Система творческих заданий на уроках русского языка и литературы

Система творческих заданий на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя русского языка и литературы М.Д. Суворовой
Творческие задания, используемые мной на уроках русского языка и литературы в ходе их использования были разделены на следующие группы:
Творческие задания на комбинирование информации:
выделение главного в тексте;
сравнение;
систематизация информации;
изменение информации;
дополнение информации;
объединение текстов и заданий;
самостоятельное составление текстов и заданий;
редактирование текстов.
Творческие задания на определение причинно-следственных связей:
определение причин и следствий;
доказательство, опровержение;
определение закономерности.
Такое выделение групп творческих заданий позволяет представить систему творческих заданий в виде взаимосвязанных частей, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию творческих способностей школьников. Развивающая функция носит определяющий характер. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.
На первом этапе работы творческие задания являются достаточно простыми, они, как правило, связаны развитием орфографической грамотности, работой с отдельными словами. К таким относятся задания по русскому языку «Нарисуй и запомни», «Путешествие в слово». Задание «Нарисуй и запомни» мы используем в работе с орфограммами. Здесь помогает мнемоника, запоминание с помощью образов, символов, ассоциаций. Эффективность этой работы достаточно велика. На начальном этапе, в 5 классе, предлагается проанализировать слово, создать какой-то рисунок, который поможет запомнить его написание. У каждого ассоциации будут свои. Но они помогают создать зрительный образ, который закрепляется за словом и возникает в момент написания этого слова. Так, например, один ученик в слове «варежка» на месте буквы Ж изобразил две варежки, похожие на букву.
В ходе такой работы задействовано правое полушарие, основной сферой специализации которого является интуиция. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Мнемоническое запоминание мы используем, как правило, для слов с непроверяемыми гласными и согласными.
С необходимостью такой работы мы вновь столкнулись в 7 классе при изучении темы «слитное и раздельное написание приставок в наречиях». После изучения темы по правилу, данному в учебнике, был дан диктант, результаты которого были неудовлетворительные: 15 «двоек» из 23 оценок. Хотя уже на уроке ученики отметили, что правило очень сложное, закономерностей в нем мало. Эта тема является одной из самых сложных во всем курсе русского языка. Наречия образовывались в русском языке в разное время, процесс их образования активно продолжается. С этим и связаны сложности в их слитном, раздельном или дефисном написании.
В учебнике 7 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской «Русский язык» правило выглядит так: «Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно (вверх, вмиг) и через дефис (по- вашему, кое- где), реже раздельно (без устали, на миг). Орфограммами при этом являются дефис (по-нашему), слитное написание (впрок), и пробел (по трое)».
Ребята сделали вывод, что из этого правила они могут лишь узнать то, какие виды написания наречий существует, а не то, как определять, где наречие пишется слитно, где раздельно, а где через дефис.. И тогда ребята пришли к выводу, что мнемоника может помочь в запоминании правописания наречий. Ребята поделились на группы, определили цели и задачи своей работы и приступили к поиску различных путей решения. В ходе анализа языкового материала наречия были поделены на тематические группы, которые были поделены между учащимися. Опираясь на различные ассоциативные образы, ребята создали опорные картинки, которые, по мнению учащихся должны были помочь в запоминании правописания наречий. Каждая группа представила свой материал на уроке, после чего было принято решение: сделать электронный вариант рисунков, создать книжку, в которой разместить все картинки и выучить написания наречий по этой книжке. Через несколько дней группа учащихся создала брошюру, которую получил каждый ученик. Результаты такой работы был отличным:
после повторного проведения диктанта ни один ученик не получил оценку ниже «4»,
ученики выступили с проектом на школьной конференции и заняли 1 место,
созданная книжка была передана в фонд школьной библиотеки, и теперь ей пользуются ученики школы,
ученики в очередной раз убедились, что если к изучению русского языка подойти творчески, то результат будет высоким.

