Конспект урока по дисциплине «Основы философии» тема: «Русская философская мысль»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»
Разработка урока по дисциплине «Основы философии»
тема 2.4. «Русская философская мысль»
 
Преподаватель общественных дисциплин
Скоробогатова Татьяна Николаевна
Тема урока «Русская философская мысль»
№ урока 4 в разделе № 2 «Роль философии в жизни человека и общества»
Цель: познакомить с основными этапами развития русской философии XVIII-XX
Задачи:
Обучающие:
Сформировать представление учащихся об основных этапах развития русской
философии XVIII-XX вв.
Познакомить с особенностями и основными чертами русской философии в целом и характеристикой творчества знаменитых философов различных периодов.
Показать связь развития философской мысли с историей страны.
Познакомить с понятиями философии: «деизм», «философия всеединства», «панпсихизм».
Развивающие:
способствовать:
Формированию логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
Формированию умений:
Проводить поиск информации в источниках разного типа;
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Воспитательные:
Способствовать развитию информационной культуры учащихся;
Уважению к культурному наследию философии историческому прошлому своей страны;
Умению работать в коллективе.
Здоровьесберегающие:
Содействовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
Создание ситуации успеха.
Краткая аннотация:
Виды работы учащихся:
актуализацию полученных знаний по курсу «Основы философии»,
организацию групповой работы по анализу цитат из различных философских источников;
подготовку мультимедийной презентации,
мини лекцию учителя,
выступление студентов с индивидуальными сообщениями, полученными предварительно о жизни и деятельности выдающихся философов периодов:
Философия русского Просвещения XVII XVIII вв. - М. В. Ломоносов; 
Первая половина XIX в. - Чаадаев П. Я., Герцен А. И., Хомяков А.С.;
Вторая половина XIX в. – 10-е гг. XX в. - философия «золотого века» - В. С. Соловьев, К.Э. Циолковский;
1920-е гг. – 1980-е гг. XX в. – период советской философии – В. И. Ленин, И. А. Ильи́н, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев.
Межпредметные и внутрипредметные связи: Философия, Социология, Политология, История.
Тип урока: изучение нового материала с практическим применением знаний,
умений, навыков.
Вид урока: комбинированный.
Методы обучения: наглядный, объяснительный, частичной – поисковый (эвристический), репродуктивный, проблемный, аналитический, информационный.Уровень усвоения знаний: ознакомление, воспроизведение, закрепление.
Ожидаемый результат:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Эпиграф:
Качается ветхая памятьВ пространстве речных фонарей,Стекает Невой меж камнями,Лежит у железных дверей.Но в уличный камень кровавыйВорвались огни из подковИ выжгли в нем летопись славыНавек отошедших вековСей каменный шифр разбираяИ смысл узнавая в следах,Подумай, что доля святаяИ лучшая - слава в веках.
Леонид Гумилев
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1. Орг. момент Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку Приветствие учителя, настраиваются на работу во время урока 3мин.
2.
Подготовка к восприятию нового материала, мотивация определение темы урока Стихотворение Леонида Гумилева
Сюжет из док фильма «Культура России»
Презентация к лекции
Слайд
(1) Ученица читает стихотворение Леонида Гумилева, одновременно идет док. фильм «Культура России»
Учитель задает вопрос: Как соотносятся выражения летопись славы, навек отошедших веков, доля святая, слава в веках? Учащиеся прослушивают стихотворение под музыку, отвечают на вопрос записывают тему урока в тетради
4 мин.
3. Определение целей и задач урока, мотивация учеников на изучение нового материала Слайд №1 Предлагает
план урока, мотивирует учащихся к формулированию целей и задач новой темы. Формулируют
цели и задачи урока, определяют практическую значимость. 3 мин.
4.
Изучение нового материала по плану: 69 мин
4.1. Особенности и характерные черты русской философии
Презентация к лекции слайд 2
Характеризует особенности и характерные черты русской философии сопровождая выступление показом слайдов Обобщает. Учащиеся следят за ходом рассказа учителя,
обобщают вместе с преподавателем 3 мин.
