Методическое пособие «Материалы для контрольных уроков по сольфеджио»


СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………………1
Пояснительная записка………………………………………………………….2
Критерии оценок ответов на контрольном уроке…........................................3
Критерий оценок мелодического и ритмического диктантов………………..4
Требования на контрольных уроках………………………………………….....6
Задания на контрольных уроках в подготовительном классе.……………….8
Задания на контрольных уроках в 1 классе…..……………………………….11
Задания на контрольных уроках во 2 классе…………………………………..14
Задания на контрольных уроках в 3 классе …………………………………..17
Задания на контрольных уроках в 4 классе …………………………………..28
Задания на контрольных уроках в5 классе .…………………………………..40
Задания на контрольных уроках в 6 классе …………………………………..57
Задания на контрольных уроках в 7 классе …………………………………..73
Билеты для интонирования на итоговой аттестации……………………….102
Задания на контрольных уроках в 8 классе …………………………………108
Список учебно-методической литературы…………………………………116
Пояснительная записка
В основе данной работы лежит уже апробированная мною работа на протяжении 10 лет «Материалы для контрольных уроков по сольфеджио» от 2008 года. Появилась необходимость создания второго издания, так как в первом издании появилось много корректировок, да и набрана она была в морально устаревшей программе.
Отличительной особенностью этого издания является набор готовых шаблонов для таких разделов как «Слуховое восприятие» и «Теория музыки». Начиная с 3 класса, имеются шаблоны для мелодических диктантов II типа – «пропущенные такты» и III типа – музыкальные пазлы. Готовые шаблоны контрольных работ и диктантов разного типа дают возможность преподавателю просто сделать ксерокопии и раздать их ученикам. Оптимальный вариант – это иметь данные материалы в электронном виде, чтобы воспользоваться ими в любой момент, имея в классе компьютер и принтер.
Контрольные уроки можно проводить в разной форме. Более эффективной и глубокой является следующая форма, которая апробирована в нашей школе на протяжении многих лет:
1 этап – теория музыки (построения, обозначения, выявление тональности, разделов формы и т.д.)
2этап – слуховое восприятие (определение видов лада на гаммах и произведениях, метра, интервалики в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука, слуховой гармонический анализ)
3этап – ритмический и мелодический диктанты
4этап – интонирование гамм, одноголосных и двухголосных мелодий, чтение с листа.
Каждый этап проводиться на последних 4-х уроках II-ой и IV-ой четвертей и занимают лишь часть урока. Для каждого учащегося преподаватель делает распечатку шаблона контрольной работы. Таким образом, можно проследить развитие и приобретение индивидуальных навыков каждого учащегося на протяжении всего периода обучения.
Итоговая аттестация в 7 классе проходит тоже поэтапно: письменная работа по теории музыки, письменная работа по слуховому восприятию музыки, музыкальный диктант, устный ответ по билетам. В данной работе имеется набор всех необходимых материалов и шаблонов.
В 8 классе проходит контрольный урок, который также проходит в 4 этапа.
Критерий оценок.
Уровень знаний и выполненных заданий оценивается по 5-ти бальной системе. Преподаватель оценивает каждое задание по каждому разделу и выводит среднеарифметический результат по теории музыки, по слуховому восприятию, по интонированию, по ритмическому и мелодическому диктанту. Из этих оценок и складывается оценка по контрольному уроку. Таким образом, вырисовывается довольно яркая картина уровня обученности учащегося, качество усвояемости материала и приобретённым им навыкам и умениям.
Оценка «5» выставляется:
Отличное владение интонационными навыками
Отличные знания по теории музыки (100% - 90% правильных ответов)
Технически грамотное выполнение письменных слуховых работ(100% - 90% правильных ответов)
Безошибочное написание ритмического и мелодического диктантов
Оценка «4» выставляется:
Хорошее владение интонационными навыками, более или менее чистое интонирование
Хорошие знания по теории музыки, понимание музыкально-теоретического материала(80%-70% правильных ответов)
Уверенное выполнение письменных слуховых работ с несколькими незначительными ошибками(80%-70% правильных ответов)
написание ритмического и мелодического диктантов с 1-2 незначительными ошибками
Оценка «3» выставляется:
Удовлетворительное владение интонационными навыками, обладание не очень хорошим слухом
Удовлетворительные знания по теории музыки, недостаточное понимание музыкально-теоретического материала(60%-50% правильных ответов)
выполнение письменных слуховых работ со значительными погрешностями и ошибками(60%-50% правильных ответов)
написание ритмического и мелодического диктантов с 3-4 незначительными ошибками
Оценка «2» выставляется:
Неудовлетворительное владение интонационными навыками, обладание не очень хорошим слухом, просто за невыученный музыкальный материал
Непонимание музыкально-теоретического материала (менее 50% правильных ответов)
Слабое, технически безграмотное выполнение письменной слуховой работы с многочисленными ошибками, обладание очень плохой памятью (менее 50% правильных ответов)
Неверное написание ритмического и мелодического диктантов с многочисленными ошибками.
Критерий оценок написания
музыкального и ритмического диктанта.
Для итоговой аттестации, а также контрольных уроков диктант подбирает ведущий преподаватель 3-5 вариантов, учитывая обученность группы. Диктант предлагает для рассмотрения и утверждения на секции (за 10 минут до итоговой аттестации).
Форма написания диктанта независимо от отделения для всех одинаковая – музыкальный диктант I типа: письменно за 20-30 минут написать восьмитактовый период за 8 -10 проигрываний.
Диктант оценивается по 5 – бальной системе:
если диктант написан полностью без ошибок, то выставляется «5»
1 недочёт (направление штиля, точка вместо паузы или пауза вместо точки, группировочная лига, цифра «3» в триоли, цифры в вольтах, запись без репризы, точка у ноты в пунктирном ритме и др.) –«5-». Два недочёта являются 1 ошибкой.
1 ошибка (мелодическая или ритмическая) – «4»
2 ошибки – «4-»
3 ошибки – «3»
4 ошибки – «3-»
5 ошибок – «2»
Если диктант не дописан до конца, а написано 50% без ошибок – «2»
Если диктант не дописан до конца, а написано 70% без ошибок – «3»
Если диктант не дописан до конца, а написано 90% без ошибок – «4»
Форму написания диктанта на итоговой аттестации учащийся выбирает сам, заранее согласовывая её с ведущим преподавателем.
Если учащийся претендует на «5» по сольфеджио, то он должен писать диктант I типа и шкала критерия оценки по I типу.
Диктант II типа – дописать мелодию (пропущенные такты: через такт, напиши 2 предложение). Максимальная оценка такого диктанта «4».Время написания 10-15 минут за 4-5 проигрываний. Такой диктант могут писать учащиеся, претендующие на оценку по сольфеджио «3-4».
1 ошибка ритмическая или мелодическая – «4-»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «3-»
4 ошибки – «2»
Диктант III типа – составить мелодию из пазлов. Диктант надо составить и записать. Такой диктант могут писать учащиеся, претендующие на оценку по сольфеджио «3». Время написания 10 минут за 4 проигрывания. Максимальная оценка за такую форму диктанта – «3».
1 ошибка– «3-»
2 ошибки – «2»
Требования на контрольных уроках по сольфеджио
Написание ритмического диктанта с использованием изучаемых ритмов:
Подготовительный класс – сочетание восьмых и четвертных.
1класс – сочетание восьмых, четвертей и половинных;
2класс – четвертная с точкой, шестнадцатые;
3класс – шестнадцатые, сочетание восьмых с шестнадцатыми;
4класс – пунктирный ритм, триоль, синкопа;
5класс – сочетание триоли с пунктирным ритмом; синкопы с пунктирным ритмом и сочетание всех шестнадцатых;
6-7 классы – межтактовая синкопа, слигованные ноты, пауза на сильной доле, сочетание всех рисунков
Написание мелодического диктанта с использованием изучаемых мелодических оборотов:
Подготовительный класс - поступенное движение по тетрахорду вверх и вниз, тоническое трезвучие вверх и вниз в пройденных мажорных тональностях
1класс – поступенное движение вверх и вниз, тоническое трезвучие вверх и вниз в пройденных мажорных тональностях, опевание тоники вводными ступенями;
2класс – тоническое трезвучие, вводные ступени, гармонический и мелодический миноры (верхний тетрахорд);
3класс – движение мелодии по звукам Т3\5 и его обращений, использование секвенций, гармонического и мелодического видов минора;
4класс – движение мелодии по звукам главных трезвучий лада, использование в мелодии тритонов;
5 класс – движение мелодии по звукам Д7, по звукам уменьшенного трезвучия, хроматические изменённые звуки;
6-7 -8классы - движение мелодии по звукам Д7 и его обращений, по звукам вводного септаккорда; альтерация звуков, модуляция в параллельную тональность и тональность доминанты
Письменная работа «Слуховое восприятие музыки»:
Подготовительный класс- определение лада в произведениях и размера.
1класс – определение лада: мажор, минор и переменный, метра – 2\4, 3\4, 4\4; количества фраз и предложений, их качество выразить буквами; осознать совершенную и несовершенную каденции; интервалы: 1, 2, 3, 5, 8.
2класс – ступени в тональности, интервалы в тональности, виды минорного лада, метра, пройденных интервалов: ч1-м2-б2-м3-б3-ч4-ч5-ч8 от звука, Т3\5 в мажоре и миноре, количество звеньев в секвенции
3класс – определение интервалов ранее пройденных и новых: м6-б6-м7-б7 , Т3\5 и его обращений в мажоре и миноре, видов трезвучий: Б3\5, М3\5, УМ3\5,УВ3\5;
4класс - тритоны в тональности, сочетание трезвучий главных ступеней и их обращений, автентический и плагальный обороты;
5класс – интервалы, включая тритоны и характерные, Д7, сочетание всех пройденных аккордов; в произведениях гармонический анализ отдельных фраз и предложений;
6-7-8 классы – все элементы музыкального языка в произведениях и отзвука, в произведениях гармонический анализ фраз и предложений, осознание простых и составных метров, осознание ладов народной музыки и гармонического мажора.
Письменная работа по «Теории музыки»
Построение интервалов и аккордов от звука и в тональности, а также гармонических оборотов, нахождение всех элементов музыкального языка в мелодии, инструментальная группировка в мелодии, правописание штилей, пауз, знаков альтерации, знаков сокращённой записи мелодии: репризы и вольт, определение тональности произведения или тонального плана мелодии, нахождение родственных тональностей, написание хроматической гаммы, гармонический анализ части произведения.Интонирование:
гамм в ритме, ступеней в тональности, интервалов в тональности, интервалов от звука вверх и вниз, аккордов в тональности и от звуков, диатонических и модулирующих секвенций, одноголосной мелодии наизусть, пение 2хголосной мелодии одновременно проигрывая мелодию в другом голосе, чтение мелодии с листа, пение мелодии с аккомпанементом, пение мелодии под фонограмму.
Задания на контрольных уроках
Подготовительный класс
I полугодие
Слуховое восприятие:
1.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот

Теория музыки:
1. в музыкальном диктанте обозначь тонику буквой «Т»
2. Обозначь интервалы в мелодии цифрами: 1, 2, 3.
3.Мелодию раздели на фразы цезурой и лигами. Сравни их и обозначь их буквами, выпиши схему.

Вокально – интонационные навыки:
1. спой с пульсом №141 и 149 (по 1 фразе, по 1 предложению – по цепочке)
2. Сыграй и спой выученную песенку Красева «Ёлочку» от звука «а»
II полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь тактовые черты и длительности нот

3.Определи на слух лад в произведении:
moll durdurmoll moll
Рнп «Коровушка» Качурбин «Мишка с куклой» Чайковский Детский альбом. «Вальс» Калиников «Киска» Легран.
«Шербургские зонтики»
4. Определи метр в произведении и вырази его размером:
3\4 2\4 4\4 2\4 3\4
Детская песенка.
«Чудак» Детская песенка.
«Василёк» Книппер.
«Степная кавалерийская» Полька
«Карабас» Вальс.
Теория музыки:
1. в музыкальном диктанте обозначь движение мелодии по Т3\5, по тетрахорду лигой и подпиши их
2.в ритмическом диктанте определи тональность, напиши её. Обозначь ступени римскими цифрами
3.Напиши какая тональность, если тоника и ключевые знаки будут такими?