Другие творческие задания находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Это задания рубрик «Речевой портрет», «Словарь профессиональных слов», «Придумай заголовок». Они рассчитаны на творческое применение полученных знаний. Иногда такие задания дают толчок дальнейшему творческому процессу. Так, например, когда в 6 классе на уроках русского языка при изучении темы «Наклонение глагола» ребятам было предложено составить предложения с формой условного наклонения глагола, которые могли бы стать заголовком в газете, и написать статью в газету к одному из придуманных заголовков. Затем одна из работ ученицы 6 класса переросла в статью для школьной газеты «Если б не было профессии учителя», которая получила много положительных отзывов от читателей.
На уроках литературы вовлечение учеников в творческую деятельность многие учителя начинают с иллюстраций к произведениям (например, Н.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», В.Жуковский «Спящая царевна», сказы П. Бажова, сказки Г.-Х. Андерсена), позволяющее детям отобразить собственное видение героев, перенести на бумагу воображаемый образ. Считаю, что учитель не должен пренебрегать этим видом творческих заданий, т.к. на опыте текущего года я убедилась, что это задание вызывает у учащихся большие затруднения, они выполняют его с нежеланием. Хотя в предыдущие годы иллюстрирование произведений было одним из любимых заданий пятиклассников.
К заданиям второго уровня сложности относятся задания из рубрики «Умные вопросы». Очень нравится ребятам такая работа, которую мы называем «Заметки на полях». При возникновении сложных вопросов, требующих поиска информации, исследования проблемы, мы фиксируем его на полях и возвращаемся к нему или по ходу урока или на следующем уроке. Поначалу такие вопросы приходилось задавать самому учителю. Так, например, при изучении темы корень в 5 классе возник вопрос «Сколько корней может быть в слове?» Ответ на этот вопрос ребята сами нашли дома и озвучили на следующем уроке. В 6 классе при изучении темы «Сложносокращенные слова» ребята уже сами задали себе вопрос: «Из скольких букв максимально могут состоять аббревиатуры» и на следующем уроке они блистали найденными самостоятельно сложносокращенными словами. Важно отметить, что такая работа создает ситуацию успеха не только для сильных учеников (и помогает им в подготовке к участию в олимпиадах), но и для слабых, которые включаются в поиск и чувствуют силу в постижении трудных вопросов по предмету. Такая работа привела к тому, что на любом этапе учащиеся с интересом участвуют в ходе урока, сами ищут интересные факты в Интернете, дополнительной литературе, они задают умные вопросы, часто выходящие за пределы школьной программы, часто такие вопросы становятся толчком к написанию исследовательских работ.
Выше мною был дан небольшой анализ заданий в учебниках русского языка для 5 класса. Несмотря на то, что творческих заданий в учебнике «Русский язык. 5 класс» по редакцией Л.М. Рыбченковой достаточно мало, в учебнике есть очень ценные рубрики «Это интересно», «Занимательная лингвистика», в которой излагаются интересные факты из языкознания, истории языка, о происхождении слов. Учитель может предложить ученикам самим придумать задания на основе того материала, который излагается в учебнике или предложить свои варианты. Например, на стр. 102 (Тема «Чередование о//а в корнях») есть такое задание: «Подумайте, верно ли, что все эти слова однокоренные. Как бы их следовало сгруппировать? Косой, косынка, косогор, коса, косичка, косарь, прикосновение, касаться.). Это задание можно расширить, чтобы оно носило исследовательский характер. Например, добавить такое продолжение: «Встречал ли ты другие слова, в которых наблюдается такое явление? Как бы ты его назвал? Приведи примеры таких слов». Или на странице 117 в рубрике «Это интересно» есть задание: «Во фразеологизмах разных народов часто используются образы различных животных. Выбор этих животных обусловлен специфическими, веками складывающимися языковыми традициями. Русский кот в мешке – это то де, что английский поросенок в мешке и немецкий заяц в мешке». Предлагаю дополнить это задание следующим: «Попробуй найти в иностранном языке, который ты изучаешь и другие фразеологизмы с животными. Есть ли их аналоги в русском языке?