4.2. Философия русского Просвещения XVII XVIII вв. - М. В. Ломоносов;  Презентация к лекции слайды (3-4)
Доклад приложение №1 Характеризует период философии русского Просвещения XVII XVIII вв.
Предлагает заслушать историческую справку о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Предлагает проанализировать цитаты философа в соответствии с основными концепциями: «деизм», «материалистический атомизм», обобщает Предварительно дома знакомятся с ЭОР, выступают с докладами, Выполняют задание,
Обсуждают. 6 мин.
4.3. Первая половина XIX в. «Золотого века». (Петр Яковлевич Чаадаев, Александр Иванович Герцен, Алексей Степанович Хомяков)
Презентация к лекции слайды (6-12)
Доклады приложение № 2 -4
Характеризует период философии Предоставляет слово учащимся, выступающим с индивидуальными сообщениями.
Показывает диспут сторонников теорий славянофильства и западничества
Обобщает.
Знакомит с теориями провиденциализма, западного социализма. Предварительно дома знакомятся с ЭОР, выступают с докладами,
Учащиеся внимательно следят за ходом рассказа учителя.
Анализируют цитаты
Обобщают 16 мин.
4.4. Вторая половина XIX в. – 10-е гг. XX в. - философия «Серебряный век» (Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Эдуардович Циолковский)
. Презентация к лекции слайды (14-19)
Доклады приложение № 5,6
Документальный фильм
Удивительные миры Циолковского
Знакомит учащихся с философией второй половины XIX в. – 10-е гг. XXв. 
Предлагает заслушать историческую справку о жизни и деятельности В.С. Соловьева, К.Э. Циолковского
Предлагает просмотр сюжетов фильма.
Знакомит с теориями: всеединства, панпсихизма.
Предлагает проанализировать цитаты Предварительно дома знакомятся с ЭОР, выступают с докладами,
Учащиеся внимательно следят за ходом рассказа учителя.
Смотрят сюжеты фильма.
Анализируют цитаты
Обобщают, 17 мин.
4.5. 1920-е гг. – 1980-е гг. XX в. – период советской философии
Владимир Ильич Ленин,
Иван Александрович Ильин
Павел Александрович Флоренский, Алексей Федорович Лосев
Презентация к лекции слайды (20-32)
Сюжет фильма Завещание философа. Иван Ильин.
Знакомит учащихся с 1920-е гг. – 1980-е гг. XX в. – периодом советской философии Предлагает заслушать историческую справку о жизни и деятельности В. И. Ленина, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева Предлагает просмотр сюжета фильма.
Знакомит с теориями: марксизма, религиозной философии.
Предлагает проанализировать цитаты Предварительно дома знакомятся с ЭОР, выступают с докладами,
Учащиеся внимательно следят за ходом рассказа учителя.
Смотрят сюжеты фильма.
Анализируют цитаты
Обобщают
27 мин.
5. Закрепление Презентация к лекции слайды (33-36)
Организует игру «Кто хочет стать миллионером»
обсуждение
контрольных вопросов (тест) Отвечают на вопросы, исправляют допущенные ошибки. 5 мин.
6 Определение роли философии Презентация к лекции слайд (37) Предлагает познакомиться с
цитатой П.С. Гуревича.
«Изучение философии – путь к знаниям, мудрости, профессиональному мастерству». Определить значение философских знаний для них, будущих специалистов. Анализируют цитату
Обобщают
2 мин.
6 Итог урока Анализ урока, вывод урока, выставление оценок Самооценка выполненных работ, вопросы учителю 4 мин.
Оценивание работы студентов
Выступление студентов (около 5 минут) для обоснования своей позиции.
Ответы докладчиков на вопросы, возникшие у оппонентов по ходу их выступления.
На основе диспута учащиеся и учитель формулируют его итоги для изучения проблемы ” в целом. При этом объем и изложение темы во многом зависят от широты и глубины, поднятых в ходе дискуссии вопросов, и постоянно апеллируют к полученным в ходе самостоятельного изучения знаниям.
