Рабочая программа по музыке по программе Ямалетдиновой , Хусаиновой


7Календарно-тематическое планирование
по предмету «Музыка» на 2014-2015 учебный годПояснительная записка.
Нормативные документы
Рабочая программа по предмету «Музыка » 3 класса разработана в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции выдающегося музыканта-педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. На основе программы Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны. - Музыка: Программа для 1-4 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. - Уфа: Китап, 2011.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов за неделю -1 часа. За год – 35 часов.
Iчетверть – 9, II четверть – 8, III четверть – 10, IV четверть – 9
Проверочная работа - 1
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Цель – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Результаты обучения
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вслушиваясь в интонации патриотических песен школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
-музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
- учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
Разделы предмета
Музыка моего народа (17 ч.)
Общие представления о музыкальной жизни страны. Государственная музыкальная символика – гимн России и Башкортостана. Фольклор, духовная музыка и профессиональное композиторское творчество – три основных направления развития отечественной музыкальной культуры, их интонационно-мелодические особенности, взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение. Отражение в отечественной музыке истории, культуры, традиций народа, глубины и своеобразия внутреннего мира человека. Красота родной земли, природы, человека в народной и профессиональной музыке.
Народное и профессиональное музыкальное творчество. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Взаимовлияние и взаимообогащение музыкальной культуры русского и башкирского народов. Творческое сотрудничество композиторов и музыкантов-исполнителей России и Башкортостана.
Народная песня-летопись жизни народа. Многообразие жанров русских народных песен, характерные особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Коллективная музыкально-творческая деятельность народа. Стили и жанры башкирской народной музыки и их отличительные особенности. Национальная разновидность горлового пения - узляу. Многонациональный характер музыкального фольклора России и Башкортостана – источник его богатства и разнообразия.
Творческие портреты композиторов, музыкантов-исполнителей. Выдающиеся исполнительские коллективы: хоровые, симфонические, известные в России и за рубежом. Театры оперы и балета. Детские музыкально-творческие коллективы страны и родного края. Всероссийские и республиканские фестивали и конкурсы музыкантов.
Сохранение и развитие национальных традиций народов, проживающих в республике (русских, башкир, татар, белорусов, украинцев, латышей, евреев, немцев, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, кряшен), через деятельность национально-культурных центров Башкортостана. Примерный музыкальный материаВведение в тему: Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. Моя Россия; А. Даутов (слова и музыка). Мой Башкортостан; А.В. Александров, сл. С. Михалкова. Государственный гимн России; Ф. Идрисов, сл. Р. Бикбаева и Р. Шакура. Государственный гимн Республики Башкортостан; Г. Свиридов. Увертюра «Время, вперед!»; Г. Свиридов, сл. А. Барто. Песня о Москве; О. Газманов. Москва, звенят колокола; М. Валеев, сл. К. Даяна. Хороша Уфа-столица; К. Рахимов, сл. М. Сундюкле. Кантата о дружбе (посвящается к 400-летию вхождения Башкортостана в состав Русского государства); Г. Левкодимов, сл. В. Степанова. “Давайте верить в чудо”.
Зрительный ряд: Монумент Дружбы (скульпторы М. Бабурин, Г. Левицкая); К. Юон. Купола и ластки;
Край, в котором ты живешь
Ю. Чичков, сл. М. Пляцковского. Ромашковая Русь; М. Сутягина, сл. Е. Никоновой и М. Сутягиной. Песня о России; С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1 часть); Попевка о природе; П. Чайковский, сл. А. Плещеева. Осень; П. Чайковский. Октябрь. «Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года» Р. Газизов. Осенний дождь. Р. Газизов. «Волны Агидели» из цикла «Родные напевы»; Обработка М.Морозова. Агидель; Л. Батыр-Булгари, сл. А. Рашитова. Солнечный край.
Зрительный ряд: И. Шишкин. «Березовая роща»; К. Юон. «Березы»; К. Сомов. «Портрет С. Рахманинова»; И. Левитан. «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень»; Б. Домашников. «Птицы улетают. Последние дни осени»;
Как не любить Урал - прекрасней в мире нет!
