Доклад на педагогической конференции на тему «Пути формирования духовно-нравственных ориентиров в контексте преподавания предметов обществоведческого цикла».


Прохоренков Д.В.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №64
г. Нижний Тагил
Пути формирования духовно-нравственных ориентиров
в контексте преподавания предметов обществоведческого цикла
В образовательном стандарте основного общего образования по истории одними из первоочередных целей учителя являются: «воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины и формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями» [1].
Для нашей страны, несомненно, основополагающими являются духовно-нравственные ценности основанные на православных традициях, так как православие в России с 10 века считалась основной, доминирующей и основополагающей религией, которая не просто влияла на события происходившие в нашей стране но и формировала духовно-нравственные ориентиры ее жителей во всех сферах жизни.
Работая учителем истории и обществознания на своих уроках, в обязательном порядке, уделяю особое внимание формированию духовно-нравственных ценностей основанных на православии.
В нашей школе предмет ОРКиСЭ, который позволяет более подробно остановиться на проблемах духовно-нравственного воспитания, преподается только в начальной школе, причем в небольшом объеме и педагогами, которые прошли курсы повышения квалификации но, чаще всего, весьма смутно имеют представление об изучаемом предмете. Я убежден, что данный предмет должен вести человек верующий, имеющий представление об основах той религии, о которой он рассказывает учащимся, а это может быть не только православие. В прошлом году, в нашей школе, из 3-х 5-х классов только у одного был выбран православный модуль, у остальных, так называемый, этический. Поэтому основная нагрузка на формирование духовно-нравственных ориентиров выпадает на учителей истории и обществознания.
Хотелось бы обозначить несколько путей формирования духовно-нравственных аспектов через призму православных традиции на уроках обществоведческого цикла. В процессе изучения курса истории есть множество возможностей, не нарушая логику повествования и выполнение стандарта, показать как православная вера влияла на формирование духовно-нравственных ориентиров нашего народа.
5 класс. Курс «История Древнего мира». Тема «Древнееврейское царство». Программой выделяется 2 часа на изучение данной темы. И все 2 часа мы с ребятами изучаем Библию, потому что именно эта книга, а вернее ее первая часть, является основным источником, рассказывающим о жизни древнееврейского народа. Мы знакомимся с мифами о сотворении мира, о первых людях, о всемирном потопе. Узнаем, какую роль в жизни древнееврейского народа сыграли Авраам, Исаак, Иаков, Моисей. Характеризуем деятельность первых царей Израильского царства: Саула, Давида ,Соломона. Обязательно говорим о 10 заповедях данных Моисею на горе Синай. В процессе изучения истории Древнего Рима говорим уже о второй части Библии, рассказывающей о жизни и учении Иисуса Христа, его учениках и гонениях на первых христиан, о роли императора Константина в становлении христианства как мировой религии, в частности, о Миланском эдикте.
6 класс. В первом полугодии изучается курс «История Средних веков» и здесь, в обязательном порядке, рассказывается об истории Византии и подчеркивается ее особая роль в истории нашей страны. Так же, характеризуются события 1054 года и раскол христианской церкви на западную и восточную, составляется сравнительная таблица отличий католической и православной церквей. Нельзя не уделить и особое внимание равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Во втором полугодии начинается изучение истории России. Назову только основные события на которых акцентируется внимание учащихся: крещение Руси, первые русские святые Борис и Глеб, деятельность благоверных князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского, святителей Московских Петра, Алексия, Филиппа, ну и, конечно же, Сергия Радонежского. Я обязательно провожу отдельный урок по теме «Духовное наследие Сергия Радонежского» где дети готовят сообщения о жизни и подвигах не только самого «игумена земли Русской» но и множества его учеников.
Для меня эпоха Дмитрия Донского и Сергия Радонежского очень личная тема, так как я на протяжении уже 4лет,в свободное время, несу послушание на клиросе храма прп.Сергия на Тагилстрое. Дмитрий Донской является моим небесным покровителем а прп.Сергий,в том числе, покровитель учащихся.
В 7 -8 классе продолжается изучение истории нашей страны: первый патриарх Иов, подвиг священномученика патриарха Ермогена , Казанская икона Божьей Матери ,церковный раскол и т.д.
В 9 классе наступает очень сложный период для каждого православного учителя истории - эпоха царя-страстотерпца Николая. Сложный, потому что в учебниках, к сожалению, отражены старые «заезженные» факты, касающиеся событий начала 20 века, многие из которых уже не актуальны в наше время. Необходимо искать компромисс, например, используя в процессе изучения периода цикл фильмов «История России 20 века» Николая Смирнова и новую литературу по проблеме. Большое внимание уделяется событиям в ночь с 16 на 17 июля 1918 года и мученическому подвигу царской семьи. Нельзя так же не отметить и роль Серафима Саровского в жизни царской семьи. Так же в 9 классе обязательно говорится о патриархе Тихоне, «обновленческом расколе», о подвигах новомучеников и исповедников(планирую посвятить данной теме отдельный урок основываясь на сообщениях ребят), роли РПЦ в годы ВОВ, о гонениях на церковь и ее «втором крещении», Обязательно, в конце года ,рассказывается о нынешнем положении РПЦ в России и ее роли в формировании духовно-нравственных ценностей.
Конечно, большой объем программы не всегда позволяет раскрыть все аспекты, но это можно сделать в 10-11 классах, когда идет повторение курса истории с 5 класса и есть возможность на каких - то моментах остановиться более подробно, тем более и учащиеся к этому моменту становятся старше и могут воспринимать информацию более акцентировано и целенаправленно. Для заинтересованных детей проводятся различные олимпиады и конкурсы по основам православной культуры, в процессе подготовки к которым , кроме самостоятельных занятий дома, я оказываю учащимся всестороннюю помощь во внеурочное время.
К сожалению, в курсе обществознания на тему «Религия» отводится всего 2 часа в 10 классе, при этом необходимо за это время дать характеристику всем трем мировым религиям, и это не считая терминологии и классификации. Несмотря на это, формирование духовно-нравственных аспектов на уроках обществознания можно рассматривать в процессе изучения тем «Духовная сфера общества», «Этика и мораль», «Семья», «Нации и межнациональные отношения», которые изучаются не только в основной, но и в средней школе.
В реальностях современного общества ни одна из задач образования и воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную- возрождение духовности. Предметы обществоведческого цикла должны этому способствовать в первую очередь, для этого есть все возможности, необходимо лишь желание педагога.
В заключении, хотелось бы привести слова советского и российского педагога, Народного учителя СССР Владимира Абрамовича Карако́вского, которые четко выделяют приоритеты и духовно-нравственные аспекты стоящие сейчас перед нашим обществом:
«Наша вера на этом пути такова: Без памяти — нет истории, Без истории — нет культуры, Без культуры — нет духовности, Без духовности — нет воспитания, Без воспитания — нет Человека, Без Человека — нет Народа!» [2] . Литература.
Стандарт основного общего образования по истории. – Интернет- ресурс http://letopisi.ru/index.php/Образовательный_стандарт_основного_общего_образования_по_истории
Караковский В.А. Школа будущего - это школа воспитания. - Интернет- ресурс http://karakovski.msk.ru/page.php?id=6

Приложенные файлы

Добавить комментарий