Конспект урока ИЗО 7 класс Буквица


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Спасская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока ИЗОв 7 классе
«Сперва аз, буки, потом и все науки. Буквица»
Выполнила: учитель ИЗОМБОУ Спасской СОШ
Кирпичева С.А.
2015 г.
Вид: декоративное рисование.
Учащиеся работают в мини группах над полученными заданиями.
Цель урока: Дать понятие «Буквица». Учить выполнять Буквицы.
Задачи:
Образовательная:
узнать об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта;
способствовать формированию умений и навыков;
Развивающая: развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора, способствовать развитию сенсорной сферы (развитию глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы);
Воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических и др. качеств; воспитывать интерес к искусству шрифта;
прививать любовь к культуре предков,
приобщить семиклассников к православной культуре России, преподнести знания об истории письменности на Руси, о старославянской азбуке и ее смысловом наполнении;
учить работать в группах;
развивать интерес к государственному празднику Дню славянской письменности и культуры и духовному – Дню Святых Кирилла и Мефодия;
воспитывать патриотизм, нравственность.
Образовательные технологии:
1. На усвоение знаний:
простота и доступность изложения материала;
включение диалога «педагог – ученик – педагог», «ученик – ученик»;
2. На прочность знаний:
применение наглядных пособий;
применение ИКТ;
Средства обучения:
предметно – натуральные объекты, наглядные пособия, практическая деятельность.
Интеллектуальные – анализ, дедукция.
Практические – творческая деятельность.
Эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение от работы.Технические средства:
1. Мультимедийный компьютер для учителя, интерактивная доска, колонки.
Дидактические и раздаточные материалы:
1. Карточки – задания для учащихся
2. Схема построения рисунка
Инструменты:
1. Маркеры, фломастеры, цветные карандаши, цветные ручки, гуашь, кисти, баночки для воды.
Музыкальное сопровождение: колокольный звон, русские наигрыши.
Словарная работа: каллиграфия, палеография.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.).
3. Изучение нового материала, с показом презентации (7 мин.).
4. Практическая работа в группах(25 мин.).
6. Итоги урока, выставка работ учащихся. (5 мин)
7. Рефлексия.( 3 мин.)