На уроках литературы к заданиям второго уровня сложности относятся такие, как «Сочини свое произведение», «Из прозы в драму», «Умные вопросы» (Составь викторину по произведению), «Я рисую героя – я представляю героя». Следует отметить, что задания, где от учащихся требуется составить текст, вызывают большое затруднение. Кроме того, в этом учебном году я обнаружила такую особенность у учеников 5 класса: нежелание и неумение выполнять творческие письменные работы. Они с легкостью выполняют тест, отвечают на вопросы на знание текста, но не умеют сочинять, творчески оформлять работы. В 5 классе вместе с ребятами мы составляем сборник сказок учеников класса после изучения темы «Русские народные сказки» Если 2-3 года назад ученики с огромным интересом писали волшебные сказки, то в текущем году снизилось процентное соотношение придуманных учениками волшебных сказок по отношению к бытовым и сказкам о животных,. Подавляющее большинство сказок бытовых и о животных Это, на мой взгляд, тоже доказывает тенденцию к снижению интереса у учащихся к творческим работам. Ребятам стало легче напечатать сказку, найти иллюстрацию в Интернете. В текущем учебном году мне пришлось настаивать, чтобы ребята переписывали сказки, сами придумывали к ним иллюстрации. Такая проблема еще раз убедила меня в необходимости применения творческих заданий на уроках русского языка и литературы.
С большим интересом ребята участвуют в инсценировках произведений. Причем, с 5 класса я приучаю учеников к самостоятельной работе над постановкой. Ученики самостоятельно делятся на группы, выбирают себе режиссера, который работает над сценарием, ребята придумывают реквизит, костюмы. К такой работе ребята подходят очень творчески, придумывая интересные костюмы, роли. Часто в сценарий включаются роли, в который ученики не говорят ни одного слова, их любят ученики, имеющие актерский талант. На подготовку инсценировок у каждой группы уходит около недели, после чего мы устраиваем урок-спектакль, который ведет ученик-конферансье (как правило то, кто не нашел себе место в гурппе). Класс превращается в зрительный зал. Так учащиеся приучаются и к культуре выступления на сцене, поведения в зрительном зале, после этого они с удовольствием посещают театр.
Большое внимание на уроках литературы в ходе анализа прозаического произведения уделяется характеристике героя, которая помогает раскрыть характер героя, его отношение к системе образов в произведении, роль в раскрытии автором идейного замысла. В 6 классе мосле изучения первой части учебника я предлагаю ученикам выполнить работу «Я рисую героя – я представляю героя», в которой ученики должны нарисовать портрет любимого героя, а на обратной стороне написать его характеристику. На первом этапе (в 6 классе) работы многих учащихся носят репродуктивный характер, в них практически нет анализа, в основном это пересказ поступков героя, описание его внешности. Работы небольшие по объему. Но следует отметить, что подобную работу я даю и ученикам 8 класса, и здесь уже виден серьезный прогресс. Работы становятся самостоятельными, в них дается оценка поступков героев, они уже выдержаны в едином стиле, это творческие, креативные работы, большие по объему. Так, при выполнении этого задания по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» 2 ученика изобразили в качестве героя, играющего важную роль в произведении страх. Ученица Левина Анна так обосновала свой выбор: «немая сцена показывает, что это освобождение было ложное: приезжает настоящий ревизор, а чиновники к этому уже не готовы. И здесь страх захватывает чиновников в свои лапы, из них уже не вырваться. Он сковывает всех героев пьесы».
Задания третьего уровня сложности («Лаборатория слова», «Лингвистический эксперимент») уже носят исследовательский характер, содержат в себе проблему, которую каждый ученик решает по-своему. В роли объекта на этом уровне рассматриваются система русского языка в целом или художественная система писателя, эпохи. К подобным, например, относится такое задание по русскому языку при закреплении темы «Причастный и деепричастный оборот»: «В одной из глав повести «Тарас Бульба» выпиши по три предложения с причастным и деепричастным оборотом. Попробуй определить роль этих оборотов в тексте. Как они помогают автору в создании характеристики героев». Ученики при выполнении такого задания закрепляют не только знания по теме «Причастный и деепричастный оборот», но и умение различать их, что для учеников 7 и последующих классов вызывает большие трудности. Кроме того, учащиеся уже делают первые попытки по выявлению роли языковых средств в тексте. Здесь они определяют, что деепричастия используются Гоголем в тех фрагментах, где автору нужно придать динамику повествованию, кроме того, деепричастия в тексте помогают автору дать более точную характеристику герою, например использование деепричастий в первой главе в предложениях, где речь идет о Тарасе Бульбе, помогает раскрыть характер героя. Ученица 7 класса Кипина Лада сделала такой вывод: «Тарас Бульба отличается вспыльчивостью, очень быстро принимает решения, поэтому для его описания нужны деепричастия, которые обозначают действия».
С 8 класса в систему творческих заданий я включаю лабораторные работы. Для того чтобы проанализировать процессы, происходящие в русском языке в 8 классе мы работаем с таблицей «Изменение лексики современного русского языка».
Задача работы – определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами».
Сферы жизни общества
Новая лексика

Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и регионального управления.
Губернатор



Открытое экономическое и культурное сотрудничество с другими странами:
совершенствование средств коммуникации;
изменение банковской системы;
интеграция массовой культуры
ноутбук,

маклер,

шоумен,


«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь, клип, дилер, мэр, дискета, импичмент, мюзикл, пацифизм, бартер, принтер, электорат, брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура, менталитет, пейджер, терминал, муниципалитет, спикер, бизнесмен, монитор, менеджмент, приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».
После выполнения этой работы учащиеся делают вывод, что лексика – наиболее подвижный пласт русского языка, в ней происходят самые стремительные изменения. Такую работу можно дать и в 6 классе при изучении неологизмов, но она будет менее самостоятельной и более долгой по выполнению.
Лабораторные работы уместны и при анализе текста, направленном на выявление его стилистической принадлежности. Например, я предлагаю учащимся несколько небольших текста разных стилей. Для определения принадлежности к стилю, нужно заполнить таблицу «Признаки стиля в тексте».

Количество «кадров» в тексте
Назначение текста (с какой целью автор написал текст)
Языковые средства





После выполнения работы, ученики анализируют полученные результаты и делают выводы о функциональном стиле текста. Такую работу я предлагаю ученикам на уроках русского языка с 6 класса, постепенное увеличивая количество и объем текстов.
Задание рубрики «Лаборатория слова» позволяют ученикам пополнить словарный запас, узнать значение новых слов, понять роль слова в художественном тексте. Такая работа позволяет соединить элементы лингвистического анализа художественного текста с элементами творчества.
Задания по трансформации текстов мы выполняем на уроках развития речи. Так, на уроке развития речи в 6 классе по теме «Типы речи в художественной литературе» учащиеся в ходе урока анализируют тексты, предложенные им накануне для выполнения домашней работы. И распределяют тексты по трем типам: повествование, рассуждение, описание. Но у них возникает проблема: не все тексты можно отнести к определенному типу речи.
(А потом я кaк-то тaк повернулся и увидел, что между тумбочкой и спинкой моей деревянной кровaти рaстянутa пaутинa, и в ней, в сaмой в середине, сидит пaучок. И глядит нa меня.
Снaчaлa я подумaл, что он просто кaк в гaмaке кaчaется. Но потом скaзaл себе, что думaю непрaвильно. Ведь кaчaться в гaмaке, это знaчит отдыхaть. А пaучок не отдыхaл. Он притaился и ждaл. Он охотился. И смотрел нa меня.
Я улыбнулся ему. Скaзaл, чтобы он меня не боялся)
Ученики определяют, что в тексте совмещены два типа речи: повествование и рассуждение.
Учитель: Если в этом тексте есть рассуждение и повествование, но повествование преобладает, как можно назвать такой тип речи?
(Ученики предлагают свои варианты ответов, учитель, если правильный ответ не дан, подводит их к названию «повествование с элементами рассуждения»)..
Учитель: Скажите, почему автор использовал такое сочетание типов речи?
(Предполагаемый ответ: Рассуждение, включенное в повествование, дает возможность читателю узнать, как важно мальчику объяснить, что он увидел. Мальчик много времени находится один, он привык разговаривать сам с собой, поэтому он и рассказывает, и рассуждает одновременно).
Учитель: Предлагаю провести эксперимент и представить, что вы являетесь корректорами и вам нужно исправить фрагмент рукописи, принесенной для печати. Редактор решил, что в этом тексте не хватает какого-то фрагмента(типа речи, поэтому текст будет неточно понят читателями. Дополните текст.
(Предложенный текст: А потом я как-то раз повернулся и увидел, что между тумбочкой и спинкой моей деревянной кровати растянута паутина, и в ней в самой середине сидит паучок. И глядит на меня.)
