Конспект урока по искусству на тему Барокко (8 класс)


Урок «Искусство эпохи барокко»
8 класс «Искусство»
МБОУ «КовылкинскаяСОШ № 4»
Водякова Н.А.Республика Мордовия,
г. Ковылкино
Тема: «Искусствоэпохи барокко».
Цель: ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля.
Задачи урока:
•выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
•систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
•формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
•способствовать развитию творческих навыков;
•стимулировать развитие способностей к самообразованию.
Структура урока:
•Организационный момент (Здороваюсь, выясняю кто отсутствует, сообщаю тему, цели и задачи урока) - 3 минуты.
•Активизация знаний учащихся (Вводная часть урока: активизирую ранее полученные знания.Настраиваю класс на рабочий лад) -4 минуты.
•Сообщение новых знаний (презентация) – 35 минут.
•Подведение итогов – 2минуты.
•Запись домашнего задания – 1 минута.
Продолжительность урока – 45 минут.
Тип урока –сообщение новых знаний.
План урока:
1.Периодизация и особенности барокко.
2.Архитектура и скульптура.
3.Живопись.
4.Литература.
6.Музыка.
7. Мода.
8. Танцы.
Оборудование:
1. Учебник.
2. Компьютеры с мультимедийным проектором.
Ход урока.
1.Организационная часть.
2.Сообщение новых знаний.
Барокко (от итал. barocco - причудливый, странный), стиль главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую, упорядоченному движению – вихреобразное, локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.
Характерные черты Барокко:
- масштабность, контрастность, обилие декора;
- напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
- стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера
(увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
- совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);
- одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Барокко (просмотр видео фрагмента).
Барокко в архитектуре.
Для архитектуры барокко характерны:
- купола сложных, часто многоярусных форм (собор Св. Петра в Риме);
- характерные детали барокко — теламоны, кариатиды, маскароны.
Волюта (итал.voluta — завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей
Конструкции:
- контрастные, напряженные, динамичные;
- вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Линии:
- причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок;
- в формах полуокружность, прямоугольник, овал;
- вертикальные линии колонн;
- выраженное горизонтальное членение.
Характерные элементы интерьера:
стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Формы:
сводчатые, куполообразные, прямоугольные;
башни, балконы, эркеры.
Преобладающие и модные цвета:
приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность, как бы вливаясь в окружающее пространство.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. «Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» - заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения.
Церковь Св. Петра и Павла - блестящий образец барокко начала XVII века.
Архитектор Джованни Тревано разработал нарядный трехъярусный фасад, с пилястрами, волютами, нишами, и просторный интерьер. В средокрестье, где неф пересекается с трансептом, поставлен мощный купол в форме эллипса. Вдоль стен единственного нефа встроены сообщающиеся между собой капеллы, образующиеся подобие боковых нефов.
Ансамбль Смольного.Автор проекта - архитектор В.В. Растрелли
отражает два стиля русской архитектуры – барокко и классицизм. Первый женский монастырь Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь построен на месте бывшего Смоляного двора. Отсюда произошло название – Смольный.
Самые крупные ансамбли барокко в мире:Версаль (Франция),Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).
Лоренцо Бернини (1598-1680гг.).
«…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…» Л.Бернини.
Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре. Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора.В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.
Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью».
Л.Бернини часто обращался к древнеримской мифологии. В скульптурной группе "Аполлон и Дафна" автор показывает момент, когда бог Аполлон преследует нимфу, которая стремилась соблюсти целомудрие. Когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево.
В скульптуре "Похищение Прозерпины"
Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой.
Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчеркнута тщетность её сопротивления.
«Давид» 1623. Мрамор. Галерея Боргезе Рим.
Первая зрелая скульптурная работа Бернини. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 —1652гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, чтобы пронзить сердце Терезы великой любовью к Богу.
Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.
Шедевр Л.Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра.
Киворий расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Величайшее архитектурное творение Бернини – площадь перед собором Св.Петра в Риме. 1657 -1663 гг.
В.В.Растрелли.
Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел он румянец
И на снегу выращивал дворцы.
Он верил, что их пышное цветенье
Убережет российская зима.
Они росли – чудесное сплетенье
Живой мечты и трезвого ума…
(В.Рождестенский)
«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».
(А.Д.Кантеми)
Смольныймонастырь в Санкт-Петербурге.
Андреевская церковь. 1749-1759гг. Киев.
Самое блестящее творение Растрелли – Зимний дворец.
«Дивное узорочье» московского барокко.
