Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова 9 класс


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Как дух отчаянья и зла,Мою ты душу обняла;О! для чего тебе нельзяЕё совсем взять у меня?Моя душа твой вечный храм;Как божество твой образ там;Не от небес, лишь от негоЯ жду спасенья своего. (М.Ю.Лермонтов) М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в Отчизне. Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,Не бросивши векам ни мысли плодовитойНи гением начатого труда.И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,Потомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Это отрывок из стихотворения "Дума". Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимения “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущение своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений. Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пёстрою толпою окружён”. Здесь он чувствует себе одиноким среди “приличьем стянутых масок ”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”. Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы, великих дел. В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви, и в дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:Любить,… но кого же?.., на время - не стоит труда,А вечно любить невозможно. В стихотворении “Благодарность” присутствует всё тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по – видимому, свою возлюбленную “за горечь слёз, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрёк в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей – лицемерами, оклеветавшими его. За всё, за всё тебя благодарю я:За тайные мучения страстей,За горечь слёз, отраву поцелуя,За месть врагов и клевету друзей;За жар души, растраченный в пустыне,За всё, чем я обманут в жизни был…Устрой лишь так, чтобы тебя отнынеНедолго я ещё благодарил. В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю …” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предаются “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим. В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь. “Сон” – стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти. В своём сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной. Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нём он молится о счастье любимой, о её душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”. В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утёс страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”. Ночевала тучка золотаяНа груди утеса-великана;Утром в путь умчалась рано,По лазури весело играя;Но остался влажный след в морщинеСтарого утеса. ОдинокоОн стоит, задумался глубоко,И тихонько плачет он в пустыне. В стихотворение “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далёкой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далёких тёплых краях. В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашёл. Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины,которая тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы ХIХ столетия. Таблица произведений М. Ю. Лермонтова, в которых встречается мотив одиночества Произведения, в которых встречается мотив одиночества Цитаты из произведений «Одиночество»(1830) Один я здесь, как царь воздушный,Страданья в сердце стеснены,И вижу, как в судьбе послушно,Года уходят, будто сны… «Парус»(1832) Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?.. «И скучно и грустно…»(1840) И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды… «Листок»(1841) Один и без цели по свету ношуся давно я,Засох я без тени, увял я без сна и покоя.Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,Немало я знаю рассказов мудреных и чудных. Сопоставительная таблица произведений, в которых встречается мотив одиночества, и жизненных ситуацийМ. Ю. Лермонтова Произведения, в которых встречается мотив одиночества Жизненные ситуаций «Ужасная судьба отца и сына…» (1831)Ужасная судьба отца и сынаЖить розно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметьНа родине с названьем гражданина! Ранняя разлука с отцом «В альбом Н. Ф. Ивановой» (1832)Что может краткое свиданьеМне в утешенье принести?Час неизбежный расставаньяНастал, и я сказал: прости. Любовные чувства к Н. Ф. Ивановой «Один среди людского шума…» (1830) Один среди людского шумаВозрос под сенью чуждой я.И гордо творческая думаНа сердце зрела у меня. Одиночество в обществе Выхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,И звезда с звездою говорит.В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сияньи голубом...Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? жалею ли о чём?Уж не жду от жизни ничего я,И не жаль мне прошлого ничуть;Я ищу свободы и покоя!Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы...Я б желал навеки так заснуть,Чтоб в груди дремали жизни силы,Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,Про любовь мне сладкий голос пел,Надо мной чтоб вечно зеленеяТёмный дуб склонялся и шумел 1841 За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…» В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой, но: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт: Уж не жду от жизни ничего я… И не жаль мне прошлого ничуть. «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти. Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому берегу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы; была рассказана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти. В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по лазури, оставив и забыв утес, по которому тихо струились слезы. Здесь и знаменитый «Пророк». «Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответственности.Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответственности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия. В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Композиция стихотворения Часть перваяВ первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Часть втораяНачиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Стихотворение-завещаниеСтихотворение-монологСмятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное наклонение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы». Пятистопный хорейЧередованием женской и мужской рифмыПерекрёстная Чёткие четверостишия(Частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи. Стихотворение-завещаниеСтихотворение-монолог Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное наклонение. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы». Пятистопный хорей Чередованием женской и мужской рифмыПерекрёстная Чёткие четверостишия(Частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи. В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каждый год в день памяти поэта приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тропинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест. Вновь слагают здесь стихи поэты: Если б знал он в миг смертельной раны, Если б знал он, падая в крови, Что родник судьбы его – Тарханы Станут пульсом скорби и любви, Местом, где, склонясь в молчанье строгом, Будут люди из столиц и сел Вслушиваться в звездную дорогу, По которой Лермонтов прошел. Вывод Из проанализированной литературы видно, что в творчестве Лермонтова одними из ведущих мотивов являются грусть, тоска, одиночество. Противоречия между автором и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью поэта, и с особенностями эпохи в которой он жил. Вывод Лермонтов считает, что поэт всегда одинок: он противопоставляется толпе и обществу. Удивительно, но, даже когда поэт любит, его не покидает чувство одиночества. И в дружбе Михаил Юрьевич несчастлив, и здесь его преследуют измена и предательство. Вывод И все-таки, хотя поэт одинок, погружен в дисгармонию мира людей, он стремится к гармонии, хочет слиться с природой. Через природу ему удается преодолеть одиночество. Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта. Я жить хочу! Хочу печалиЛюбви и счастию назло;Они мой ум избаловалиИ слишком сгладили чело.Пора, пора насмешкам светаПрогнать спокойствия туман;Что без страданья жизнь поэта?И что без бури океан?Он хочет жить ценою муки,Ценой томительных забот.Он покупает неба звуки,Он даром славы не берёт. (М.Ю.Лермонтов)

Приложенные файлы

Добавить комментарий