Дополнительная образовательная программа «Мир на ладошке» ( изобразительное и декоративно-прикладное искусство)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №9»
Владимирской области г.Вязники.

Дополнительная
образовательная программа
«Мир на ладошке»
( изобразительное
и декоративно-прикладное искусство)
Разработал:
Кузина Евгения Олеговна
Учитель изобразительного искусства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Мир на ладошке» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство) имеет художественно-эстетическую направленность.
Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которой изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Младший школьный возраст является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании.
Актуальность изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства состоит в следующем – дать детям ясное представление о взаимодействии искусства и окружающего мира, привлекая жизненный опыт детей.
Актуальным является и тот факт, что выполнение различных творческих работ в процессе изучения влияет не только на общее интеллектуальное формирование ребенка, но и способствует развитию мелкой моторики рук. А это немало важно, поскольку у большинства детей отмечается общее моторное отставание и как следствие – недостаточное развитие внимания, памяти, речи и неготовность детей к письму.
Педагогическая целесообразность. Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.
Целью программы является создание и организация психолого-педагогических условий для развития индивидуальных творческих способностей младших школьников и интереса к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством.
Реализация целей программы осуществляется через основные задачи:
Познакомить детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Формировать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Обучать специальным технологиям работы с различными материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Прививать навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, вернисажей.
Отличительными особенностями программы являются:
работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, бумага, ткани, нитки, кожа и т.д.);
уровневая дифференциация обучения (2 года – базовый уровень обучения, 3-ий год – уровень совершенствования мастерства);
Для реализации поставленных задач предусматриваются следующие виды занятий:
Теоретические – объяснение нового материала, знакомство с информацией познавательного характера, которое осуществляется через участие в игровых ситуациях.
Практические – изготовление декоративных изделий различными методами и приемами, с применением декоративно - прикладных материалов.
Практическая часть программы осуществляется в соответствии с дидактическими принципами системности и последовательности в обучении, учитывает возрастные особенности и уровень эстетического развития воспитанников.
Творческие – самостоятельная творческая работа детей по изготовлению подарочных и выставочных экземпляров. Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут использовать различные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, бумагу, пластилин, тесто, глину и др.
Образовательный процесс включает в себя различные методы и формы обучения:
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
организация выставок детских работ;
создание и развитие детского коллектива;
работа с родителями.
Системность в учебном процессе осуществляется от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 7 – 10 лет.
Занятия проводятся: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 2 и 3 год обучения – 2 раза по 3 часа.
Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
объявление цели и задач занятия;
объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
повторение последовательности выполнения работы;
самостоятельная работа детей;
физкультминутка для тела;
продолжение работы;
подведение итогов.
По окончании 1-го года обучения воспитанники будут знать:
технику безопасности при работе с острыми инструментами;
историю изобретения бумаги, ножниц, различные виды аппликации и вырезания;
историю оригами, условные обозначения, термины и базовые формы оригами;
историю лепки из соленого теста, материалы, инструменты и приемы работы с соленым тестом;
историю рисунка и графики, графические художественные материалы и техники;
основы цветоведения, средства художественной выразительности: линия, пятно, штрих, точка.
Будут уметь:
изготавливать аппликацию из бумаги с применением различных видов аппликации и вырезания;
изготавливать оригами различных видов;
лепить плоскую и объемную фигуры из соленого теста с применением различных фактурных поверхностей;
рисовать пальчиками и ладошками;
рисовать с помощью различных техник: раздельный мазок и точки, мозаика, лисировка и примакивание, монотипия и диатипия, выдувание и «мыльные пузыри», набрызг, гроттаж.
По окончании 2-го года обучения воспитанники будут знать:
об изготовлении аппликации из различных материалов с применением различных техник;
о создании фактурных поверхностей на пластичных материалах – пластилин, соленое тесто; различные способы получения «расписного» пластилина; историю создания рельефов и барельефов;
о материалах и инструментах, применяемых в декупаже, приемы и техники работы;
об истории рисунка, восприятии и изображении формы, светотени, пропорциях и перспективе; графических художественных материалах и техниках; последовательность рисования геометрических тел, рисования пейзажа;
об истории живописи; многообразие жанров живописи; основы цветоведения; правила, приемы и средства композиции; живописные художественные материалы и техники работы; последовательность выполнения живописного произведения; последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов.
Будут уметь:
изготавливать аппликацию из различных материалов с применением различных техник;
изготавливать работы в технике декупаж;
строить системы цветовых кругов; получать цветовое разнообразие на основе соединения определенного цветового тона с белым и черным;
рисовать геометрические тела; рисовать траву и цветы, ветви и деревья; зверей и птиц; рисовать пейзаж;
изображать натюрморт из бытовых предметов в различных техниках.
По окончании 3-го года обучения воспитанники будут знать:
о материалах и инструментах применяемых в бумагопластике и теснении; приемы и техники работы;
о материалах и инструментах, применяемых в квилинге; приемы и техники работы;
о материалах и инструментах, применяемых в киригами; приемы и техники работы;
о народном декоративно-прикладном искусстве; виды и структуру орнаментов, многообразие и единство орнаментальных мотивов; стилизация природных форм;
о последовательности изображения пейзажа; последовательности выполнения живописного этюда головы; последовательности выполнения живописного этюда фигуры человека.
Будут уметь:
изготавливать работы в техниках бумагопластика и теснение;
изготавливать работы в технике квилинг;
изготавливать работы в технике киригами;
изготавливать работы народного декоративно-прикладного творчества: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Жостово), роспись керамики (Гжель), лепка и роспись русских народных игрушек (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки)
изготавливать коллажи с применением различных техник и материалов;
изображать пейзаж различными техниками: акварель по-сырому, акварель, гуашь;
выполнять живописный этюд головы: портрет, автопортрет и фигуры человека.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо:
хорошо освещаемое помещение для работы;
соответствующая материально-техническая база;
наличие научно-методического комплекса, литературы, журналы, наглядно-демонстративного материала.
Основные виды диагностики результата:
входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка.
Результативность образовательного процесса отслеживается по определенным критериям в начале, середине и конце каждого учебного года. По результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: открытые занятия, выставки творческих работ, составление альбома лучших работ, творческий отчет по завершению темы, участие в районных, городских и областных выставках, конкурсах и фестивалях.
Программа рассчитана на 144 часа (первый год обучения), 216 часов (второй и третий годы обучения).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
теория практика итого Вводное занятие 2 - 2 I. Аппликация и вырезание 9 25 34 Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды.
1.1 Материалы и инструменты для выполнения аппликаций 1 1 2 1.2 Виды аппликации 4 16 20 1.3 Вырезание 4 8 12 II. Оригами 17 17 34 2.1 Основы оригами 1 1 2 2.2 Базовые формы оригами 1 1 2 2.3 Складывание моделей по схемам 15 15 30 III. Тестопластика 17 17 34 Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. Участие в конкурсах, выставках.
3.1 Основы лепки 2 2 4 3.2 Плоскостная лепка 5 5 10 3.3 Объемная лепка 10 10 20 IV. Основы рисунка 14 26 40 4.1 Основы рисунка и цветоведения 2 2 4 4.2 Средства выразительности 12 24 36 Итого 59 85 144 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
первого года обучения
Вводное занятие
Знакомство с коллективом и программой. Правила внутреннего распорядка. Рекомендуемая литература. Материалы для реализации программы.