Для архитектуры конца XVII – начала XVIII в. характерно сочетание национальных традицийс лучшими достижениями западноевропейского барокко, проявившем себя в так называемом нарышкинском, или московском, стиле.Московское барокко отличают обилие пышных декоративных украшений, нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав, вычурные наличники окон и дверей, пилястры белого цвета, выделяющиеся на фоне кирпичных стен.
Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг. Москва.
Барокко в живописи.
Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.
Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая расширяла границы реального пространства, подчеркивая идею безграничности мира.
В эпоху барокко художники видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.
Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов; преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека.
Микеланджело да Караваджо.
На картине мастера «Вакх с чашей в руках» античный персонаж предстаёт в непривычном виде, олицетворяя слабого и грешного человека.
Караваджо «Юноша, с фруктами», Караваджо «Лютнист».
Караваджо. «Отдых на пути в Египет».
Караваджо. «Экстаз Святого Франциска».
Караваджо «Поднятие Христа».
РУБЕНС, ПетерПауль (Rubens, SirPeterPaul. 1577-1640).
Величайший фламандский живописец XVII века.Глава фламандской школы живописи, блестящий представитель стиля барокко в Европе.Дипломат.«Король художников и художник королей».
Ру́бенс как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. (Автопортрет)
Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Питер Пауэл Рубенс. «Битва амазонок с греками» 1615-1619 гг. Мюнхен
В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» Рубенс прославляет природные стихии, без которых невозможна жизнь человека.Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду – бог морей Нептун.
Питер Пауэл Рубенс. «Автопортрет с Изабеллой Брант" (1609-1610 гг)
Питер Пауэл Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа" (1619-1620 гг.).
Питер Пауль Рубенс. «Крестьянский танец».
Питер Пауль Рубенс.
«Победа и смерть в битве Декия Муса».
Якоб Йорданс. «Бобовый король». 1638 г., Эрмитаж.
Франс Снейдерс. «Лавка с дичью» 1609 г. Эрмитаж.
Барокко в литературе.
«…Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб – подставкой служит он…»
(Жорж де Скюдери
“Аларих, или побежденный Рим” 1654)
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.
“В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов).
В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе:
1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;
2) Антуан Фюретьер;“Мещанский роман” (1666г.)
3) Гриммельсхаузен “Симплициссимус” (1668г.).
Характерны: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма.
Характерные особенности литературы барокко:
- противопоставление жизни и смерти;
- контрастность;
- риторические вопросы;
- чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека;
- образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.
Перед нами барочная картина мира:Игралище времен, непостоянный род,На сцене бытия в преддверии утратыТот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.Вчерашнее ушло, минутный счастья взлетСметает новый день и завтра в бездну канет,Зеленая листва поблекнет и увянет,И острие меча на нежный шелк падет.
(Грифиус)
Музыкальная культура барокко.
«…Музыкантам хочется изобретать нечто новое. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Отклонившись от путей, намеченных нашими отцами, молодые композиторы создают искаженные произведения, в которых нет никаких достоинств, кроме новины…»
(Возмущенный меломан конца XVII века)
Для музыки эпохи барокко характерны:
- гомофония – мелодичноеодноголосие;
- неустойчивые диссонирующие звучания, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, технически трудные, виртуозные пассажи в пении;
- одновременное звучание множества инструментов;
- использование танцевальных ритмов.
Просмотр видео фрагмента «Музыка эпохи барокко».
Мода эпохи барокко.
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века.При дворе царили строгий и сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.
Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую. Это был век, когда в Европе установился общий стиль, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Европейские костюмы носили также и в России, до Петра I, некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Просмотр видео фрагмента «Танцы эпохи барокко».
Барокко не только архитектурный стиль,даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений,феномен не только эстетический, но и психологический.У барокко были не только свои церкви и дворцы,у него были свои люди, своя жизнь.
П.П.Муратов
3.Вопросы на закрепление.
В каких известных архитектурных сооружениях использовался этот стиль?
Главные темы в живописи барокко.
Характерные черты длялитературе барокко.
Что характерно для музыки эпохи барокко.
Какая страна была законодателем моды эпохи барокко.
4.Вывод.
Название стиля происходит от итальянского слова, означающего «причудливый, странный». Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами, стремились утвердить своё величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Удивлять – вот цель этого стиля.
Для стиля барокко характерны следующие черты:
Усложнённость композиции и пространственных построений.
Динамичность пространства.
Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.
Использование эффектов светотени.
5.Задание: зарисовать декоративные элементы убранства дворцов барокко (гирлянды цветов).

Приложенные файлы


Добавить комментарий