Конспект урока по истории Культура России после 1917 года


Тема: Культура России после 1917 года
Цели:
Сформировать представления об основных тенденциях искусства после 1917 года.
Сформировать представление о возрастании роли государственно – идеологического контроля за культурной жизнью страны.
Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Ход урока:
Так как тема включает достаточно обширный материал, проверка домашнего задания не проводится.
Урок - лекция проводится с показом презентации, так как использование слайдов дает возможность лучшего восприятие материала по культуре.
План урока.
1. Создание творческих союзов.
Живопись после 1917 года.
Окна Роста и агитационная посуда.
4. Архитектура и скульптура.
После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни.
Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетов направлений в науке; подготовить кадры научно – технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как в стране проходила работа по ликвидации неграмотности населения, какие появились литературные произведения, какие открытия были сделаны учеными.
Но одной из главных задач власти была необходимость утвердить свое идеологическое влияние в обществе через литературу и искусство.
На сегодняшнем уроке мы и поговорим о том, каким образом через живопись, скульптуру и архитектуру шло идеологическое воспитание.
При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 года был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, скульпторам и другим деятелям искусств.
Стали проводиться открытые выставки (за 1918 – 1919 год было организовано более 140), конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных ВУЗах составили картину небывалого творческого подъема.
Сразу после революции 1917 года создается много творческих союзов.
(на экран вывести слайд № 3, на котором выписаны наиболее известные творческие объединения, это поможет ребятам оперативно сделать записи в тетради)
ОСА – объединение современных архитекторов.
АСНОВА – Ассоциация новых архитекторов.
ОБМОХУ – общество молодых художников.
ЛЕФ – Левый фронт искусств.
АХРР – Ассоциация художников революционной России.
ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей.
Пролеткульт – организация, выступающая за «чистую» культуру.
Каждый творческий союз отстаивал свое направление.
(на экран вывести слайд № 4, на котором выписаны лозунги, я считаю, что данный текст необходимо иметь перед глазами, так как по этому тексту предлагаю несколько вопросов)
У сторонников Пролеткульта были лозунги:
- «Никогда пролетарская культура не говорит «да» там, где говорит «да» буржуазная!»
- «Рабочий – писатель должен не учиться, а творить!»
- «Буржуазный язык, буржуазная литература должны быть ликвидированы!»
- «Создадим новую, чисто пролетарскую культуру! Создать ее может только пролетариат. Да здравствует пролетарская культура!»
1. Какую роль сторонники «Пролеткульта» отводят пролетарской культуре?
2. Как они относятся к наследию прошлого?
Сторонники ЛЕФа пытались внедрить новое искусство в строительство новой жизни, внедрить свое искусство в быт, в повседневность. Маяковский, Асеев, Брик пытались разработать новее образцы мебели, тканей, оформление книг, театральных постановок.
С этим направлением боролись представители Ассоциации, которые не только выступали против ниспровержения старого, но наоборот, сохранили наследие реализма. Это и Бродский, и Герасимов. Картины этих художников были более понятны народу.
Общество молодых художников (ОБМОХУ) стремились усовершенствовать среду, окружающую человека.
(показ слайда № 5 дает возможность познакомиться с одной из работ Э. Лисицкого)
Эль Лисицкий, один из представителей этого общества, свои работы называл – проуны, проекты утверждения нового. Он говорил, что его проекты это «пересадочная станция из живописи в архитектуру».
Вместе с тем в начале 1920 годов партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в художественную жизнь, но во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства.
Многие мастера были вынуждены выехать за границу, другие подвергались травле в печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной удар пришелся на тех, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.
Среди них – Казимир Малевич.
(сообщение учащегося иллюстрируется демонстрацией слайдов
№ 6, 7, 8, что дает возможность познакомиться с некоторыми работами К.Малевича ).
Сообщение о Марке Шагале.
(сообщение также иллюстрируется демонстрацией слайдов № 9, 10, 11).
Сообщение о Роберте Фальке.
(сообщение иллюстрируется демонстрацией слайда № 12.
Нужно отметить, что полотна этих художников, за исключением «Черного квадрата» К.Малевича редко представлены массовому зрителю. Поэтому у ребят есть возможность увидеть работы, которым многим представителям власти были непонятны).
Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а так же картин на темы революции, Гражданской войны. Суровый, аскетический быт был опоэтизирован в произведениях тех художников, которые стали певцами революции. Среди них нельзя не отметить Кузьму Петрова – Водкина.
(Сообщение учащегося с демонстрацией слайдов № 13, 14, у ребят появляется возможность увидеть разницу между его картинами и картинами абстракционистов ).
Понятны народу были и полотна Кустодиева. Его мадонны, купчихи, на смену которым пришел новый герой – большевик.
(сообщение учащегося с демонстрацией слайдов № 15, 16. Ребята видят, как в изображении своих героев художник показывает насколько велика власть Советской власти в изображении Большевика).
Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу.
Огромную роль играли плакаты. В 1918 - 1921 годах было организовано Российское телеграфное агентство. В.В.Маяковский, Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов Виктор Николаевич) работали над выпуском плакатов.
Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в витрины магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с фронта.
Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем их суть.
(на экран вывести по очереди слайды № 17, 18, 19, которые знакомят ребят с плакатами времен Гражданской войны).

Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе над плакатами можно было использовать не 1-2 краски, а больше.
У авторов плакатов были одни и те же герои: Рабочий, Матрос, Швея, Красноармеец, Прачка, - их писали красной краской.
Врагов: Заводчик, Банкир, Помещик, Барыня, Генерал, Поп, Бюрократ – писали черной краской.
Окна РОСТа с их доступностью стали новой формой в искусстве.
В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция мобилизовала добровольцев в Красную армию, объявляла смерть мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала обучить грамоте».
(заслушать сообщение о Маяковском В.В. демонстрация слайда
№ 20. Данный слайд помогает активизировать внимание учащихся, так как ребята видят и портрет поэта и художника, кроме того могут прочитать его слова).
Кроме плакатов, в годы Гражданской войны, революционное правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации – стали выпускать агитационный фарфор.
(на экран вывести слайд № 21, который демонстрирует образцы пролетарского фарфора)
На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе осталось большое количество нерасписанной, керамической посуды. Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и пастушек появились революционные символы и лозунги.
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!».
Авторами подобных изделий были Чехонин, Кузнецов, Петров – Водкин.
Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарфоровую миниатюрную скульптуру. Ее героями стали матросы, рабочие, крестьянки, пионеры, октябрята. В 1922-1923 годах она выпустила революционные шахматы: «Белые и красные».
Например, Красный король был изображен в виде рабочего с кувалдой, а белый в виде скелета в черной мантии, красные пешки – крестьяне со снопами, а белые – рабы, окутанные черными цепями. Предметы агитационного фарфора впоследствии стал предметом экспорта.
В зодчестве наметился символ преобразования общества, строительство нового мира. Спектр направлений был различен от продолжения традиций неоклассицизма 10-х годов до самого дерзкого новаторства.
«Традиционалисты» создавали революционный стиль, на базе архитектурных форм прошлого обобщая их, придавая или большую выразительность.
Популярно – наследие зодчество Древнего Востока. Простой и емкий язык, говорящий о бессмертии и вечности прослеживается в Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 – 1930 гг. архитектор А.В. Щусев.
(вывести на экран слайд № 22, который дает возможность заметить схожесть мавзолея и архитектурного сооружения Востока).
Яркий пример технического новаторского московская радиобашня,
В 1922 по проекту и под руководством инженера Владимира Григорьевна Шухова. Использованы стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны – гиперболоиды.
(вывести на экран слайд № 23, который демонстрирует различные направления архитектуры, обратить внимание на разницу форм).
И традиционалисты и новаторы создавали строго продуманные сооружения, удобные в эксплуатации, построенные при минимальных затратах труда и материалов.
Константин Степанович Мельников - Д.К имени Русакова 1927- 1929 гг. собственный дом архитектора.
(вывести на экран слайд № 24, который дает возможность познакомится с архитектурными сооружениями, авторам которых является К.С. Мельников).
Зодчие 20 – х годов были утопистами. Их романтические представления оказались далеки от вкусов простого советского человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой жизни «как раньше жили господа». Поэтому старорежимные дворцы им нравились больше, чем конструкции из стекла и бетона.
После 1917 года искусство скульптуры в России приобрело общественно – политическое значение.
Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью. Памятники и монументы стали играть ключевую роль в советской скульптуре.
(вывести на экран слайд № 25, на котором цитаты из декрета Совнаркома о памятниках. По тексту задать вопросы: какая судьба ожидала дореволюционные памятники? Кому в первую очередь должны были установить памятники?
В.И.Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других крупных городах. В их числе оказались: К.Маркс, Ф.Энгельс, С.Разин, П.Пестель, Н.Чернышевский, А.Герцен, а также Спартак, Ж.П. Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил А.В.Луначарский.
Над памятниками работали лучшие скульпторы: Л.В.Шервуд, С.Т.Коненков, Шадр, Мухина.
Это акция должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, а новое время утверждается навсегда.
Самым известным произведение этого периода является работа Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия - Иванов) – «Булыжник – оружие пролетариата».
(вывести на экран слайд № 26, который знакомит учащихся с работой Шадра и одним из памятников К.Марксу)
Вера Игнатьевна Мухина, прежде чем создать знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», создает свою первую работу – «Колхозница». Она является автором памятника А.С.Пушкину в городе Твери перед филармонией.
На площадях крупных городов появляются памятники вождям пролетариата – К.Марксу, В.И. Ленину, героям Гражданской войны.
В городе Тверь, у ограды городского сада был установлен один из первых памятников Карлу Марксу, который сохранился и до сегодняшнего дня.
(Вывести на экран слайд № 27, который демонстрирует памятник К.Марксу в городе Твери).
На смену отдельным фигурам появляются монументы, состоящие из групп. Это и памятник героям революции на улице Баррикадной в Москве.
В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 – 1920 одах было установлено около 40 новых памятников.
Начиная со второй половины 20 – х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания.
Позже будет принято постановление правительства о создании единых творческих союзов писателей, художников, композиторов, с образованием которых ликвидировалась относительная свобода художественного творчества.
В качестве закрепления провести тестирование.
(тестирование предложить в форме презентации, что даст возможность оперативно проверить, как учащиеся усвоили материал урока).
Объяснение домашнего задания.

Приложенные файлы

Добавить комментарий