Разработка урока по изучению ЯП Паскаль — Занятие 1. Операторы ввода, вывода, присваивания


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

1

Занятие 1. Операторы ввода, вывода, присваивания

Понятие
п
еременной

Это центральное в любом языке программирования. Для описания переменной (величины,
которая изменяется в процессе работы программы) следует указать имя переменной, ее тип и значение.
Следуе
т соблюдать следующий принцип: ©Использовать переменную можно лишь тогда, когда
она
описана и
ей присвоено некоторое значениеª. Это позволит Вам избежать многочисленных ошибок в
работе программ.

Величина



это объект, который имеет имя и значение определен
ного типа.

Константа



это

постоянная величина, значение которой не изменяется в процессе работы
программы. Значение константы определяет сам программист.

Переменная



величина, которая в
процессе выполнения программы может менять свое значение по необходи
мости.

Команда присваивания

используется для изменения значений переменных. В языке Паскаль
эта команда обозначается так:

<имя переменной>:=<выражение>

При этом значение выражения из правой части команды
присваивания заменяет текущее значение переменной и
з левой части.
Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной.

Пример:

а:=2;
b
:=8;

S
:=а+
b
;

После выполненных последовательно данных трех команд
переменная
S

принимает значение равное 10.

Команды вывода на экран тек
ста или (и) значения переменны
х

WRITE

( );

-

выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же
строке.

WRITELN

( );

-

выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор
переходит в начало следующей строки экрана.

В качестве параметров в круглы
х скобках может быть указан текст сообщения (текст
записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой
нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.

Команда
WRITELN
;

без параметров только переводит

курсор в начало следующей строки
экрана.

Примеры

Writeln
('Мне

16

лет');


На экране появится: Мне 16 лет

a
:=11;

Writeln
('Я учусь в ', а,' классе');

На экране появится: Я учусь в
11 классе

х:=3;у:=6;

Writeln
(х+у,' рублей');


На экране появится: 9 рублей

Есл
и в одной команде выводится несколько чисел подряд, то чтобы числа не сливались в одну
строку, необходимо выводить между ними пробел ' ' или указывать количество позиций выделяемых
под это число.

Пример

а:=1;
b
:=2; с:=3;

Writeln

(а,
b
, с);

Writeln
(а,' ',
b

,' ', с);

Writeln
(
a
:3,
b
:3,
c
:3);

{Число, указанное после двоеточия, (в нашем примере это 3) обозначает количество позиций
выделяемых под вывод значения переменной. Если переменная занимает меньше позиций, то в
оставшихся позициях перед значением переменн
ой выводятся пробелы}


2

На экране появится:

123

1 2 3


1 2 3

Структура программы

Program

<имя программы>;

Const

<имя константы>=<ее значение>;

Var

<имя переменной>: <тип переменной>;

Begin


выполняемые команды
�;

End
.

Заголовок

Раздел описания констант

Раз
дел описания переменных

Начало программы

Раздел операторов (команд) или тело программы

Конец программы

Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы,
состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не
допускается использование
символов точки, запятой, пробела.

В разделе описания переменных перечисляются через запятую имена переменных одного типа,
после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных, переменные другого типа записываются
аналогично
после точки с запятой.

В разделе операторов задаются действия над объектами программы, введенными в разделе
описаний. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой.

Для того чтобы текст программы был понятен не только программисту, кот
оры
й ее написал, но и
любому человеку, ее читающему, в тексте программы можно использовать комментарий
-

текст,
который не влияет на работу программы и не выводится на экран при ее запуске. Комментарии
записываются в фигурных скобках в любой части программы.

Задача.

Найти сумму двух чисел

Program

N1;

Var

а,
b
:
Integer
;




{переменные а и
b

целого типа}

S
:
Longint
;




{переменная
S

типа длинное целое}

Ве
gin

а:=7;


{присваивание значения первому числу а}

b
:=4;


{присваивание значения второму числу
b
}

S
:=а+
b
;


ычисление суммы
S

чисел а и
b
}

{вывод результата работы программы на экран}

Writeln

(' сумма ', а ,' и ',
b

,' равна ',
S
);

End
.