Г. Свиридов. «Уральский напев» из сюиты «Время, вперед!»; Башкирская народная песня «Урал»; А. Ключарев. «Родной напев» из Сюиты на башкирские народные темы (б.н.п. «Урал»); Н. Сабитов, Х. Ахметов. Вступление к балету «Горный орел» (б.н.п.«Урал»); Ан. Александров. «Уральские горы» из сб. «Башкирские мелодии» (б.н.п.«Урал»); А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Уральский хоровод; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. До свидания, лебеди! Х. Ахметов. Утро Урала. Ночной Урал; И. Дильмухаметов, сл. С. Юлаева. Мой Урал; Х. Ибрагимов, сл. К. Даяна. Уралтау; А. Кубагушев, сл. народные. «Уралтау»; С. Прокофьев. Балет «Сказ о каменном цветке» (фрагменты); А. Ключарев. Симфоническая сюита из музыки балета «Горная быль».
Зрительный ряд: Р. Нурмухаметов. «На просторах Урала»; Б. Домашников. «Утро. Урал» и др.
Образ Салавата Юлаева в профессиональной музыке России и Башкортостана
Башкирские народные песни: «Салават», «Марш Пугачева»; А. Ключарев. «Салават» обработка для смешанного хора; Ан. Александров. Фортепианная пьеса «Салават Юлаев» из сб. «Башкирские мелодии»; Н. Чемберджи. Вступление к опере «Карлугас»; М. Коваль. Танцевальная сюита из оперы «Емельян Пугачев»; З. Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев» (1ч.); Г. Альмухаметов. Марш, посвященный 10-летию Башкирии; А. Хачатурян. Музыка к кинофильму «Салават Юлаев»; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Салават-батыр; В. Мавлютов, сл. В. Давлетшиной. Салават.
Зрительный ряд: С. Тавасиев. Памятник С. Юлаеву; Г. Мустафин. «Салават Юлаев»; А. Арсланов. «Салават Юлаев», «Салават Юлаев с Пугачевым»;
Башкирские народные мелодии в сочинениях композиторов России
А. Алябьев, сл. А. Дельвига. Соловей, вокальный цикл «Азиатские песни» (б.н.п. «Зулейха», «Кара юрга»); А. Гречанинов. Башкирская сюита для двух фортепиано; Ан. Александров. Сборник. фортепианных пьес «Башкирские мелодии» («Урал», «Салават», «Зульхизя», «Шесть джигитов», «Игзаков» и др.); М. Коваль. Опера «Емельян Пугачев» («Перовский», «Салават», «Старый Баик»); А. Ключарев. Сюита на башкирские темы; С. Слонимский. Башкирская девичья.
Народная песня- источник вдохновенья композиторов
Былины и кубаиры: М. Глинка. «Песни Бояна» из оперы «Руслан и Людмила»; Былина про Добрыню (обработка Н. Римского-Корсакова); А. Аренский. Фантазия на темы И. Рябинина (былина об Илье Муромце и былина о Вольге и Микуле); А. Лядов «Былина о птицах» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен»; Н.Римский-Корсаков. Песня Садко и хор «Высота ль, высота ль поднебесная» из оперы-былины «Садко» (былина «Соловей Будимирович»).
Кубаиры: «Страна башкир», «Салават-батыр», «Сокан-батыр», «Вор не разбогатеет». А. Кубагушев, слова народные. Урал-тау; Д. Хасаншин. Соната-кубаир; Х. Ахметов. Симфоническая картина «Урал-батыр»; Х. Заимов- А. Спадавеккиа. Опера «Акбузат» (ария Хаубан-батыра).
Баиты: Баит об Урале; Баит «Журавлиная песнь»; Баит «Сак-Сук»; Баит о войне с французами; Д. Хасаншин. Рапсодия – баит.
Зрительный ряд: А. Васнецов «Богатыри», «Гусляры», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Баян»; М. Врубель «Богатырь»; Н. Рерих «Илья Муромец», «Садко», «Боян»; И. Репин «Садко»; Н. Голиков «Боян»; И. Глазунов «Два князя». Трудовые песни: русские народные песни: «Эй, ухнем», «Пряха», «Прялица», «Я на камушке сижу»; И. Беркович. Вариации на русскую народную песню «Я на камушке сижу»; И. Дунаевский. «Урожайная» из к/ф «Кубанские казаки»; Т. Каримов, сл. Ш. Биккула. Хлеб Башкортостана!; Х. Ибрагимов, сл. Н. Исанбет. Жница; башкирская народная песня «Косилка-молотилка»; «Выделывание ковра» (композиция А. Зиннуровой).
Сравнение: башкирские танцы, изображающие трудовые действия: «Зарифа», «Косари», «Бишбармак», «Загида» в исполнении Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова.
