Презентация по башкирском языку на тему: «Страницы жизни и творчества классика башкирской литературы Мажита Гафури»

Урок на тему:  «Страницы жизни и творчества классика башкирской литературы М. Гафури» На доске строки из стихотворений поэта. Учитель. На небосклоне братских литератур имя Мажита Гафури, народного поэта Башкирии, классика башкирской и татарской литературы, сияет среди таких звезд, как Тарас Шевченко, Янка Купала, Ян Райнис, Габдулла Тукай и другие. Подобно им, он был поэтом, глубоко корнями уходящим в жизнь народа, певцом его печали и радости. "Всегда с народом и все для народа!" это был девиз жизни и творчества Мажита Гафури. В его поэзии нашли реальное отражение все важнейшие события того времени. В произведениях М. Гафури слышится голос поэта -гражданина, борца и тонкого лирика. Цель моего урока познакомить с жизнью и творчеством М. Гафури; показать неразрывную связь его произведений с жизнью, борьбой народа, их гуманизм и интернационализм и тем самым способствовать воспитанию интереса и уважения к творчеству поэта. Основное место на уроке занимает лекция учителя по теме. Рассказ его может прерваться выступлениями подготовленного ученика, чтением отдельных стихотворений поэта учащимися. ^ Ход урока 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Рассказ учителя. Мажит Гафури (Габдельмажит Нурганеевич Гафуров) родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район) в семье учителя. В раннем детстве он остался без родителей, и ему самому пришлось добывать себе на жизнь. В 16 лет он в поисках заработка покидает родную деревню, начинаются его скитания по стране. В эти годы он работал и рудокопом на золотых приисках известных татарских миллионеров Рамиевых. Эти события он позднее описал в своей автобиографической повести. "На золотых приисках поэта". ^ Выступление ученика о повести "На золотых приисках поэта". Несмотря на все сложности, трудности жизни, М. Гафури всегда стремился к знаниям, учебе. Учился в медресе в селе Утяшеве, в Троицке, в знаменитом Казанском медресе "Мухаммадия". В 1902 году, когда учился в Троицке, он написал свое первое стихотворение "Шакирдам ишана". В нем Гафури выразил свое возмущение системой обучения, протест против порядков в медресе. Многие восхищают-ся его смелостью, но шакирды, зло высмеянные в стихотворении, жестоко избивают Мажита. Это было началом творческой биографии поэта и первой реакцией его читателей. Годы первой русской революции стали новым этапом в творчестве Гафури, встретившего эти исторические дни шакирдом в Казани. От всей души он приветствует долгожданную революцию, посвящает ей восторжен-ные "Стихи радости": "Эй, перо, веселей! Нажимай что есть сил!  Эй, перо, потрудись, не жалея чернил!  ^ Я народу письмо-поздравленье пишу:  Горе из дому прочь, светлый час наступил!" Поэт высоко оценивает принесенную революцией буржуазно-демократическую свободу, восклицая о том, что в этот день "родилось солнце свободы". В своих стихах он рисует революцию как эпоху великих перемен и грядущей свободы, выражает глубокую уверенность в том, что мир должен измениться: "Мир веками был неизменен,  Но он отныне приходит в движение,  ^ Теперь, даст бог, пойдет он вперед,  Хотя и много сегодня сомнений". (Перемена). Следует отметить, что в поэзии Гафури периода первой русской революции имелось и немало внутренних противоречий, взаимоисключающих друг друга мыслей, мучительных поисков истины. Дальнейшее развитие революции, Декабрьское вооруженное восстание, политические забастовки привели Гафури к быстрому освобождению от иллюзий первых дней. В его поэзию проникает новый, революционно-демократический дух, созвучный настроениям трудящихся. За это царские власти взяли поэта под надзор полиции. "У нас надежды сломлены пока,  Из ножен меч не вытащенпока,  ^ Но грянет час, поднимется рука,  Тогда возьмем тиранов за бока...". (Две птицы). Осенью 1906 г. М. Гафури вернулся в Уфу, и с тех пор всю свою жизнь он провел в родной Башкирии. Поэт никогда не переставал думать о родном башкирском народе, его судьбе и в стихах старался пробудить любовь к нации. В 1911 году он выпускает сборник стихов "Любвовь к нации". Он всегда чувствовал неразрывную связь с родиной и с народом. Вера в народ, надежда на его будущее вселяли силу в душу поэта. Это очень важный момент в его творчестве, в его эстетических взглядах: "Очень легким путем я Цель хочу отыскать. ^ ...