Раздел I. Аппликация и вырезание
1.1 Материалы и инструменты для выполнения аппликаций
История изобретения бумаги и ножниц. Из истории аппликации и вырезания. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы. Организация рабочего места. Виды бумаги.
Практическая часть. Изготовление коллекции бумаги.
1.2 Виды аппликации
Классификация аппликаций из бумаги: по виду выполнения (плоские и объемные), по содержанию: (предметная; сюжетная; декоративная); по количеству используемых цветов (силуэтная (монохромная); цветная (полихромная); по форме: (геометрическая; не геометрическая), по способу изготовления деталей (резанная, рваная); по количеству деталей (целая силуэтная; раздробленная на части; мозаика), по способу крепления деталей: (однослойная; многослойная), по наличию симметрии (симметричная, ассиметричная).
Этапы выполнения аппликации. Составление эскиза к аппликации. Выбор типа бумаги и фона. Вырезание деталей изображения. Раскладывание деталей изображения на фоне. Наклеивание деталей изображения. Высушивание аппликаций.
Практическая часть. Изготовление аппликации из бумаги: аппликации «Жираф», «Рыбка», «Ежик», «Солнышко», «Бабочки», «Зайчик», «Замок», «На окошке», «Времена года».
1.3 Вырезание
Выцинянка – искусство вырезания из бумаги. Инструменты для вырезания бумаги. Виды складывания бумаги: симметричное, рапортное (сложение гармошкой), центричное (розетковое) и веерное.
Приемы вырезания бумаги: прямой разрез и различные «полукруглые вырезы». Виды симметричного вырезания. Зеркальная симметрия, симметрия центрическая (радиальная), линейная (рапортная).
Практическая часть. Выцинянки из бумаги: «Букашки», «Лесное озеро», «Мишка», «Диковинная птица», «Цветок», «Клоун».
Раздел II. Оригами
2.1 Основы оригами
История оригами. Виды и свойства бумаги для оригами. Форма листа бумаги для моделей Графический язык оригами: условные обозначения. Приемы работы в технике оригами.
2.2 Базовые формы оригами
Основные термины и условные обозначения: сгиб «долиной», сгиб «горой», комбинация сгибов «долиной» и «горой», вогнуть внутрь, выгибание наружу. Базовые формы для сгибания бумаги: книжка, треугольник, дверь, воздушный змей, квадрат, дом, водяная бомбочка.
Практическая часть. Складывание базовых форм оригами – книжка, треугольник, дверь, воздушный змей, квадрат, дом, водяная бомбочка.
2.3 Складывание моделей по схемам
Изображение действий на чертеже и последовательности их выполнения. Практическое выполнение моделей.
Практическая часть. Изготовление оригами различных видов: «Золотая рыбка», «Мышка-норушка», «Утенок», «Мотылек», «Пестрая змейка», «Веселая гусеница», «Бабочка», «Жучок «Божья коровка»», «Кошка-мурлыка», «Кораблик», «Самолетик», «Лебедь», «Уточка», «Зайчик», «Орел».
Раздел III. Тестопластика
3.1 Основы лепки
Из истории лепки из соленого теста. Материалы, инструменты и приемы работы с соленым тестом. Знакомство со свойствами материала.
3.2 Плоскостная лепка
Лепка методом «вдавливания», «растягивания», «налепа». Лепка плоской фигуры из соленого теста с применением различных фактурных поверхностей: Этапы работы. Изготовление с помощью шаблонов простейших форм, декорирование с помощью штампиков и декоративных форм. Выполнение эскизов. Понятия: эскиз, круг, овал, угол, рельеф, окрашивание, цветное соленое тесто, белое тесто, орнамент.
Основные способы лепки: конструктивный (лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением), пластический (лепка из целевого куска), комбинированный (лепка с применением пластического и конструктивного способов). Приёмы работы: прижать, примазать, вдавить, загладить. Способы выбирания теста стекой.
Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Особенности рельефа коры деревьев, формы листьев, плодов. Использование семян, растений.
Практическая часть. Плоскостные композиции «Цветы», «Рыбка», «Сова», «Котенок», «Солнышко».
3.2 Лепка объемной фигуры
Приемы лепки: скатывание, раскатывание, заострение, сплющивание, разрезание и т.п. Инструменты: стека, шаблоны, трафареты. Приемы раскрашивания фигур.
Знакомство с животным и растительным миром. Среда обитания диких и домашних животных, насекомых. Особенности поведения, строения тела, статичная поза, телодвижений.
Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Особенности рельефа коры деревьев, формы листьев, плодов. Использование семян, растений. Раскрашивание фигурки гуашью, лакировка.
Этапы работы над объемной фигурой.
Практическая часть. Лепка объемной фигуры «Гусеница», «Божья коровка», «Паучок», «Бабочка», «Фрукты и овощи», «Улитка», «Котенок», «Мышка», «Коровка», «Барашек».
Экскурсия на выставку, в музей.
Раздел IV. Рисунок и графика
4.1 Основы рисунка и цветоведения
Из истории рисунка и графики. Графические художественные материалы и техники. Знакомство с цветовым кругом «Цветик-семицветик». Основные, составные и дополнительные цвета.
Практическая часть. Рисунок с применением различных графических художественных материалов: карандаши, фломастеры, пастель, восковые карандаши, акварель, гуашь.
Рисунок с применением различных техник: раздельный мазок и точки, мозаика, лисировка и примакивание, монотипия и диатипия, выдувание и «мыльные пузыри», набрызг, гроттаж.
Построение систем цветовых кругов.
4.2. Средства выразительности
Средства выразительности – линия, пятно, штрих, точка. Передача фактуры предметов с помощью средств выразительности. Пальчиковое рисование, кляксография, монотипия, по-сырому, восковое рисование. Материалы для рисования.
Практическая часть. Рисуем пальчиками: «Облачко», «Снеговик», «Веточка рябины», «Цветок», «Мышка», «Уточка»; рисуем ладошками «Морские жители», «В древнем мире», «Птичий двор», «Букашечки», «Зоопарк», «Растения».
Рисунок с применением различных техник «Скоро лето», «В синем море», «Неизвестные планеты».