В качестве консультантов и независимых судей можно пригласить преподавателей присутствующих на уроке.
Показатели и критерии оценки доклада
Показатели оценки Критерии оценки
“да”(2 балла) “частично”(1 балл) “нет” (0 баллов)
Тема и цель выступления:
1. Ясна ли тема доклада?      
2. Четко ли сформулирована цель?      
Содержание:
3. Интересно?      
4. Логично и ясно?      
5. Убедительно?      
6. Информация новая?      
Речь и язык:
7. Отсутствуют ли двусмысленности?      
8. Короткие предложения?      
9. Отсутствуют ли в тексте запутанные конструкции?      
10. Отсутствует ли многословие?      
11. Отсутствуют ли ошибки в речи,мешающие восприятию?      
Внешность, манеры, поза, жесты:
12. Держится непринужденно иуверенно?      
13. Речь обращена ко всем?      
14. Смотрит на присутствующих?      
15. Отсутствует ли скованность?      
16. Уместна ли жестикуляция?      
Оформление презентации
17. Дизайн презентации;      
18. Качество графического материала;      
19. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок; 20. Оригинальность и креативность Максимальное количество баллов, которое студент может получить -40.
«отлично» - 35 – 40 баллов
«хорошо» - 29 – 34 балла
«удовлетворительно» - 20 - 28 баллов
«неудовлетворительно» - 0 – 19 баллов.
Критерий оценок устных ответов
Оценка Качество ответа студентов на устные вопросы
"отлично" Студент обнаруживает усвоение всего объема программного материала, не допускает ошибок при воспроизведении знаний, легко отвечает на дополнительные вопросы.
"хорошо" Студент обнаруживает знание материала, не допускает серьезных ошибок при воспроизведении знаний, легко устраняет отдельные неточности в ответе с помощью дополнительных вопросов преподавателя.
"удовлетворительно" Студент обнаруживает освоение основного материала на 70-80 %, но испытывает затруднения при самостоятельном его воспроизведении.
"неудовлетворительно" У студента имеются определённые представления об изученном материале, но большая часть программного материала им не усвоена.
Оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование.
Литература
Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. – М.: ТК Велби, 2007. 592 с.
Горелов, А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А Горелов. - 13-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 320 с.
Гуревич, П.С. Основы философии: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М.: КНОРУС, 2011. – 480 с. – (Среднее профессиональное образование)
Данилов, О.Г. Философия: учебник. – М.: ЭКСМО, 2006.-512. с.
Интернет-ресурсы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ruСпециализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru;
Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/Документальные фильмы:
Культура России
Завещание философа. Иван Ильин.
Удивительные миры Циолковского.
Приложение №1
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы. Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечений кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан. Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца. М. В. Ломоносов был великим учёным-патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время. М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается.
Приложение №2
Пётр Я́ковлевич Чаада́ев  (27 мая 1794, Москва — 14 [26] апреля 1856, там жеРодился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать — в 1797. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование. В 1807—1811 годах учился в Московском университете, дружил с А. С. Грибоедовым, А. С. Пушкиным, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Чаадаеву посвящено несколько стихотворений Пушкина.
В мае 1812 года братья Чаадаевы вступили лейб-прапорщиками в Семеновский полк. Во время Отечественной войны 1812 года участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским  крестом. В октябре 1820 взбунтовался I-й батальон лейб-гвардии Семёновского полка, где Чаадаев служил ранее. 21 февраля 1821 г. был уволен от службы. Как указывают, Чаадаев подал в отставку, не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего полка. В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[2]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Хотя Чаадаев был лишен возможности печататься ,но именно он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской н мысли, во многом инициировав полемику западников и славянофилов.