Т Т Т Т4.Подпиши интервал цифрой:

Вокально – интонационные навыки
1.сыграй и спой определённую гамму: C, D, F, G
2.Сыграй и спой Т3\5 в определённой тональности C, D, F, G
3. Сыграй и спой выученную в течение года песенку в определённой тональности C, D, F, G (транспозиция)
1 класс
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь тактовые черты и длительности нот

3.Определи на слух лад в произведении и качество каденций:
durmoll переменный Несовершенная
каденция Совершенная
каденция
Полька «Аннушка» Рнп «Коровушка» Рнп «Травушка-муравушка» 1 предложение «Савка и Гришка» 2 предложение Красев
«Ёлочка»
4. Определи метр в произведении и вырази его размером:
2\4 3\4 4\4 2\4 3\4
Унп «Весёлые гуси»№20 Детская.
«Чудак» Книппер.
«Степная кавалерийская» Тиличеева
«Праздничная ёлочка»№18 Детская песенка «Котик»№48
Теория музыки:
1.в мелодическом диктанте обозначь лигой Т3\5 и вводные ступени римскими цифрами
2.Построй интервалы и подпиши полутоны в них:

↑м2 ↑б3 ↑б2 ↑м3 ч1 ↑ч8
Вокально – интонационные навыки
1. спой по тетради под пульс гамму G- dur и вводные ступени в размере 2/4 в ритме четверть с точкой и восьмая
2. по учебнику Лернера «Элементарное музицирование» спеть под пульс « Спят усталые игрушки» А. Островского
II полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь тактовые черты и длительности нот

3.Определи на слух лад в произведении:
moll durпеременный переменный moll
Ф.Шуберт «Вальс»
h-moll Детская песня «Чибис» М. Глинка. «Полька»
d-moll Рнп «Помню, я ещё молодушкой была» народная «Цыганочка»
4. Определи метр в произведении и вырази его размером:
3\4 2\4 4\4 2\4 3\4
«Вальс» Детская.
«Полька» Книппер.
«Степная кавалерийская» Рнп «Весёлые гуси» Вальс.
Теория музыки:
1. в №62,52,72,91,112 определи тональность и подпиши их буквами
2.в ритмическом диктанте определи тональность, обозначь её буквой. Обозначь ступени римскими цифрами
3.Подпиши интервалы и полутоны в них:

Вокально – интонационные навыки
1.сыграй и спой определённую гамму: C, D, F, G
2.Сыграй и спой Т3\5 в определённой тональности C, D, F, G
3. Сыграй и спой выученную в течение года песенку в определённой тональности C, D, F, G (транспозиция)
2класс
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант в a-moll гармонического вида:

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот

3.Определи на слух лад в произведении и вид a-moll по гамме:
переменный переменный a-moll a-moll a-moll
Рнп
«Ах, улица» Унп
«Ехал казак» гармонический мелодический натуральный
4. Определи и запиши ступени в a-moll гармонического вида
(3 проигрывания):

5. Определи и запиши интервалы в a-moll гармонического вида
(3 проигрывания):

Теория музыки:
1. в №34,35 определи тональность и вид лада (Металлиди «Сочиняем, играем и поём» 2 класс)
2. По ключевым знакам определи тональность и подпиши её буквами(С, Д, F, G,a):

3.Подпиши интервалы и полутоны в них:

ч4 б3 ч5 б2 м3 м2 ч1 ч8
Вокально – интонационные навыки
1.сыграй и спой гамму в a-moll гармонического, мелодического. натурального видов.
2. спой выученный №120 под пульс
II полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь тактовые черты и длительности нот

3.Определи на слух лад и его вид по гамме и в произведении:
Moll мелодический durMoll гармонический переменный moll мелодический
h-moll B-durg-moll Кабалевский «То берёзка, то рябина» Песня
«Звёзды»
4. Определи метр в произведении и вырази его размером:
4\4 3\4 2\4 3\4 2\4
Шостакович
«Марш» Стрибогг
«Вальс петушков» Александров
Новогодняя полька» Моцарт
«Менуэт»
d-moll Штейбельт «Адажио»
5. Определи интервалы и трезвучия от разных звуков:
б3 М3\5 ч4Б3\5 м2ч8 УВ3\5 м3 ч5 УМ3\5
Теория музыки:
1. в №190,№267, №262,№250,№227 определи тональность и подпиши их буквами, укажи вид минора
2.Построй от звука «d»↑м3, от «g»↓ч4, от «cis»↓ч5, от «g»↓б2, от «а»↑м2
3. Построй от звука «g»↑М3\5, от «f»↓Б35, от «d»↓М3\5, от «а»↑Б3\5
Вокально – интонационные навыки
1.спеть гамму «g-moll»гармонического, мелодического, натурального видов
2. спой выученную мелодию №269 наизусть с пульсом
3.сыграй её в «a, d, g, h, e-moll»
3класс
I полугодие (лист преподавателя)
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант:

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот:

3.Определи на слух лад в произведении, вид каденций:
переменный moll мелодический durсовершенная каденция несовершенная каденция
Рнп «Калинка» Перселл «Ария»
с.43 №60 Дебюсси
«Маленький негритёнок»
С.29 №39 С.27 №35 Русская народная песня
Боккерини «Менуэт» с.29 №40-1 предложение
4. Определи и запиши интервалы от звука:
ч5 ч8 ч4б7м6Теория музыки:
1. Напиши гамму е-moll гармонического вида
2.Подпиши данные интервалы и сделай их обращение:

3.Во что обращается?
м3→ч5→м7→ум7→ув4→б6→ч8→
4. Определи тональность произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
№1 - G-dur№19 – C-dur№20 – e-moll
Вокально – интонационные навыки
1. спеть гамму d-moll гармонического вида или e-moll мелодического вида
2. №46 по 2хголосию: 1 голос - играть, 2 голос – петь.
ШАБЛОН
3класс
I полугодие
3класс
Ф.И._____________________
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант:

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот:

3.Определи на слух лад в произведении, вид каденций:
4. Определи и запиши интервалы от звука:
Оценка по «Слуховому восприятию»
3класс
I полугодие Ф.И._____________________
Теория музыки:
1. Напиши гамму е-moll гармонического вида

2.Подпиши данные интервалы и сделай их обращение:

3.Во что обращается?
м3→ч5→м7→ум7→ув4→б6→ч8→
4. Определи тональность произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
№1 - №19 – №20 –
Оценка по «Теории музыки»
II полугодие (лист преподавателя)
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот

3.Определи на слух лад в произведении и вид moll по гамме:
moll мелодический moll гармонический durпеременный moll гармонический
d moll мелодический e moll гармонический B durРнп «Помню я ещё молодушкой была» Бетховен «Лёгкая соната» f moll III часть
(с.43 №59)
4. Определи и запиши метр в произведениях:
3\4 3\8 4\4 2\4 3\8
Старинный вальс «На сопках Манчжурии» Красев «Летний вальс» Хачатурян «Адажио»
с.9 Глинка Полька
d moll Леви «Маленький вальс» с.11
5. Определи и запиши интервалы и аккорды:
ч4М3\5 ч8 Б6ч5 М4\6 б3 УВ3\5 м2М6Теория музыки:
1. Напиши гамму:
1 вариант – d-moll гармонического вида и аккорды
t3\5 - t6 - s3\5 - t4\6 - D3\5 - 3t;
2 вариант – h-moll гармонического вида и аккорды
t3\5 - t6 - s3\5 - t4\6 - D3\5 - 3t
2.Построй от звуков интервалы и сделай их обращение:
От звука «g»↑м3; от звука «cis»↓ч4; от звука «f»↓м2.
3.Подпиши данные аккорды:

