Программа по вокальной студии

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования –
Центр детского творчества «Галактика»


Рассмотрено
На методическом совете МБУ ДО ЦДТ «Галактика» Протокол № _____
от «_____»______20____
Согласовано:
зам. директора по УВР
МБУ ДО ЦДТ «Галактика»
__________/ С.А. Кузнецова
от «_____»______20____

Утверждаю:
Директор
МБУ ДО ЦДТ «Галактика»
___________/ К.Е. Мирзаянц
Приказ № ___________
от «___» ______ 2014 г.

м.п.



Образовательная программа дополнительного образования детей
Вокальная студия
"Планета детства"
Направленность программы – художественная.
Возраст обучающихся 6 – 17 лет
Срок реализации программы – 3 года



Составитель:
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
Ермолина Лада Валерьевна






Екатеринбург
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
На современном этапе уделяется большое внимание развитию художественного и эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Каждый человек от природы наделен особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь», программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова, программ дополнительного образования детей: «Поём вместе» составитель Гумель И.В.; «Музыкальная капель» Молодых О.М.; «Эстрадный вокал» Неугодникова В.В.; Студия эстрадного вокала ДДК «Салем», Кузьгов Р.Ж. и другие.
Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое в детских музыкальных школа, школах искусств.
МБУ ДО ЦДТ «Галактика» традиционно посещают дети, которые любят музыку и желают научиться петь. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Особенность программы «Вокальная студия «Планета детства» в том, что она разработана в системе дополнительного образования для детей общеобразовательных школ, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь и не имеют возможности посещать занятия в музыкальных школах и школах искусств. При этом обучающиеся не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Вокальная студия «Планета детства»» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу детей, методы работы педагога дополнительного образования по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Программа вокальной студии компилятивная, по направленности – художественная
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий для обучающихся с разными стартовыми способностями.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Планета детства»», направленная на духовное развитие обучающихся.
Программа отличается от других программ тем, что:
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- в занятия включены: методика дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой и речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомит с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Урала;
- содержание программы «Вокальная студия «Планета детства»» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых воспитанников;
- для обучающихся с яркими вокальными способностями предусмотрена пропедевтическая (первичная профориентационная) работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных мероприятий, тематических праздников.
В процессе реализации программы формируются универсальные учебные действия
Предметные результаты:
стремление к музыкально-творческому самовыражению;
умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
умение воспринимать музыку различных жанров, форм, размышлять, высказывать своё отношение;
наблюдение на основе сходства и различия интонаций, тем и образов;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности;
Метапредметные результаты:
активное формирование художественного восприятия музыки;
умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы;
умение работать с разными источниками информации, развивать критическое и творческое мышление;
формирование ключевых компетенций: исследовательские, коммуникативные и информационные умения;
Личностные:
наличие широкой мотивационной основы для образовательной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в образовательной деятельности;
наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям:
усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 16 лет.
По целевой направленности программа пропедевтическая (предпрофессиональная), так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.
Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Планета детства» – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматическая стабилизация и гармонизация личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы: развитие индивидуальности, личной культуры, и детской одаренности обучающихся вокальной студии.
Задачи:
Обучающие:
сформировать навыки певческой установки обучающихся;
научить использовать при пении мягкую атаку;
сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развивать вокальный слух;
развить певческое дыхание;
сформировать навыки преодоления мышечных зажимов;
развивать артистическую смелость и непосредственность обучающегося, его самостоятельность;
развивать гибкость и подвижность мягкого нёба;
расширить диапазон голоса;
развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
воспитать эстетический вкус обучающихся;
воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма;
способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества.
Здоровьесберегающие технологии
Охрана жизни детей является частью творческого процесса. Для обеспечения необходимых условий должен выполняться ряд требований:
помещение для занятий – светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики; беседы с обучающимися о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице, в общественных местах и т.д.
соблюдение средних возрастных диапазонов
Возраст
Диапазон

6-9 лет
Ми (ре) первой октавы – си первой (до второй октавы)

8-9 лет
Ре (до) первой октавы – до (ре) второй октавы

9- 10 лет
До первой октавы – ре второй октавы

10-11 лет
До первой октавы – ре (ми) второй октавы

11-12 лет
До первой октавы – ми второй октавы

12-13 лет
До первой октавы – ми (фа) второй октавы

13-14 лет
До первой октавы – ми второй октавы (мутационный период)