Экскурсия в парк.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (144 часа)
№ п\п Месяц Неделя Тема Часы
Всего Теория Практика
1 2 3 4 5 6 7
Сентябрь 1 Комплектование группы. 2 Комплектование группы. 3 Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила ТБ на занятиях. 2 2 -
I Аппликация и вырезание 34 8 26
1.1 3 Из истории аппликации и вырезания. Виды аппликации и вырезания. Материалы и инструменты – из истории бумаги и ножниц. Коллекция видов бумаги. 2 1 1
1.2 4 Аппликация закладка «Жираф». 2 1 1
1.3 4 Аппликация «Рыбка». 2 - 2
1.4 5 Аппликация «Ёжик». 2 1 1
1.5 Октябрь 2 Аппликация «Солнышко». 2 1 1
1.6 2 Аппликация «Бабочки». 2 - 2
1.7 3 Аппликация «Зайчик». 2 - 2
1.8 3 Аппликация «Замок». 2 - 2
1.9 4 Аппликация «На окошке…». 2 - 2
1.10 4 Аппликация «Натюрморт». 2 - 2
1.11 5 Аппликация «Времена года». 2 - 2
1.12 5 Симметричное вырезание. Аппликация «Букашки». 2 1 1
1.13 Ноябрь 1 Симметричное вырезание. Аппликация «Лесное озеро». 2 - 2
1.14 1 Прорезная аппликация «Мишка». 2 1 1
1.15 2 Выпуклая прорезная аппликация «Диковинная птица». 2 1 1
1.16 2 Прорези с переворотом. Выпуклая аппликация «Цветок». 2 1 1
1.17 3 Прорези с переворотом. Выпуклая аппликация «Клоун». 2 - 2
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
II Оригами 34 17 17
2.1 3 Из истории оригами. Условные обозначения. 2 1 1
2.2 4 Термины и базовые формы оригами. 2 1 1
2.3 4 Оригами «Золотая рыбка». 2 1 1
2.4 5 Оригами «Мышка-норушка». 2 1 1
2.5 Декабрь 1 Оригами «Утенок». 2 1 1
2.6 2 Оригами «Мотылек». 2 1 1
2.7 2 Оригами «Пестрая змейка». 2 1 1
2.8 3 Оригами «Веселая гусеница». 2 1 1
2.9 3 Оригами «Бабочка». 2 1 1
2.10 4 Оригами «Жучок «Божья коровка»». 2 1 1
2.11 4 Оригами «Кошка-мурлыка». 2 1 1
2.12 5 Оригами-закладка «Кораблик». 2 1 1
2.13 5 Оригами «Самолетик», «Кораблик». 2 1 1
2.14 Январь 2 Оригами «Лебедь». 2 1 1
2.15 3 Оригами «Орел». 2 1 1
2.16 3 Оригами «Зайчик». 2 1 1
2.17 4 Оригами «Уточка». 2 1 1
III Лепка (соленое тесто) 34 17 17
3.1 4 Из истории лепки из соленого теста. Приемы работы. 2 1 1
3.2 5 Материалы и инструменты. Фактурные поверхности. 2 1 1
3.3 5 Лепка плоской фигуры из соленого теста «Цветы». 2 1 1
3.4 Февраль 1 Лепка плоской фигуры из соленого теста «Рыбка». 2 1 1
3.5 1 Лепка плоской фигуры из соленого теста «Сова». 2 1 1
3.6 2 Лепка плоской фигуры из соленого теста «Котенок». 2 1 1
3.7 2 Лепка плоской фигуры из соленого теста «Солнышко». 2 1 1
3.8 3 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Гусеница». 2 1 1
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
3.9 3 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Божья коровка». 2 1 1
3.10 4 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Паучок». 2 1 1
3.11 4 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Бабочка». 2 1 1
3.12 Март 1 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Фрукты и овощи». 2 1 1
3.13 1 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Улитка». 2 1 1
3.14 2 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Котенок». 2 1 1
3.15 2 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Мышка». 2 1 1
3.16 3 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Коровка». 2 1 1
3.17 3 Лепка объемной фигуры из соленого теста «Барашек». 2 1 1
IV Основы рисунка 36 16 20
4.1 4 Из истории рисунка и графики. Графические художественные материалы. 2 1 1
4.2 4 Знакомство с цветовым кругом «Цветик-семицветик». Рисуем «Радугу». 2 1 1
4.3 5 Средства выразительности - линия, пятно, штрих, точка. Передача фактуры с помощью средств выразительности. 2 1 1
4.4 5 Рисуем пальчиками «Облачко», «Снеговик», «Веточка рябины». 2 1 1
4.5 Апрель 1 Рисуем пальчиками «Цветок», «Мышка», «Уточка». 2 1 1
4.6 2 Рисуем ладошками «Морские жители», «В древнем мире». 2 1 1
4.7 2 Рисуем ладошками «Птичий двор», «Букашечки». 2 1 1
4.8 3 Рисуем ладошками «Зоопарк», «Растения». 2 1 1
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7
4.9 3 Техники рисования: штамп, трафарет, набрызг. 2 1 1
4.10 4 Техники рисования: мазок, точки, мозаика. 2 1 1
4.11 4 Техники рисования: текстурирование. 2 1 1
4.12 5 Техники рисования: лисировка, примакивание, выдувание. 2 1 1
4.13 5 Техники рисования: монотипия, диатипия, «мыльные пузырики». 2 1 1
4.14 Май 2 Техники рисования: энкаустика, гроттаж, «старая фреска». 2 1 1
4.15 2 Рисунок с применением различных техник «Скоро лето». 2 - 2
4.16 3 Рисунок с применением различных техник «В синем море». 2 - 2
4.17 3 Рисунок с применением различных техник «Неизвестные планеты». 2 - 2
4.18 4 Выставка работ. Подведение итогов учебного года. 2 2 -
Экскурсии 4 - 4
Итого 144 50 84
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
теория практика итого Вводное занятие 3 - 3 I. Аппликация из различных материалов 13 26 39 Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды.
1.1 Аппликация из природных материалов 7 14 21 1.2 Аппликация из текстильных материалов 6 12 18 II. Оригами 13 26 39 2.1 Базовые формы оригами 3 6 9 2.2 Конструирование 10 20 30 III. Лепка 10 20 30 3.1 Лепка из соленого теста 5 10 15 3.2 Лепка из пластилина 5 10 15 IV. Декупаж 4 11 15 4.1 Основы декупажа 2 2 4 4.2 Декорирование поверхностей 2 9 11 V. Рисунок 12 26 38 Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. Участие в выставках, конкурсах.
5.1 Основы рисунка 2 4 6 5.2 Рисование геометрических тел 2 4 6 5.3 Наброски и зарисовки 4 8 12 5.4 Рисование пейзажа 4 10 14 VI. Живопись 13 39 52 6.1 Основы живописи 5 10 15 6.2 Художественно-творческая деятельность 8 29 37 Итого 68 148 216 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
второго года обучения
Вводное занятие
Знакомство с программой. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы. Рекомендуемая литература.
Раздел I. Аппликация из различных материалов
1.1. Аппликация из природных материалов
Аппликации из природных материалов: сухих листьев и цветов, семян, соломки, ракушек, камешков. Приемы работы с различными материалами. Последовательность выполнения аппликации: выбор сюжета, выполнение эскиза аппликации. Способы изготовления шаблонов. Виды клеев. Приемы приклеивания материалов.
Практическая часть. Изготовление аппликации из различных материалов с применением различных техник: «Натюрморт», «Петушок», «Верба», «Собачка», «Букет», «Хуторок», «Ромашки», «Морской берег».
Экскурсия в осенний парк.
1.2 Аппликация из текстильных материалов
Классификация аппликаций из текстильных материалов: ниток, ткани, трикотажа, ваты. Приемы работы с различными материалами.
Последовательность выполнения аппликации: выбор сюжета, выполнение эскиза аппликации. Выбор материалов по цвету и фактуре. Способы изготовления шаблонов. Виды клеев. Приемы приклеивания материалов.