К
о
манда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во
время работы
программы

READ

( ); или
READLN

( );

-

считываются

п
еречисленные в скобках переменные значения,
введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения
вводились через пробел, то после ввода следует нажать E
nter
.

В качестве параметров в круглых скобках через запятую ука
зываются имена переменных,
значения которых считываются.

При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );

Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с
информацией о том, что именно нужно вве
сти.

Пример.

Запросить с клавиатуры значение переменной а.

Var

a : Integer;



Write

(‘a=’);

Readln
(а);


3

На экране появится
а=

и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры
целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.

Для
того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы (
Alt
+
F
5) после
запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед
End
.
записывается команда
Readln
; (Программа ждет нажатия
Enter
).

Задача
. Найти произведение двух чи
сел.

Program
N2;

Var

a, b :
Integer
;


p:
Longint
;

Begin

Writeln
('
Введите

два

числа

');

Readln
(
а
,b);

р
:=
а
*b;

Writeln

(' произведение ', а ,' и ',
b

,' равно', р);

Readln
;

End
.

Упражнения

1. Какие зна
чения приобретут переменные а,
b

и с после выполнения
след
ующих операторов, если начальные значения а=1,
b
=2, с=39. Как
изменится результат, если в приведенном фрагменте последний
оператор переставить на первое место?

a:=b;

b
:=
c
;

c
:=
a
;


2. Сколько строчек появится на экране? Что в них будет отображено?

х:=2; у:=
3;

Write
(х);
Write
(х*х:3);

Writeln(х*х*х:3);
Write
(
y
);

Writeln
(у*у:3);
Writeln
(у*у*у:3);


3. Что выведется на экран?

а:=12;
b
:=7;

Writeln
(' Разность ', а ,' и ',
b

,' равна ', а
-
b
);


4. Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе.

Запишите п
рограмму без ошибок.

Program Task 8;

Var a; b; c: Integer;

Begin

Writeln

(' Введите число', а);

Readln(a)


4

b=5

c:=ab;

Writeln
(‘ произведение ’
a

и
b

’ равно ’,
S
);

Readln
(
a
);

End


5. Пусть х=2, у=3. Напишите оператор печати текста ©2+3=5ª, используя
только дв
е переменные х и у.


6. Найдите формулу, вычисляемую программой:

Program

Test
3;

Var a,b,c:integer;

{
коэффициенты
}

d
,
e
:
integer
;


{промежуточные переменные}

х:
integer
;

{аргумент}

r
:
integer
;

{результат}

Begin

Write

('Введите коэффициенты');

Readln

(а,
b
,с);

Write

('Введите значение аргумента');

Readln
(
x
);

d:=a*x*x;

e:=b*x;


{*}

r:=d+e+c;

Write

('результат=',г:5);

Readln
;


End
.

Что будет получено, если в операторе, отмеченном звездочкой, вместо
операции умножения (*) использовать операцию деления (/)?

Задачи

1. Найти значение переменной
X
, если Х=(а+(
d
-
12
)*
3)*
(
c
-
5*
k
),

а значение переменных а,
d
, с,
k

задаются с клавиатуры.


2
. Написать программу вывода на экран лесенкой трех последовательно идущих трехзначных
чисел. Первое число вводит пользователь, остальные
вычисляются в программе.

213




101

214


или


102

215




103


3. Составить программу, которая запрашивает у пользователя два целых числа и выводит квадрат
суммы (а+
b
)
2

и сумму квадратов а
2
+
b
2

этих чисел. Пример работы программы (данные, введенные
пользов
ателем, выделены полужирным шрифтом):

Введите два числа

а=
5

b
=
2

квадрат суммы 3

и 2 равен 25

сумма квадратов 3 и 2 равна 13


Приложенные файлы

Добавить комментарий