Внеурочное занятие Зайчик на пальчик

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
Щелковского муниципального района
Московской области




МАСТЕРОВОЙ
ДВОР
Народные промыслы Щёлковского района


Учитель технологии Ковальчук О.О.






г. Щёлково – 3
2014 год

Тема: «Народные промыслы Щёлковского района. Мастеровой двор»
Задачи мероприятия:
1.Познакомиться с историей возникновения народных промыслов Подмосковья и Щелковского района.
1.Познакомить учащихся с одним из направлений декоративно-прикладного искусства – народной тряпичной куклой
3.Научить изготавливать тряпичных кукол.
Оборудование:
1. Выставка детских работ (куклы-обереги, аппликация, игрушки из лоскутков) и рисунков, и книжной выставки «Праздник своими руками»
2. Презентация «Народные промыслы»
3. Мультимедиа установка, шаблоны на каждого ребёнка для изготовления игрушки «зайчик на пальчик».
Ход занятия.
СЛАЙД
ТЕКСТ


Возникновение народных промыслов
В древности, наравне с изготовлением орудий труда и прочими «хозяйственными» потребностями у людей возникало желание украсить себя и свое жилое пространство. Роспись глиняной посуды, культовые скульптуры и т. п. были широко распространены уже в Каменном веке.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Древнерусское искусство своими корнями уходит в далекие дохристианские времена. В чем-то наивные, изделия народных мастеров того периода отражали близость людей к природе, их мировоззрение. Тонкое ощущение красоты, самобытные стили, техники не только сохранились в народе, но и успешно процветали. Стали возникать кустарные промыслы. Умельцы вручную изготавливали свои изделия и продавали их на ярмарках.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Шло время, развивалась наука и техника, и на территории Щелковского района уже в XVIII в. началось интенсивное промышленное развитие. В начале 18 в. (1708 г.) на Клязьме был построен завод по производству кожевенной амуниции дли армии, в 1749 г. в с. Фряново начала работать шелкоткацкая мануфактура. Щелковский край был одним из ранних и наиболее значительных центров кустарного шелкоткачества в России. В XIX в. здесь на базе кустарных промыслов стали возникать одна за другой мануфактуры, позже появились фабрики.
Самой значительной в шелковой промышленности XIX в. называли мануфактуру И. М. Кондрашева. Она выпускала ткани на продажу, выполняла заказы на выделку самых богатых и трудоемких материй для императорских дворцов и гардероба императрицы. Продукция фабрики в разные годы удостаивалась золотых медалей, в 1835 г.  большой золотой мануфактурной медали, а в 1841 г.  медали Варшавской мануфактурной выставки.


Конечно, при таком развитии промышленности, маленькие кустарные мастерские не могли конкурировать с большими фабриками, т.к. и количество выпускаемой продукции было меньше, а цена за ручную работу выше. К счастью, мастерство изготовления художественных изделий не было забыто. Навыки передавались из поколения в поколения в деревнях, издревле занимавшихся тем или иным промыслом. И по сегодняшний день эти традиции живы, являясь незаменимой составляющей российской культуры.


В Щёлковском историко-краеведческом музее в 2012 году проходила выставка «Этнографические куклы Галины Масленниковой».
Галина Масленникова входит в число самых известных московских художников по куклам и уже более 16 лет успешно руководит созданной ею в Москве производственно-художественной мастерской «Русские куклы». «Галина Масленникова возродила и продолжает традиции артельного производства русской художественной куклы, утраченные в начале XX века.
Как и сто лет назад, изготовление кукол в мастерской ведется артельно (в каждую куклу вложен труд 10–12 человек), вручную, и все кукольные этнографические костюмы и кукольные композиции из жизни русской деревни XIX в. разрабатываются с исторической точностью с использованием только натуральных материалов.


Народная тряпичная кукла
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Через игру в куклы ребенок учился вести хозяйство, у него формировался образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию. Ещё до рождения ребёнка родители делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла “ обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним.
Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу в дорогу.
В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
Пока дети были маленькими, куклы им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую «потешку» уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.


Показ слайдов, иллюстрирующих разные виды кукол.


Ведущий с учениками 7 класса проводит мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Зайчик на пальчик»


Итак, сегодня вы познакомились с маленькой частью народного творчества. Декоративно-прикладное искусство огромно и многогранно. Народное искусство не поддаётся моде, оно традиционно, в нём есть свои законы, и оно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа.
Вот этих шедевров не будь,
Наверное, умер бы с горя я.
Здесь русской души раскрывается суть,
Здесь нашего края история.








Мастер-класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Понадобится:
- цветная ткань 30х10см,
- ленточка,
- вата.
 
Технология изготовления:
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Подготавливаем ткань нужного размера.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Складываем ткань пополам.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Загибаем ткань внутрь таким образом, что бы получились треугольные ушки.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Завязываем ушки ниткой.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вставляем внутрь кусочек ваты и перевязываем головку зайчика ниткой.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Переворачиваем зайчика. И с противоположной голове стороны, загибаем немного ткани внутрь два раза.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Перегибаем ткань таким образом, что бы ручки оказались под головой зайчика.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Завязываем зайчика по талии ниткой.
  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Серединой ленточки обхватываем зайчика за шею.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Затем сзади перекрещиваем концы ленточки.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]И завязываем ленточку уже спереди зайчика на талии.
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Завязываем бантик.
  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Обхватываем второй ленточкой ушки зайчика.
 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Завязываем концы ленточки сзади головы.
 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Прячем концы ленточки внутрь головы зайчика. Можно заклеить шов клеем или зашить.
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Зайчик на пальчик готов!
Рисунок 1Рисунок 1народная игровая куклаМастер-класс по изготовлению народной куклы

Приложенные файлы


Добавить комментарий