Урок по сказке М.М.Пришвина Кладовая солнца


Урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Человек в окружающем мире.
«Что есть правда».
Цели урока:
обучающие: показать метафоричность и символику языка произведения, раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы;
развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал обучающихся;
воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.
Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки обучающихся «Ель и сосна на Блудовом болоте», «У лежачего камня», сообщения о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты («Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы» ; «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М. Пришвина» - К.Г. Паустовский); «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» - М. Пришвин. Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. (слайд №1)
Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Мы детально проанализировали произведение, и, я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.
II. Проверка Д/ЗНо вначале мы вместе проверим домашнее задание. Поменяйтесь тестами и перепроверьте их друг у друга. Ответы вы сейчас увидите на доске (презентация итогового теста по сказке – были).
Критерии оценок вы видите на доске.
1 ошибка – «5», 2 – 4 ошибки – «4». 5 – 7 ошибок – «3»
III. Работа по тексту. Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, проследить путь «открывателей» и «осваивателей», показать единство человека и природы, и, наконец, понять, что человек – совершенство природы, её высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает. (слайд №2) Запишите тему произведения, проблему, которую открывает нам автор.
Итак, начнём. Но вначале мне хотелось бы ещё раз проверить знание содержания текста. Давайте вместе ответим на вопросы. Внимание на доску. (слайд №3)
Вернемся к разговору Насти и Митраши, который положил начало конфликту и привел к драматическим событиям. Дети вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им ещё отец. Митраша – о палестинке, на которой ещё никто не бывал, Настя о Слепой елани, «страшном месте» Оказывается, они находятся рядом. Митраша думает о палестинке и попадает в елань, Настя боится попасть в елань и попадает на палестинку. Как же развиваюится события? (слайд №4) Найдите описания Блудова болота и притчи о деревьях в тексте. Ответы учащихся.
Путешествуем вместе с героями. (слайд № 5) Обучающиеся отвечают на вопросы, которые перенесены на доску и попутно работают над вопросами, которые задает учитель.
- Приведите примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Примеры: тоненький стебелечек, зеленые маленькие листочки, как крылышки; черные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе; Золотая курочка; умные детишки; мужичок в мешочке; Травка, Затравушка, голубушка; глупенькие и т.д. (слайд). О чём это говорит? (Наличие большого количества уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит: - о любви к героям произведения (сочувствие детям, автор гордится ими, радуется их успехам), о любви к природе (писатель относится к ней ласково, с уважением; человек и природа неразрывно связаны друг с другом).– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? Примеры сравнений и олицетворений: «Очень волновались старушки-ели…»; «Ветер поиграл с домиком…»; «Ветер-сеятель принес два семечка…»; «Деревья зарычали, завыли, застонали…»; « …елка нажала на сосну, и сосна простонала…»; «Трава белоус показывала направление обхода елани…»; «…неподвижные, как изваяния…» и т.д.
(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа; жизнь природы изображена в сказочных образах).IV. Анализ эпизодов.
История про лесника, старого охотника Анипыча.( Слайд №6)
Что же такое счастье, по мнению автора?
- счастьем для Травки было жить для человека, своего друга и хозяина. Счастьем для любого человека – жить для других, быть нужным, приносить помощь, делать добро. Среди диких зверей царит другой закон: «только успей, только урви что – нибудь». « Каждый для себя» - так живут вороны, волк Серый Помещик.
Второй эпизод –« Митраша в беде» (слайд №7) – ответы на вопросы.
Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность: «аленький цветочек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы»
Третий эпизод. «Приключения Насти в лесу» (слайд № 8) - ответы на вопросы.
Настя представляется нам уже не «Золотой курочкой»: «Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная» Настя очнулась, только испугавшись змеи. Только тогда лось узнал человека и побежал прочь. Изумленной Насти представилось, «будто она… выщла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она. Так через сказочный образ автор показывает, как человек из «ползающей твари» превращается снова в человека.
Слово учителя.
А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Пейзажисты”.
V. Представление рисунков группы «Пейзажисты».
– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?
…Я хотела показать, что деревья срослись и переплелись друг с другом, кажется, что они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь.
… Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют.
– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?
(Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении есть лесные тайны, лесные жители говорят.)- Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?
(Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).
– Как природа помогает понять настроение спорящих?
Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
(стр. 46: «Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.»)Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своем высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
(стр.48: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».)- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
(Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Картографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши.
VI. Работа с эпиграфом
- А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?
(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)
- Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?
(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)- Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших «Биологов». Они нашли научное описание этих ягод.
Сообщения группы «Биологи»
(Группа подготовила научное описание ягод по материалам энциклопедического словаря, сделала несколько слайдов о клюкве, траве белоусе. О лекарственных растениях (ягодах) дети узнают из материала уроков ОБЖ, факультатива «Основы кулинарии»).- Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание (стр. 57-58). Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?
(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)- Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?
(Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)- Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего же автор даёт это описание? Пришвин подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?
– Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло.
– Для чего они собирают?
– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.
– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне «стережёт тепло».
– Кто же заставил Настю встать на ноги?
– Змея, пень, лось.
– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
– Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?
(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)VII. Слово учителя.
- Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?
(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)
– Как вы понимаете слова М. Пришвина: «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь?»
(«Правда» жизни заключается в единстве человека и природы, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни. Вся природа – это несметные богатства. А человек должен быть «мудрым хозяином», разумным; должен понимать природу, любить и охранять).- Что нового мы узнаем о детях?
( Мужичок в мешочке стал меняться и за следующие 2 года войны вытянулся. И какой парень вышел – высокий и стройный. Стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война – то кончилась». Это чудесное преображение героя похоже на сказку. Но это лишь волшебные свойства человеческой доброты и любви, ответственности. Это относится и к Насте: всю собранную на палестинке клюкву она отдала эвакуированным детям. Оказалось, что девочка мучилась про себя за свою жадность. И в этом поступке – победа девочки над собой). В конце сказке – были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, запасов из прошлого, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека.
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание. Выписать описания Митраши и Насти, подготовиться к сочинению.

Приложенные файлы

Добавить комментарий