Практическая часть. Изготовление аппликации из различных материалов с применением различных техник: «Снежинка», «Клоун», «Одуванчик», «Улитка», «Золотая рыбка», «В лесу», «Зима».
Раздел II. Оригами
2.1 Базовые формы оригами
Основные термины: складка - «молния», зеркальная складка-«молния», рас-
крытие и расплющивание кармана.
Базовые формы для сгибания бумаги: двойной квадрат, дом, катамаран, лягушка, рыба, птица.
Искусство кусудамы. История появления кусудамы, приемы складывания и соединения модулей.
Практическая часть. Складывание базовых форм оригами – двойной квадрат, дом, катамаран, лягушка, рыба, птица.
Складывание и соединение модулей кусудамы.
2.2 Конструирование
Изображение действий на чертеже и последовательности их выполнения. Практическое выполнение моделей. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Оформление поздравительной открытки.
Практическая часть. Изготовление оригами различных видов: «Рыбка», «Лягушка», «Аквариум», «Бабочка», «Пчелка», «Дракон», «Журавлик», «Утенок», «Уточка», «Сердце», «Ангел», «Кусудама простая», «Кусудама острая».
Раздел III. Лепка
3.1 Лепка из соленого теста
Создание фактурных поверхностей на пластичных материалах. Типы рельефов: контррельеф, барельеф и горельеф. Из истории создания рельефов, барельефов.
Практическая часть. Изготовление панно из соленого теста, с применением различных техник и фактур: «Кот», «Друзья», «Хутор»; изготовление рельефа «Бабочка».
3.2. Лепка из пластилина
Свойства пластилина. Различные способы получения «расписного» пластилина: раскатывание, смешивание, резка. Знакомство со скульптурной лепкой. Лучшие скульпторы и их творения. Характерные особенности фигуры животных, птиц. Фигура в покое, в движении. Лепка шерсти животного, перьев птиц с помощью специальных инструментов. Использование фольги, спичек, зубочисток для устойчивого крепления фигур.
Практическая часть. Лепка из пластилина, с применением различных техник и фактур: «Собачка», «Курочка», «Черепаха»; изготовление панно из пластилина и соленого теста, с применением различных техник и фактур: «Осенний ветер», изготовление барельефа «Бабочка».
Раздел IV. Декупаж
4.1 Основы декупажа
Из истории декупажа. Материалы и инструменты. Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага
Приемы и техники работ: вырезание, декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом. Наклеивание салфеток различными способами
Лакировка – понятие о различных типах лаков.
Практическая часть. Изготовление пробного изделия в технике декупаж.
4.2. Декорирование поверхностей
Подготовка поверхности. Вырезание, наклеивание, лакировка поверхностей. Использование контуров, акриловых красок.
Практическая часть. Изготовление панно: «Цветок», «Бабочки», «Фантазия». Оформление рамки для фотографии в технике декупаж.
Раздел V. Рисунок
5.1. Основы рисунка
Из истории рисунка. Рисунок – вид графики. Восприятие и изображение формы. Графические художественные материалы. Техники рисования: штамп, трафарет, набрызг, мазок, точки, мозаика, текстурирование, лисировка, примакивание, выдувание, монотипия, диатипия, «мыльные пузырики», гроттаж, «старая фреска». Передача фактуры предметов.
Практическая часть. Рисунок с применением сочетания различных техник и графических художественных материалов. Рисунок с применением передачи фактурных поверхностей.
Экскурсия в картинную галерею.
5.2. Рисование геометрических тел
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, призма. Последовательность рисования геометрических тел. Светотень, пропорции и перспектива.
Практическая часть. Рисование геометрических тел с применением светотени, пропорций, перспективы.
5.3. Наброски и зарисовки
Рисование трав и цветов, ветвей и деревьев. Выполнение акварельных набросков. Экспериментирование цветом – превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение листьев и цветов. Использование в рисунках точек, линий, мазков, пятен.
Рисование зверей и птиц. Передача красоты оперенья, движения. Передача характерных особенностей формы, шерсти, движения животных.
Практическая часть Рисование трав и цветов, ветвей и деревьев. Рисование зверей и птиц.
5.4. Рисование пейзажа
Пейзаж – как жанр искусства. Виды изобразительных материалов. Виды пейзажа. Последовательность рисования пейзажа: этюд, набросок, линейная и воздушная перспектива, рисование заднего и переднего плана, разработка пейзажа в цвете.
Практическая часть. Изображение объектов природы по памяти и представлению графическими средствами. Рисование пейзажа.
Раздел VI. Живопись
6.1 Основы живописи
Из истории живописи. Живопись – искусство цвета. Многообразие жанров живописи. Восприятие и символика цвета. О природе цвета. Знакомство с цветовым кругом – основные, составные и дополнительные цвета. Правила, приемы и средства композиции. Ритм. Выявление сюжетно-композиционного центра. Живописные художественные материалы и техники работы.
Практическая часть. Построение системы цветовых кругов. Получение цветового разнообразия на основе соединения определенного цветового тона с белым и черным.
6.2 Художественно-творческая деятельность
Последовательность выполнения живописного произведения. Натюрморт из природных и рукотворных форм (фрукты, овощи, бытовая утварь). Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Составление декоративных композиций.