На выполнение работы ученикам дается 3-4 минуты, т.к. они совместно выполняют эту работу. Затем ученики читают свои варианты и объясняют, почему они добавили тот или иной фрагмент. На уроке ученики добавили описание паутины и рассуждение о том, что мог думать паучок, когда смотрел на него.
Такой лингвистический эксперимент помогает ученикам в доступной для них игровой форме усвоить очень трудный материал по определению типов речи в тексте.
Задание «Сравни с оригиналом» являются достаточно сложными и вводятся на этапе, когда у учащихся сформированы первые навыки анализа текста. Такие задания в 6 классе я ввожу со второго полугодия.
Предлагаю фрагмент урока, где используется подобное задание. При изучении рассказа «Бежин луг» И.А. Тургенева на втором уроке мы говорим о Тургеневе – мастере слова, способном в любой вещи увидеть особенное, неповторимое.
Учитель: Чем вам запомнился рассказ?
С чего он начинается?
(Предполагаемый ответ: рассказ начинается с описания природы, июльского дня)
Учитель. Прочитайте это описание.
(Ученики читают отрывок).
Учитель: Почему в рассказе И.С. Тургенева так много внимания писатель уделяет природе, ее описанию?
(Предполагаемый ответ: Писатель, любит родную природу и хочет передать это чувство читателю.)
Учитель: Докажите, что писатель с любовью подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского лета. Правда ли, что природа наполнена красками и звуками. Попробуйте определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.
(Ученики находят в тексте средства художественной выразительности)
Учитель: Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу?
(Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», «камни сползлись».)
Учитель: Но вот наступает вечер, постепенно приближается ночь. Из спокойного теплого июльского дня автор погружается в густую высокую траву оврага. Что спасает, указывает путь путнику?
Ученики: Это огонь костра, возле которого сидят ребята, сторожившие табун.
Учитель. Вам нравится смотреть на костер? Вы пробовали когда-нибудь его описать? Давайте попробуем сделать это сейчас. Я предлагаю вам описать костер, который вы видели, может быть, он запомнился вам? Если нет, представьте огонь костра и опишите его.
(Ученики выполняют работу в течение 5 минут, этого вполне достаточно, т.к. поначалу ученики выполняют это задание быстро, не прикладывая к нему особых усилий. Как правило, описание сводится к сравнению с маком, указывается на движение языков пламени)
Учитель: Хочет ли кто-нибудь прочитать, что у него получилось?
. (Ученики читают задание, учитель тактично указывает на ошибки и недочеты в работах, хвалит ученика за работу)
Учитель: А теперь давайте сравним ваши описания с описанием костра в рассказе Тургенева, найдите и прочитайте этот фрагмент.
В ходе анализа отрывка, выясняется, что огонь у Тургенева живой, он находится в постоянном движении, в этом автору помогают глаголы, средства выразительности - олицетворения, эпитеты, сравнения. После анализа фрагмента одному-двум ребятам предлагается уже устно исправить свои тексты, учитывая сказанное на уроке. Тогда  они уже добавляют в текст олицетворение, эпитеты «живой», «оживляющий», «неспокойный», иногда пользуясь текстом Тургенева, иногда добавляя свои. Окончательное исправление текста ребятам предлагается сделать дома.
Подобное же задание я даю в 7 классе при изучении рассказа И.А. Тургенева «Певцы» (на уроке внеклассного чтения). Предлагаю описать пение любимого певца, а после чтения своих вариантов (по желанию) ученики сравнивают их с описанием пения Якова, где повествователь описывает свои чувства, совпадающие с чувствами остальных слушателей. В ходе обсуждения делается вывод о роли средств выразительности в художественном тексте при создании неповторимого образа певца-самоучки, для которого пение - это счастье, и этим счастьем он делится со слушателями, поэтому она объединяет всех посетителей кабака, такая творческая работа помогает актуализировать восприятие учениками текста, готовит их к его вдумчивому чтению.