Приложение №3
Герцен Александр Иванович- философ и революционер, писатель и публицист, основоположник народничества. Окончил физико-математическое отделение Московского университета /1833/. Вместе с Н.П. Огаревым создал тайный кружок по изучению политической, в частности, социалистической, литературы. Дважды арестовывался и ссылался /1835-1840 и 1841-1842/. С 1847 - в эмиграции. Основал в Лондоне "Вольную русскую типографию" /1853/, издавал "Полярную звезду" /1855-1869/, "Колокол" /1857-1867/. Участвовал в создании революционной организации "Земля и Воля". Создал оригинальную материалистическую и атеистическую концепцию, в которой использовал переработанную диалектику Гегеля, названную им "алгеброй революции". "Реалистическая" научная теория, согласно Герцену, необходима для обоснования будущего социального переворота. В 1847 г. вынужден был уехать за границу. Критически оценил кровавый опыт французской революции 1847 г. и разочаровался в Западной Европе. Стал считать, что русская деревенская община с ее коллективной собственностью на землю и самоуправлением содержит первичные признаки социализма, который осуществится в России раньше, чем на Западе.На взгляды Герцена существенное влияние оказали идеи Сен-Симона, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Особую важность он видел в практической реализации свободы личности и социальной справедливости. Идеи Герцена развивали последующие поколения русских народников.
Герцен не отрицал возможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития. Защищая русское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но зато нет закоснелой в своих формах пошлости. Герцен был убеждён, что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противна славянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. Относясь свободомысленно ко всем религиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества и достоинства по сравнению с католицизмом и протестантством.
Философско-историческая концепция Герцена акцентирует активную роль человека в истории. Вместе с тем она признает, что разум не может осуществить свои идеалы, не считаясь с существующими фактами истории, что результаты её составляют «необходимую базу» операций разума.
Приложение №4
Алексей Хомяков родился в Москве, на Ордынке, в старинной дворянской семье Хомяковых; отец — Степан Александрович Хомяков, мать — Марья Aлексеевна, урожденная Киреевская. Получил домашнее образование. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. Ко времени учения в Москве относятся первые стихотворные опыты Хомякова и перевод «Германии Тацита», напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». В 1822 году Хомяков определился на военную службу. Сначала в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию. В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанная лишь в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне[1], после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами.
В статье «О старом и новом» (1839) им были выдвинуты основные теоретические положения славянофильства. В 1838 году он приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории».
В 1847 году Хомяков посетил Германию. С 1850 года особое внимание стал уделять религиозным вопросам, истории русского православия. Считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства. Выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землёй», возникшее в России в результате реформ Петра I. Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел. Скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в селе  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5" \o "Спешнево-Ивановское" Спешнево-Ивановском Рязанской губернии (ныне в Липецкой области).
Понимание славянофилами (в том числе А. С. Хомяковым) процесса исторического развития того или иного народа как постепенного проявления его «начала» имело два неоспоримых преимущества. Во-первых, подобный подход подразумевал стремление понять смысл истории народа. Во-вторых, заставлял обратить особое внимание на специфику народной жизни (именно славянофилы первыми обратили серьёзное внимание на такое фундаментальное явление русской действительности, как сельская община).
Приложение №5
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — крупнейший отечественный идеалистический философ XIX века. Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве в семье крупнейшего русского историка С.М. Соловьева. В 1864 — 1869 гг. он учился в 5-ой Московской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1869 — 1873 гг. был студентом в Московском университете, сначала на физико-математическом факультете, а затем перевелся на историко-филологический факультет. В 1874 году, в возрасте 21 года, В.С. Соловьев блестяще защитил магистерскую диссертацию "Кризис западной философии". Не случайно после этой защиты один из современников сказал: "Россию можно поздравить с гениальным человеком". Соловьев сразу же избран доцентом Московского университета и преподавал в нем философию в январе — июне 1875 года.
В 1875 — 1876 гг. В.С. Соловьев был направлен в научную командировку за границу, во время которой посетил Англию, Египет, Италию и Францию. Во время этого путешествия Соловьев впервые познакомился с различными древними и современными мистическими учениями, в том числе с Каббалой. А во время пребывания в Египте ему было видение, которое он принял за Софию Премудрость Божию. С этого времени тема Софии становится одной из важнейших в творчестве философа.