М3\5 М4\6 Б3\5 М6 УВ3\5 УМ3\5
Вокально – интонационные навыки:
1.Спеть гаммы A-dur и fis-moll определённого вида
2. Спеть дуэтом 2хголосный №62
ШАБЛОН
3 класс
II полугодие
3 класс
II полугодие
Ф.И.______________________
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот

3.Определи на слух лад в произведении и вид moll по гамме:
4. Определи и запиши метр в произведениях:
5. Определи и запиши интервалы и аккорды:
Оценка по «Слуховому восприятию»
Шаблоны для ритмического разрезного диктанта I полугодия




Шаблоны для ритмического разрезного диктанта II полугодия





Шаблоны для мелодического диктанта I полугодия II типа



Шаблоны для мелодического диктанта I полугодия III типа





Шаблоны для мелодического диктанта II полугодия III типа






Шаблоны для мелодического диктанта II полугодия II типа






Шаблон для 3 класса по теории музыки
3 класс
II полугодие
Ф.И.____________________
Теория музыки:
1. Напиши гамму:
1 вариант – d-moll гармонического вида и аккорды
t3\5 - t6 - s3\5 - t4\6 - D3\5 - 3t;

2 вариант – h-moll гармонического вида и аккорды
t3\5 - t6 - s3\5 - t4\6 - D3\5 - 3t

2.Построй от звуков интервалы и сделай их обращение:
От звука «g»↑м3; от звука «cis»↓ч4; от звука «f»↓м2.

3.Подпиши данные аккорды:

Оценка по «Теории музыки»
4класс (лист преподавателя)
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант: 6-8 проигрываний, 20-30 минут

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот: 6-8 проигрываний, 10-15 минут

3.Определи на слух ступени в тональности A-dur: 3 проигрывания всю последовательность

4. Определи и запиши интервалы от звука «d»: 3 проигрывания каждый интервал

5.Определи и запиши аккорды в тональности d-moll: 3-5 проигрываний в зависимости от подготовленности группы

Теория музыки:
1. Напиши гамму d-moll гармонического вида
2.Построй и разреши тритоны в d-moll гармонического вида
3.Построй в d-moll гармонического вида аккорды: t3\5-t6-s3\5 –K4\6-D3\5-3t
4. Определи и подпиши данные аккорды:

М6 Б3\5 М4\6 УМ3\5 УВ3\5 Б3\5 Б6
Вокально – интонационные навыки
1. Спеть гаммы и аккордовую последовательность: E, cis натуральный, гармонический, мелодический, t3\5-t6-s3\5-K4\6-D3\5-3t
2. №386- петь под пульс 2хголосие.

ШАБЛОН
4класс
I полугодие
Ф.И.____________________
4класс
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант:

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот:

3.Определи на слух ступени в A-dur:

4. Определи и запиши интервалы в A-dur:

5.Определи и запиши аккорды в d-moll:

Оценка по «Слуховому восприятию»
Ф.И._______________________
4класс
I полугодие
Теория музыки:
1. 1. Напиши гамму d-moll гармонического вида

2.Построй и разреши тритоны в d-moll гармонического вида

3.Построй в d-moll гармонического вида аккорды: t3\5-t6-s3\5 –K4\6-D3\5-3t

4. Определи и подпиши данные аккорды:

Оценка по «Теории музыки»
II полугодие (лист преподавателя)
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант: 6-8 проигрываний за 20-30 минут

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот (6-8 проигрываний за 20 минут)

3.Определи метр в произведении и вырази его размером:
3\4 2\4 4\4 2\4 3\8
Гречанинов
«В разлуки»
С.84-Форт. игра Майкапар«Шуточка» Хачатурян
«Адажио» Рахманинов «Полька»
d-moll Красев «Летний вальс»
4. Запиши аккорды от звука «d» - 3проигрывания каждый
УМ3\5 Б4\6 Д7УВ3\5 М65. Определи и запиши интервалы и аккорды в g-moll гармонического вида: 5 проигрыванийt3\5 t6 s3\5 ув4→б6Д7→t3 ум5→t3Место для формулы.Теория музыки:
1. Построить: от звука «f»↑м6; от звука «d»↓М3\5; отзвука «e»↑б7; от звука «fis»↓ч5; от звука «es»↑Б3\5
2.В тональности f-moll гармонического вида построить:
t3\5 - t6 - s3\5 - t4\6 - D7 - t3
3. Мелодию ритмического диктанта разделить на фразы и предложения, схему выписать, сделать вывод по форме строения.

4.В тональности B-dur построить и разрешить интервалы: м7 – ч5 – б2 – м3
V V IV VII
Вокально – интонационные навыки
1.№499- петь под аккомпанемент.
2. петь последовательность c отклонениями по образцу:d-moll.
3.петь модулирующую последовательность по образцу: А-Е
ШАБЛОН
4 класс
II полугодие
Ф.И.__________________________
4 класс
II полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.Запиши ритм мелодии на одном звуке

3. Определи метр в произведении и вырази его размером:
4. Запиши аккорды от звука «d»
5. Определи и запиши интервалы и аккорды в g-moll гармоническом:
Оценка по «Слуховому восприятию»
Ф.И.__________________________
4 класс
II полугодие
Теория музыки:
1. Построить: от звука «f»↑м6; от звука «d»↓М3\5; отзвука «e»↑б7; от звука «fis»↓ч5; от звука «es»↑Б3\5

2.В тональности f-moll гармонического вида построить:
t3\5 - t6 - s3\5 - t4\6 - D7 - t3

3. Мелодию ритмического диктанта разделить на фразы и предложения, схему выписать, сделать вывод по форме строения.
4.В тональности B-dur построить и разрешить интервалы: м7 – ч5 – б2 – м3
V V IV VII

Оценка по «Теории музыки»
Шаблоны для мелодического диктанта I полугодия II типа




Шаблоны для мелодического диктанта I полугодия III типа




Шаблоны для ритмического разрезного диктанта I полугодия




Шаблоны для ритмического разрезного диктанта II полугодия



Шаблоны для мелодического диктанта II полугодия II типа



Шаблоны для мелодического диктанта II полугодия III типа


5класс (лист преподавателя)
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант: 6-8 проигрываний, 20-30 минут

2.ритмический диктант: просчитай данную мелодию, расставь длительности нот: 6-8 проигрываний, 10-15 минут

3. Определи и запиши нотами и обозначениями интервалы в тональности h-moll гармонического вида: 5 проигрываний всей последовательности в медленном темпе

4.Определи и запиши нотами и обозначениями аккорды в тональности с – moll гармонического вида: 3-5 проигрываний в зависимости от подготовленности группы

Теория музыки:
1. Обозначь данные аккорды в тональности g-moll гармонического вида:

t3\5 D6 t3\5 s3\5 t6 D4\6 t6 t4\6 D3\5 ум3\5 t3
2. Обозначь данные интервалы и разреши их в тональности g-moll гармонического вида:

Ув4 ув2 ум5 ум7
3.мелодию ритмического диктанта раздели на фразы и предложения, выпиши схему и сделай вывод по форме строения. Обозначь качество каденций.