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к занятию;
- настрой учащихся на работу;
- напоминаю учащимся о технике безопасности.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, определение вместе с учащимися цели урока, постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы открываем с вами творческие мастерские, будем работать в группах, в каждой из которых у вас будет возможность раскрыть свои творческие художественные способности и проявить фантазию. Каждая мастерская получит свое задание. В процессе урока мы вместе будем оценивать работу всей группы в целом, насколько вы интересно подойдете к решению поставленной задачи.
Учащиеся по желанию делятся на 3 творческих мастерских.
Учитель:
Когда-то рубили
Слова топором,
Потом выводили
Гусиным пером.
Менялись эпохи,
Менялись чернила,
И “вечная” ручка
Весь мир полонила.
Но можно ли вечной
Назваться без риска?
И “шарику” вскоре
Сдалась “самописка”.
Чтоб те же слова
Не строчить многократно,
Стучит человек
На машинке печатной.
Вот чудо – машина
Уже создается!
Сама твою мысль
На бумаге представит.
Но думать – придется !
Но думать – придется !От этого техника нас
Не избавит.
В. Викторов.
– Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Предполагаемый ответ: о написании текста, о том, чем и как писали раньше, о буквах, о шрифтах…
Звучит колокольный церковный звон, на его фоне - слова Бондаренко О.В.: «Поднималось солнце над великим государством Русским. И в славном Новгороде, что стоит на светлой реке Волхов, шестилетний мальчик рисовал на бересте всадника и старательно выписывал рядом имя свое – Онфиме. А в стольном граде Киеве первые грамотные русичи, чьи имена не угадать теперь через тьму веков, спешили записать предания своей земли. И по их трудам историки-летописцы Никон и мудрый Нестор создавали «Повесть временных лет». И расцветала грамотность в городах и селах государства русичей. И каждый, кто учился азбуке, хранил в памяти имена первых учителей славянских: Кирилла да брата его – Мефодия»
Учитель: Изобретение письменности – одно из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Написанное слово ценилось. Недаром на Руси говорили: “Что написано пером, не вырубишь и топором”. Появилась возможность передавать знания не только “из уст в уста”, в устном пересказе, но и в записях. Письменность является частью общей культуры нашего народа и частью мировой художественной культуры.
Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать, придумывать, сочинять…
3. Изучение нового материала, с показом презентации (7 мин.).
Учитель:
Слайд 2
Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.
Слайд3
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.
Учитель:
– А кто мог писать книги на Руси?
– Священники, монахи.
– Верно.
Слайд4Учитель: Грамотных людей в те далекие времена на Руси больше всего было среди священников. Поэтому они и детей в монастырях грамоте учили, и книги переписывали от руки. Труд этот был нелегким и долгим. Вот что писали в конце книги о своей работе:
“Пусть правая рука писавшего скорей
От боли тягостной избавится своей”.
Порой книгу писец переписывал годы. Рецептов изготовления чернил было много: туда входили и старые ржавые гвозди, и квас, и мед, и даже иногда кислые щи. Когда чернила высыхали, то становились темно – коричневого цвета. Перья были чаще всего гусиные. Буквы выводили медленно, с одинаковым нажимом, отчего и само письмо, называемое УСТАВОМ, имело торжественный вид. В книге встречались и красные буквы. Красная краска – киноварь. Ею писали заголовки и начальные буквы. Отсюда и пошло выражение – “КРАСНАЯ СТРОКА”.
Книги ценили. Послушайте, как надлежало обращаться с книгой: “О, счастливейший читатель! Вымой свои руки и только после того возьмись за книгу, перевертывай листы медленно, держи пальцы подальше от букв”.
Да и сами книги не бегло читали, а “почитали”: “Велика ведь бывает польза от учения книжного”.
Слайд5
Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей, делали изображения – тиснения. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. Поэтому в старину любили говорить: “Книжное слово в жемчугах ходит”.
Учитель: А как писали в старину? Давайте вспомним предметы, которые использовали при письме.
Перед вами в каждой мастерской лежат коробки, открыв их, вы расскажете нам происхождение этих предметов, какого было их назначение.
( В одной коробке лежит перо, лист тонированной бумаги – вместо пергамента - и маленький пузырек с чернилами.)
Школьник рассказывает, что перо предпочиталось гусиное, из левого крыла; чтобы подготовить перо к работе, надо его очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить; пергамент – особо выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.
В другой коробке – пласт березовой коры и палочка.
(Ученик: Березовая кора – писчий материал. Надо очистить будущую березовую «страницу» от жесткой коры, распрямить, подсушить; заостренной палочкой – ее называют «писало» - можно не спеша процарапать буквы на бересте: а тупым концом нетрудно затереть случайную ошибку.)В третьей коробке кусочек глины в виде плоской дощечки и заостренная палочка.
(Ученик: Такой материал использовали в Девнем Междуречье, когда на сырой глиняной дощечке вдавливали заостренной палочкой, получались знаки, похожие на клинышки – письменность так и назвали – клинопись).Учитель: Посмотрите, сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами.... Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах. А что же такое буквица?
Ученик: Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с письменностью. Наука, изучающая историю письменности, называется палеография. А искусство написания изящного рукописного шрифта – каллиграфия.
С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях Х-ХI вв. в пергаментных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшений использовалась буквица.. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а грамотный, художественно одаренный).
6 слайд: Буквицу ставили в начало текста, делали ее большого размера. Буквицы очень часто писали красным цветом - красной краской называемой киноварью.
7 слайд: Богато расцвечивали буквицу разнообразным орнаментом. Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть из¬гиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двой-ников — солнца и сердца. Эти букви¬цы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят челове¬ческим голосом. Каждая буквица индивидуальна, не¬повторима. Часто в орнаменте использовались изображения животных и птиц (Звериными головами: коня, кошки, собаки, львицы, сокола и т.п.)
- Отгадайте, какие это буквы?
8 слайд: Вариант русских старославянских букв.
9 слайд: Самым древним орнаментом был растительный. В написании использовались: листья, цветы, стебли.
10 слайд: Еще один вариант растительного орнамента.
7 слайд: Так Буквица дошла до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетах, журнальных статьях. Здесь мы видим графический способ выполнения буквицы.
4. Практическая работа в группах(25 мин.).
Перед творческой группой каждой мастерской стоит своя задача: каждый из участников мастерской изображает буквицу или слово на листе с буквицей в соответствии с полученными заданиями на карточках. В каждой группе выбирается «мастер», который в случае необходимости может дать совет, следит за работой группы, представляет готовые работы для оценивания другими участниками, помогает оформить выставку работ.
В процессе жеребьевки мастерские получают задания по видам:
• Орнамент с изображением зверей, птиц;
• Растительный орнамент;
• Геометрический орнамент.
Этапы выполнения рисунка:
1.Нарисовать крупно букву (печатную или письменную – по желанию)
2.Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.
3.Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.
4.Определяем высоту шрифта(для тех, кто выполняет слово), проводим две горизонтальные линии, рассчитываем размер каждой буквы, в зависимости от количества букв в слове, выполняем каждую букву слова в одном стиле.
5.Подведение итогов урока, выставка работ учащихся:
«Мастера» помогают учителю оформить выставку работ учащихся, оценивают работы, отмечают лучшие работы, оценивают работу каждой мастерской в целом.
Учитель: Ребята, ответьте на вопрос: «Что такое буквица?». Где мы можем сейчас увидеть буквицу?
- В книгах, журналах, на плакатах, в разных печатных изданиях.
Учитель: По итогам работы мастерским присваиваются звания:
• самая креативная мастерская;
• самая инициативная мастерская;
• самая творческая мастерская;
7. Рефлексия.
Учитель: Какой след в вашей душе оставило наш урок? Что вы лично получили для себя? Продолжите цепочкой предложения:
На этом уроке я научился…
• Теперь я знаю, что....
• Я не забуду о том, что...
Учитель: А я получила огромное удовольствие, работая с вами. Спасибо за работу.
Уборка рабочих мест.
Литература:
1. Журнал «Читаем, учимся, играем», № 2, 2000 год.
2. Скоробогатов В.Д. Рыжова Т.В. Православная культура 5-6 класс: Экспериментальное учебное пособие. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.- 220 с.: илл.
3. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию. 5-6 класс: Скоробогатов В.Д. Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
4. Православные праздники: ООО «Издательство АСТ», 2007.
5. Крупин В.Н. Русские святые. – М.: ООО «Издательство» РОСМЭНПРЕСС, 2003.

Приложенные файлы

Добавить комментарий