Вскоре по возвращении в Россию, в 1880 году он защитил докторскую диссертацию. В 1881 году В.С. Соловьев пришлось уйти из университета — он выступил с призывом не казнить "первомартовцев", тех революционных народников, которые подготовили и осуществили 1 марта 1881 года убийство царя Александра II. После выхода в отставку он сосредоточился на научной, публицистической и литературной деятельности. В 80-е — 90-е гг. XIX века им написаны важнейшие философские книги и статьи. Кроме того, Соловьев становится известен как поэт. В конце жизни В.С. Соловьев сильно болел и скончался в возрасте всего лишь сорока семи лет. Похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря рядом со своим отцом С.М. Соловьевым.
Как философ, В.С. Соловьев прошел несколько периодов развития. Еще в отрочестве он неожиданно разочаровался в религии и увлекся материализмом. В 90-е гг. XIX в., особенно с 1895 года, В.С. Соловьев вернулся к теоретической философии (книги — "Красота в природе", "Смысл любви", "Понятие о Боге", "Теоретическая философия", "Оправдание добра", "Три разговора" и др.). Именно в этот период Соловьев полностью разрабатывает свою философскую систему, основанную на философии "всеединства" — "религии Святого Духа", которая, по мнению русского мыслителя, шире и содержательнее всех отдельных религий.
Приложение №6
Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.
В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 12 лет Константин поступает в гимназию, но учеба ему не дается, в том числе и из-за плохого слуха. Ко всему этому в 1870 году умирает мать Циолковского, что еще больше замыкает мальчика в самом себе.
И вот уже через два года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать мальчика в Москву для продолжения образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом изучает химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию.
В 1876 году Циолковский в возрасте 19 лет возвращается в Вятку, с большим багажом знаний и технических идей. Именно с этого момента можно отсчитывать начало увлечения Циолковского аэродинамикой. В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань.
В 1879 году Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.
В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на звание учителя уездной школы и переезжает в Боровск по назначению от Министерства просвещения В это время Циолковский начинает писать статьи и просто мысли и рассказы. Публикуется его фантастическая повесть "На Луне". В 1894 году в журнале "Наука и жизнь" публикуется работа "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина". За период с 1898 по 1902 год Константин Эдуардович опубликовал 16 статей по вопросам воздухоплавания и аэродинамики.
Социалистическая революция в России изменила жизнь Циолковского к лучшему. Он с радостью встретил перемены в политической жизни страны. Фигура Циолковского пришлась ко двору новому руководству страны. В 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает решение о назначении Циолковскому персональной пенсии.
В 1926 году публикуется большой труд Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Он стал одним из основателей новой науки - экспериментальной аэродинамики.
10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил свое первенство в вопросах научного освоения космоса.
19 сентября 1935 года на 78 году жизни Константин Эдуардович Циолковский умирает
Циолковский считается одним из основоположников философского течения названного "космизмом".
Приложение №7
Владимир Ильич Улья́нов (псевдоним Ле́нин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Марксист, публицист, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Третьего (Коммунистического) интернационала, основатель СССР, первый председатель СНК СССР.
Сфера основных политико-публицистических работ — материалистическая философия, теория и практика осуществления социалистической революции, построения социализма и коммунизма, политэкономия социализма.
Мнения и оценки исторической роли Владимира Ульянова (Ленина) отличаются полярностью. Вне зависимости от положительной или отрицательной оценки деятельности Ленина, даже многие некоммунистические исследователи считают его наиболее значительным революционным государственным деятелем в истории. Иван Александрович Ильин  (28.03.1883, - 21.12.1954, Цолликон, Швейцария) - выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках. Родился 28 марта 1883 г. в Москве. Закончил (1906) юридический факультет Московского Императорского университета. Приват-доцент (1909) кафедры истории права и энциклопедии права. Доктор государственных наук (1918) - диссертация "Философия Гегеля как  учение о конкретности Бога и человека".
В 1922 выслан из Советской России как активный противник большевистского режима. Профессор (1922-1934) Русского научного института в Берлине. Редактор-издатель журнала "Русский колокол" (1927-1930). Из-за преследований гестапо должен был перебраться в Швейцарию (1938), где прожил до 1954 года
Труды: «Что такое политическая партия» (1906), «Понятие права и силы: опыт методологического анализа» (1910), «Учение о правосознании» (1919), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Наши задачи» (1956) и др.
