Урок по роману Замятина Мы 11 класс


Утопия и антиутопия. Изучая роман Е. Замятина
«Мы»
Учитель: Максимова Т. Г.
МБОУ «СОШ 23» г. Владивосток
Цели:
Обучающие: дать понятие жанра утопии и антиутопии; обучение речевому общению.
Воспитательные: воспитывать чувство достоинства человека; воспитывать внимание к художественному тексту.
Развивающие: развитие устной речи; обучение выразительному чтению; самостоятельная работа с дополнительной литературой. Ход урока:
Кто из нас не мечтал хоть раз в жизни о том, чтобы все люди были счастливы, чтобы не было болезней, воин, голода, страданий.
Тысячи великих умов бились на протяжении веков над загадкой всеобщего счастья, желал если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную модель человеческого общества.
Еще до н. э. в 347 г. африканский мыслитель Платон представляет проекты таких обществ. В литературе начинает формироваться новый жанр, который назвали:
«Утопия»: предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью.
Слово «Утопия» возникло: «и» - не и «topos»- место, которого нет.
Впервые это слово появилось как название книги английского писателя Томаса Мора «Утопия», где была описана нереальная картина «земного рая».
-Что вам известно об острове утопия?
Эта идея вдохновила итальянского философа Томмаза Кампанелли, создателя «Города Солнца».
В России утопия появилась лишь в 18-19 веках.
- Кого из писателей- утопистов этого времени вы знаете?
(Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», глава «Спаская Полесть», Н. Г. Чернышевский роман «Что делать?» 4 сон Веры Павловны).
-Вспомните описание будущего у Чернышевского.
(высотные одинаковые дома из чугуна, алюминия, стекла, где могут жить до двух тысяч человек; общие столовые , природа подчинена человеку, трудятся все, использование техники.)
-Итак, что показывают нам писатели - утописты?
(общества, абсолютно гармоничны)
-А как же непредсказуемая и неповторимая человеческая душа?
«Живая душа жизни не требует,- восклицает один из героев Ф. М. Достоевского - живая душа подозрительна!» К сожалению, человек для утопистов- понятие абстрактное. А вот будет ли счостлив отдельный человек, если ему дать полное материальное благополучие, но отвести ему роль винтика в огромном, государственном механизме. Захочет ли он по доброй воле одинаково думать, одеваться, питаться, жить в одинаковых домах?
Поэтому неслучайно возникновение в литературе жанра антиутопии (ил перевёрнутой утопии), где объектом художественного исследования становится именно человек .Среди лучших антиутопий 20-го века романа Олдоса Хаксли, Герберта Уэллса, Ф. М. Достоевского, Андрея Платонова. Первым же произведением этого жанра был роман Е. Замятина «Мы». Познакомившись с этим романом, увидим:
В чем различие жанров утопии и антиутопии.
-В каком году был написан роман «Мы»? (1920).
-Т. е в то время, когда всеобщее благоденствие в России только намечалось:
«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был никем, тот станет всем…»
Свой роман Замятин назвал словом, ставшим лозунгом, призванным объединить униженных и оскорбленных, и сделать их силой, строящей новый мир.
Стремление к слиянию с массой, к растворению в ней собственного «я», к подчинению личной воли, задачам общественным было характерной чертой мироощущения человек того времени. Примеры этому, когда словом воздействовали на сознание человека, мы уже встречали.
-Что вы знаете? (пролетарская поэзия 20-х годов.) (Э. Багрицкий; В. Маяковский; А. Платонов)
Е. Замятин также увидел опасность в нивелировании личности. Для 20-го года это было гениальным предвидением.
-Писатель нарисовал модель идеального, с точки зрения утопистов, государства.
Почти цитатно повторяет описания, данные Мором, Кампанеллой, Чернышевским. (дома, Одежда, причёски, техника)
-В вымышленном мире живут не люди, а номера. Их жизнь отличается механичностью, предписанная Часовой Скряжалью. Все расписано по минутам.
-На какой теории построена жизнь Единого Государства? (Все рационально)
-Обратите внимание, что никто из утопистов не показывает пути построения «идеального общества». А авторы антиутопий подробно останавливаются на этом вопросе.
-Как сумело Единое Государство удовлетворить запросы своих горожан?
-Духовные запросы? (не удовлетворение, а подавление).
-Чего лишило Единое Государство этими законами?
(чувство родства, всякие связи преступны, кроме связи с Единым Государством).
-Как обстоит дело с наукой, творчеством?
(Единая Государственная наука, механическая, музыка, государственная поэзия).
-Можно быть счастливым в таком обществе?
Правда герой восклицает «Мы счастливейшее среднее арифметическое!». «Счастье- в несвободе».
Но если все счастливы, то зачем Бюро Хранителей (шпионы следят, чтобы все были счастливы).
Значит государство не чувствует себя в безопасности, значит этот идеальный порядок достигнут насилием, упразднением свободы.
И благодетель- жестокая диктатура, а жизнь людей- рабство, человек превращен в винтик.
А так как на первом месте в антиутопии именно человек, Замятин и показывает, как в нём пробуждаются естественные человеческие чувства.
-Как показала духовная эволюция героя Д-503?
(Сначала лишен сомнения, правда, полному ощущению счастья мешают родные формы носа, личные часы, свои волосатые руки). Бурные перемены, когда знакомится с i-330.
У героя появляется душа- болезнь ( не доносит I-330, меняется речь « Я не позволю, я не хочу, а не мы он влюбляется»).
-Так возникает конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом.
-Есть ли в романе еще недовольные Единым Государством?
(I-330: «Я не хочу, чтобы за меня хотели другие, я хочу хотеть сама?» R-13, O-90, Хранитель, женщина, дикие; те кто взорвали Зелёную Стену).Итак Единое Государство, его абсурдной логик: « благодетельное иго разума»; «наш долг заставить их счастливыми»; «благодетель, мудро связавший нас по пукам и ногам благодетельными тенетами счастья».
Человеческая индивидуальность- преступление, где равенство оборачивается уравниловкой разумное государственное устройство насильственной риламнетацией человеческого поведения, а технический прогресс превращением человека в механизм. Нельзя устроить жизнь по технической теории Тейлора, имя Канта.
-Человек способен сам определить свою волю. Роман Е. Замятина замечателен тем, что уже в 20-ые годы сумел предсказать глобальные катастрофы 20-го века.
-Какие события предвидел Замятин?
(таталитарный режим (обожаемый Благодетель- Отец народов, фюрер) политическая полиция НКВД.)
Технические детали- Газовый Колокол- газовая камера великая операция- фашистские эксперименты народной человеческой психикой, нефтяная пища; голод на Украине побеждён смертью большинства.
Делаем вывод : в чем отличие жанра утопии и антиутопии? Утопия показывает миру каким должно быть будущее, антиутопия- предупреждает об опасностях, которые ждут на этом пути к светлому будущему.
Утописты полагали «Счастье- быть как все».
Антиутописты- объект исследования человека.
Утопия бесконфликтна.
Антиутопия- конфликт между человеческой личностью и бесчеловечным укладом жизни.

Приложенные файлы

Добавить комментарий