а б а1а2 к.н. к.с. – период повторного строения
4. Определи и подпиши данные аккорды:

М4\6 М3\5 Б4\6 Ув3\5 М3\5 Д7 М4\6 Ум3\5
Вокально – интонационные навыки
1. спеть гамму с-moll гармонический в ритме в размере 6\8.
2. спеть последовательность аккордов на сопоставление: с- Еs
3. спеть мелодию песни «Чайка» под аккомпанемент по функциональному его обозначению.
4. «Солнце скрылось за горою»- 2 голос петь, а 1 голос – играть
ШАБЛОН
5класс
I полугодие
Ф.И._______________________
5класс
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант:

2.ритмический диктант: запиши ритм данной мелодии


3.Определи на слух интервалы в тональности h-moll гармонического вида и запиши их нотами, под нотным станом запиши их обозначения:

4. Определи и запиши нотами и обозначениями аккорды в тональности с – moll гармонического вида:
Оценка по «Слуховому восприятию»
Ф.И.________________________________
5класс
I полугодие
Теория музыки:
1. Обозначь данные аккорды в тональности g-moll гармонического вида:

2. Обозначь данные интервалы и разреши их в тональности g-moll гармонического вида:

3.мелодию ритмического диктанта раздели на фразы и предложения, выпиши схему и сделай вывод по форме строения. Обозначь качество каденций.

4. Определи и подпиши данные аккорды:

Оценка по «Теории музыки»
II полугодие (лист преподавателя)
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант: 6-8 проигрываний за 20-30 минут

2.ритмический диктант: просчитай мелодию, запиши ритмический рисунок на одном звуке (6-8 проигрываний за 20 минут)

3.Определи ступени в тональности D-dur, запиши их нотами и ступенями:

I V III VI VII I IV II I
4. Определи аккорды и интервалы, если неверные, то вычеркни (3 проигрывания каждого элемента)

5. Определи, какой оборот используется, и отметь его: 3 проигрывания

Т3\5 S4\6 D6 T3\5 K4\6 D7 T3
Работа по «Теории музыки»
Ученика 5 класса фортепианного отделения
Ф.И.____________________
1. Определить тональность данной мелодии, обозначить её буквенно:

2. В этой мелодии обозначить выделенные интервалы и аккорды:
3. Мелодию первого задания разделить на фразы и предложения. Выписать схему строения в рамку и сделать вывод по форме строения ( в другой рамке):
=

4.Постройте последовательность аккордов в тональности мелодии из первого задания:

5.Расшифруйте и зашифруйте эстрадное обозначение аккордов:

6. Исправьте ошибки в построениях:

7. Определите аккорды и подпишите их:

8.Просчитайте и расставьте тактовые черты, перепишите мелодию в инструментальной группировке:

Оценка за работу:
Подпись проверяющего преподавателя:
Вокально – интонационные навыки
1. Спеть гамму в ритме
2. В этой тональности спеть ступени в ритме
3. Спеть интервально-аккордовую последовательность в тональности
4. Спеть интервалы и аккорды от звука вверх или вниз
5. Спеть одноголосную мелодию (можно под аккомпанемент по буквенному обозначению)
6. Спеть двухголосие в дуэте с фортепиано

Примерная трудность заданий:
1. Спеть гамму c-moll гармонического вида в ритме:

2. Спеть аккордовую последовательность на сопоставление тональностей c-Es:

3. Спеть интервалы и аккорды от звука «с» вверх:

4. Спеть песню «So this is love» Дэйвида, Хофмана, Ливингстона под аккомпанемент:
5. Спеть 2 голос со словами в песне Блантера «Солнце скрылось за горами», а 1 голос – играть:

ШАБЛОН
5 класс II полугодие
Ф.И.________________________________________
5 класс
II полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант

2.Запиши ритм мелодии на одном звуке

3.Определи ступени в тональности D-dur, запиши их нотами и ступенями:

4. Определи аккорды и интервалы, если неверные, то вычеркни:
ч4Б4\6 М6м3 ум5 Б4\6 б6М6УВ3\5 ч8
5. Определи, какой оборот используется, и отметь его:
а) T3\5-D6-T3\5-T6-K4\6-D7-T3
б) T3\5-S4\6-D6-T3\5-K4\6-D7-T3
в) T3\5-D4\6-T3\5-S3-K4\6-D7-T3
Оценка по «Слуховому восприятию»
Шаблоны для мелодического диктанта I полугодия II типа 5 класса




Шаблоны для мелодического диктанта I полугодия III типа 5 класса





Шаблоны для ритмического разрезного диктанта I полугодия 5 класса




Шаблоны для мелодического диктанта II полугодия III типа 5 класса






Шаблоны для мелодического диктанта II полугодия II типа5 класса






Шаблоны для ритмического разрезного диктанта II полугодия 5 класса






6класс (лист преподавателя)
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант: 6-8 проигрываний, 20-30 минут

2.ритмический диктант должен быть записан на доске или выдан шаблон для работы: просчитай данную мелодию, расставь тактовые черты и длительности нот: 6-8 проигрываний, 10-15 минут


Шаблон для учащихся
6класс
I полугодие
Ф.И._____________________________
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант:

2.ритмический диктант


Оценка:
Дата написания:
Подпись проверяющего преподавателя:
Шаблон для диктанта II типа
6 класс I полугодие




Шаблон для диктанта III типа (разрезной)
6 класс I полугодие




6класс, I полугодие
Контрольная работа по теории музыки
Ф.И.________________________
1. Определить данные аккорды, их тональность и разрешить их:

2.В тональности h-moll гармонического вида построить:

t3\5 D3\4 t6 s3\5

D2 t6 t3\5 УМVII t3\5
3. Определить данные интервалы и разрешить их в g-moll:

Оценка:
Дата написания:
Роспись проверяющего преподавателя:
6 класс (лист преподавателя)
II полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант: 8-10 проигрываний, время написания 20-30 минут

