Разработка сценария русского народного праздника Дожинки

МБОУДО «Новичихинская ДМШ»





Фольклорный праздник
«Дожинки»








Выполнила преподаватель ДМШ
Свиридова И. В.








Новичиха 2016
Цель занятия: раскрытие учащимся идейного содержания праздника «Дожинки».
Задачи мероприятия:
Познакомить обучающихся с особенностями народного календаря;
Определить место и время праздника «Дожинки» в народном календаре;
Познакомить со структурой и символикой праздника;
Развить у детей интерес к культуре своего народа;
Воспитать чувство сопричастности к традициям своего народа.

Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с традициями русского народа, связанными со сбором урожая.
Вы все, наверное, знаете, что земледелие с древних времен было главным занятием русских людей. Умение хорошо трудиться на земле считалось главным достоинством человека.
А как вы думаете, что же сеяли русские крестьяне на полях?
(Ответы детей).
Педагог: Да, на полях сеяли рожь, ячмень, пшеницу, просо, гречиху. Рожь и ячмень часто называли одним словом – «жито».
Поздним летом и осенью наступало время уборки урожая – жатва. «Рожь поспела – берись за дело», «Некогда лежать, когда пришла пора жать», «Плясала бы баба, да макушка лета настала, плясать-то и некогда», – говорили крестьяне и дорожили каждым погожим днем для уборки драгоценных зерен.
Когда благополучно заканчивались все полевые работы, наступало время большого праздника – дожинок.
В этот день все женщины собирались последний раз на жатву, чтобы «завязать бороду». «Борода» так называли сноп – пучок оставленных нежатыми на конце поля стеблей ржи. Принято было считать, что в благодарность святой даст на будущий год хороший урожай полями.
При срезании колосьев снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было, молча, отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил, в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия. По народным представлениям в оставшихся на поле колосьях обитал «дух нивы».
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина.
Из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в сарафан и головной убор (кокошник, кичку, платок), украшали ожерельями и бусами; в смоленской губ, привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки.
Предлагаю вам одеть уже готовый сноп. Перед вами лежат платочки, бусы. По желанию вы также можете сделать руки из палочек.
Одевание снопа.
Педагог: Сноп мог выражать своим видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу имя: последний сноп одетый в женскую одежду, называли Солохой; надев на другой сноп штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей.
Иногда дожиночный сноп назывался спорыньей.
Название снопа Спорыньей происходит от Спорыша, являющегося в восточнославянской мифологии воплощением плодородия. Спорыш (Спарыш) – дух жатвы, живущий в двойном колосе (двойной колос еще называли «Царь-колос»). Бог достатка, урожая, богатства.
Сноп использовали для гаданий: сжатые «грудки» овса собирались в сноп с пересчетом с помощью слов: «чет» и «нечет»; если в снопе оказывалась четное количество «грудок» овса, то считалось, что этот год семья проживет в полном составе; если же выпадал нечет (по поверьям, нечетное число предвещало убыль), то знали, что кто-нибудь в семье умрет или выйдет замуж.
Давайте и мы с вами погадаем.
Гадание на заранее приготовленных «грудках» овса.
Педагог: После срезания снопа на поле часто устраивалась трапеза: участники садились, расстилали скатерть и ели.
«Одетый» сноп две женщины с песнями и плясками несли на помещичий двор, где одна из них, под исполнение песен, хлестала сноп веником, стремясь обеспечить урожай на будущий год, так как ритуальное магическое действие – хлестание и битье имеет продуцирующую функцию.
Последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе; сноп держали, подняв его кверху. При этом пели песню, которую мы и споем.
Пение песни:
«Ох, и, слава богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
И в клети закромами,
А с печи пирогами».
Педагог: При внесении снопа в избу, происходил ритуальный выгон насекомых, в особенности мух, из дома, что представляло собой «высылание их на небеса за снегом».
Выгоняя насекомых из дома говорили: «Мухи, блохи, вон, хозяйка идет в дом! Ступайте, тараканы, клопы, вон, хозяйка идет в дом» или «Рожь с поля – муха в поле!».
Улетающие мухи приобретают символическую функцию небесных жнецов, участников иной жатвы, совершаемой зимой на небесах.
Сноп, вносимый в дом, вешали над умывальником, из которого жницы мыли руки, вернувшись после дожинок. Верили, что руки, вымытые таким образом, не будут болеть.
Затем сноп помещали либо в самой избе – в передний угол («красный»); либо вне избы – где он хранился до Покрова Богородицы, когда им «закармливали скотину с осени».
Все ритуальные действия, производимые с последним снопом, были направлены на то, чтобы сохранить силу в самих колосьях, так как зернам снопа придавалось особое значение – они должны были способствовать процветанию всего дома и хозяйства.
Вот такой праздник «Дожинки».
Русский народ сложил много пословиц о хлебе. Какие вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответы детей).
Педагог: А теперь я предлагаю вам посоревноваться. На заранее подготовленных листочках напечатаны начало и конец пословиц. Вы должны их правильно сложить, чтобы получилась целая пословица.
Проводится конкурс.
Пословицы:
Да, хлеб – всему голова.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
Рыба – вода, ягода – трава, а ржаной хлеб – всему голова.
Что летом родится – зимой пригодится.
Лето – собериха, зима – поедиха.
Поработавши до поту и поешь в охоту.
Горька работа, да хлеб сладок.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Что пожнешь, то и молотишь, а что смолотишь, то и в амбар положишь.
Летний день год кормит.

Педагог: Молодцы! А теперь викторина – «Земля матушка всех кормит».
1. Почему землю назвали матушкой, а хлеб – батюшкой? (В мифах славян земля – это женщина, а плоды, выращенные на ней – ее дети. Как отец заботится о своих детях, добывая для них пропитание, так и хлеб кормит человека, дает ему жизнь, силу и энергию).
2. Какой формы был хлеб, который пекли русские крестьяне? (Круглый).
3. Как называется вспаханное поле? (Пашня).
4. Как называется уборка зерновых культур на полях? (Жатва).
5. Какое орудие использовалось для пахоты? (Основным орудием труда в России была соха. На черноземных полях использовали еще плуг).
6. Как называется поле с зерновыми культурами? (Нива).
7. Какое орудие труда применялось для уборки урожая? (Серп).
8. Как называются сжатые и связанные в пучок колосья? (Сноп).
9. Как называлось помещение, в котором складывалось зерно на зиму? (Амбар).
Педагог: Наше мероприятие подошло к концу. Давайте скажем, что вы запомнили о празднике «Дожинки»?
(Ответы детей).
Звучит: Государственный оркестр народных инструментов. Дирижер Н. Голованов, – 1947 – Дожинки.


шђ Заголовок 1 Заголовок 8 Заголовок 915

Приложенные файлы


Добавить комментарий