Практическая часть. Изображение натюрморта из бытовых предметов, в различных техниках.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения (216 часов)
№ п\п Месяц Неделя Тема Часы
Всего Теория Практика
1 2 3 4 5 6 7
Сентябрь 1 Вводное занятие. Знакомство с программой. Правило ТБ на занятиях. 3 3 -
I Аппликация из различных материалов 39 13 26
1.1 1 Виды аппликации, материалы, применяемые при выполнении аппликации. Аппликация из бумаги «Зима» с элементами симметричного вырезания. 3 1 2
1.2 2 Аппликация-мозаика из бумаги «Натюрморт». 3 1 2
1.3 2 Объемная аппликация из бумажных полос «Петушок». 3 1 2
1.4 3 Аппликация из цельной нити «Снежинка», «Клоун». 3 1 2
1.5 3 Аппликация из резаных нитей «Одуванчик». 3 1 2
1.6 4 Аппликация из скрученных ниток «Улитка». 3 1 2
1.7 4 Аппликация из распущенного трикотажа «Золотая рыбка». 3 1 2
1.8 5 Аппликация из сжатой ткани «В лесу». 3 1 2
1.9 Октябрь 1 Аппликация из ваты «Верба», «Собачка». 3 1 2
1.10 2 Аппликация из сухих листьев и цветов «Букет». 3 1 2
1.11 2 Аппликация из соломки «Хуторок». 3 1 2
1.12 3 Аппликация из семян и косточек «Ромашки». 3 1 2
1.13 3 Аппликация из камушков и ракушек «Морской берег». 3 1 2
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
II Оригами 39 13 26
2.1 4 Условные обозначения, термины и базовые формы оригами. Оригами «Рыбка». 3 1 2
2.2 4 Оригами «Лягушка». 3 1 2
2.3 5 Оригами-композиция «Аквариум». 3 1 2
2.4 Ноябрь 1 Оригами «Бабочка». 3 1 2
2.5 1 Оригами «Пчелка». 3 1 2
2.6 2 Оригами «Дракон». 3 1 2
2.7 2 Оригами «Журавлик». 3 1 2
2.8 3 Оригами «Утенок». 3 1 2
2.9 3 Оригами «Уточка». 3 1 2
2.10 4 Оригами «Сердце». 3 1 2
2.11 4 Оригами «Ангел». 3 1 2
2.12 5 Оригами «Кусудама простая». 3 1 2
2.13 5 Оригами «Кусудама острая». 3 1 2
III Лепка (соленое тесто, пластилин) 30 10 20
3.1 Декабрь 2 Создание фактурных поверхностей на пластичных материалах 3 1 2
3.2 3 «Расписной» пластилин – раскатывание. Лепка из пластилина «Собачка». 3 1 2
3.3 3 «Расписной» пластилин – смешивание. Панно из пластилина «Осенний ветер». 3 1 2
3.4 4 Расписной» пластилин – резка. Лепка из пластилина «Курочка». 3 1 2
3.5 4 Лепка из пластилина «Черепаха», с применением различных техник и фактур. 3 1 2
3.6 Январь 2 Панно из соленого теста «Кот» с применением различных техник и фактур. 3 1 2
3.7 3 Панно из соленого теста «Друзья» с применением различных техник и фактур. 3 1 2
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
3.8 3 Панно из соленого теста «Хутор» с применением различных техник и фактур. 3 1 2
3.9 4 Из истории создания рельефов. Рельеф «Бабочка». 3 1 2
3.10 4 Из истории создания барельефов. Барельеф «Бабочка». 3 1 2
IV Декупаж 15 4 11
4.1 Февраль 1 Материалы и инструменты. Приемы и техники работы. 3 2 1
4.2 1 Панно «Цветок». 3 1 2
4.3 2 Панно «Бабочки». 3 - 3
4.4 2 Панно «Фантазия». 3 - 3
4.5 3 Оформление рамки для фотографии в технике декупаж. 3 1 2
V Рисунок 30 10 20
5.1 3 Из истории рисунка. Рисунок – вид графики. Восприятие и изображение формы. 3 1 2
5.2 4 Свет и тень. 3 1 2
5.3 4 Пропорции. 3 1 2
5.4 Март 1 Перспектива. 3 1 2
5.5 1 Графические художественные материалы и техники. Передача фактуры предметов. 3 1 2
5.6 2 Рисование геометрических тел. Последовательность рисования геометрических тел. 3 1 2
5.7 2 Рисование трав и цветов. 3 1 2
5.8 3 Рисование ветвей и деревьев. 3 1 2
5.9 3 Рисование пейзажа. Последовательность рисования пейзажа. 3 1 2
5.10 4 Рисование зверей и птиц. 3 1 2
VI Живопись 54 18 36
6.1 4 Из истории живописи. Живопись – искусство цвета. Многообразие жанров живописи. 3 1 2
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7
6.2 Апрель 1 Восприятие и символика цвета. О природе цвета. Знакомство с цветовым кругом – основные, составные и дополнительные цвета. 6 2 4
6.3 2 Основные характеристики цвета. Локальный цвет. 6 2 4
6.4 3 Цветовые контрасты. Смешение цветов. 3 1 2
6.5 3-4 Колорит. Типы цветовых гармоний. 6 2 4
6.6 4 Правила, приемы и средства композиции. Ритм. 3 1 2
6.7 5 Выявление сюжетно-композиционного центра. 3 1 2
6.8 Май 1 Живописные художественные материалы и техники работы. Последовательность выполнения живописного произведения. 3 1 2
6.9 2-3 Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Акварель. 9 2 7
6.10 3-4 Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь. 9 2 7
6.11 5 Выставка работ. Подведение итогов учебного года. 3 3 -
Экскурсии 6 6 -
Итого 216 71 145
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения (216 часов)
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
теория практика итого Вводное занятие 3 - 3 I. Тиснение. Бумагопластика 9 18 27 Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. Участие в выставках, конкурсах
1.1 Тиснение по бумаге и пергаменту 4 8 12 1.2 Бумагопластика 5 10 15 II. Квилинг 8 28 36 2.1 Основы квилинга 4 8 12 2.2 Изготовление изделий в технике квилинг 4 20 24 III. Киригами 4 8 12 3.1 Основы киригами 2 - 2 3.2 Изготовление изделий в технике киригами 2 8 10 IV. Народное декоративно-прикладное искусство 14 49 63 Выставка работ; выполнение работы по заданию педагога; тестирование, ребусы кроссворды. Участие в выставках, конкурсах.
4.1 Роспись 9 29 38 4.2 Народная игрушка 5 20 25 V. Коллаж 6 15 21 5.1 Основы коллажа 3 - 3 5.2 Изготовление коллажей 3 15 18 VI. Живопись 13 41 54 6.1 Рисование пейзажа 5 20 25 6.2 Рисование человека 8 21 29 Итого 57 159 216 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
третьего года обучения
Вводное занятие
Знакомство с программой. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приемы работы. Рекомендуемая литература.
Раздел I. Тиснение. Бумагопластика
1.1. Тиснение по бумаге и пергаменту
Виды тиснения: сухое (тиснение и текстурирование), влажный эмбоссинг, комбинированный. Материалы и инструменты, трафареты. Виды бумаги. Приемы и техники работы с пергаментом и бумагой.
Практическая часть. Тиснение по пергаменту – изготовление открытки «Розовый сад». Тиснение по бумаге – изготовление открытки «Примула», «Цветение яблони».
1.2 Бумагопластика
Из истории бумагопластики. Материалы и инструменты: резак, шило, ножницы, спицы, пробойники. Виды бумаги. Клеи. Приемы и техники. Выбор технических приёмов. Последовательность выполнения: выбор сюжета; подбор бумаги по цвету и качеству; наложение фона на основу; тонирование бумаги; изготовление объемных деталей, при помощи инструментов для работы с бумагой; раскладывание их на фоне; оформление готовой работы.
Практическая часть. Изготовление открытки: «Ветка сирени», «Лилия», «Фиалка»; изготовление панно: «Северное сияние», «Летняя прогулка».
Экскурсия на городскую выставку творческих работ
Раздел II. Квилинг
2.1 Основы квилинга
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квилинга. Материалы и инструменты. Приемы и техники работы. Техника безопасности. Вырезание полосок для квилинга. Основные правила работы. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
Практическая часть. Изготовление основных форм квилинга – «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».
2.2 Конструирование
Основные формы. «Завитки», «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квилинга. Композиция, изделие из основных форм. Изготовление бахромчатых цветов. Подбор цветовой гаммы.
Практическая часть. Изготовление основных форм квилинга – «Завитки», «Спирали в виде стружки». Изготовление открытки: «Крокусы», «Каменный цветок», «Хризантемы»; изготовление панно: «Орхидея», «Дачные радости», «Корзина с фиалками»; изготовление шкатулки «Розочки».
Раздел III. Киригами
3.1. Основы киригами
Киригами – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Из истории появления киригами. Материалы и инструменты. Приемы и техники работы.
3.2. Изготовление изделий в технике киригами
Схемы, шаблоны для киригами. Правила складывания бумаги. Правила перевода рисунка. Приемы вырезания. Оформление готовой работы.