Как и любой учитель литературы, я не могу недооценивать роль чтения и значение привлечения учащихся к книге. В течение многих лет мой ученики ведут дневники читателя, причем не только летом, но и в течение учебного года. Ученики, записывая информацию в дневник, заполняют следующие рубрики:
1. «Автор и название»
2. «Краткий пересказ»
3. «Понравившийся эпизод»
4. «Вопросы, на которые можно найти ответ в произведении (проблемы, поставленные автором в книге).
Поначалу последняя колонка вызывает у учеников затруднение, но в ходе изучения литературы и анализа художественных произведений многие ученики 6-7 классов уже умеют задавать вопросы и определять проблематику прочитанного произведения. У моих учеников круг чтения постепенно расширяется, в среднем за учебный год они прочитывают 5-6 книг помимо школьной программы. Так у учащихся собирается свой банк аргументов из прочитанных лично ими книг. Безусловно, такая работа – большое подспорье учителю при подготовке учеников к написанию итогового сочинения в 11 классе и сочинений на итоговой аттестации в 9 и 11 классе.
Безусловно, задача стимулировать творчество учеников, не может быть решена только с помощью включения в урок творческих заданий. Такие задания должны быть логическим включены в ход урока, на решение проблемы развития творческих компетенций должна быть направлена система урочной и внеурочной деятельности. В данной работе были проанализированы задания, применяемые мной на уроках в 5-8 классах. Безусловною. творческие задания я использую и во внеурочной деятельности, и в старшем звене, где они уже приобретают исследовательский характер. В перспективе я планирую описать и этот опыт работы.
Результаты работы позволили сделать выводы, что использование письменных творческих заданий на уроках русского языка и литературы оказалось успешным. По результатам анкетирования, проводимого психологом в течение 2014-2015 года, возрос интерес к предмету у учеников 5-6 классов (см. приложение 5), учащиеся с удовольствием посещают уроки русского языка и литературы, на уроках активны. Помимо этого, у учащихся возрос познавательный интерес, в чем убеждает повышение качества знаний по предмету (приложение )
В классах, где учитель применяет систему письменных творческих работ, повышается качество выполнения заданий на государственном итоговом экзамене в 9 классе. В 2014 году в 9а классе, где учащиеся выполняли творческие задания средний балл выполнения работы – 31, в 9б классе – 27 баллов. Следует также отметить, что в текущем году при анализе диагностических работ в 8 классах выяснилось, что в 8а классе (где применяются творческие задания) все ученики справились со стартовой работой, в параллельном классе - только 70% учащихся, причем при выполнении задания 15.3 все учащиеся в 8а классе (20 из 23 писавших работу) в качестве аргумента своего тезиса использовали текст художественного произведения. Учащиеся осознанно, активно принимают участие в конкурсах по русскому языку и литературе (см. приложение 7), увлеченно пишут исследовательские работы, а значит, растет и интерес к предмету, и качество обучения (см. приложение 8).
У учеников, вовлеченных в выполнение творческих заданий, раскрывается творческий потенциал: они пробуют создавать свои художественные произведения, участвуют в конкурсах литературного мастерства. Также с каждым годом растет количество учеников, участвующих в конкурсах различного уровня. (приложение )
Исходя из описанных выше результатов можно сделать вывод, что все используемые на уроках русского языка и литературы формы и виды творческих работ эффективны для активизации творческих способностей учащихся, для развития в детях творческого взгляда на окружающий мир, для более осознанного усвоения ими сложного теоретического материала о языке и произведении, для развития умения применять те знания и навыки, которые они получают на уроке, т.е. развиваются творческие компетенции учащихся.






