Диктанты II и III типа смотри в шаблонах

2.Ритмический диктант: 1тип – запиши ритм на «нитке», 2 тип – просчитай и оформи ритмический рисунок, 3 тип – разрезной (смотри в шаблонах)

3. Определи лад по звукоряду от звука «с»:
Moll мелодический Dur пентатоника Durгармонический Moll натуральный Moll пентатоника
4. Определи лад в произведении: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф.Романюк. Москва «Владос», 2003
с.47№66
Эшпай «Татарская песня» с.80№130 Чайковский «Мелодия» С.43№61 Чайковский «Баркарола» С.46№64 Шереметьев «Я вас любил» С.43№60 Перселл Ария
Dur пентатоника Durгармонический Moll мелодический Durгармонический Moll гармонический
5. Определи метр в произведении и вырази его определённым размером: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф.Романюк. Москва «Владос», 2003
С.9№6 Хачатурян. Андантино С.11№9 Леви. Маленький вальс С.8№4 Шуберт Немецкий танец С.6№2 Васильев. В классическом роде С.13№11 Американская народная песня
4\4 3\8 3\4 2\4 6\8
6. Определи интервалы от звука «d»:
ум5 ч4б6ум7б3
7.Определи интервалы от звука «d»:
Д3\4 Ув3\5 Д2М6УМVII7
8. Слуховой гармонический анализ: с.49№126 Шуберт. Соната A-durаккорды Т3\5 Д3\4 Т6Т3\5 Д5\6 Д7Т3\5
бас I II III I VII V I
Ф.И.______________________________
6 класс II полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант:
2.Ритмический диктант: 1тип – запиши ритм на «нитке», 2 тип – просчитай и оформи ритмический рисунок, 3 тип – разрезной. Форму написание преподаватель выбирает сам.
________________________________________________________________

3. Определи лад по звукоряду от звука «с»:
4. Определи лад в произведении:
5. Определи метр в произведении и вырази его определённым размером:
6. Определи интервалы от звука «d»:
7.Определи интервалы от звука «d»:
8. Слуховой гармонический анализ: с.49№126 Шуберт. Соната A-durаккорды бас Оценка:
Дата написания:
Подпись проверяющего преподавателя:
Шаблон для мелодического диктанта II типа





Шаблон для мелодического диктанта III типа




Шаблон для ритмического разрезного диктанта





6 класс
II полугодие
Ф.И._____________________________
Теория музыки:
1. Построй dur и moll пентатоники от звука «g»:

2. Определи тональность, обозначь буквенно и подпиши интервалы в двухголосной мелодии:

3. Подпиши данные аккорды:

4.Определи тональность, найди и обозначь квадратной скобкой движение мелодии по звукам различных аккордов, выдели их и обозначь:

5. Построить модулирующую последовательность аккордов из c-moll в f-moll:

t3\5 D3\4 t6 s3\5 K4\6 D7 t4\6 D7 к

S3\5 s6=t6 t3\5 УМVII7 D5\6 t3\5
Оценка:
Дата написания:
Подпись проверяющего преподавателя:
7класс (лист преподавателя)
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант: 8-10 проигрываний, 20-30 минут

2.ритмический диктант должен быть записан на доске или выдан шаблон для работы: просчитай данную мелодию, расставь тактовые черты и длительности нот: 6-8 проигрываний, 10-15 минут

3. Определи лад по звукоряду от звука «d»:
moll -г dur - г moll - пентатоника moll - м moll - н4. Определи лад в произведении: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
С.54 №79
Бизе
Хабанера C .43№61
Чайковский
Баркарола С. 48№69
Свиридов
Парень с гармошкой С.46№65
Чайковский
Сцена письма С.60№90
Бородин Хор половецких девушек
переменный: moll - durmoll - м dur пентатоника dur - г moll -г
5. Определи метр в произведении и вырази его размером: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
с.23№28
Гендель
Пассакальяс.23№27
Шопен
Мазурка с.13№12
Глинка Вальс с.11№8
Майкапар Мимолётное
видение с.6№2
Васильев
В классическом роде
4\4 3\4 6\8 3\8 2\4
6. Определи и запиши нотами и обозначениями интервалы в тональности с-moll гармонического вида: 5 проигрываний всей последовательности в медленном темпе

7.Определи и запиши нотами и обозначениями аккорды в тональности с – moll гармонического вида: 3-5 проигрываний в зависимости от подготовленности группы
t3\5 S3\5 D2 t6 t3\5 S4\6 УМVII7 D5\6 t3\5
8.Определи интервалы и аккорды от звука «d»:
Д3\4 ум7ч5 Ув3\5 Б4\6 Д2М6УМVII7 ум4м3
9.Слуховой гармонический анализ: Моцарт Соната G-dur. I часть – с.54 №136
T3\5 D3\4 D5\6 T3\5 S3\5 T6 D3\4 T3\5 D6 T3\5 S6 K4\6 D7 T3\5
Шаблон для работы по Слуховому восприятию
7класс Ф.И.______________________________
I полугодие
Слуховое восприятие:
1. музыкальный диктант I типа:

2.ритмический диктант:

3. Определи лад по звукоряду от звука «d»:
4. Определи лад в произведении: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
5. Определи метр в произведении и вырази его размером: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
6. Определи и запиши нотами и обозначениями интервалы в тональности с-moll гармонического вида:
7.Определи и запиши нотами и обозначениями аккорды в тональности с – moll гармонического вида:
8.Определи интервалы и аккорды от звука «d»:
9.Слуховой гармонический анализ: Моцарт Соната G-dur. I часть – с.54 №136
Оценка:
Дата написания:
Подпись проверяющего преподавателя:
Шаблон мелодического диктанта II типа 1 полугодие




Шаблон мелодического диктанта III типа 1 полугодие




7 класс Ф.И._________________________________________
1 полугодие
Теория музыки
1.Напиши родственные тональности к As-dur и b-moll:
2. Напиши хроматическую гамму Es-dur и fis-moll:

3. Обозначь данные интервалы и разреши их в тональности, в которых они встречаются:

4. Напиши знаки альтерации, соответствующие данным аккордам:
5.Определи начальную и конечную тональность мелодии, запиши её в инструментальной группировке:


Дата написания:
Дата проверки:
Оценка:
Подпись проверяющих преподавателей:
5.В тональности g-moll разреши характерные интервалы:

6.Выдели скобкой и обозначь в мелодии движение по звукам аккордов:

7.Сделай гармонический анализ данного предложения:

8. Определи тональный план мелодии, раздели на фразы и предложения, сделай вывод по форме строения:




9.Данную мелодию запиши в инструментальной группировке:

10. Переведи и напиши:
moderato скоро presto тяжело adagio В темпе польки rite nuteнежно Alla turkey расширяя Дата написания:
Дата проверки:
Оценка:
Подпись проверяющих:
Работа по «Теории музыки»
на итоговой аттестации
Ученика 7 класса фортепианного отделения
Бугримова Егора
Преподаватель Таран М.М.
1.Напищите гамму, параллельную gis-moll, гармонического вида:

2.Превратите данный консонанс в диссонанс и разрешите его в мажоре и миноре:

3. Поставьте необходимые знаки альтерации и разрешите в соответствующие тональности:

4. Постройте данный гармонический оборот в h-moll гармонического вида:

5. Напишите родственные тональности к g-moll:
6. Определите начальную и конечную тональность в модулирующем периоде К. М. Вебера «Немецкий танец». Отметьте скобкой и подпишите движение мелодии по звукам аккордов:

7. Определите тональность мелодии, найдите, выпишите и разрешите тритоны:

8.Напишите хроматическую гамму F-dur:

9. Переведите и напишите:
Allegro con brio тяжело Lento оживлённо Sostenuteнежно cantabile ускоряя Piu mosso Внезапно громко 10.Проанализируйте и подпишите аккорды в произведении Глюка «Орфей»:


Дата написания:
Дата проверки:
Оценка:
Подпись проверяющих преподавателей:
Слуховое восприятие на итоговой аттестации в 7 классе
(лист преподавателя)
1. Определить в произведении размер, расставить тактовые чёрточки, оформить ритмический рисунок (5 проигрываний)

2. Определить лад по звукоряду от звука «с»: по 2 проигрывания

moll мелодический фригийский dur гармонический moll пентатоника лидийский
3. Определи лад в произведении(1 проигрывание): Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
С.46 №64
Шереметьев «Я вас любил» C .43№61
Чайковский
Баркарола С. 47№66
Эшпай «Татарская песня» С.54№65
Бизе
«Хабанера» С.60№90
Бородин Хор половецких девушек
dur гармонический moll - м dur пентатоника переменный
moll –г- durdur -г
4. Определи метр в произведении и вырази его размером: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
с.177 Сонаты Моцарта
III часть «Турецкое Рондо» с.9№6
Хачатурян «Андантино» с.166 Сонаты Моцарта
Iчасть «Тема вариаций» с.11№8
Майкапар Мимолётное
видение с.23№27
Шопен «Мазурка»
2\4 4\4 6\8 3\8 3\4
5. Определи интервалы в тональности e-mollгармонического вида:

м6ум5 м3 б6б6ув4б66.Определи аккорды от звука «с»: играть по 2 раза
Б6Д2Ув3\5 Д3\4 УмVII7
7. Допиши 2 голос к данной мелодии Покраса «Москва майская»:

Слуховое восприятие
на итоговой аттестации по сольфеджио
ученицы фортепианного отделения 7 класса
Аврамова Дарья
Преподаватель Таран М.М.
1. Определить в произведении размер, расставить тактовые чёрточки, оформить ритмический рисунок (5 проигрываний)

2. Определить лад по звукоряду от звука «с»:
3. Определить лад в произведении:
4. Определи метр в произведении и вырази его размером:
5. Определи интервалы в тональности e-mollгармонического вида:

6.Определи аккорды от звука «с»:
7. Допиши 2 голос к данной мелодии Покраса «Москва майская»:

Оценка:
Дата написания работы:
Дата проверки работы:
Подпись проверяющих преподавателей:
Подборка диктантов на итоговой аттестации по сольфеджио
1. диктант писали в 1987году:

2. диктант писали в 1999году:

3. диктант писали в 2010году:

4. диктант писали в 2013году:

5. диктант писали в 2003году:
Шаблоны диктантов II типа
Диктант№1





Диктант№2





Диктант№3





Диктант№4




Диктант №5





Шаблоны диктантов III типа
Диктант№1




Диктант №2





Диктант №3





Диктант№4





Диктант №5




Билет №1
1.Спеть 2 голос в гамме Es-dur, при этом 1 голос - играть:

2. Спеть в Es-dur последовательность ступеней в ритме:

3. Спеть по стрелке в Es-dur последовательность интервалов и аккордов:

4. Спеть по «цепочке» последовательность интервалов и аккордов от звука «es» (стрелка указывает направление):

5. Спеть 2 голос, а 1 - сыграть в «Колыбельной» И. Брамса:

6. Спеть «Колыбельную» Шеринга под аккомпанемент или фонограмму:

7. Чтение с листа №
Билет №2
1. Спеть гамму H-dur гармоническую в ритме:

2. В H-dur гармонического вида спеть последовательность ступеней в ритме:

3. В H-dur гармонического вида спеть последовательность интервалов и аккордов:

4. От звука «с» по цепочке (стрелка-направление) спеть интервалы и аккорды:

5. Спеть наизусть мелодию русской народной песни «Живёт моя отрада» под фонограмму: 1 куплет нотами, 2 куплет - со словами.
6.Спеть 2 голос, а 1 голос сыграть в песне А.Островского «Спят усталые игрушки»:

7. Чтение с листа №
Билет №3
1.Спеть гамму gis-moll гармоническую встречным движением:

2. В gis-moll гармонического вида спеть последовательность ступеней в ритме:


3.В gis-moll гармонического вида спеть последовательность интервалов и аккордов по стрелке:

4. от звука «а» спеть интервалы и аккорды вверх:

5.Спеть романс А.Варламова на слова А.Фета «На заре ты её не буди» под аккомпанемент:
6. В русской народной песне «Колыбельная» спеть 2 голос, а 1 голос сыграть:

7. Чтение с листа №
8 класс – профориентационный
I полугодие
Слуховое восприятие
(Лист преподавателя)
1. Определить ступени в тональности B-dur:

2. Определить интервальную последовательность в тональности g-moll:

3. Определить аккорды в тональности g-moll гармонического вида:

4. Определить интервалы и аккорды вне тональности: Д3\4 – М6 – ув2 – ч4-УВ3\5-Д2 – УМVII7-ум7-ч5- Б4\6.