Практическая часть. Изготовление закладки для книги «Монограмма». Изготовление панно «Свеча». Оформление рамки для фотографии «Дубовые листья».
Раздел IV. Народное декоративно-прикладное искусство
4.1. Роспись
Виды и структура орнаментов. Многообразие и единство орнаментальных
мотивов. Стилизация природных форм. Роспись по дереву (Хохлома, Городец,
Жостово, Гжель). Керамика. Лепка посуды.
Практическая часть. Роспись по дереву (Хохлома, Городец, Жостово). Лепка и роспись посуды под Гжель.
4.2. Народная игрушка
Из истории русской глиняной игрушки: Дымковская, Каргапольская, Городецкая, Филимоновская. История появления матрешки. Традиции и современность. Стилизация природных форм.
Практическая часть Лепка и роспись русских народных игрушек «Рыбка», «Лошадка», «Козлик», «Уточки», «Курочка», «Петушок», «Барыня», «Матрешка».
Экскурсия в музей, на выставку декоративно-прикладного творчества.
Раздел V. Коллаж
5.1. Основы коллажа
Коллаж – как вид художественного творчества. Коллаж – как техника работы с различными материалами. Основные понятия: объем, рельеф, фактура, цвет, фон, форма, контраст, ритм, целостность, гармония.
Материалы для композиций. Многообразие используемых природных и дополнительных материалов. Материалы плоские и объемные, разнообразие форм и фактур природного материала, богатство цветовой палитры.
5.2. Изготовление коллажей
Значение и назначение цвета в создании коллажа. Общие принципы равновесия на плоскости. Пропорции. Соотношение размеров и количества растений в композиции.
Практическая часть. Изготовление коллажа с применением различных техник и материалов: «Матрешка», «Богатырь», «Русская деревенька», «Вечер», «Белеет парус», «Полет фантазии».
Раздел VI. Живопись
6.1 Рисование пейзажа
Основные характеристики цвета. Локальный цвет. Цветовые контрасты. Смешение цветов. Колорит. Типы цветовых гармоний. Правила, приемы и средства композиции. Ритм. Выявление сюжетно-композиционного центра. Последовательность изображения пейзажа.
Практическая часть. Последовательность изображения пейзажа различными техниками: акварель по-сырому, акварель, гуашь.
Экскурсия в весенний парк.
6.2. Рисование человека
Последовательность выполнения живописного этюда головы. Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека.
Практическая часть. Последовательность выполнения живописного этюда головы: портрет, автопортрет. Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения (216 часов)
№ п\п Месяц Неделя Тема Часы
Всего Теория Практика
1 2 3 4 5 6 7
Сентябрь 1 Вводное занятие. Знакомство с программой. Правило ТБ на занятиях. 3 3 -
I 1 Тиснение по бумаге и пергаменту. Бумагопластика 27 9 18
1.1 2 Материалы и инструменты. Приемы и техники работы. 3 1 2
1.2 2 Тиснение по пергаменту. Открытка «Розовый сад». 3 1 2
1.3 3 Тиснение по бумаге. Открытка «Примула». 3 1 2
1.4 3 Тиснение по бумаге. Открытка «Цветение яблони». 3 1 2
1.5 4 Бумагопластика. Панно «Северное сияние». 3 1 2
1.6 4 Бумагопластика. Открытка «Ветка сирени». 3 1 2
1.7 5 Бумагопластика. Открытка «Лилия». 3 1 2
1.8 Октябрь 2 Бумагопластика. Открытка «Фиалка». 3 1 2
1.9 2 Бумагопластика. Панно «Летняя прогулка». 3 1 2
II Квилинг 36 8 28
2.1 3 Материалы и инструменты. Приемы и техники работы. 3 1 2
2.2 3 Открытка «Крокусы». 3 1 2
2.3 4 Открытка «Каменный цветок». 3 1 2
2.4 4 Открытка «Хризантемы». 3 1 2
2.5 5 Панно «Орхидея». 6 1 5
2.6 Ноябрь 1 Панно «Дачные радости». 6 1 5
2.7 2 Панно «Корзина с фиалками». 6 1 5
2.8 3 Шкатулка «Розочки». 6 1 5
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6 7
III Киригами 12 4 8
3.1 4 Материалы и инструменты. Приемы и техники работы. 3 1 2
3.2 4 Закладка для книги «Монограмма». 3 1 2
3.3 5 Панно «Свеча». 3 1 2
3.4 Декабрь 1 Оформление рамки для фотографии «Дубовые листья». 3 1 2
IV Народное и декоративно-прикладное искусство 63 14 49
4.1 2 Народное и декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность. 3 1 2
4.2 2 Виды и структура орнаментов. Многообразие и единство орнаментальных мотивов. 3 1 2
4.3 3 Стилизация природных форм. 3 1 2
4.4 3 Роспись по дереву. Хохлома. Городец. 3 1 2
4.5 4 Роспись по дереву. Росписи Северной Двины и Мезени. 3 1 2
4.6 4 Керамика. Гжелевская керамика. 3 1 2
4.7 5 Русская деревянная игрушка. Матрешки. 3 1 2
4.8 Январь 2 Русская глиняная игрушка. Из истории русской глиняной игрушки. Лепка игрушки «Рыбка». 3 1 2
4.9 3 Роспись игрушки. 3 - 3
4.10 3 Лепка игрушки «Лошадка», «Козлик». 3 1 2
4.11 4 Роспись игрушки. 3 - 3
4.12 4 Лепка игрушки «Уточки» 3 1 2
4.13 5 Роспись игрушки. 3 - 3
4.14 5 Лепка игрушки «Курочка», «Петушок». 3 1 2
4.15 Февраль 1 Роспись игрушки. 3 - 3
4.16 1 Лепка игрушки «Барыня», «Матрешка». 3 1 2
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7
4.17 2 Роспись игрушки. 3 - 3
4.18 2 Лепка горшочка и кринки. 3 1 2
4.19 3 Роспись горшочка и кринки под гжель. 3 - 3
4.20 3 Лепка кружки и чайника. 3 1 2
4.21 4 Роспись кружки и чайника под гжель. 3 - 3
V Коллаж 21 6 15
5.1 4 Коллаж - как вид художественного творчества. Основные понятия: объем, рельеф, фактура, цвет, фон. Материалы для коллажа. Коллаж «Матрешка». 3 1 2
5.2 Март 1 Коллаж «Богатырь». 3 1 2
5.3 2 Коллаж «Русская деревенька». 6 1 5
5.4 3 Коллаж «Вечер». 3 1 2
5.5 3 Коллаж «Белеет парус». 3 1 2
5.6 4 Коллаж из журнальных страниц «Полет фантазии». 3 1 2
VI Живопись 48 13 35
6.1 Апрель 1 Последовательность изображения пейзажа. Акварель по-сырому. 6 1 5
6.2 2 Последовательность изображения пейзажа. Акварель. 6 1 5
6.3 3-4 Последовательность изображения пейзажа. Гуашь. 9 2 7
6.4 Апрель – Май 4, 5, 1 Последовательность выполнения живописного этюда головы. Портрет. Автопортрет. 12 3 9
6.5 2-3 Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека. 12 3 9
6.6 4 Выставка работ. Подведение итогов учебного года. 3 3 -
Экскурсии 6 - 6
Итого 216 63 159
ГЛОССАРИЙ
Акварель – краски на растительном клее, которые разводятся водой.