Основой политической концепции И. является учение о власти как многомерном явлении. Считал, что сущностным началом власти является «волевая сила». Отличительным признаком политической власти от других видов власти называл то, что политическая власть является «правовой силой», т.е. социально сосредоточена и юридически организована.
Считал, что демократия как форма правления необходимо имеет свои жизненные основы, коренящиеся в духе народа, его правосознании, его социальном укладе. При отсутствии этих оснований демократия вырождается либо в охлократию, либо в тиранию. Считал, что для России после крушения коммунизма необходимо найти разумное сочетание монархических начал и республиканских сторон с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры».
Внес большой вклад в изучение взаимоотношений религиозной и правовой философии
Приложение №8
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович 
(9 янв. 1882 – 15 дек. 1943) – рус.религ. философ, ученый с энциклопедич. широтой интересов: математик, физик, искусствовед, филолог, историк и инженер. Род.в местечке Евлах (ныне Азербайджан) в семье инженера. По окончании физико-матем. ф-та Моск. ун-та поступил в моcк. Духовную академию. В 1911 защитил магистерскую дисс. "О духовной истине" и принял сан священника.
В 1912–17 редактирует журн. "Богословский вестник", читает курс истории философии в Духовной академии, в 1920–27 – лекции по теории перспективы во Вхутемасе. С 1919 центр тяжести науч. мысли Ф. перемещается в область физики и техники, где он делает ряд открытий и изобретений, имевших нар.-хоз. значение в гос. масштабе. В связи с планом ГОЭЛРО в 1920 в числе др. крупных ученых Ф. был привлечен к научно-исследовательской работе в системе Главэлектро ВСНХ. В 1924 Ф. выпускает фундаментальный науч. труд "Диэлектрики и их технич. применение". С 1927 редактирует "Технич. энциклопедию" (автор мн. статей). В 1933 сослан на Соловки, где и погиб. Посмертно реабилитирован (1956). 
Философские взгляды Флоренского характеризуются стремлением совместить истины науки и религиозной веры. Свою философскую систему он назвал «конкретной метафизикой» и рассматривал как ступень к будущему целостному мировоззрению, которое синтезировало бы Интуицию и Рассудок, Разум и Веру, Философию и Богословие, Науку и Искусство.
Приложение №9
Алексей Лосев
Русский философ и филолог, Родился в семье донского казака учителя физики и математики, впоследствии музыканта, и дочери священник. Окончил классическую гимназию с золотой медалью окончил историко-филологический факультет Московского Университета (1915), профессор Нижегородского Университета, Московской Консерватории (1922), 2-го МГУ, Государственной Академии художественных наук, Московского государственного педагогического института (1944), член Государственного института музыкальной науки (1922), доктор философских наук (1943).
Публиковать свои произведения смог только после 1953 года, успев напечатать свыше 700 работ, среди которых более 40 монографий, в том числе "История античной эстетики" в 8-ми томах и 10-ти книгах, "Эстетика Возрождения", "Вл. Соловьев" и др. С 1993-го по 1997-й издательство "Мысль" выпустило семь томов сочинений Алексея Федоровича Лосева в которые входили книги: "Миф. Число. Сущность", "Бытие. Имя. Космос" и др. В 1983 году в серии «Мыслители прошлого» вышла популярная книга «Вл. Соловьёв».
Тираж книги сначала был полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан. Официальные органы вели двойную игру, то запрещая работы, то награждая всемирно известного учёного. 90-летний юбилей Лосева был отмечен чествованием в стенах МГПИ. В 1980-х годах уже тяжело больной мыслитель открыто говорил ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.
К концу жизни Лосев стал практически слепым и различал только свет и тьму. В память о том, что и при глубоких нарушениях зрения можно достичь выдающихся творческих результатов, в Российской государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева.

Приложенные файлы

Добавить комментарий