Зрительный ряд: И. Репин. «Бурлаки»; И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы»; Т. Яблонская. «Хлеб»; Г. Мясоедов. «Косцы»; Б. Кустодиев. «Осенний сельский праздник; А. Венецианов. «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Жнецы»; В. Тропинин. «Кружевница»; А. Пластов. «Сенокос».
Стили и жанры башкирской народной музыки
Узун-кюй: «Урал», «Соловей», «Туяляс»; Н. Пейко. Баркарола («Туяляс»).
Кыска-кюй: «Любизар», «Баик», «Хатира»; И. Хисамутдинов. Шутка (б.н.п. «Хатира»); «Шаль вязала»; Н. Сабитов. Прелюдия № 3 (б.н.п. «Шаль вязала»); «Карабай»; Р. Сальманов. Вариации на тему б.н.п. «Карабай»; «Ирендык»; Л. Степанов - З. Исмагилов. «Танец охотников» из балета «Журавлиная песнь» (б.н.п. «Ирендык»); б.н.п. «Спелая черемуха»; А. Кукубаев. Фантазия на тему б.н.п. «Спелая черемуха»
Халмак-кюй: «Уралым», «Караван-Сарай», «Красавицы», «Журавлиная песнь»; «Салават»; Р. Муртазин. Симфония № 2. 2 ч. (б.н.п. «Салават»); М. Ахметов. Фантазия на башкирскую народную тему для курая и симфонического оркестра (б.н.п. «Урал», «Журавлиная песнь», «Баик»); Вариации на темы «Туяляс» и «Ирендык». Обработка Р. Фасхутдинова и В. Суханова.
Хороводные и плясовые песни русского народа: русская народная песня «Со вьюном я хожу»; А. Даргомыжский. Хор «Заплетися, плетень» из оперы «Русалка»; А. Лядов. «Хороводная» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен» (р.н.п. «Во лузях»); Н. Римский-Корсаков. Хор «Ай, во поле липонька», «А мы просо сеяли» из оперы «Снегурочка»; Р. Щедрин. «Девичий хоровод» из балета «Конек-Горбунок»; Х. Ахметов, Н. Сабитов. Сюита на темы народов Поволжья (1 часть: р.н.п. «Заиграй, моя волынка»); Русская народная мелодия «Сударушка». Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени»; Л. Бетховен. Вариации на русскую народную тему (р.н.п. «Камаринская»); М. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» (р.н.п.: «Из-за гор, гор высоких», «Камаринская»); П. Чайковский. Хор крестьян «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин»; »); П. Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик»; А. Лядов. «Шуточная» из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен» (р.н.п. «Я с комариком плясала»); Х. Ахметов. Опера «Современники» (р.н.п. «Барыня»); Сравнение: башкирские народные плясовые песни «Хатира», «Муглифа», «Гюльназира», «Зарифа»
Частушки и такмак: Воронежские частушки. Слова В. Викторова; Р. Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки»; Р. Щедрин. Концерт для фортепиано с оркестром (финал: частушки «Сыпь, Семеновна»); такмак курганских башкир «Сафия»; плясовые такмаки: «Карабай», «Ай-дар гынайым»; игровые такмаки: «Косилка- молотилка», «Наза»; А. Кубагушев. «Такмак» из сюиты для оркестра башкирских народных инструментов.
Духовная музыка. Мунажат: Д. Бортнянский. Многая лета; Д. Бортнянский. «Тебе поем» из «Трехголосной Литургии»; М. Мусоргский «Господи, помилуй!» из вокального цикла «Детская»; . Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из сб. «Детский альбом»; В. Гаврилин. «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».; А. Рыбников. «Молитва» из рок-оперы «Юнона и Авось»; С. Низаметдинов. Опера «Меmеntо». Молитва (в исполнении детского хора).
Мунажаты: «Добро пожаловать!», «Мунажат Уразы», «Праздник Курбан-байрам», «Маулит-байрам»; А.Хасаншин. «Мунажат» из сюиты для симфонического оркестра; Р. Гимрани (слова и музыка). Благославление (Фатиха); И. Закиров, сл. Р. Миннуллина. Молитвы матери.
Праздники матушки-зимы
Н. Римский-Корсаков. «Колядка девчат» из оперы «Ночь перед Рождеством»; П. Чайковский. Опера «Черевички» (фрагменты); Рождественские колядки и песни народов мира; П. Синявский (слова и музыка). Рождественская песня; р.н.п. «Гаданье» (подблюдная); П. Чайковский. Декабрь. «Святки» из фортепианного цикла «Времена года»; б.н.п. «Нардуган». Новогодние песни (по выбору учителя).
