Конспект урока по литературе. 11 класс. Тема: Чтобы вырвать век из плена… (Жизнь и творчество Осипа Мандельштама)


Конспект урока по литературе. 11 класс
Тема « Чтобы вырвать век из плена…»
( Жизнь и творчество Осипа Мандельштама)Тема « Чтобы вырвать век из плена…» Жизнь и творчество Осипа Мандельштама
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством О.Мандельштама; передать дисгармонию, внутренне смятение, разочарование и душевную усталость поэта от времени, в котором он жил;
2. учить приемам анализа поэтических произведений поэта;
3. Формировать общие представления об историко- литературном процессе начала 20 века;
4. развивать навыки выразительного чтения, наблюдения, сравнения, анализа поэтического текста.
Задачи: обобщение и осмысление исторической ситуации в России начала 20 века, установление связей между эпохой и творчеством Мандельштама.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: портрет Мандельштама, выставка его произведений.
Эпиграф Когда читаю Мандельштама,
Я слышу музыку стихов,
Гомера дух и зов Приама,-
О, этот дивный зов веков!
Античный мир… Вот взгляд Елены…,
Ахейцев преданная рать,
И моря греческого пена-
Нахлынет – и обратно вспять!
О, бедный Осип! Если б знал ты,
Что над тобой повиснет рок,
На раковину из жемчужин
Сменил бы лавровый венок?
Татьяна Шевченко. ( 2006 г.)
Он явился как чудо
А.Ахматова
Ход урока.
Орг. момент
Актуализация опорных знаний.
Расскажите об акмеизме как литературном направлении.
Основные поэтические приемы акмеизма ?Назовите наиболее ярких представителей акмеизма.
Что представлял из себя Цех поэтов?
III. Объявление темы и целей урока.
Учитель.
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу его существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Семнадцатый год повернул по-новому и историю страны, и историю искусства. « Серебряный век» прекратил свое существование, когда в 21-ом прозвучал выстрел в Николая Гумилева, и в том же году умер Александр Блок.
« Серебряный век» эмигрировал в Харбин, Париж, Прагу, Берлин. Рассеялся по всей Европе, обогатив ее культуру. Путь большого художника всегда символичен. И чаще всего, особенно в России -горек. Покончили с собой Есенин, Маяковский, Цветаева, в нищете умер Хлебников, травили Ахматову и Пастернака. В лагере погиб Осип Мандельштам.
Это о нем Анна Ахматова сказала: « Он явился как чудо». А в 2006 году поэтесса Татьяна Шевченко, влюбленная в поэзию Мандельштама, посвятит ему проникновенное стихотворение, в котором отобразилась вся суть творчества поэта:
Когда читаю Мандельштама,
Я слышу музыку стихов,
Гомера дух и зов Приама,-
О, этот дивный зов веков!
Античный мир… Вот взгляд Елены…,
Ахейцев преданная рать,
И моря греческого пена-
Нахлынет – и обратно вспять!
О, бедный Осип! Если б знал ты,
Что над тобой повиснет Рок,
На раковину из жемчужин
Сменил бы лавровый венок.
Сегодня мы начинаем разговор о поэте, личность которого достойна восхищения. Это Осип Эмильевич Мандельштам. Познакомимся с его трагической биографией и его творчеством.
IV. Работа над темой урока.
Учитель. Жизнь Осипа Мандельштама укладывается в две даты: 3 (15) января 1891, Варшава –27 декабря 1938 год, лагерь « Вторая речка» под Владивостоком. Русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Наши биографы познакомят вас с жизнью и творчеством этого замечательного человека. По ходу сообщений вы ведете записи в тетрадях.
1 биограф.
Имя поэта для широкого круга читателей было открыто лишь двенадцать лет назад. Осип Эмильевич Мандельштам считал, что его истинный собеседник – не «друг в поколении», но читатель в потомстве». Так и случилось.
Довольно лукавить: я знаю,
Что мне суждено умереть;
И я ничего не скрываю,
От Музы мне тайн не иметь…
И странно: мне любо сознанье,
Что я не умею дышать;
Туманное очарованье
И таинство есть – умирать…
И в зыбке качаюсь дремотно
И мудро безмолвствую я:
Решается бесповоротно
Грядущая вечность моя!
Это стихотворение, написанное в 1909 году, пророчески отразило трагическую судьбу поэта.
2 биограф.
Осип Мандельштам родился в Варшаве 3-го января 1891 года, в еврейской семье, ведущей начало от курляндской ветви знаменитого раввинского рода Мандельштамов, давшей миру известных врачей и физиков, переводчиков Библии и знатоков литературы.
Его отец, Эмиль Вениаминович Мандельштам, купец первой гильдии, торговец кожей, самостоятельно изучил русский и немецкий языки, читал Шиллера и Гете в подлиннике.
Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, родилась и выросла в Вильне. Она была учительницей музыки, обладала тонким художественным вкусом и сумела передать своим детям любовь к музыке и русской литературе
1 биограф.
Будущий поэт закончил Тенишевское училище в Петербурге, откуда вышли многие деятели отечественной культуры. Затем учился во Франции и Германии. Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые его произведения были опубликованы в 1910 году в журнале « Аполлон». Мандельштам примыкал тогда к символизму. Сквозная тема его стихов того времени – хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы. Произведения очень коротки по форме с конкретными образами ( пейзажи, стихотворные натюрморты)
2 биограф.
В 1911 году Мандельштам сближается с Н.С.Гумилевым и А.А.Ахматовой. В 1913 году вышел сборник под названием « Камень», включивший 23 стихотворения. Книга имела большой успех.
Из омута злого и вязкого
Я вырос, простынкой шурша,-
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.
И никну, никем не замеченный,
В голодный и тонкий приют,
Приветственным шелестом
встреченныйКоротких осенних минут.
Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами. В числе акмеистов входил в объединение Цех поэтов.
