Презентация по русскому языку на тему Синтаксические фигуры (9 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Синтаксическое богатство русского языка Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. О причине этих возможностей задумывались лингвисты и писатели. И. Эренбург писал:«Он (язык) обладает свободой, не существующей в других европейских языках: от перестановки слов во фразе меняется смысл. Эта свобода… предоставляет писателю безграничные возможности…»Итак, отличительной чертой русского синтаксиса является свобода передвижения слов внутри предложения. Мысль: учитель должен учить.Варианты передачи мысли:Обязанность учителя – учить.Учитель должен быть учителем.Учителю надо учить.Учитель – и будь учителем.Ты учитель – ты и учи.Что же учителю и делать, как не учить!Кому и учить, как не учителю?! 1. Экспрессивное использование предложений разного типа:1) Односоставные предложения , как на фотографии, запечатлевают одно мгновение, кадр.Расставанье Маленький городок. Северный говорок.Выцветшая луна.Северная Двина. Рябь темно-серых вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме.(К. Ваншенкин) 1. Экспрессивное использование предложений разного типа:2) Огромными изобразительными возможностями обладает такое синтаксическое явление, как период.Период – длинное сложное предложение, характеризующееся значительной полнотой и законченностью выражения мысли, а интонационно – повышением и понижением интонации. А.А. Фет Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света,                Этот синий свод,Этот крик и вереницы,Эти стаи, эти птицы,                 Этот говор вод,Эти ивы и березы,Эти капли - эти слезы,                  Этот пух - не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы,                  Этот зык и свист,Эти зори без затменья,Этот вздох ночной селенья,                  Эта ночь без сна,Эта мгла и жар постели,Эта дробь и эти трели,                  Это всё - весна.  1. Экспрессивное использование предложений разного типа:3) Сравнительный оборот, придаточное сравнения:Застыл, как изваяние.Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло. 2. Стилистические фигуры речи.Для усиления образно-выразительной функции художественной речи широко используются особые синтаксические построения – фигуры речи.Фигуры речи делятся на группы:Риторические фигурыФигуры повтораФигуры убавленияФигуры перемещения 1) Риторический фигурыэто группа фигур, распознаваемая по пунктуации. Они предполагают наличие собеседника, но участие в речи не требуется. Риторическими могут быть вопрос, умолчание, восклицание, обращение.« Погиб поэт!..» Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи». Риторическое умолчаниериторическая фигура, стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!И. Бунин 2) Фигуры повтораанафора, эпифораМногосоюзие, или полисиндетон, — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь. А.С. Пушкин 3) Фигуры убавленияЭллипсис (эллипс) – это пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Эллипсис используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (В.А. Жуковский). Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком. (А.Т. Твардовский). Бессою́зие, или аси́ндетон, стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин) Силлепс(ис) синтаксическое оформление семантически  неоднородных элементов в виде ряда однородных членов предложения.«Я пил чай с коньяком и поручиком».«Шёл дождь и два студента, один в галошах, а второй в университет». (Д.Давыдов) 4) Фигуры перемещенияГрадация – выстраивание ОЧП по усилению или ослаблению признака или действия.Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц.)Инверсия – нарушение привычного порядка слов. Сравнится ль что в моих стихах С нежнейшей матери слезами?(В. А. Жуковский). Синтаксический параллелизмодинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. «Летал сокол по небу,       Гулял молодец по свету». (УНТ)«Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье…»(Ф.И. Тютчев) 3. Синтаксический переносэто несовпадение конца предложения с границами стиха, когда синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в конце его. Служит для выделения значимых слов в стихе, иногда выполняет чисто ритмические функции, создавая своеобразные ритмические ходы, часто употребляется в драматическом стихе, где облегчает создание разговорной интонации. «Раз он спал  У невской пристани. Дни лета  Клонились к осени. Дышал  Ненастный ветер...» (А. С. Пушкин). 4. Парцелляция такое членение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. В вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.(А. Блок) Изобразительные возможности русского синтаксиса:Экспрессивное использование предложений (односоставные предложения, период).Стилистические фигуры речи:Риторические фигурыФигуры повтораФигуры убавленияФигуры перемещения3. Синтаксический перенос.4. Парцелляция.

Приложенные файлы


Добавить комментарий