Музыкальный язык других народов. Понятен ли он всем? (17 ч.)
Современная музыкальная жизнь страны. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, игры-драматизации. Многообразие жанров музыкального фольклора, их характеристика и истоки.
Народная и профессиональная музыка, их взаимовлияние. Целостное представление о возникновении и существовании музыки (деятельность композитора, исполнителя, слушателя).
Музыкальные традиции народов Урала и Поволжья. Сходство и различия интонационно-образного языка и культурных традиций народов России. Музыкальная речь как способ общения между людьми разных национальностей.
Творческие портреты композиторов, музыкантов-исполнителей. Выдающиеся исполнительские коллективы: ансамбли песни и танца, оркестры народных инструментов. Региональные конкурсы и фестивали музыкантов. Национальные музыкальные инструменты. Народные праздники и обряды.
Взаимопроникновение и взаимообогащение музыкальной культуры народов России.
Между Волгой и Уралом
Музыка Татарстана: Слова Г. Тукая, музыка народная. Родной язык; З. Яруллин. Марш, посвященный Г. Тукаю; Ф. Яруллин. «Танец Сююмбики и птиц» из балета «Шурале»; А. Бакиров. Балет «Водяная» (фрагменты), сюита «Кисекбаш»; Н. Сабитов, сл. Б. Валиди. Мелодии Тукая.
Узун-кюй: «Аллюки», «Студеный родник», «Дремучий лес»; халмак-кюй: «Ай, былбылым», «Растет черемуха за окном»;
Кыска-кюй: «Яблоня», «Дома ли ваш гармонист?», «Соловушка-голубок».
Такмак: «Аниса» «Апипа»; Татарская народная песня «Апипа». Обр. В. Виноградова; Р. Курамшин. Вариации на тему татарской народной песни «Апипа». Фантазия на тему татарской н.п. «Апипа».
Баит «Сак-Сок».
Музыка Марий Эл:А. Эшпай, сл. Г. Регистана. Марий Эл; Е. Волков, сл. С. Николаева. О маме; Марийская народная мелодия, сл. Г. Микая. Гусли; Сернупская и Торьялская мелодии ; Старинная марийская плясовая мелодия «Волынка»; А. Эшпай. Марийская волыночная; марийские народные песни «Ой, луй, модеш», «На лужке», «Уржум-река, «Гусли»; А. Эшпай. Две пьесы на народные темы (татар муры, чуваш муры); В. Шебалин. Увертюра на марийские темы; А. Кукубаев. Марийская рапсодия. Веселая джигитовка.
Музыка Чувашии: С. Сандрович. Любимый край; Чувашские народные песни «Кукушка», «На зеленом лугу»; Ф. Лукин, сл. И. Малгая. Жаворонок; Ф. Лукин, сл. народные. Сирень (обрядовая песня); Чувашский народный танец «Линка». Обр. Ю. Шишакова; С. Максимов. Чувашский марш; Г. Хирбю, К. Иванов. «Ариозо Нарспи», «Ария Тахтамана» из оперы «Нарспи».
Музыка Мордовии: А. Аверкин, сл. П. Черняева. Вальс «Моя земля»; Г. Вдовин, сл. А. Петайкина. Речка; Г. Вдовин. Концертино для фортепиано и струнного оркестра; Мордовские народные песни «Ой, луг, луг», «Гнала я стадо», «Яблонька»; Д. Скрипкин, сл. П. Любаева. Белая береза. Левженская плясовая; Н. Кошелев, сл. В. Кочерганова. Птички, прилетите!; Обрядовые песни: «Кола», «Масленичный день – хороший день», «Большое-пребольшое поле» и т.д.
Музыка Удмуртии: Удмуртские народные песни: «Белая береза», «Колхозный сад», «Вечеринка», «Лирическая хороводная»; Г. Корепанов-Камский. Кукушка; Удмуртская народная песня, сл. И. Мазнина. Горелки; М. Греховодов, сл. народные. Гусли треугольные; Удмуртские народные танцы: «Эктон», «Запоет петушок», «Поставь-ка самовар», «Танец с колокольчиками».