14-16 (17) лет
Си малой октавы – фа (соль) второй октавы

Направления деятельности вокально-эстрадной студии по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся отражает понятие «здоровьесберегающие технологии». Где целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данная цель может быть достигнута с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся. Для того чтобы совершенствовать необходимые знания, умения и навыки по здоровьесбережению, в образовательном процессе используются различные методы и приемы: воспитательные (беседа, обсуждение, встречи со специалистами, игры по направлению и др.), элементарные движения во время занятия, игровые, исследовательские, физкультминутки, викторины, конкурсы.
Исходя из этого, определены следующие направления работы: - организационные, - пропагандистские, - обучающие, - воспитывающие. По этим направлениям работает и педагог, и обучающиеся в студии дети. Результатом этой работы явятся знания основополагающих принципов здорового образа жизни.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Организационно-педагогические основы обучения 
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Декларация прав ребенка, провозглашенная резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.59г.;
Конвенция ООН о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.59г.;
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних. Федеральный закон РФ от 24.06.1999г.№ 120-ФЗ;
«Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав МБУ ДО ЦДТ «Галактика».
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать обучающимся младшего школьного возраста, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы  искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить при разработке данной программы.
В основу программы «Вокальная студия «Планета детства» для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях студии в системе дополнительного образования положены практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовлены с учетом богатого опыта Института им. Гнесиных, семейных секретов и традиций обучения вокалу, а также личного опыта педагога.
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Метод известного учителя-исследователя В.В. Емельянова принят как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат  для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Интересен и используется в практике работы вокальной студии «Планета детства» многолетний опыт Н.Б. Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И. Фрунзе.
В основе программы рекомендации по развитию певческого голоса П.В. Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленко.
Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся, слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности;
принцип природосообразности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «Вокальная студия «Планета детства» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Занятия проводятся:
1 год обучения:
группа начальной подготовки 1 раз в неделю, по 1 часу, всего в учебном году – 72 часа;
группы, не имеющие начальную музыкальную подготовку 2 раза в неделю по 2 часа, всего в учебном году – 144 часа;
группы, имеющие начальную музыкальную подготовку 3 раза в неделю по 1 часу всего в учебном году – 108 часов.
2 год обучения – группы занимаются 2 раза в неделю по 2 часа, всего в учебном году – 144 часа;
3 год обучения – группы занимаются 3 раза в неделю по 2 часа, всего в учебном году – 216 часов.
Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической, практической работы и индивидуальной работы.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: тематические встречи, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия, обучающихся вокальной студии в мероприятиях различного уровня, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где обучающиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности обучающихся.
Итоговое занятие – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
наглядно-слуховой;
наглядно-зрительный;
репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Занятия строятся по схеме:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия;
задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарному плану.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Занятие-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Ожидаемые результаты обучения
По окончании полного курса обучения воспитанники должны
иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
знать приёмы работы над песней;
уметь:
- соблюдать певческую установку,
- чисто интонировать,
- петь сольно и в ансамбле,
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,
- видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.
Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.
В течение учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).






Учебно-тематический план
(1-й год обучения) группа начальной подготовки 1 раз в неделю по 1 чаусу


Разделы, название темы
количество часов



теория
практика
общее

I.
Пение как вид музыкальной деятельности.


20

1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1

1

2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
1
1
2

3
Строение голосового аппарата.
1

1

4
Правила охраны детского голоса.
1
1
2

5
Вокально-певческая установка.
2
7
9

6
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
1
4
5

II.
Формирование детского голоса.


25

1
Звукообразование.
1
4
5

2
Певческое дыхание.
1
2
3

3
Дикция и артикуляция.
1
4
5

4
Речевые игры и упражнения.
1
6
7

5
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
1
4
5

III
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


20

1
Народная песня.
1
1
2

2
Произведениями русских композиторов - классиков.
2
2
4

4
Произведения современных отечественных композиторов.
2
4
6

5
Сольное пение.
1
7
8

IV.
Игровая деятельность, театрализация.
1
1
2

V.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.


3

1
Певцы, музыканты и композиторы Урала
1
1
2

2
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

1
1

VII.
Концертно-исполнительская деятельность


2

1
Репетиции

1
1

2
Выступления, концерты.

1
1


Итого
20
52
72




Учебно-тематический план
(1-й год обучения) группы, имеющие начальную музыкальную подготовку


Разделы, название темы
количество часов



теория
практика
общее

I.
Пение как вид музыкальной деятельности.


20

1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1

1

2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
1
1
2

3
Строение голосового аппарата.
1

1

4
Правила охраны детского голоса.
1
1
2

5
Вокально-певческая установка.
2
7
9

6
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
1
4
5

II.
Формирование детского голоса.


40

1
Звукообразование.
1
5
6

2
Певческое дыхание.
2
6
8

3
Дикция и артикуляция.
2
7
9

4
Речевые игры и упражнения.
1
6
7

5
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
2
8
10

III
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


30

1
Народная песня.
1
4
5

2
Произведениями русских композиторов - классиков.
1
3
4

4
Произведения современных отечественных композиторов.
2
10
12

5
Сольное пение.
1
8
9

IV.
Игровая деятельность, театрализация.
1
3
4

V.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.


6

1
Певцы, музыканты и композиторы Урала
2
2
4

2
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2
2

VII.
Концертно-исполнительская деятельность


8

1
Репетиции

4
4

2
Выступления, концерты.