Учитель. С приходом в Цех поэтов Мандельштам преодолевает декадентские настроения. В книге « Камень» внимание сосредоточено на культурных ценностях человечества. Заглавие сборника иносказательно. Поэта привлекает зодчество, в котором он видит воплощение духа истории.
Камень, тяжесть, тростинка, птица – ключевые образы поэта. Архитектура приводит его к мысли о победе художественного замысла над бездушным материалом
V. Выразительное чтение и анализ стихотворения « Notre Dame « 1912
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я : из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.
О чем это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?
( Предполагаемые ответы. Это стихотворение о соборе. Поэт восторженно его описывает: лирический герой видит собор легким, радостным, прекрасным, похожим на человека, построенным на противоречиях. В последней строфе вывод: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам )Обратите внимание на композицию стихотворения. Где находится лирический герой?
Какие чувства он испытывает?
( Предполагаемые ответы. Потрясенный величием и красотой собора, автор отмечает, что « Распластывая нервы, играет мышцами крестовый легкий свод» В этом здании прекрасно уживаются величие и изящество, монументальность и воздушность. Это сочетание будоражит воображение Осипа Мандельштама, в котором чувство страха борется с чувством восхищения. Точно из таких же противоречий состоит и сам собор, мощный купол которого давно бы рухнул, если бы о нем не « позаботилась подпружных арок сила». Продуманная до мелочей конструкция при этом выглядит настолько головокружительно, что поэт не устает любоваться собором и постепенно не только проникается его духом, но и понимает, почему это сооружение по праву считается одним из самых красивых в мире. Изучая собор изнутри, автор приходит к удивительному открытию, отмечая, что здесь органично сплелись воедино « души готической рассудочная пропасть, египетская мощь и христианская робость». Хрупкость тростника в храме соседствует с массивностью дуба и при этом « всюду царь- отвес».
Как поэт относится к мастерству древних зодчих? К какому выводу он приходит?
( Поэт искренне восхищается их мастерством, хотя прекрасно понимает, что для возведения такого собора понадобилось огромное количество времени и сил. При этом строительные материалы, не отличающиеся современностью и изысканностью, выглядят так, словно бы храм собирали из воздушных пушинок. Эта загадка не дает покоя Мандельштаму, который, обследуя самые дальние закоулки собора, так и не может найти ответ на свой вопрос: как именно из камня, дерева и стекла можно было создать такой архитектурный шедевр? Обращаясь к собору, поэт отмечает: « Я изучал твои чудовищные ребра». Причем делал это с особым вниманием, пытаясь постичь тайну Notre Dame. Однако выводы, которые сделал поэт, лежат не в материальной, а в философской плоскости. « Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…», - отмечает автор, подразумевая, что слова являются таким же строительным материалом, как и камень. Неотесанным и грубым. Но, если у человека есть дар, то даже при помощи такого « материала», можно « соорудить» настоящий литературный шедевр, которым даже спустя века будут восхищаться благодарные потомки).Учитель. В лирике Мандельштама на первом плане был не человек ( у него нет образа человека как такового), а его деяния, свидетельства его творческой работы.
Мандельштам – поэт камерного типа, хотя и откликавшийся на события своего времени.
Третий биограф.
Война 1914 года позвала Гумилева и других друзей Мандельштама записаться в армию добровольцами, сам поэт отправился в Варшаву, чтобы работать на фронте медбратом, однако из этой затеи ничего не вышло. В январе 1914 года он возвращается в столицу, у него завязывается страстный роман с Мариной Цветаевой. Под ее влиянием он пишет антивоенное стихотворение « Зверинец»
Чтение учеником стихотворения « Зверинец».
- Ваше впечатление о стихотворении?
( В стихотворении поэт использует антитезу. Мир противопоставлен «зверинцу войны». Мир для Мандельштама – это красота природы, возможность заниматься любимым делом, это необходимое условие для развития культуры и искусства. И потому все разрушающая война представляется поэту сборищем обозленных зверей. Стихотворение « Зверинец» очень метафорично. Поэт призывает людей беречь мир, который дарит спокойствие, возможность для общения разных народов и для развития разных культур.)Учитель. В разгар гражданской войны Мандельштам очутился в Крыму и там был арестован отступающими белогвардейцами, которые приняли поэта за большевистского шпиона. Лишь усилия М.Волошина спасли Мандельштама от расстрела. Затем – Грузия, и опять Россия, куда он вернулся в 1922 году.
1 биограф. Осип Эмильевич в 1922 году делает предложение Надежде Хазиной, которая становится его верным спутником в жизни. В этом же году он выпускает книгу стихов «Tristia», а в 1924 – « Стихотворения». Интриги собратьев по перу вынудили Мандельштама уехать из Москвы.
2 биограф. Чтобы как-то прожить ,поэт работает в газете « Московский комсомолец», живет в маленькой квартирке, влача бедное существование. Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет « Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную эпиграмму против Сталина « Мы живем, под собою не чуя страны…»
Словарь.
Эпиграмма –
Чтение стихотворения « Мы живем, под собою не чуя страны…»
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не
слышны,
А где хватит на полразговорца Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви,
жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд толстокожихвождей,
Он играет услугами полулюдей.
Как подковы куют за указом указ-
Кому в лоб, кому в бровь, кому в пах,
Кому в глаз.

Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
1 группа. И это в то время, когда Сталин уже официально именовался « величайшим гением всех времен и народов». Такое не могло пройти безнаказанно, и в ночь с 13 на 14 мая Мандельштам был арестован. Приказ Сталина, подводящий итог следствию , был: Изолировать, но сохранить». Ссылка в далекий поселок Чердынь, куда его сопровождает жена. Желание и попытка покончить жизнь самоубийством.
2 группа. Вмешались друзья. Обратились к Сталину и получили разрешение для Мандельштама: Жить в любом городе, кроме Москвы и Ленинграда. Мандельштамы выбрали Воронеж. Жить поэту оставалось четыре года. В Воронеже Мандельштаму живется трудно: нет работы, нет общения. Но появляются друзья, рождаются стихи. Воронежские стихи, созданные между 1935 – 1937 годами, проникнуты духом неповиновения.
1 группа.
В мае 1937 года истек срок воронежской ссылки. Поэт провел еще год в окрестностях Москвы, пытаясь добиться разрешения жить в столице. Он нищенствовал. Друзья и добрые знакомые помогали как могли. 2 мая 1938 его перед восходом солнца его снова арестовали. Приговорили к пяти годам каторжных работ и отправили в Западную Сибирь. По легенде, он умер в пересыльном лагере Вторая речка под Владивостоком. По официальным данным, он скончался 27 декабря 1938 года. Ему было 47 лет.
Чтение стихотворения А.Ахматовой « Осипу Мандельштаму»
Я над ними склоняюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть-
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой, и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,-
Там, где кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам,
Там, где наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой.
Там, где плещет Нева о ступени,-
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гу-гу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящем лугу.
VI. Подведение итогов урока.
Итак, мы прикоснулись сегодня к творчеству О.Мандельштама. Надеюсь, нам удалось чуть-чуть приоткрыть завесу тайны его поэтического мира, этого феномена в литературе начала двадцатого века.
- Согласны ли вы с мнением А.Ахматовой по поводу творчества Мандельштама:
« Это пропуск в бессмертие твой» ?- Как вы думаете, в чем была вина О.Мандельштама?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение из сборника « Воронежские тетради» ( на выбор) + анализ этого же стихотворения.
3 группа готовит сообщение об Игоре Северянине.

-


Приложенные файлы

Добавить комментарий