Аппликация (от лат. Application – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Асимметрия (от греч. аsymmetria) – несоразмерность, несоответствие в расположении чего-либо.
Ахроматические цвета (нейтральные) – группа, включающая в себя черный, белый и все оттенки серого цвета.
Барельеф (от франц. низкий рельеф) – скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоской поверхности менее чем на половину объема изображаемого предмета.
Бумага (от ит. «bambaqia» - хлопок) – материал, состоящий из мелких растительных волокон, соответствующим образом обработанных и соединенных в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления.
Бумагопластика – техника, вобравшая в себя элементы всех бумажных рукоделий (складывание, вырезание, теснение и др.).
Виньетка (от франц. vignette) в книжной графике – небольшая композиция, орнаментальная или изобразительная, используется как заставка или концовка в печатном произведении.
Глина – осадочные горные породы, в основном состоящие из глинистых минералов, обладает пластичностью – при замешивании с водой образует вязкую массу, которая при высыхании сохраняет приданную форму; используется для лепки.
Городецкая роспись – вид народно-декоративного искусства, рожденный в Городецком районе Горьковской области во второй половине XIX в. Роспись применялась для украшения бытовых вещей: прялок, мебели, игрушек, дуг, саней, а также ставен, дверей, ворот. В пышном декоративном оформлении росписи– изображения коней и сказочных птиц, охоты, всадников, упряжи. Традиционные приемы городецкой росписи – широкий, свободный мазок, ритмичное расположение цветовых пятен и отделки изображения тонкими белыми и черными линиями.
Графика (от франц. graphique – линейный) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок, и печатные изображения, основанные на искусстве рисунка, но имеющие собственные выразительные средства. Делится на станковую (самостоятельные рисунки), книжную (иллюстрации и украшения к печатным изданиям), прикладную (марки, этикетки) и плакат.
Гризайль (от франц. grisaille, от gris – серый) – монохромная живопись в сером тоне. В станковой живописи применялась при выполнении эскиза. Отсюда однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.
Гроттаж (от франц. «гратте» - царапать) – техника, при которой рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности.
Гуашь (от итал. guazzo– водяная краска) – красочный материал с примесью клея и белил. Используется в основном в живописи.
Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
Декупаж (от франц. decouper – вырезать) – декоративная техника наклеивания вырезанных изображений из разнообразных материалов на различные поверхности.
Живопись («писать жизнь») – вид изобразительного искусства, произведения которого (картины, росписи, фрески и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Живопись – искусство цвета.
Жостовская роспись – искусство декоративной живописи масляными красками на металлических подносах. Возникла в начале XIX в. в селе Жостово (Московская обл.). Для жостовской росписи характерными мотивами являются фрукты, букеты, гирлянды цветов, выполненные яркими красками.
Имитация (от лат. imitatio – подделка) – воспроизведение внешнего вида декоративной отделки (например, заменители кожи обрабатываются под замшу и т. п.).
Интерьер (от франц. interieur – внутренность, внутренняя часть) – особый жанр изобразительного искусства (живописи, графики), посвященный изображению внутренних помещений. Интерьер встречается среди произведений голландской школы XVII в., в русском искусстве – среди работ школы Венецианова. Интерьер в декоративно-прикладном искусстве – отделка, оформление внутреннего помещения.
Картина – произведение живописи, обладающее самостоятельным художественным значением и законченным характером. Картина в отличие от панно не связана с определенным местом.
Квиллинг (от англ. quill – «птичье перо») – техника работы с полосками бумаги скрученных в роллы, из которых в дальнейшем делают элементы различной формы..
Киригами (от японск. вырезание бумаги) – вырезание орнаментов или даже настоящих картин из бумаги. Одна из старинных техник работы с бумагой.
Клей – раствор органических высокомолекулярных веществ (природных или искусственных), применяется для соединения различных материалов. Клеи растительные – смолы, крахмал, декстрин, каучук, казеин; клей животный – столярный; клеи синтетические – на основе жиров, целлюлозы.
Коллаж (от франц. collaqe – приклеивание, наклейка) – техника создания картины способом наклеивания плоских или объемных материалов (цветной бумаги, газет, ткани, обоев, отделочных материалов, проволоки, дерева, веревки и др). техника коллажа впервые использована художниками Пабло Пикассо и Жоржем Браком в 1912 году.
Колорит (франц. coloris, от лат. color – краска, цвет) – соотношение всех тонов и цветов в многокрасочном произведении искусства (картине, гравюре, орнаменте, аппликации и т. п.).
Колористика (цветоведение) – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.
Контраст – резкое различие свойств (формы, размеров, цвета, пластики, фактуры, направлений и т. д.).
Контрастные (дополнительные) цвета – цвета, расположенные на разных концах диаметра цветового круга.
Локальный цвет (от франц. local – местный) – термин в живописной практике, означает цвет, характерный для окраски самого предмета, а также передачу предметной окраски почти однородным цветовым пятном, лишенным цветовых оттенков, соответствующих натуре.
Миниатюра (франц. miniature) – небольшая картина, рисунок тщательной и изящной отделки.
Мозаика – изображение, выложенное из смальты, кусочков цветного непрозрачного стекла, плитки, камушков, цветной бумаги и др. это древнейшая техника украшения стен, потолков, полов храмов, дворцов.
Монотипия (от моно… и греч. tipos - отпечаток ) – буквально один отпечаток.
Монохромный (от моно... и греч. chroma – цвет) – буквально: одноцветный.
Мотив – основное изображение, повторяющееся в орнаменте.
Набивка – нанесение краски через трафарет.
Насыщенность – отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
Натура (от лат. natura – природа) – в практике изобразительного искусства: любые предметы, существа и явления, которые художник изображает, наблюдая в ходе самой работы.
Натюрморт (от франц. nature morte – мертвая натура) – жанр изобразительного искусства, объектом изображения которого являются предметы быта и труда, фрукты и овощи, различные растения, животные, птицы и др.
Нюанс – небольшое различие свойств (формы, размеров, цвета, пластики, фактуры, направлений и т. д.).
Оригами (от японск. сложенная бумага) – одно из традиционных японских искусств создания различного рода трех мерных и плоских фигурок, а также орнаментальных объектов. Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц.
Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Основным структурообразующим свойством орнамента является ритм.
Основные цвета – цвета, которые невозможно получить при смешивании каких-либо красок.
Палитра – небольшая тонкая доска прямоугольной, овальной или другой формы из дерева или белого пластика для смешивания красок.
Панно (франц. panneau – кусок ткани) – картина, предназначенная для постоянного заполнения определенных участков стены или потолка.
Паспарту (франц. passe-partout – буквально: проходит повсюду) – картонная рамка с вырезом в середине для портрета, картины.
Пейзаж (франц. paysage) – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению природы, вида местности, ландшафта.
Перспектива (франц. perspective) – изображение близких предметов (передний план) более крупно, чем удаленных (средний и задний планы); вид вдаль, на далеко находящиеся предметы.