Музыка других народов России
Музыка Калмыкии, народов европейского севера (Карелия, Коми и др.); Северного Кавказа, Сибири (Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Якутия, Эвенкия, Ханты-Мансийский АО); Нижнего Амура и Сахалина (нанайцы, ульчи, удэгейцы и др.) и азиатских народов Северо-Востока (ительмены, коряки, чукчи, эскимосы и т.д.).Зрительный ряд: Р. Нурмухаметов. «Встреча в тундре», «Горный Алтай. На Катуни», «Горный Алтай. Осень»; О. Кипренский. «Портрет калмычки Баяусты»; и т.д.
Инструментальная народная музыка и ее исполнители
Русские народные песни: «Светит месяц», «Травушка-муравушка», «Валенки»; «Прялица», русский народный наигрыш «Полянка», русская плясовая «Кадриль» в исполнении оркестра русских народных инструментов;
Плясовые наигрыши: «Барыня», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во кузнице» в исполнении русских народных инструментов; былинные наигрыши (гусли); Р. Щедрин. озорные частушки; А. Шнитке. Наигрыш; р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара); В. Агафонников, сл. З. Петровой. Музыкальные загадки; Г. Шпадэ-Глазырина. Веселый оркестр.
Башкирские народные песни и наигрыши в исполнении Национального оркестра народных инструментов РБ; Башкирские народные песни: «Урал», «Игзаков»; башкирские плясовые (курай); Попурри на башкирские народные темы: «Старый Урал» и «#у4ыр 3алпа3» (курай, думбыра, кубыз); б.н.п. «Кара Юрга» (кыл-кубыз, курай); б.н.п. «Хатира» (кубыз); Баиты: «Баит о курае», «Наш Ишмулла», «Играй, курай!».А. Имаева, сл. Г. Юнусовой. Курай; б.н.п. «Дедушка» Обр. Х. Заимова; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Курай. Кубыз. Мандолина; Р. Хасанов. Мандолина.
Танец – душа народа
Танцы народов России и Башкортостана в исполнении Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева, хореографического ансамбля «Березка» им. Н. Надеждиной и Государственного ансамбля народного танца РБ им. Ф. Гаскарова.
Творческое содружество И. Моисеева и Ф. Гаскарова.
Праздники и обряды народов России
Масленичные песни русского народа; Г. Гареева. Славим Науруз; А. Гречанинов, сл. А. Блока. Вербочки; Р. Глиэр, сл. А. Блока. Вербочки; Величальные березке, хороводы и другие; «На празднике «Воронья каша» (башкирская народная мелодия); Башкирская народная песня «Воронья каша». Обр. А. Кубагушева; Праздник «Кукушкин чай»; Н. Галиев. Сабантуй. М. Валеев. Сабантуй Н. Инякин. Сюита «Сабантуй» для оркестра русских народных инструментов; А. Габдрахманов. «Сабантуй» из сюиты «Башкирские танцы»; Р. Муртазин. Башкирские зарисовки. (3 часть. «Сабантуй»); Музыка народная, сл. М. Садри. Сабантуй; Л. Батыр-Булгари, сл. Г. Зайнашевой. Сабантуй;
Зрительный ряд: Б. Кустодиев. «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье», «Троицын день»; А. Рублев. «Троица»; Г. Семирадский. «Ночь накануне Ивана Купалы»; изделия русских народных промыслов (Палех, Городец, Жостово и др.) с изображением народных праздников.
Национально-региональный компонент на уроках музыки.
Сегодня общеобразовательная школа находится в процессе перехода на новый образовательный стандарт (ФГОС), методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
В программах по музыке стержневым моментом этой концепции становится не воспитание музыкальной культуры, а создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально-художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой, как частью культуры духовной.
Художественно-эстетическое образование в школе должно включать в себя народное и профессиональное, национальное и мировое искусство.   От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию культуры и искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таков путь познания национальных и мировых ценностей.
            Существенная, на мой взгляд, новизна музыкального воспитания заключена в обращении к культурным традициям прошлого и настоящего родного края. В тематическое планирование уроков музыки введён национально-региональный компонент (НРК). Изучение музыкального краеведческого материала помогает познакомить учащихся с музыкальными традициями башкирского народа: народными песнями, праздниками и обычаями, известными коллективами и исполнителями. На реализацию национально-регионального компонента отводится 10% учебного времени, что составляет в 1 классе – 3 учебных часа, во 2 – 8 классах – 4 учебных часа в год. Для введения НРК в тематические планирования вариативных учебных программ по предмету «Музыка» предлагаются следующие содержательные линии:
детский музыкальный фольклор и сочинения башкирских композиторов для  детей;
музыкальный фольклор башкирского народа;
музыкальная жизнь родного края;
творчество башкирских композиторов;
музыкальная жизнь республики Башкортостан;
музыкальное прошлое республики Башкортостан.