Покинув родную землю, Хочу я куда-то сбежать! Но этого мне не позволят Народ и Родина-мать!" (Цель). С большим уважением относился к творчеству Гафури Г. Тукай, нередко оберегал его от заблуждений и ошибок. Вершиной их творческой дружбы явилась встреча двух поэтов весной 1912 г. в Уфе. Безнадежно больной двадцатишестилетний Тукай приезжал в Уфу за год до своей смерти, в первый и в последний раз. Два больших поэта, вспоминая об этой встрече, писали друг о друге с большим уважением. Это исходило из их духовного родства, общности взглядов, творческих устремлений. Гафури воспринимал войну 1914 года как огромное бедствие для трудящихся, поэт интуитивно понимал, что она принесет серьезные потрясения и изменения в судьбах народов. Плач и стон народа мощной струей входят в поэзию Гафури. Он оплакивает погибших на полях сражений, задумывается о подлинной сути войны. Так в стихотворении "Кто он?" поэт как бы откровенно разговаривает с солдатом, которого заставляют убивать такого же, как он сам, невинного брата. В стихотворении поставлен конкретный вопрос. ^ Чтение стихотворения "Кто он?" учеником. В годы потрясений и бурь, вызванных мировой войной, крепла поэзия М. Гафури, расширялась ее тематика. Поэт глубоко проникал в различные стороны жизни народа. Вдохновенный заревом революции, М. Гафури так определил свою творческую программу в стихотворении "Моей душе". ^ Чтение стихотворения "Моей душе". Без всякого сомнения можно сказать: Гафури в этот период был одной из самых видных фигур на революционно-демократическом крыле башкирской литературы и шел уверенными шагами навстречу Октябрю. В голосе поэта звучала не только радость. В апреле 1917 года Гафури выступил со стихотворением "Долой войну!" ^ Чтение стихотворения "Долой войну!" учеником. К Октябрю 1917 г. Гафури пришел певцом народа, глашатаем идей свободы, обновления мира. Наступившее "утро свободы" поэт воспринял как свой большой личный праздник. "Дай тебя я расцелую, воля ведь не грех,  Столько ждущих тебя было, я один из тех". (В честь свободы). Нелегкими были для страны и молодой республики первые годы после войны, революции. Гафури ведет большую работу по созданию новой культуры в республике - активно участвовал в составлении учебников для школ, в переводе произведений русских классиков на башкирский язык. Свободный труд, полнота жизни, красота и глубина чувств свободного человека становятся основным содержанием лирики Гафури. Поэт с большой силой выразительности воспевал родную природу, большую любовь, идеал прекрасного. Глубоко волновала его тема преемственности поколений. Единство взглядов, идейное родство поколений символизируется в его стихотворении "Желание старого батыра". Лирический герой представитель старшего поколения выражает раздумья самого поэта, обеспокоенного тем, кто подхватит его дело, кто продолжит осуществление идеалов старого борца: "Держу я саблю, думаю о том: "В чьи руки эта сабля попадет? ^ Уйду я, кто останется потом? Кто продолжать мою борьбу пойдет?" Гафури прошел огромный путь от писателя-просветителя до народного поэта, путь, полный неустанных творческих поисков. Но он навсегда сохранил преданность своему Башкортостану, его судьбе и своему народу. ^ Чтение стихотворения "Я и мой народ". В этих строках воплотилась вся программа поэта. Для того, чтобы думать о судьбе, о будущем народных масс, надо было верить в творческие силы народа. Это было ярко выражено в его стихотворении "Я там, где стонут бедняки". (Учитель читает стихотворение). В стихах "Я и мой народ", "Я там, где стонут бедняки", "В цветнике" М. Гафури определил основное направление своей народной эстетики. Подлинную красоту он нашел среди тех, у кого "грязна одежда, но чиста душа", черпал себе вдохновение в жизни трудового народа. М. Гафури написал и замечательные прозаические произведения. Проза его также многогранна, затрагивает различные стороны и этапы народной жизни. Повести "Черноликие", "На золотых приисках поэта", "Ступени жизни" вошли в золотой фонд башкирской литературы. Доброту и человечность воспевают детские рассказы Гафури. Он является автором драмы "Красная звезда". В 1923 году в республике широко отметили двадцатилетие творческой деятельности М. Гафури, в дни празднования ему было присвоено почетное звание народного поэта Башкирии. До последнего дыхания М. Гафури оставался на посту как певец своего времени и народа. Но тяжелая болезнь подкосила его силы: в 1934 году поэт умер от туберкулеза. Гафури был не только поэтом, но и писателем, публицистом... Творческое наследие поэта, его произведения в различных жанрах и в наше время продолжают волновать умы и сердца новых поколений, ибо поэт сумел сказать свое слово о времени и о себе, о родном крае и родном народе. 3. Итог урока. Учитель: Завершим, ребята, мы сегодня урок стихотворением  М. Гафури (на выбор, можно на русском и башкирском языках) и прочитает его нам (фамилия, имя ученика). 4. Домашнее задание:  1) выучить наизусть одно из стихотворений поэта; 2) начать чтение повести М. Гафури "Черноликие".

Приложенные файлы


Добавить комментарий