Список литературы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
4. Ашевская Л. А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001
5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20
6. Петрановская Л.В. Творчеству можно научить. // «Русский язык», №12, 2001
7. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 59 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Ба- ранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. 12-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2011.
8. Русский язык. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [ Т.А, Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 6 научн. редактор Н.М. Шанский], - М.: Просвещение, 2015
9. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / [ Л. М. Рыбченкова, О.А. Александрова, А.В, Глазков, А.Г. Лисицын] ], - М.: Просвещение, 2015






















Приложение 1
Анализ количества творческих задания в учебниках русского языка 5 класса.
«Русский язык. 5 класс.» Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / [ Л. М. Рыбченкова, О.А. Александрова, А.В, Глазков, А.Г. Лисицын] ], - М.: Просвещение, 2015

раздел
Количество упражнений в разделе
Количество продуктивных заданий
Из них заданий творческого характера
Из них исследовательских заданий
%

«Фонетика»
59
6
Упр. 34, 40 («Напиши продолжение сказки Л.Н. Толстого»)
+ 3 игровых упражнения
1 (Упр.28) «Сравните текст, записанный в современной и старой орфографии, и расскажите, какие различия в записи слов вы увидели»
10%

«Морфемика»
45
3
1 ( упр. 93 «Напиши сочинение по началу») + 2 игр. задания
-
6%

«Лексика»
146
3
3 (упр. 174(«Составь небольшой рассказ, используя слова следующих тематических групп»), 186 (Попробуй устно продолжить рассказ И. Антоновой «Иванова, Петрова, Сидорова), упр. 230 («Сочини сказку «Жила была крапива»)
-
2%








«Русский язык. 5 кл .» Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [ Т.А, Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. 6 научн. редактор Н.М. Шанский], - М.: Просвещение, 2015
раздел
Количество упражнений в разделе
Количество продуктивных заданий
Из них заданий творческого характера
Из них исследовательских заданий


Фонетика
60
-
Упр. 302 («Напиши сочинение-описание предмета)

2%

Морфемика
94
3
Упр. 397 (Напишите сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе»), упр. 400 («Почему так названы географические объекты: Петербург, Новосибирск, Берингов пролив? Напиши рассуждение на эту тему), упр. 402 («Напиши рассуждение на одну из предложенных тем).
-
3%

Лексика
50
2
Упр. 332 («Составь кроссворд»), упр. 345 («Напиши сочинение-рассуждение «Какой ты след оставишь?»)

4%




Приложение 2

Система творческих заданий в 5-8 классах по русскому языку.


Тема/Раздел учебника
Что развивает задание /назначение задания
Название
Уровень сложности
Пример задания

5 класс

Все разделы/
Орфография
орфографическая грамотность
«Нарисуй и запомни» Работа со словом
1
Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.

«Синтаксис»

«Объясни смысл высказывания»
2


Лексика
Морфология
Морфемика

«Путешествие в слово»
1, 2
Перед тобой слово «кареглазый».
Выполни с ним следующие задания:
Разбери по составу.
Выдели все орфограммы, которые есть в слове.
Составь 3-4 словосочетания с ним.
Подбери к нему однокоренные слова.

Фразеология

По следам учебника.
2
«Попробуй найти в иностранном языке, который ты изучаешь и другие фразеологизмы с животными. Есть ли их аналоги в русском языке?



- развитие монологической речи, - развитие воображения
«Вот я, вот я превращаюсь» Сочинения-миниатюры
2
Представь, что ты – свечка (дом, гриб и т.д.) попробуй написать небольшой текст от имени этого предмета.

Фонетика
Морфемика
- различение омонимов
- развитие монологической речи
«Составь рассказ с данными словами»
2
Прочитай слова: лук(г), ключ, мина, тур, овсянка. Составь с этими словами небольшой текст. Какую особенность этих слов нужно учитывать при создании текста.

Все разделы
- умение правильно и точно задавать вопросы
«Умный вопрос» «Заметки на полях»
2


6 класс

Лексика
- развитие диахронного анализа слов
- орфографическая грамотность
Лаборатория слова
«Родственники или нет?»
3
Подумай, являются ли родственными исторически слова «Ровесник и сверстник», перстень и перчатка». Свой ответ обоснуй. Как ты думаешь, какой словарь может помочь тебе найти ответ на вопрос.

Лексика
- работа со словом и его значением
- культура речи
«Словарь профессионализмов моих родителей»
2
Составь словарь профессиональных слов своих родителей. Для правильного оформления словарной статья обратись к словарю какой словарь тебе поможет в этом?

Все разделы/Орфография
Орфографическая работа
«Нарисуй и запомни»
1
Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.

Лексика
- развитие речи
- стили речи
«Речевой портрет моего одноклассника» Сочинение-миниатюры
2
Понаблюдай за речью твоего одноклассника, друга. Попробуй составить его речевой портрет. Какие слова преобладают в его речи, соблюдает ли он нормы литературного языка. Как речь характеризует этого человека. Можешь ли ты дать рекомендации своему другу?

Морфология
- развитие речи
- культура речи

Лингвистический эксперимент «Без глаголов» /»Без прилагательного»/»Без местоимения»
(сочинение- миниатюра без использования указанной части речи в тексте
3
Попробуй описать, как мама готовит обед/папа ремонтирует мебель и т.д., не используя при этом глаголы. Сделай вывод о роли глаголов в тексте.

Морфология
употребление в речи наклонений глаголов
Придумай заголовок для статьи
2
«Если бы да кабы». Придумай как можно больше заголовков для статьи в газету, в котором глагол будет употреблен в повелительном или условном наклонении»

7 класс

Причастие
Деепричастие
- развитие речи
- выявление языковых особенностей художественного текста
- стиль писателя
Лаборатория слова
3
В одной из глав повести «Тарас Бульба» выпиши по три предложения с причастным и деепричастным оборотом. Попробуй определить роль этих оборотов в тексте.