Интернет- ресурсы
http://74213s3.edusite.ru/p104aa1.html
http://www.classic-music.ru/ - классическая музыка.ruhttp://news.oboe.ru/- лента новостей о классической музыке
http://www.classicalforum.ru/ - Форум об опере и классической музыке
http://terramusic.nm.ru/ - Музыка в Интернете
http://cbook.ru/tchaikovsky/index/index.shtmlv - Дом музей Чайковского
http://ournetclassic.dp.ua/frm/enc.htm - Музыкальная энциклопедия
http://midiclassic.narod.ru/ - Все о композиторах
http://members.tripod.com/Beethoven_page/ - Все о Бетховене
http://library.thinkquest.ru/c025/index_musik.htm - Замечательные уроки музыки
http://www.mmv.ru/p/museum/ - Музей музыкальных инструментов
http://pro-uroki.ru/music/planning/ - про уроки музыки
http://sc149.narod.ru/ - уроки музыки
http://borgo.ucoz.ru/ - башкирские народные музыкальные инструменты
Выбор УМК – «Школа России»
Программа для 1-4 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Ямалетдиновой Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова- Уфа: Китап, 2011,.
Хрестоматия к программе по музыке для 3 класса общеобразовательных школ,лицеев,гимназий. Сост.: Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова – Уфа: «Китап»,2003.
Фонохрестоматия по предмету «Музыка» 3 класс. Составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова.
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 3 класс1 часа в неделю. Всего 35 часа
№ План
дата Факт
дата Тема урока Кол.
часов Планируемый результат
I полугодие (17 часов)Тема: «Музыка народов Башкортостана» Знать гимн России и Башкортостана (гимн своего города, школы) и участвовать в его хоровом исполнении.
Разучивать и исполнять народные песни разных жанров.
Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам русского и башкирского народов.
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (хоровые произведения, пенсии, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров).
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.
Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора.
Сравнивать разные жанры русских и башкирских народных песен, выявляя сходство и отличие.
Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества русского и башкирского народов.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских и башкирских композиторов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей России и Башкортостана.
Узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Разучивать и исполнять народные песни разных жанров.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам народов России.
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.
Размышлять, рассуждать о многообразии музыкального фольклора народов Урала и Поволжья.
Сравнивать разные жанры песен народов России, выявляя сходство и отличие.
Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и других народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей Урала и Поволжья.
Знать народные обычаи, обряды, выявлять особенности народных праздников.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.
Исследовать историю создания народных музыкальных инструментов с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
1 Музыка башкирского народа. 1 2 Песенные жанры башкирской народной
музыки. 1 3 Узун-кюй.
1 4 Кыска-кюй.
1 5 Такмак.
1 6 Халмак-кюй.
1 7 Древние эпические
жанры башкирскойнародной музыки. 1 8 Кубаиры1 9 Баиты1 10 Мунажат1 11 Курай – коренной
житель
Башкортостана. 1 12 Башкирский народный
инструмент - курай. 1 13 Башкирский народный
Инструмент - кубыз. 1 14 Башкирский народный инструмент – думбыра1 15 Национальный оркестр народных инструментов. 1 16 Обобщение темы: «Музыка народов Башкортостана» 1 17 1 II полугодие (19 часов)
Тема: «Между Волгой и Уралом». 18 Праздник
«Сабантуй». 1 19 На празднике
«Воронья каша». 1 20 Праздник
«Нардуган». 1 21 Праздник «Науруз». 1 22 Обобщение темы «Музыка народов Башкортостана». 2 23 Музыка Татарстана. 1 24 Эпические жанры татарской народной музыки. 1 25 Песенные жанры татарской народной музыки. 1 26 Песни Татарстана. 1 27 Музыка Марий Эл. 1 28 Марийская плясовая. 1 29 Музыка Чувашии. 1 30 Музыка Мордовии. 1 31 Песни Мордовии. 1 32 Музыка Удмуртии. 1 33 Танцы Удмуртии. 1 34-35 Обобщение темы«Между Волгой и Уралом». 2

Приложенные файлы

Добавить комментарий