5. Определить лад по звукоряду от звука «с»: по 2 проигрывания

moll мелодический фригийский dur гармонический moll пентатоника лидийский
6. Определи лад в произведении(1 проигрывание): Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
С.46 №64
Шереметьев «Я вас любил» C .43№61
Чайковский
Баркарола С. 47№66
Эшпай «Татарская песня» С.54№65
Бизе
«Хабанера» С.60№90
Бородин Хор половецких девушек
dur гармонический moll - м dur пентатоника переменный
moll –г- durdur -г
7. Определи метр в произведении и вырази его размером: Хрестоматия по слуховому анализу, составитель А.Ф. Романюк, Москва, «Владос», 2003
с.177 Сонаты Моцарта
III часть «Турецкое Рондо» с.9№6
Хачатурян «Андантино» с.166 Сонаты Моцарта
Iчасть «Тема вариаций» с.11№8
Майкапар Мимолётное
видение с.23№27
Шопен «Мазурка»
2\4 4\4 6\8 3\8 3\4
8.Мелодический диктант:
9. Напиши 2 голос в двухголосной мелодии:

8 класс – профориентационный
Слуховое восприятие I полугодие
Ф.И.___________________________________
1. Определить ступени в тональности B-dur:

2. Определить интервальную последовательность в тональности g-moll:

3. Определить аккорды в тональности g-moll гармонического вида:

4. Определить интервалы и аккорды вне тональности:
5. Определить лад по звукоряду от звука «с»: по 2 проигрывания
6. Определи лад в произведении:
7. Определи метр в произведении и вырази его размером:
8.Мелодический диктант:

9. Напиши 2 голос в двухголосной мелодии:

Оценка:
Дата написания:
Роспись проверяющего преподавателя:
8 класс – профориентационный
I полугодие
Ф.И.__________________________________________
Теория музыки
1. Построить хроматическую гамму B-dur:

2. Написать тональности I степени родства к F-dur и g-moll:
F-dur g-moll 3. Построить и разрешить все большие сексты в fis- moll:

4. Построить и разрешить все характерные интервалы в H-dur:

5. Построить и разрешить все пройденные аккорды на II ступени в F-dur:

6. Построить и разрешить ум5 вверх от звука «е», ув4 вверх от звука «g»:

7. Построить и разрешить МVII7 вверх от звука «d» , УМVII7 вниз отзвука «с»:

8.Построить цепочку интервалов и аккордов, начав её от звука «g»:↑Б6, ↓Д7,↑б7, ↓б6, ↑Д5\6, ↓Б4\6, ↑УМ3\5, ↓ч4, ↑МVII7, ↓ум4:


10. Гармонический анализ:


Оценка:
Дата написания:
Роспись проверяющего преподавателя:
Интонирование:
1. Спеть гамму H-dur гармонического вида вверх, h-moll натурального вида вниз.
2. Спеть ступеневую последовательность в тональности H-dur гармонического вида: VII-↑VIг-↓III-↑II-↓IV-↓II-V-↑I
3.Спеть интервальную последовательность в тональности Е- dur:
м6-ум5-ум4-м3-б6-ум7-ч5-м6-ув2-ч4
III- II -III -III- I- VII - I- VI- VIг-V
4. Спеть аккордовую последовательность в тональности cis-moll: t6-D2-t6-D3\4-t3\5-s4\6-УМVII7-D5\6-t3\5
5. Построить и разрешить от звука «е»↑Д2; от звука «а» ↓УВ3\5; от звука «d»↑МVII7
6. Примерная трудность: Г. Фридкин. «Чтение с листа» №306
II полугодие
Слуховое восприятие
(Лист преподавателя)
1. Определить ступени в тональности А-dur: 2 проигрывания в умеренном темпе

2. Определить интервалы и аккорды в f-moll: 2 проигрывания

3.Слуховой гармонический анализ произведения: 5 проигрыванийВ. Лукомской «Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио» Л.»Музыка» 1983, с.58 №144 Ф. Шуберт. Соната G-dur, ч.IV
Ступени
баса I VII I II I IV V V I
Аккорды t3\5 D5\6 t3\5 D3\4 t3\5 S3\5 K4\6 D7 t3\5
4. Одноголосный диктант: из сборника Н.А.Римского – Корсакова (8-10 проигрываний)

5. Допиши 2 голос: 6-8 проигрыванийВ.А.Моцарт Вариации

8 класс – профориентационный
Слуховое восприятие II полугодие
Ф.И.___________________________________
1. Определить ступени в тональности А-dur:

2.Определить интервалы и аккорды в f-moll:

3.Слуховой гармонический анализ произведения:
Ступени баса Аккорды 4. Одноголосный диктант: из сборника Н.А.Римского – Корсакова (8-10 проигрываний)

5. Допиши 2 голос: 6-8 проигрыванийВ.А.Моцарт Вариации

Оценка:
Подпись проверяющего преподавателя:
8 класс – профориентационный
II полугодие
Ф.И.__________________________________________
Теория музыки
1. Построить и разрешить ум.5 ↑ от звука «f» и разрешить её в 8 тональностей с использованием энгармонической замены одного из звуков.

2. Построить и разрешить ув.5 ↑ от звука «d»;
ум.4↓ от звука «с»;
ум.7↑ от звука «f»;
ув.2↓ от звука «а»


3. Построить б.3 ↑ от звука «е» и разрешить во все возможные тональности:

4.Построить и разрешить:
УВ.3\5↑от звука «е»
МVII7↓ от звука «с»
II5\6(малый минорный)
Список учебно-методической литературы
Учебники и учебные пособия
1.А белян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. «Советский композитор»,1982
2.Вейс П.Ступеньки в музыке. Пособие по сольфеджио для подготовительного и первого класса ДМШ. М. «Советский композитор», 1987
3. Вейс П.Музыкальный букварь. Пособие по сольфеджио для первого класса ДМШ. М. «Музыка», 1969
4.Давыдова Е., Запорожец С. Музыкальная грамота. В.1. М. «Музыка»,1969
5.Кончаловская Н.Нотная азбука. М. «Малыш», 1978
6.Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. Ленинград. «Музыка», 1989
7.Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Учебное пособие для младших классов ДШИ. Ленинград «Музыка», 1979
8.Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Учебное пособие для дошкольной группы ДМШ. Санкт-Петербург «Композитор», 1999
Рабочая тетрадь
1.Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М. «Престо», 2010-2013
2.Первозванская Т. Сольфеджио на пять. Рабочая тетрадь. 1-класс.СПб.Санкт-Петербург «Композитор», 2010-2013
Пособия по теории музыки
1. Амазарян А., Даниленко Г. Сольфеджио без проблем. Учебное пособие для учащихся1-4 классов и их родителей. СПб, Люмьер, 2008.
2. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. 1 и 2 части. СПб «Композитор» Санкт-Петербург, 2001.
Сборники диктантов
1. Долматов Н. Музыкальный диктант. М. «Музыка»,1972.
2.Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДШИ. Ленинград «Музыка»,1981.
3.Новицкая Н. Музыкальные диктанты для ДМШ и ДШИ. СПб. «Композитор» Санкт-Петербург,2007.
4.Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М. «Музыка»,1981.

Приложенные файлы

Добавить комментарий