . Логика музыкальной речи ,направленность на слушательское восприятие .Закономерности композиции муз. произведения, совершенство форм классических произведений Функции частей в муз. форме всех типов, независимо от конкретного вида : экспозиционная, серединная, заключительная.
Признаки экспозиционной функции: полное изложение темы, господство одной тональности, гармоническая устойчивость, опора на тонику вначале, полная каденция в конце, как отдельный прием - тонический органный пункт.
Признаки серединной функций: развитие темы путем дробления, вычленение мотивов и фраз, секвенцирования, варьирование темы, смена темы, тонально- гармоническая неустойчивость, половинный каданс или модуляция в новую тональность в конце, предыкт перед репризой, как отдельные приемы – доминантовый органный пункт во всей середине или в предыкте, противоречия мотива с тактом в конце середины.
Признаки заключительной функции: фрагментарное проведение тем, утверждение тональности путем кадансирования, отклонение в субдоминанту, «перекличка» регистров, гаммообразные мелодические линии, как отдельный прием – тонический органный пункт.
Отсутствие самостоятельных типов изложения у остальных функций, сочетание в них отдельных признаков разных функций, например, в репризе – сочетание экспозиционности с заключительностью, в связке – черты серединности.
3. Закрепление новой темы - разбор музыкальных произведений, включающих разные типы изложения материала.
Бетховен Соната ор.22 ч.II, Гайдн Соната для фортепиано до диез минор часть I, Мусоргский «Борис Годунов» хор «Слава тебе»
4. Домашнее задание :1. Способин И.В Музыкальная форма пар.3, конспект.
2. Проанализировать: Бетховен Л.В.Соната №5 для фортепиано часть I , Соната №8 часть II. , Шуман «Новелетта» Ре мажор.

Приложенные файлы


Добавить комментарий