- развитие речи
Лингвистический эксперимент.
3
Опиши действия человека какой-либо профессии, не используя при этом наречия. Затем сверху добавь подходящие по смыслу наречия. Изменился ли текст. Чем он отличается от первоначального варианта.

Все разделы/Орфография
Орфографическая работа
«Нарисуй и запомни»
1
Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.

8 класс

Вводный урок. «Язык как развивающееся явление»
- культура речи
- слово и его употребление
Лаборатория слова
3
Определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами» (таблица – см. приложение)

Синтаксис.
Односоставные предложения.

- закрепление знаний об односоставном предложении
- употребление односоставных предложений
-развитие речи
Придумай заголовок для статьи
2
«придумай заголовки для статьи в газету, используя только односоставные предложения. Напиши, используя один из заголовков, статью в школьную газету.

Все разделы/Орфография
Орфографическая работа
«Нарисуй и запомни»
1
Подумай, с чем ассоциируется у тебя это слово, какой образ поможет тебе запомнить его написание.


Система творческих заданий в 5-8 классах по литературе..


Тема/Раздел учебника
Что развивает задание /назначение задания
название
Пример задания

5 класс


- развитие монологической речи
-закрепление знаний о композиции русской народной сказки
Сочини свое произведение.
2
Напиши сказку.


- роль средств выразительности в тексте
Лаборатория слова
Сравни с оригиналом.
3
Попробуй добавить эпитеты, подходящие по смыслу. Сравни с оригиналом. (см. приложение)

Внеклассное чтение
- умение определять проблему, поставленную автором в тексте
Умные вопросы и ответы. Дневник читателя.
3
.Определи, на какие волнующие человека вопросы можно найти ответ в книге.

Литературная сказка
- глубокое, вдумчивое чтение
- умении правильно задавать вопросы
Умные вопросы.
Викторины по произведениям.
2
Подготовь ее для своего одноклассника викторину по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

7 класс

И.С. Тургенев «Бежин луг».
- развитие речи
- лингвистический анализ текста
Лингвистический эксперимент.
Сравни с оригиналом.
2
Вам нравится смотреть на огонь? Вы пробовали когда-нибудь его описать? Давайте попробуем сделать это сейчас. Я предлагаю вам описать костер, который вы видели, может быть, он запомнился вам? Если нет, представьте огонь костра и опишите его.

Из литературы 19 века. Творчество А.С. Пушкина.

Я рисую героя- я представляю героя»
2
Нарисуй портрет одного из героев произведений А.С, Пушкина, изученных в 6 классе. Напиши небольшое сочинение о том, каким ты представляешь героя.

Из литературы 19 века.
- развитие речи
-развитие воображения
-закрепление знаний об особенностях поэтического текста
Сочини свое произведение.
2
Попробуй написать свое стихотворение. Не забудь, что в стихотворении важно передать чувство, состояние лирического героя.

7 класс

Из литературы 19 века. Творчество А.П. Чехова
-
Фильм. Фильм. Фильм
3
Напиши сценария к одному из юмористических рассказов А. П. Чехова. Попробуйте снять фильм по этому сценарию.

Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба»
- развитие монологической речи
- вдумчивое, внимательное чтение художественного произведения
Сочинение-миниатюра «Один день в »
2
Напиши сочинение «Один день в Запорожской Сечи».

Творчество
М.Ю. Лермонтова.
- развитие навыка сопоставительного анализа текста
Сравни тексты.
3
«На севере диком» - это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г.Гейне. Существует и перевод Ф.И.Тютчева. Отличается ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Чем? Почему?

8 класс

Из русской литератруры 19 века.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Умные вопросы.
2
Подготовь викторину по главам романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Из русской литературы 19 века. Творчество Н.В. Гоголя.
- развитие монологической речи
- развитие воображения
- развитие навыка письменной характеристики героя
Я рисую героя - я представляю героя»
2

Нарисуй портрет одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» так, как ты его видишь. Напиши небольшое сочинение о том, каким ты представляешь героя.







15

Приложенные файлы


Добавить комментарий