4
4


Итого
23
85
108



Учебно-тематический план
(1-й год обучения) группы, не имеющие начальную музыкальную подготовку


Разделы, название темы
количество часов



теория
практика
Общее

I.
Пение как вид музыкальной деятельности.


26

1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1

1

2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.

2
2

3
Строение голосового аппарата.
1

1

4
Правила охраны детского голоса.
1
3
4

5
Вокально-певческая установка.
2
9
11

6
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
1
6
7

II.
Формирование детского голоса.


56

1
Звукообразование.
2
6
8

2
Певческое дыхание.
2
6
8

3
Дикция и артикуляция.
2
11
13

4
Речевые игры и упражнения.
1
6
7

5
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
2
18
20

III
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


44

1
Народная песня.
2
9
11

2
Произведениями русских композиторов - классиков.
2
4
6

4
Произведения современных отечественных композиторов.
4
14
18

5
Сольное пение.
2
7
9

IV.
Игровая деятельность, театрализация.

4
4

V.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.


6

1
Певцы, музыканты и композиторы Урала
2
2
4

2
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2
2

VII.
Концертно-исполнительская деятельность


8

1
Репетиции

4
4

2
Выступления, концерты.

4
4


Итого
27
117
144


Содержание программы
Первый года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Вводное занятие. Т.Б. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля над ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль над звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Чувство «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Исполнение упражнений сопровождаемые выразительностью, мимикой, жестами.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Сольное пение. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
5.1. Певцы, музыканты и композиторы Урала Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха обучающихся, их способности слышать достоинства; анализировать качество пения, профессиональных исполнителей. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Дважды два – четыре» В. Шаинский, М. Пляцковский
«Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
«Зелёные ботинки» С. Гаврилов, Р. Алдонин
«Волшебный дом» сл. и муз. Алексей Воинов
«Мурлыка» сл. и муз. Илья и Елена Челиковы
«Песенка мамонтенка» В. Шаинский, Д. Непомнящая
«Песенка-чудесенка»
«Пусть всегда будет солнце» Л. Ошанин, А. Островский
«Снеженика» Я. Дубравин, М. Пляцковский
«Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго».
Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.
Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.












По окончании первого года обучения дети должны
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
В основу разработки программы «Вокальная студия «Планета детства» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.

















Учебно-тематический план (2-й год обучения)
Во

Разделы, название темы
Количество часов



теория
практика
общее

I.
Пение как вид музыкальной деятельности.


13

1
Вводное занятие. Вокально-певческая установка. Инструктаж по ТБ.
1

1

2
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
1
5
6


Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
1
5
6

II.
Совершенствование вокальных навыков


46

1
Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
4
16
20

2
Вокальные упражнения.
1
7
8

3
Артикуляционный аппарат.
2
4
6

4
Речевые игры и упражнения
1
5
6

5
Дыхание, опора дыхания.
2
4
6

III
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


53

1
Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).
2
6
8

2
Произведения композиторов-классиков.
2
4
6

3
Произведениями современных отечественных композиторов.
4
14
18

4
Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.
2
3
5

5
Сольное пение.
4
12
16

IV.
Элементы хореографии
4
12
16

V.
Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.


8

1
Путь к успеху. Музыкальная жизнь Урала
4

4

2
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

4
4

VI.
Концертно-исполнительская деятельность


8

1
Репетиции

4
4

2
Выступления, концерты.

4
4



35
109
144



Содержание программы
второй год обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Музыкальная жизнь Урала. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Встречи с интересными людьми. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.


Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
«Балалайка» Татьяна Морозова
«Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
«Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
«Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
«Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
«Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
«Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
«Новый год» Ал. Ермолов
«Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
«Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
«Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
«Рождественская песенка»
«Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
«Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
«Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
соблюдать певческую установку;
жанры вокальной музыки;
уметь:
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
дать критическую оценку своему исполнению;
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.







Учебно-тематический план (3-й год обучения)

Разделы, название темы
Количество часов



теория
практика
общее

I
Организация певческой деятельности обучающихся в условиях занятий сценическим движением


24

1
Вводное. ТБ. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни
1
1
2

2
Виды, типы сценического движения.
4
8
12

3
Соотношение движения и пения
5
5
10

II.
Совершенствование вокальных навыков


33

1
Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков обучающихся
2
8
10

2
Речевые упражнения
2
10
12

3
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
3
8
11

III.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


41

1
Работа с народной песней
2
5
7

2
Работа с произведениями композиторов-классиков.
1
4
5

3
Работа над произведениями современных отечественных композиторов.
2
7
9

4
Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков.
2
3
5

5
Работа с солистами
4
11
15

IV.
Элементы хореографии
2
10
12

V.
Актёрское мастерство
2
8
10

VI.
Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.


8

1
Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов

4
4

2
Анализ музыкальных произведений

4
4

VII.
Концертно-исполнительская деятельность

16
16


Итого
32
112
144






Содержание программы
третий год обучения
Тема I. Организация певческой деятельности обучающихся в условиях занятий сценическим движением.
1.1. Вводное. Т.Б.. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Виды,
·

Приложенные файлы

Добавить комментарий