Пластилин (от греч. plastos – лепной) – масса из глины с некоторыми примесями, препятствующими ее высыханию, предназначена для лепки.
Полихромный (от поли... и chroma – цвет) – многоцветность (не менее 2 цветов).
Портрет – жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
Пропорция (лат. proportio – соразмерность) – термин в изобразительном искусстве, которым определяется взаимоотношение частей живописного или скульптурного произведения по их величине и отношению к целому.
Раппорт – повторяющиеся элементы орнамента (мотив).
Рисунок – какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.
Ритм (греч. rhythmos) – термин в изобразительном искусстве, означает равномерное чередование каких-либо элементов произведения.
Рельеф (от лат. relevo – поднимаю) – скульптурное изображение на плоскости.
Светлота – интенсивность светлого излучения, т. е. насколько цвет светлее или темнее по сравнению с другим (наличие белого или черного пигмента).
Силуэт (франц. silhouette) – по имени французского министра XVIII в. Э. де Силуэта, на которого была исполнена карикатура в виде теневого профиля без прорисовки деталей внутри контура. Характерное очертание предмета. Силуэт рисуют, как правило, тушью или белилами либо вырезают из бумаги и наклеивают на фон. Получается темное пятно на светлом фоне или светлое пятно на темном. Искусство силуэта требует большой четкости и выразительности изображения.
Символ (греч. symbolon) – условный знак.
Символика– выражение идей, понятий с помощью символов.
Симметрия (от греч. symmetria) – соразмерность, соответствие в расположении чего-либо.
Составные (производные) цвета – цвета, полученные при смешивании основных цветов.
Стека – инструмент скульптора, с помощью которого пластичным материалам придается форма.
Стилизация (франц. stylisation) – 1) в изобразительном искусстве подражание какому-либо стилю прошлого; 2) упрощенно-схематическое изображение в орнаментах предметных форм, сведенное к определенному стилевому единству.
Стиль (франц. style) –совокупность основных особенностей творчества (например, изобразительных средств), присущих данному художнику.
Сюжет (франц. sujet) – в изобразительном искусстве определенное конкретное художественное воплощение явления, события.
Теплые цвета – цвета, ассоциирующиеся с чем-то теплым – солнце, огнь, дают ощущение тепла.
Тиснение – нанесение изображения давлением.
Тождество (подобие) – повторение элемента, который встречается в различных вариантах.
Тон – в живописи качество, оттенок цвета.
Тонирование – изменение в окраске.
Тонировка – декоративная отделка материала.
Трафарет (итал. traforo – продырявливание) – простейшая техника размножения несложных рисунков и орнаментов. На листе тонкого картона (реже дерева и других материалов) прорезают подлежащий воспроизведению рисунок.
Узор – сочетание линий, форм, красок, располагающихся в определенном порядке и создающих декоративный эффект. Узор может быть создан природой или человеком.
Фактура (от лат. factura – делание) – особенности отделки или строения поверхности какого-либо предмета.
Фломастер («цветной художник») – автоматическое перо, в котором стержни наполнены специальными чернилами.
Фон (франц. fond – основа) – в живописи та часть поверхности, на которой выделяются главные элементы композиции.
Форма (лат. forma) – наружный вид, внешнее очертание.
Холодные цвета – цвета, ассоциирующиеся с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, лунным светом, дают ощущение холода.
Хохломская роспись – вид русского народного искусства декоративной росписи деревянных изделий (посуда, мебель, дуги, коромысла). Для хохломской росписи характерны растительный узор, элементы которого хранят реальные черты родной природы («травка», «яблочко», «ягодка»), и определенная красочная гамма, построенная на сочетаниях киновари с черным цветом и золотом.
Хроматические цвета – спектральные цвета, так называемые «цветные».
Цвет – ощущение, возникающее в органе зрения (глаз) человека, при воздействии на него света отраженного от предметов окружающего мира.
Штрих (нем. Strich) – черта, линия.
Цветовой тон – само название цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
Эскиз (франц. esguisse) – предварительное изображение, набросок; в изобразительном искусстве – художественное произведение вспомогательного характера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
Антипова, М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками [Текст] /М.А. Антипова – Ростов н\Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с., ил.
Афонькин, С.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане [Текст]/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина – СПб: Химия, 1994. – 64с., ил.
Афонькин, С.Ю. Оригами. Собаки и коты – бумажные хвосты [Текст] /С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина – СПб: Химия, 1994. – 64с., ил.
Горичева, В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок [Текст]/ В.С. Горичева, Т.В. Филиппова – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 96 с., ил.
Давыдова, Т.Н. Рисуем пальчиками и ладошками. Детское творчество [Текст]/Т.Н. Давыдова – М.: Стрекоза, 2010. – 20с., ил.
Зайцева, А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. [Текст]/ А.А. Зайцева – М.: Эксмо, 2010. – 192с.: ил.
Пицык, А.А. Игрушки из соленого теста [Текст]/ А.А. Пицык – М.: Мир книги, 2010. – 64с., ил.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студ. пед. вузов. / Н.М. Сокольникова, М.: Академия, 1999. – 368с., 12 л. ил: ил.
Солнцева, В.А. 200 упражнений для развития обшей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов [Текст]: В.А.Солнцева, Т.В. Белова – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 93с., ил.
Тойбнер, А. Лучшие поделки из бумаги, картона [Текст] /А. Тойбнер, Н. Болгерт, Р. Крумбахер – Ярославль: Академия развития, 2008. – 48с., ил.
Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст] /А.А. Фатеева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с., ил.
Халезова, Н.Б. Народная пластика декоративная лепка [Текст] /Н.Б. Халезова – М.: Просвещение, 1984. – 112с., ил.
Эм, А. Оригами [Текст]/ А. Эм – Минск: Харвест, 2010. – 256с., ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
Бельдюкова, Н. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин [Текст]/ Н. Бельдюкова, С. Петров, В. Кард – М.: Эксмо – пресс; СПб.:Валерии СПД, 2001. – 224с., ил.
Воловик, А.Ф. Все о рисовании [Текст]/ А.Ф. Воловик – М.: Эксмо, 2000. – 92с., ил.
Каменева, Е.О. Твоя палитра [Текст] /Е.О. Каменева – М.: Детская литература, 1998. – 64с., ил.
Кутафьева, Н. Оригами. Бумажный конструктор для детей [Текст] /Н. Кутафьева – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1994. – 72с., ил.
Крупин, В.Н. В дымковской слободе [Текст]/ В.Н. Крупин – М.: Малыш, 1989. – 92с., ил.
Проснякова, Т.Н. Уроки мастерства [Текст]/ Т.Н. Проснякова – Самара: Учебная литература, 2003. – 120с., ил.
Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика [Текст]/ С. Соколова – М.:Изд-во Эксм; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 176с., ил.
Чаварра, Х. Ручная лепка [Текст]/ Х. Чаварра – М.: Издательство АСТ, 2003. – 64с., ил.
Черныш, И.В. Удивительная бумага [Текст]/ И.В. Черныш – М.: АСТ – пресс, 1999. – 112с., ил.

Приложенные файлы


Добавить комментарий