Презентация по музыкальной литературе Георгий Свиридов. К 100-летию последнего представителя русской классической музыки


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

____________________________________________________________ «К 100-летию «последнего представителя русской классической музыки»» Выполнили: Багаутдинова А., Линькова В.,VII класс МБУДО «ДМШ №1» Кировского района г. КазаниПедагог-куратор: Белицкая В.К. ____________________________________________________________ Г.В.Свиридова называли «последним представителем русской классической музыки». Очень рано Свиридов оказался в числе признанных классиков советской музыки. ____________________________________________________________ Это композитор, создавший свой мир в современной музыке – мир великого вдохновения и такого же совершенства. Его музыка вошла в нашу жизнь естественно и органично.Он писал: «Хочется со всей силой напомнить о… возвышающей функции музыкального искусства, о том, что музыка предназначена для духовного совершенствования человека». ____________________________________________________________ «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквах. У нас другие цели, другие задачи, иными чертами определяется наше искусство. Но мне хочется, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы», - говорил композитор. ____________________________________________________________ Георгий Свиридов родился 16 декабря 1915 г. в маленьком провинциальном городке Фатеж Курской губернии. Фатеж, Курская область, 1966 г. ____________________________________________________________ Родители композитора Отец будущего композитора был почтовым служащим, мать – учительницей. ____________________________________________________________ Интерес мальчика к музыке, к народной песне проявился очень рано. С малых лет окружали его народные песни, танцы звучание народных наигрышей. ____________________________________________________________ Василий Свиридов – отец композитора Революционные события наложили глубокий отпечаток на судьбу этой семьи. Отец погиб в 1919 году, тогда же от болезни и голода умерли дед и родной брат композитора, а дядя был вынужден навсегда покинуть Россию в составе Добровольческой армии. ____________________________________________________________ После гибели главы семьи мать и сын переехали в Курск. Первым музыкальным инструментом Юрия (как называли Свиридова в детстве) стала балалайка. Самостоятельно научишись играть на ней, мальчик поступил в самодеятельный оркестр народных инструментов. ____________________________________________________________ В 1929 году он отправился на вступительные испытания в музыкальную школу. На экзамене требовалось сыграть что-нибудь на рояле, но так как никакого фортепианного репертуара у Свиридова не было, он исполнил марш собственного сочинения, который произвел на комиссию большое впечатлении. Георгий Свиридов, 1930 г. ____________________________________________________________ В 1932 г. Свиридов поступает в Ленинградский центральный музыкальный техникум. Учиться было нелегко. Помогать было некому, поэтому юноша играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Но желание учиться помогло преодолеть все трудности. ____________________________________________________________ Вокальный цикл из шести романсов на стихи Пушкина, созданный выпускником техникума, сразу же принес известность 20-летнему композитору. Талант Свиридова стал настоящим открытием советского искусства. Цикл исполняли все – от студентов консерватории до известных певцов, а автора, 19-летнего студента техникума, приняли в Союз композиторов СССР (небывалый случай в практике этой организации). Георгий Свиридов, 1936 г. ____________________________________________________________ Уже будучи членом Союза композиторов, в 1936 г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. С 1937 г. до окончания консерватории он учился в классе у Д.Д.Шостаковича. В студенческие годы Свиридов испытывал большое внимание Шостаковича, у которого прошел серьезную, строгую школу, изучал классическое наследие и глубоко осваивал музыку XX столетия. Д.Д.Шостакович и Г.В.Свиридов,1940 г. Д.Д.Шостакович ____________________________________________________________ В это же время им был написан вокальный цикл «Слободская лирика», в который вошли шесть романсов на стихи А.Прокофьева. Это была первая проба композитора в работе с советской поэзией. Русский советский поэтАлександр Прокофьев ____________________________________________________________ 1950 г. был ознаменован появлением вокальной поэмы «Страна отцов» на стихи армянского поэта Аветика Исаакяна, которая стала началом периода творческой зрелости. Аветик Исаакян – известный армянский поэт и прозаик ____________________________________________________________ Именно Свиридову советская музыка обя­зана широко развернувшимся ораториальным движением в 50—70-е гг. Он как бы вдохнул в этот жанр новую струю и подтолкнул к нему многих композиторов. Для него оратория — сжатое выражение напряженных мыслей о Ро­дине, о пережитых событиях истории страны, мысли, выраженной единством музыки и самой высокой классической поэзии. Его оратории можно разделить на серии. В центре — серия музыкальных антологий — портретов выдаю­щихся поэтов: Есенин, Пушкин, Маяковский, Блок, Пастернак. Мудрость и ясность Пушкина, весенний ро­мантизм Блока, интеллектуализм Пастернака, конфликтность Есенина, простое благородство Бернса, народная песня и духовный стих — все это привлекает Свиридова к союзу с музыкой. ____________________________________________________________ Он всегда был требователен к своей работе, по­этому очень долго и скрупулезно прорабатывал каждую деталь. «Я даю сочинению «отлежать­ся». Рассматриваю его со всех сторон и безжа­лостно отсекаю все, что кажется мне лишним... Не нужно бояться еще и еще раз переделывать сочинение. Не бояться работы!» — так говорил композитор. Маэстро за работой ____________________________________________________________ Всенародную популярность приобрела завершающая часть сюиты «Время, вперед!». В исключительно яркой, энергичной пьесе реализуется идея безостановочно бегущего времени. Трудно сосчитать кинофильмы, теле- и радиопередачи, в которых она использовалась за годы своего существования. Фрагмент музыкальной темы из последней части сюиты стал позывными новостей на Центральном Телевидении в оригинале, и затем на Первом канале в аранжировке. Сюита использовалась в постановке церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. ____________________________________________________________ Свиридов неоднократно возвращался к теме русской глубинки. В одном из подобных произведений он мысленно обратился к местам, где родился: «Часто я вспоминаю свою Родину – Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края – особенно... Как они прекрасны, как они оригинальны,...какая радость – слушать их. Учитель Свиридова Д.Д.Шостакович тонко подметил важную черту «Курских песен»: «Здесь мало нот, но много музыки». В.Мурадели, Г.Свиридов и Д.Шостакович на заседании союза композиторов ____________________________________________________________ Место Г. Свиридова в современной музы­кальной культуре глубоко оригинально. «Вечно русское искусство вне вре­мени и, может быть, даже вне нашей эпохи», — писала одна зарубежная газета. Но это не так. Свиридов — важное звено в цепи многовеково­го развития русской культуры. ____________________________________________________________ Свиридов всегда творил согласно собственному девизу: «Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию Истины Мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта истина». Дом-музей на родине Г.В.Свиридова в городе Фатеж ____________________________________________________________ В конце прошлого века академик Д.Лихачев сказал о композиторе: «Г.В.Свиридов – русский гений, который по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры». Академик Дмитрий Лихачев ____________________________________________________________ Наверное, значение и духовное содержание творчества Г.В.Свиридова гораздо больше того, что мы можем о нем сказать. Поэтому лучше в очередной раз послушать его музыку и соприкоснуться с настоящим ИСКУССТВОМ настоящего МАЭСТРО, который умер в канун Рождественского сочельника в 1998 г. Памятник Г.В.Свиридову в Курске

Приложенные файлы


Добавить комментарий